вторник, 22 ноября 2016 г.

Джаз вернулся в Ташкентский дом фотографии




  Любители джаза с нетерпением ждали третьего воскресенья текущего месяца, чтобы вновь насладиться встречей с музыкантами Ташкентского джаз-клуба им. Сергея Гилёва и его гостями. После долгих переговоров руководства Ташкентского джаз-клуба была получена рекомендация Главного Управления культуры и спорта г. Ташкента о проведении очередного заседания Ташкентского джаз-клуба в Доме фотографии. После затяжного перерыва 20 11 16 распахнулись двери для поклонников лёгкой музыки. Верные неутомимые слушатели, под дождем и снегом приехавшие на 135-ое заседание Ташкентского джаз-клуба, согрели своим дыханием и горячими аплодисментами просторный центральный выставочный зал, где пейзажные фотоэкспонаты Владимира Гончаренко «Мгновения света и красок» создали особый позитивный настрой для музыкантов разных возрастов и направлений.






В программе приняли участие ветераны джаза: «В джазе только дедушки» (рук. Булат Мустаев); саксофонист Герат Исанбаев; руководитель ансамбля из Бухары «Шёлковый путь» Обид Джумаев; ансамбль Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. В. Успенского (рук. Алина Алибекова); джаз-ансамбль Республиканского эстрадно-циркового колледжа под руководством Виктора Курницкого; гости программы - молодой ансамбль «Айволф» с новой программой, в которой прозвучали блюзовые композиции разных лет.


Зрители тепло принимали выступления дебютантов: студентки РСМАЛ им. Глиэра, бывшей ученицы Алины Алибековой, пианистки Назимы Абдурашидовой, исполнившей джазовую композицию А. Набиева «Сайил», и учащейся вокального отделения СМАЛ им. В. Успенского - Наврузы Мамараджановой, исполнившей композиции «Wondeful» и «I Will Survive» в сопровождении ансамбля из «Успенки».








Обид Джумаев (рояль) из Бухары вместе с ташкентским ударником Тахиром Умурзаковым исполнили традиционный и современный джаз: из репертуаров Оскара Питерсона, Манфреда Шмитца.

Виктор Курницкий вместе со своим смешанным ансамблем из второкурсников и третьекурсников РЭЦК представил на суд слушателей блюзовые обработки европейских и узбекских классиков: Э. Григ. «Сольвейг», знаменитый «Караван» Хуана Тизола из репертуара великого Дюка Эллингтона, обработку популярной песни Энмарка Салихова «Кыз-бола», собственную аранжировку хорезмского танца.
Оба молодёжных ансамбля имеют давние традиции. В 1995 году в Республиканской средней специальной школе-интернате имени В. Успенского был организован джазовый клуб «Фестиваль». Арт-директором интерклуба, а также детской студии «Дорога к джазу» являлся неутомимый пропагандист джазового искусства, талантливый музыкант и педагог Василий Упоров. Эстафету воспитания нового поколения артистов успешно взяли на себя Алина Алибекова и Виктор Курницкий. Их воспитанники сегодня с молодым задором и свежестью восприятия несут в массы  культуру музыкального искусства, обогащая духовный мир не только своих сверстников, но и старшее поколение.

Семидесятилетний юбиляр Булат Мустаев вместе со своим ансамблем «В джазе только дедушки» исполнил программные вещи из их классического репертуара: «Тень твоей улыбки» (Джонни Мандела), «Опавшие листья» (Жозеф Косма), «Си-Джем-Блюз» (Дюк Эллингтон), заводная, ритмически разнообразная «Текилла». Богатую палитру неувядающих мелодий расцвечивали своими импровизациями Булат Мустаев (саксофон-тенор), Владимир Сафаров (рояль), Рамиль Исанбаев (бас-гитара), Зиёд Абдуллаев (ударные инструменты).

Герат Исамбаев, как всегда, порадовал публику своими импровизациями на саксофоне. У него пока нет живого аккомпанемента, он, образно говоря, успешно «сыгрался» с музыкантами-аккомпаниаторами,  записанными на флешке.
Гости джаз-клуба – молодой сплочённый ансамбль с громким названием «IWALF» в составе ударника Джанибека, двух гитаристов – Саши и Кона и вокалистки Софии – образовался в 2014 году. В современном джазе много разных направлений. Руководитель Кон рассказал, на чём построена их программа:
- Мы опираемся на творчество блюзовых и новейших музыкантов, поэтому пока ещё мы не можем точно определить свой стиль и шутя называем его «New sensitivity». Мы охотно играем на разных концертных площадках. О наших выступлениях можно узнать на facebook : «IWALF».
В перерыве между номерами В.А. Сафаров обучал слушателей искусству «синкопы» - хлопать в ладоши на неударных звуках (слабых долях такта), чтобы овациями не сбивать из ритма джаз-музыкантов во время их исполнения.

На каждом собрании ташкентского джаз-клуба посетители наряду с прослушиванием джаз-композиций имеют возможность познакомиться с отдельными страницами истории джаза. Так и в этот раз знаток джаза Александр Мендельсон рассказал о двух легендарных классических джазменах, которых в своё время называли близнецами-братьями - это Зут Симс (Zoot Sims, 1925-1985) и Эл Кон (Al Cohn, 1925 - 1988) - и предоставил возможность послушать их дуэт в цифровой записи и оценить высочайший класс американских музыкантов.


Зут Симс – знаменитый американский джазовый саксофонист, известный по работе в биг-бендах Бенни Гудмана, Вуди Германа, Стэна Кентона, Арти Шоу и других. Симс вырос в музыкальной семье, он научился играть на барабанах, как и на кларнете в раннем возрасте. Он создал одно из своих самых живучих музыкальных отношений в 1950-х годах с другим тенор-саксофонистом Элом Коном.
«Эти два тенора настолько дополняли друг друга, - рассказывает Александр Мендельсон, - что часто было трудно отличить их друг от друга!». Зут Симс играл в бэнде  Гудмана в 1962 году в турне по Советскому Союзу. Бэнд Гудмана дал три концерта в Ташкенте, ветераны джаза Узбекистана помнят его блестящие импровизации. На фото программа концерта Б.Гудмана в Ташкенте с автографом Зут Симса (из архива В.Сафарова). "Он всегда звучал вдохновенно, - рассказывал Александр Мендельсон, - И хотя его стиль не изменился после начала 1950-х годов, энтузиазм Zoo и творческий рост никогда не уменьшался".

Эл Кон, известный тенор-саксофонист и аранжировщик, один из участников знаменитого «второго стада» оркестра Вуди Германа. В 1981 году аранжировал музыку Дюка Эллингтона для бродвейского шоу Sophisticated Ladies. В середине 80-х годов некоторое время играл в оркестре Вуди Германа, автор нескольких известных композиций.
                                             
Мудрецы на Востоке говорят: «Вы не знаете, как отличить суеверие от веры? Вот вам определения: быть суеверным означает думать, что можно собрать урожай там, где не посеял; истинная вера, напротив, - это знать, что после того, как посеял, соберёшь урожай, в этой жизни или в другой, или через своих детей. Итак, это очень просто. Если в благоприятный период вы сеете хорошие семена в плодородную почву, они прорастают и растут. Возможно, некоторые из них пропадут, но большинство вырастет и принесёт плоды. Столько людей, которые никогда не работали в области интеллектуальной, эмоциональной или физической и надеются собрать урожай. А когда они констатируют свою неудачу, они кричат о несправедливости людей или судьбы. Но кто виноват? Те, кто сеют и сажают, никогда не бывают разочарованы. Если у нас есть истинная вера, мы никогда не разочаровываемся. Те, кто разочаровался, ожидали невозможных урожаев, в некотором смысле, были суеверны».



Век джаза, рождённого в начале прошлого столетия, успешно продолжается благодаря вере людей в нравственно-духовную культуру джаза наряду с классическим искусством оперной и симфонической музыки. Пятнадцать лет собирается Джаз-клуб имени Сергея Гилёва в ТДФ. Меняется состав ансамблей, к сожалению, уходят в иной мир старейшие ветераны джаза. На смену им приходят молодые музыканты. Таким образом, неизбежно сохраняется преемственность культуры исполнения и восприятия лёгкой импровизационной музыки, которая победоносно начала своё шествие в Узбекистане на первом Ташкентском фестивале джазовой музыки (1968) около полувека назад. Нынешнее собрание в Ташкентском джаз-клубе, где бережно чтят память о первопроходцах джаза и дают возможность проявить себя на джазовом поприще молодым музыкантам и певцам, как нельзя убедительно звучат слова ведущего - президента Ташкентского джаз-клуба В.А.Сафарова: «Джаз - это не просто музыка, это состояние души, образ жизни, это то, что будет актуально и востребовано всегда».


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий