Любители джаза с нетерпением ждали
третьего воскресенья текущего месяца, чтобы вновь насладиться встречей с
музыкантами Ташкентского джаз-клуба им. Сергея Гилёва и его гостями. После
долгих переговоров руководства Ташкентского джаз-клуба была получена
рекомендация Главного Управления культуры и спорта г. Ташкента о проведении
очередного заседания Ташкентского джаз-клуба в Доме фотографии. После затяжного
перерыва 20 11 16 распахнулись двери для поклонников лёгкой музыки. Верные
неутомимые слушатели, под дождем и снегом приехавшие на 135-ое заседание
Ташкентского джаз-клуба, согрели своим дыханием и горячими аплодисментами
просторный центральный выставочный зал, где пейзажные фотоэкспонаты Владимира
Гончаренко «Мгновения света и красок» создали особый позитивный настрой для
музыкантов разных возрастов и направлений.
В программе приняли участие ветераны
джаза: «В джазе только дедушки» (рук. Булат Мустаев); саксофонист Герат
Исанбаев; руководитель ансамбля из Бухары «Шёлковый путь» Обид Джумаев;
ансамбль Республиканского специализированного музыкального академического лицея
им. В. Успенского (рук. Алина Алибекова); джаз-ансамбль Республиканского
эстрадно-циркового колледжа под руководством Виктора Курницкого; гости
программы - молодой ансамбль «Айволф» с новой программой, в которой прозвучали
блюзовые композиции разных лет.
Зрители тепло принимали выступления
дебютантов: студентки РСМАЛ им. Глиэра, бывшей ученицы Алины Алибековой,
пианистки Назимы Абдурашидовой, исполнившей джазовую композицию А. Набиева «Сайил», и учащейся вокального отделения СМАЛ им. В. Успенского
- Наврузы Мамараджановой, исполнившей композиции «Wondeful» и «I Will Survive» в сопровождении ансамбля из «Успенки».
Обид Джумаев (рояль) из Бухары вместе с
ташкентским ударником Тахиром Умурзаковым исполнили традиционный и современный
джаз: из репертуаров Оскара Питерсона, Манфреда Шмитца.
Виктор Курницкий вместе со своим смешанным
ансамблем из второкурсников и третьекурсников РЭЦК представил на суд слушателей
блюзовые обработки европейских и узбекских классиков: Э. Григ. «Сольвейг», знаменитый
«Караван» Хуана Тизола из репертуара великого Дюка Эллингтона, обработку
популярной песни Энмарка Салихова «Кыз-бола», собственную аранжировку
хорезмского танца.
Оба молодёжных ансамбля имеют давние
традиции. В 1995 году в Республиканской средней специальной школе-интернате
имени В. Успенского был организован джазовый клуб «Фестиваль». Арт-директором
интерклуба, а также детской студии «Дорога к джазу» являлся неутомимый
пропагандист джазового искусства, талантливый музыкант и педагог Василий
Упоров. Эстафету воспитания нового поколения артистов успешно взяли на себя
Алина Алибекова и Виктор Курницкий. Их воспитанники сегодня с молодым задором и
свежестью восприятия несут в массы
культуру музыкального искусства, обогащая духовный мир не только своих
сверстников, но и старшее поколение.
Семидесятилетний юбиляр Булат Мустаев
вместе со своим ансамблем «В джазе только дедушки» исполнил программные вещи из
их классического репертуара: «Тень твоей улыбки» (Джонни Мандела), «Опавшие
листья» (Жозеф Косма), «Си-Джем-Блюз» (Дюк Эллингтон), заводная, ритмически
разнообразная «Текилла». Богатую палитру неувядающих мелодий расцвечивали
своими импровизациями Булат Мустаев (саксофон-тенор), Владимир Сафаров (рояль),
Рамиль Исанбаев (бас-гитара), Зиёд Абдуллаев (ударные инструменты).
Герат Исамбаев, как всегда, порадовал
публику своими импровизациями на саксофоне. У него пока нет живого аккомпанемента,
он, образно говоря, успешно «сыгрался» с музыкантами-аккомпаниаторами, записанными на флешке.
Гости джаз-клуба – молодой сплочённый
ансамбль с громким названием «IWALF» в составе ударника
Джанибека, двух гитаристов – Саши и Кона и вокалистки Софии – образовался в
2014 году. В современном джазе много разных направлений. Руководитель Кон
рассказал, на чём построена их программа:
- Мы опираемся на
творчество блюзовых и новейших музыкантов, поэтому пока ещё мы не можем точно
определить свой стиль и шутя называем его «New sensitivity». Мы охотно играем на разных концертных площадках. О наших выступлениях
можно узнать на facebook : «IWALF».
В перерыве между номерами В.А. Сафаров
обучал слушателей искусству «синкопы» - хлопать в ладоши на неударных звуках
(слабых долях такта), чтобы овациями не сбивать из ритма джаз-музыкантов во
время их исполнения.
