Тему очередной творческой встречи с интересными людьми в
Ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте 7 февраля 2019 г. подсказала его
общественный директор Альбина Витольдовна Маркевич: «Любите ли вы театр так,
как люблю его я?» (В.Г. Белинский).
В дружеской задушевной беседе приняли
участие блистательные ведущие: Ирина Кепанова и Елена Кузнецова;
активисты-ахматовцы: Евгений Веагалас, Альмира Чембарисова, Татьяна Грушина,
Мухаббат Алимова, автор этих строк; гости «Мангалочьего дворика Анны
Ахматовой»: известный ташкентский бард Александр Курцев со своим внуком Яриком
и режиссёр, сценарист, писатель Джасур Ильхамович Исхаков вместе со своей
женой, радиорежиссёром и журналистом Мастурой Абдурахимовной. На встрече
присутствовали молодые курсанты РЦНК в Ташкенте, любители поэзии «серебряного
века», литературы, музыки и театра.
Всех покорило исполнение деда Александра с внуком Яриком
«Аргентинского танго» и других классических джазовых произведений под гитарный
аккомпанемент семейного дуэта. Этот музыкальный номер создал удивительно
тёплую, по-семейному уютную атмосферу вечера.
Елена Альбертовна Кузнецова, в недавнем прошлом
руководитель самодеятельного школьного театра «Золотой ключик», рассказала о
нравственном значении многожанрового по своей природе театра в воспитании
детей-подростков. Ирина Вячеславовна Кепанова от имени А.В. Маркевич рассказала
о её многолетней дружбе со студенческих лет во время заочной учёбы в
Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина с
ведущим актёром Большого драматического театра и позднее, театра им. Моссовета —
народным артистом РСФСР — Сергеем Юрским. На следующий день, 8 февраля 2019 г.,
к нашей всеобщей скорби, народный артист РСФСР Сергей Юрский (1935-2019) на 84-м
году жизни умер от остановки сердца.
Из рассказа И. Кепановой ахматовцы и их гости узнали, что
Альбине Маркевич довелось лично общаться со многими другими её кумирами —
Владимиром Высоцким, Георгием Дмитриевым, Владимиром Рецептором… Каждый из этих
театральных артистов оставил неизгладимый след в её творческой биографии и
нашёл своё достойное место в её книге воспоминаний «Грани памяти». Ирина Кепанова также рассказала историю и
современные будни кукольного театра в Ташкенте. Она пожелала всем присутствующим успеть посмотреть его
спектакли, так как театр скоро закроется надолго, в связи с капитальным
ремонтом.
Главными гостями, конечно, была супружеская чета Исхаковых.
Драматург, кинорежиссёр, лауреат Государственной премии Республики Узбекистан,
Джасур Ильхамович Исхаков, родился в 1947 году в Ташкенте. С детства занимался
кино, снимал любительские фильмы, мультипликацию. Получал различные призы на
кинофестивалях. После окончания школы учился на архитектурном факультете, но
вскоре перешёл в Ташкентский театрально-художественный институт на факультет
режиссуры. Работал в кино редактором, ассистентом и вторым режиссёром. После
службы в армии был принят на Высшие курсы режиссёров и сценаристов в Москве. По
сценариям Д.И. Исхакова снято более сорока документальных фильмов, шесть
мультипликационных картин, десятки сюжетов для сатирического киножурнала. По его
сценариям были сняты художественные фильмы: "Ясные ключи", "В стремнине
бешеной реки", "Прощай, зелень лета!..", "Шок",
"С любовью и болью", "Взлёт разрешается". Следующие фильмы
он как режиссёр-постановщик снял по своим сценариям: "Останься!..", "Проклятие
золотого коня", "Охота для настоящих мужчин", фильм-сказка
"Приключения в стране Чатранга", "День истины". Он автор
многих театральных пьес, рассказов и песен. Из его восьми пьес четыре
поставлены в театрах Ташкента. В 2017 г. вышла книга Д. Исхакова «Сны о старом
Ташкенте». В 2018 году вышла биографическая книга его супруги и соратницы
Мастуры Исхаковой «Я открываю новую страницу…».
Вот что о рассказал о театре и о себе Д.И. Исхаков на
творческой встрече со своими поклонниками:
— Многие
кинематографисты относятся к театру несколько пренебрежительно. Я окончил
Театрально-художественный институт имени А.Н. Островского, воспитавший во мне
особое непредвзятое, трепетное отношение к театру. Я работаю в кино, но к
искусству театра у меня особое отношение. Живая связь между зрителями и
актёрами, сопричастность к происходящему действию во время спектакля — одно из
самых ценных и удивительных чувств. Готовый фильм – это нечто застывшее, его
уже нельзя переделать. А в театре спектакль каждый раз рождается как бы в
первый раз на ваших глазах. Недаром существует словосочетание: «Игра актёров», когда зритель становится
полноценным участником этой игры. Когда актёр (я имею в виду хороших актёров!)
переживает что-либо – радость ли, горе, — он проносит это через своё сердце. И зритель
сопереживает вместе с ним. И очень большое значение имеет импровизация в театре.
Если говорить кратко, театр — это живой организм. Кино также имеет свои огромные
плюсы: это крупные планы, динамика камеры, качественный звук, монтаж и многое
другое.
Драматург, кинорежиссёр Джасур Исхаков, искренне
приветствовал собрание любителей литературы «серебряного века» в уютном
помещении Ахматовского музея. Для него это стало знаком того, что в нашей
стремительной жизни с ускоренными технологиями, фаст-фудом, борьбой за уютное
место под солнцем, в бешеной погоне за благами есть уголок для выражения внутренней,
не показной духовности и потребности людей наслаждаться литературой и
искусством, насыщаться свежим горным воздухом.
Он рассказал, как в наш город в семидесятые годы прошлого
столетия приезжала Людмила Голубкина в поисках улицы и дома, где жил её отец,
поэт Владимир Луговской, в годы войны. Ни старинный дом, ни Жуковская улица не
сохранились в заново отстроенном мегаполисе после разрушительного землетрясения
1966 года. Л. Голубкина рассказала Джасуру, что её отец при жизни очень часто
вспоминал Ташкент, приютивший во время Второй мировой войны 1,5 млн беженцев, в
числе которых был цвет научной и творческой интеллигенции. Старожилы Ташкента
среди них помнят Анну Ахматову и её близкое окружение — Лидию Чуковскую,
Надежду Мандельштам, Алексея Толстого, Ксению Некрасову, Николая Тихонова,
Фаину Раневскую и многих других выходцев из России, Украины, Белоруссии.
— Я думаю, что над
Ташкентом висит некая аура доброты, гостеприимства и щедрости. И все эти
замечательные определения и эпитеты: «Ташкент – город хлебный», "Ташкент -
столица дружбы и тепла", «Солнечный Ташкент!», обращённые в разные времена
городу, появлялись не на пустом месте. Об этом надо чаще вспоминать, писать
книги и стихи, снимать фильмы, петь песни, рассказывать людям о нашем прекрасном
городе. Кстати, одна из самых популярных песен, которую знают и поют далеко за
пределами нашей страны, песня «Кашгарка».
Джасур Ильхамович поведал историю одной своей пьесы
«Мардикёр» («Наёмный работник»), поставленной в театре имени Хамзы в 1996 году.
В этой пьесе поднимается важная тема – тема человеческого одиночества. Наступает
момент, когда два одиноких человека помогают друг другу в преодолении этого
тягостного состояния души. Спектакль шёл в течение двух лет и пользовался
успехом у зрителей. Но в связи с уходом из жизни великолепной актрисы,
исполнявшей одну из главных ролей — Риммы Ахмедовой, пьесу сняли из репертуара.
Этот спектакль поразил в своё время гостившего в семье Исхаковых жителя Техаса Вейна Тёрнлей, инженера по
образованию, который впервые попал в Ташкент. Иностранец был потрясён
спектаклем, где он плакал и смеялся во время действия на сцене. Вейн не скрывал
своих слёз, когда покидал наш солнечный край, благодаря за гостеприимство и
радушие людей, принявших его как родного. Он увидел древнейшие азиатские города
— Самарканд, Бухару, Хиву. Иностранец, почти ничего не знавший об Узбекистане,
уехал в Америку с полным чувством, что в Узбекистане живут самые богатые и
счастливые люди как в материальном, так и духовном отношении. Этот частный
случай подтвердил слова К.С. Станиславского: «Театр лучшее средство для общения
народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств»1.
Творческая встреча с деятелями театра завершилась
чудесным сюрпризом: исполнением песни «Театр», которая была написана Джасуром в 1987 году! Сам автор о ней забыл. И только
благодаря Мастуре, хранительнице архивов, песня родилась как бы заново! Публика
под конец уже дружно подпевала авторам-исполнителям:
…В
полумраке зала еле различимы
Сотни
незнакомых и знакомых лиц.
Я сегодня
клоун старой пантомимы,
Почему же
слёзы падают с ресниц.
Опустели
ложи… и погасли свечи…
И опять
стою я в сквозняке кулис.
Театр –
это праздник, это смех и слёзы,
Театр –
это счастье! Театр – это жизнь!
Творческая
встреча с дорогими гостями вызвала у благодарных слушателей единодушный
возглас: «Виват, театр!». Собеседники, как близкие люди, ещё долго не могли
расстаться и благодарили организаторов Ахматовского музея за интересные встречи и чудесный вечер в кругу друзей, за
проникновенное приобщение к празднику духа!
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий