суббота, 9 февраля 2019 г.

«Любите ли вы театр так, как люблю его я?»


Тему очередной творческой встречи с интересными людьми в Ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте 7 февраля 2019 г. подсказала его общественный директор Альбина Витольдовна Маркевич: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» (В.Г. Белинский). 







В дружеской задушевной беседе приняли участие блистательные ведущие: Ирина Кепанова и Елена Кузнецова; активисты-ахматовцы: Евгений Веагалас, Альмира Чембарисова, Татьяна Грушина, Мухаббат Алимова, автор этих строк; гости «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой»: известный ташкентский бард Александр Курцев со своим внуком Яриком и режиссёр, сценарист, писатель Джасур Ильхамович Исхаков вместе со своей женой, радиорежиссёром и журналистом Мастурой Абдурахимовной. На встрече присутствовали молодые курсанты РЦНК в Ташкенте, любители поэзии «серебряного века», литературы, музыки и театра.




Всех покорило исполнение деда Александра с внуком Яриком «Аргентинского танго» и других классических джазовых произведений под гитарный аккомпанемент семейного дуэта. Этот музыкальный номер создал удивительно тёплую, по-семейному уютную атмосферу вечера.


Елена Альбертовна Кузнецова, в недавнем прошлом руководитель самодеятельного школьного театра «Золотой ключик», рассказала о нравственном значении многожанрового по своей природе театра в воспитании детей-подростков. Ирина Вячеславовна Кепанова от имени А.В. Маркевич рассказала о её многолетней дружбе со студенческих лет во время заочной учёбы в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина с ведущим актёром Большого драматического театра и позднее, театра им. Моссовета — народным артистом РСФСР — Сергеем Юрским. На следующий день, 8 февраля 2019 г., к нашей всеобщей скорби, народный артист РСФСР Сергей Юрский (1935-2019) на 84-м году жизни умер от остановки сердца.


Из рассказа И. Кепановой ахматовцы и их гости узнали, что Альбине Маркевич довелось лично общаться со многими другими её кумирами — Владимиром Высоцким, Георгием Дмитриевым, Владимиром Рецептором… Каждый из этих театральных артистов оставил неизгладимый след в её творческой биографии и нашёл своё достойное место в её книге воспоминаний «Грани памяти». Ирина Кепанова также рассказала историю и современные будни кукольного театра в Ташкенте. Она пожелала всем присутствующим успеть посмотреть его спектакли, так как театр скоро закроется надолго, в связи с капитальным ремонтом.


Главными гостями, конечно, была супружеская чета Исхаковых. Драматург, кинорежиссёр, лауреат Государственной премии Республики Узбекистан, Джасур Ильхамович Исхаков, родился в 1947 году в Ташкенте. С детства занимался кино, снимал любительские фильмы, мультипликацию. Получал различные призы на кинофестивалях. После окончания школы учился на архитектурном факультете, но вскоре перешёл в Ташкентский театрально-художественный институт на факультет режиссуры. Работал в кино редактором, ассистентом и вторым режиссёром. После службы в армии был принят на Высшие курсы режиссёров и сценаристов в Москве. По сценариям Д.И. Исхакова снято более сорока документальных фильмов, шесть мультипликационных картин, десятки сюжетов для сатирического киножурнала. По его сценариям были сняты художественные фильмы:  "Ясные ключи", "В стремнине бешеной реки", "Прощай, зелень лета!..", "Шок", "С любовью и болью", "Взлёт разрешается". Следующие фильмы он как режиссёр-постановщик снял по своим сценариям:  "Останься!..", "Проклятие золотого коня", "Охота для настоящих мужчин", фильм-сказка "Приключения в стране Чатранга", "День истины". Он автор многих театральных пьес, рассказов и песен. Из его восьми пьес четыре поставлены в театрах Ташкента. В 2017 г. вышла книга Д. Исхакова «Сны о старом Ташкенте». В 2018 году вышла биографическая книга его супруги и соратницы Мастуры Исхаковой «Я открываю новую страницу…».


Вот что о рассказал о театре и о себе Д.И. Исхаков на творческой встрече со своими поклонниками:
— Многие кинематографисты относятся к театру несколько пренебрежительно. Я окончил Театрально-художественный институт имени А.Н. Островского, воспитавший во мне особое непредвзятое, трепетное отношение к театру. Я работаю в кино, но к искусству театра у меня особое отношение. Живая связь между зрителями и актёрами, сопричастность к происходящему действию во время спектакля — одно из самых ценных и удивительных чувств. Готовый фильм – это нечто застывшее, его уже нельзя переделать. А в театре спектакль каждый раз рождается как бы в первый раз на ваших глазах. Недаром существует словосочетание:  «Игра актёров», когда зритель становится полноценным участником этой игры. Когда актёр (я имею в виду хороших актёров!) переживает что-либо – радость ли, горе,   — он проносит это через своё сердце. И зритель сопереживает вместе с ним. И очень большое значение имеет импровизация в театре. Если говорить кратко, театр — это живой организм. Кино также имеет свои огромные плюсы: это крупные планы, динамика камеры, качественный звук, монтаж и многое другое.
Драматург, кинорежиссёр Джасур Исхаков, искренне приветствовал собрание любителей литературы «серебряного века» в уютном помещении Ахматовского музея. Для него это стало знаком того, что в нашей стремительной жизни с ускоренными технологиями, фаст-фудом, борьбой за уютное место под солнцем, в бешеной погоне за благами есть уголок для выражения внутренней, не показной духовности и потребности людей наслаждаться литературой и искусством, насыщаться свежим горным воздухом.


Он рассказал, как в наш город в семидесятые годы прошлого столетия приезжала Людмила Голубкина в поисках улицы и дома, где жил её отец, поэт Владимир Луговской, в годы войны. Ни старинный дом, ни Жуковская улица не сохранились в заново отстроенном мегаполисе после разрушительного землетрясения 1966 года. Л. Голубкина рассказала Джасуру, что её отец при жизни очень часто вспоминал Ташкент, приютивший во время Второй мировой войны 1,5 млн беженцев, в числе которых был цвет научной и творческой интеллигенции. Старожилы Ташкента среди них помнят Анну Ахматову и её близкое окружение — Лидию Чуковскую, Надежду Мандельштам, Алексея Толстого, Ксению Некрасову, Николая Тихонова, Фаину Раневскую и многих других выходцев из России, Украины, Белоруссии.
Я думаю, что над Ташкентом висит некая аура доброты, гостеприимства и щедрости. И все эти замечательные определения и эпитеты: «Ташкент – город хлебный», "Ташкент - столица дружбы и тепла", «Солнечный Ташкент!», обращённые в разные времена городу, появлялись не на пустом месте. Об этом надо чаще вспоминать, писать книги и стихи, снимать фильмы, петь песни, рассказывать людям о нашем прекрасном городе. Кстати, одна из самых популярных песен, которую знают и поют далеко за пределами нашей страны, песня «Кашгарка».
Джасур Ильхамович поведал историю одной своей пьесы «Мардикёр» («Наёмный работник»), поставленной в театре имени Хамзы в 1996 году. В этой пьесе поднимается важная тема – тема человеческого одиночества. Наступает момент, когда два одиноких человека помогают друг другу в преодолении этого тягостного состояния души. Спектакль шёл в течение двух лет и пользовался успехом у зрителей. Но в связи с уходом из жизни великолепной актрисы, исполнявшей одну из главных ролей — Риммы Ахмедовой, пьесу сняли из репертуара. Этот спектакль поразил в своё время гостившего в семье Исхаковых  жителя Техаса Вейна Тёрнлей, инженера по образованию, который впервые попал в Ташкент. Иностранец был потрясён спектаклем, где он плакал и смеялся во время действия на сцене. Вейн не скрывал своих слёз, когда покидал наш солнечный край, благодаря за гостеприимство и радушие людей, принявших его как родного. Он увидел древнейшие азиатские города — Самарканд, Бухару, Хиву. Иностранец, почти ничего не знавший об Узбекистане, уехал в Америку с полным чувством, что в Узбекистане живут самые богатые и счастливые люди как в материальном, так и духовном отношении. Этот частный случай подтвердил слова К.С. Станиславского: «Театр лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств»1.



Творческая встреча с деятелями театра завершилась чудесным сюрпризом: исполнением песни «Театр», которая была написана Джасуром  в 1987 году! Сам автор о ней забыл. И только благодаря Мастуре, хранительнице архивов, песня родилась как бы заново! Публика под конец уже дружно подпевала авторам-исполнителям:

…В полумраке зала еле различимы
Сотни незнакомых и знакомых лиц.
Я сегодня клоун старой пантомимы,
Почему же слёзы падают с ресниц.
Опустели ложи… и погасли свечи…
И опять стою я в сквозняке кулис.
Театр – это праздник, это смех и слёзы,
Театр – это счастье! Театр – это жизнь!



Творческая встреча с дорогими гостями вызвала у благодарных слушателей единодушный возглас: «Виват, театр!». Собеседники, как близкие люди, ещё долго не могли расстаться и благодарили организаторов Ахматовского музея за интересные встречи и чудесный вечер в кругу друзей, за проникновенное приобщение к празднику духа!
Гуарик Багдасарова


1 Комиссаржевский В.Г. День театра. — М., 1971. С. 262


Комментариев нет:

Отправить комментарий