На каждом собрании ташкентского джаз-клуба
посетители наряду с прослушиванием джаз-композиций имеют возможность
познакомиться с отдельными страницами истории джаза. Так и в этот раз знаток
джаза Александр Мендельсон рассказал о двух легендарных классических джазменах,
которых в своё время называли близнецами-братьями - это Зут Симс (Zoot Sims,
1925-1985) и Эл Кон (Al Cohn, 1925 - 1988) - и предоставил возможность послушать их дуэт в цифровой записи и оценить
высочайший класс американских музыкантов.
Зут Симс – знаменитый американский джазовый саксофонист, известный по работе в
биг-бендах Бенни Гудмана, Вуди Германа, Стэна Кентона, Арти Шоу и других. Симс
вырос в музыкальной семье, он научился играть на барабанах, как и на кларнете в
раннем возрасте. Он создал одно из своих самых живучих музыкальных отношений в
1950-х годах с другим тенор-саксофонистом Элом Коном.
«Эти два тенора настолько дополняли друг друга, - рассказывает Александр Мендельсон, - что часто было трудно отличить их друг от друга!». Зут Симс играл в бэнде Гудмана в 1962 году в турне по Советскому Союзу. Бэнд Гудмана дал три концерта в Ташкенте, ветераны джаза Узбекистана помнят его блестящие импровизации. На фото программа концерта Б.Гудмана в Ташкенте с автографом Зут Симса (из архива В.Сафарова). "Он всегда звучал вдохновенно, - рассказывал Александр Мендельсон, - И хотя его стиль не изменился после начала 1950-х годов, энтузиазм Zoo и творческий рост никогда не уменьшался".
«Эти два тенора настолько дополняли друг друга, - рассказывает Александр Мендельсон, - что часто было трудно отличить их друг от друга!». Зут Симс играл в бэнде Гудмана в 1962 году в турне по Советскому Союзу. Бэнд Гудмана дал три концерта в Ташкенте, ветераны джаза Узбекистана помнят его блестящие импровизации. На фото программа концерта Б.Гудмана в Ташкенте с автографом Зут Симса (из архива В.Сафарова). "Он всегда звучал вдохновенно, - рассказывал Александр Мендельсон, - И хотя его стиль не изменился после начала 1950-х годов, энтузиазм Zoo и творческий рост никогда не уменьшался".
Эл Кон, известный тенор-саксофонист и аранжировщик, один из участников знаменитого
«второго стада» оркестра Вуди Германа. В 1981 году аранжировал
музыку Дюка Эллингтона для бродвейского шоу Sophisticated Ladies. В середине
80-х годов некоторое время играл в оркестре Вуди Германа, автор нескольких
известных композиций.
Мудрецы на Востоке говорят: «Вы не знаете,
как отличить суеверие от веры? Вот вам определения: быть суеверным означает
думать, что можно собрать урожай там, где не посеял; истинная вера, напротив, -
это знать, что после того, как посеял, соберёшь урожай, в этой жизни или в
другой, или через своих детей. Итак, это очень просто. Если в благоприятный
период вы сеете хорошие семена в плодородную почву, они прорастают и растут.
Возможно, некоторые из них пропадут, но большинство вырастет и принесёт плоды. Столько
людей, которые никогда не работали в области интеллектуальной, эмоциональной
или физической и надеются собрать урожай. А когда они констатируют свою
неудачу, они кричат о несправедливости людей или судьбы. Но кто виноват? Те,
кто сеют и сажают, никогда не бывают разочарованы. Если у нас есть истинная
вера, мы никогда не разочаровываемся. Те, кто разочаровался, ожидали
невозможных урожаев, в некотором смысле, были суеверны».
Век джаза, рождённого в начале прошлого
столетия, успешно продолжается благодаря вере людей в нравственно-духовную
культуру джаза наряду с классическим искусством оперной и симфонической музыки.
Пятнадцать лет собирается Джаз-клуб имени Сергея Гилёва в ТДФ. Меняется состав
ансамблей, к сожалению, уходят в иной мир старейшие ветераны джаза. На смену им
приходят молодые музыканты. Таким образом, неизбежно сохраняется
преемственность культуры исполнения и восприятия лёгкой импровизационной
музыки, которая победоносно начала своё шествие в Узбекистане на первом
Ташкентском фестивале джазовой музыки (1968) около полувека назад. Нынешнее
собрание в Ташкентском джаз-клубе, где бережно чтят память о первопроходцах
джаза и дают возможность проявить себя на джазовом поприще молодым музыкантам и
певцам, как нельзя убедительно звучат слова ведущего - президента Ташкентского
джаз-клуба В.А.Сафарова: «Джаз - это не просто музыка, это
состояние души, образ жизни, это то, что будет актуально и востребовано
всегда».
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий