Восьмого февраля 2019 года утром стало известно, что ушёл из жизни на 84 году советский и российский актёр Сергей Юрский. Народный
артист России Сергей Юрский родился 16 03 1935 года в Ленинграде. После занятий
на юридическом факультете Ленинградского государственного университета и
окончания Ленинградского театрального института работал в знаменитом Большом драматическом
театре (БДТ) под руководством Георгия Товстоногова. С 1978 года жил в Москве и
работал в театре имени Моссовета. Член редколлегии «Континента». Являясь убеждённым
поклонником системы К.С. Станиславского в изложении Михаила Чехова, он создал
«АРТель АРТистов Сергея Юрского» (1992). Именно она была призвана воплотить его
давнюю мечту о создании «театра для людей». В последние годы С.
Юрский вылепил галерею блистательных театральных персонажей – от Фомы
Опискина до героев Гоголя, Ионеско, Бергмана.
Снимался в кино- и телефильмах: "Человек
ниоткуда" (режиссер — Э. Рязанов), "Крепостная актриса",
"Время — вперед!", "Республика ШКИД", "Золотой телёнок"
и "Маленькие трагедии" (режиссер — М. Швейцер), "Выбор
цели", "Место встречи изменить нельзя" (режиссёр — С. Говорухин),
"Любовь и голуби" (режиссёр — В. Меньшов), "Чернов/Chernov"
(режиссёр — С. Юрский), "Le Boneure" (пр-во Франции), "Королева
Марго" (режиссер — А. Муратов), "Охотник за черепами".
Как прозаик, он дебютировал в 1977 г.: автор нескольких книг
поэзии и прозы («Кто держит паузу», «В безвременье», «Жест», "Узнавание",
"Сюр", «Содержимое ящика», "Игра в жизнь", "Театр
Игоря Вацетиса", "Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского") и
многих повестей, рассказов, воспоминаний и публикаций по вопросам культуры в
центральных российских журналах. Его проза столь же драматична, личностна, как
и его театральные постановки. Она содержит интонацию живого человеческого
голоса, обращённого к читателям, поэтому всегда диалогична: это
тексты-высказывания, в которых информация сопряжена с оценочностью и
эмоциональностью. Здесь важно всё: построение фразы, пунктуация, сокровенная
интонация диалога, искреннее взаимопонимание и единение с читателем-другом.
Вот как рассказывает о себе Сергей Юрский:
— ...В детстве
я мечтал быть клоуном. Я и сейчас думаю,
что из всех актёрских
профессий клоун – самая абсолютная.
Тут игра ва-банк. Тут игра с огнём.
Тут очевидны победа и поражение актера.
Зал должен смеяться. Смеются – победа, не
смеются – поражение. Тут
всегда «гамбургский» счёт. В театре отношения со зрителями тоньше, сложнее и...
смутнее: зрители не смеются на комедии – можно глухо уйти в общение с партнёром
– что ж, не поняли. Мы, дескать, и не очень-то хотели вас рассмешить. Зрители
засмеялись неожиданно в драматическом месте – ну, что же, может быть, мы и задумывали тут
иронию. В театре зритель только из самого представления узнает (а иногда и не
узнает), к какой реакции его призывают актеры. При выходе клоунов зритель
заранее знает – будут смешить. Он хочет смеяться, он готов. Но всё же – заставить человека захохотать в голос
(для клоуна ведь улыбки мало) очень трудно. И здесь как дуэль на шести шагах –
или попал, или... подумать страшно[1].
В
детстве, живя вместе с родителями за кулисами Московского цирка, худруком
которого был тогда отец С. Юрского, он был свидетелем рождения Первой студии
разговорных жанров, готовившей цирковых клоунов. Будущий артист видел их занятия и экзамены. Видел мучительный
поиск клоунской маски. Видел рождение выдающегося клоуна и артиста Юрия Никулина,
учившегося в этой студии. Сергей Юрский вспоминал, сколько людей, не бездарных
и не ленивых, отсеялось, отошло от профессии, не выдержав этого чудовищного
напряжения ежедневной дуэли, прямого контакта со зрителем, потребности каждый
раз оправдать надежду – рассмешить, заставить хохотать.
Позднее,
когда С. Юрский уже увлёкся театром, —
рассказывал Маэстро, — он мечтал только
о комических ролях. Смех он считал высшей и абсолютной реакцией: «Грохнул
хохотом зрительный зал – значит, есть взаимопонимание, значит, всё правильно,
нет – значит, мимо, не удалось. Комический актер – азартная профессия. Герои
спрашивают друг друга: «Как игралось?» Комики спрашивают: «Как принимали?» У
комиков критерий более грубый и более объективный».
В профессиональном
театре и в кино Сергей Юрский начал с ролей комических, эксцентрических.
Активно использовал в ролях яркий внешний трюк, акробатику, преувеличенную
цирковую мимику.
Когда
судьба в лице Товстоногова и его рукой направила Юрского на совсем иной путь и
он стал играть лирические, а потом драматические и трагические роли, то в них он тоже искал эксцентрическое начало. Не
только потому, — считал артист, — что
совершенно без юмора, без комического оттенка не могло, на его взгляд,
существовать, вообще, ни одно театральное произведение, но еще и потому, что
ему необходимо было в любой роли периодически, хоть изредка, слышать смех в
зрительном зале. Это по-прежнему было проверкой понимания, единственным
достоверным критерием того, что зал душевно следует за ним. Только после этого
артист мог себе позволить играть серьёзную
или лирическую сцену – у него появлялась уверенность.
Так было
в Часовникове («Океан» Штейна), в Винченцо Де Преторе («Никто» Э. Де Филиппо).
Так было и в Чацком, и позднее в Эзопе («Лиса и виноград» Фигейредо), и в
Мольере («Мольер» Булгакова). Случалось, что комические штрихи теснили чисто
драматическое звучание роли. Актёр выслушивал нарекания от зрителей и критиков.
Он расстраивался и соглашался: наверное, слишком, наверное, перебрал. Но от
избранного пути к смешению жанров не отказывался – живая реакция во время
спектакля ему была дороже похвал за строгость исполнения после того, как
опустился занавес. Позднее Сергей Юрский
стал несколько иначе смотреть на эту
проблему, но это позднее. А тогда, если ему не удавалось найти в роли
комического оттенка, он считал роль проваленной, да так оно и бывало – на одной
лирической ноте актёр держаться не хотел, — искренне признавался, — и не умел:
пример тому – неудача в роли Сергея («Верю в тебя» Коростылёва).
Именно по
этому принципу Сергей Юрский строил свои
концертные программы. Они сразу стали смешением жанров, причём, в отличие от
принципа «смешанных» концертов, где «серьёзное» идет сперва, а под конец
развлечение, он почти всегда открывал концерт комическим, а в финал ставил вещи
драматические и лирические. У него, если перефразировать Ф.М. Достоевского: «Всё началось с
Пушкина...». Сергей
Юрский выступал как чтец, в общей сложности, с пятнадцатью программами
классических и современных авторов: поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама, рассказы
Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина. Залы на спектаклях, концертах, «капустниках» с
участием Юрского всегда были переполнены.
Мне посчастливилось услышать Сергея Юрского в Омском
драматическом театре 14 июля 1998 г. Он выступал с концертной
программой, посвящённой А.С. Пушкину. В программе прозвучали в исполнении
незаурядного актёра-чтеца «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений
Онегин» и сцены из «Маленьких трагедий». Действительно, с авансцены в
зал от одного исполнителя шла такая мощная энергетика звучащего
Слова, что зрители плакали, и смеялись, и вновь после оглушительных оваций
слушали артиста, затаив дыхание, словно впервые для себя открывали вечно
нового поэта во все времена – А.С. Пушкина.
Мне посчастливилось тогда же
побывать не только на литературном концерте С. Юрского, но и
на спектакле "Стулья" по пьесе Эжена Ионеско. Я
купила два «счастливых» билета – для себя и моего бывшего однокурсника Евгения
Калинина. Мой друг в то время переживал трудные времена после автоаварии,
отнявшей у него здоровье и впоследствии повлекшей безвременную кончину, о
которой я узнала в 2010 г. на юбилейной встрече с выпускниками
журфака МГУ имени М.В. Ломоносова.
В одной из своих книг "Кого люблю,
того здесь нет" С. Юрский рассказывал, как он пытался
зафиксировать на плёнке поставленный им в театре им. Моссовета
спектакль "Правда — хорошо, а счастье — лучше" с Фаиной
Раневской. Запись была отменена из-за её плохого самочувствия, и в итоге от этой
работы остались одни только воспоминания. К счастью, для нас с Женей Калининым
всё обернулось благополучно: мы посмотрели спектакль «Стулья»
"живьем" с участием в ролях: Левьё — Сергей Юрский; Лавьей — Наталья
Тенякова. Сергей Юрский вместе со своей женой, талантливой актрисой, сыграли
вместе около двух тысяч сценических
ролей и незабываемую семейную пару зрелого возраста в комедийном фильме «Любовь
и голуби» В. Меньшова.
Спектакль «Стулья» в постановке С. Юрского не
прост для восприятия. Элементы трагедии, фарса, мелодрамы сплелись в нём столь
причудливо, что не сразу настраиваешься на нужную волну, не сразу ухватываешь
стержневую идею. И тем не менее, с первой до последней минуты спектакля
зрители, как заворожённые, с напряжённым вниманием вбирали в себя происходящее
на сцене. Причина — виртуозная, блистательная игра Сергея Юрского и Натальи
Теняковой. О чём же он, этот спектакль? О старости, об одиночестве вдвоем? Да.
О любви? В какой-то степени. Но не только об этом. Как ни странно, за
нелепыми речами и эксцентричными выходками героев пьесы брезжит очень серьёзный,
чтобы не сказать — глобальный вопрос: о смысле человеческого существования.
У Ионеско герои прыгают из окон. У Юрского — уходят
вверх по лестнице. Дело не в том, что Юрский отступил от замысла
драматурга, но в принципиальной разнице этих вариантов: падение вниз, в пучину
небытия, или восхождение к чему-то неведомому. Безмолвный оратор у Юрского
также пишет на грифельной доске мелом набор
букв "ПРЩТ", который достаточно легко поддается логической
расшифровке, а Юрский на поклонах показывает табличку с "ПРЩТ" зрителям,
лишний раз подчёркивая осмысленность надписи, в то время как в пьесе Ионеско, и
это совершенно принципиальный момент: всё, что делает, пытается говорить и писать
Оратор, не имеет и не может иметь никакого смысла. В итоге, трагикомическая
история про неудачников, пребывающих в плену утешительного самообмана, выглядела не до такой степени беспросветной,
как пьеса Ионеско про стулья, на которых никто не сидит.
Спектакль у зрителей оставляет много вопросов. Об
этом мы размышляли, глядя на сцену и потом после спектакля, сидя в летнем
кафе за чашкой кофе с моим другом студенческих лет. Тогда мы ещё не
знали, что больше с ним не увидимся и не сможем поговорить по душам. В любом
случае – сделали мы вывод — этот мастерски поставленный и замечательно
сыгранный спектакль будоражит мысль и чувство, заставляет душу зрителя
трудиться… и надолго останется в нашем сознании.
Поздно вечером после спектакля для меня было
сюрпризом, наградой судьбы встретиться в фойе центральной
гостиницы, располагавшейся на набережной Иртыша, недалеко от
Омского областного драматического театра, с супружеской четой – С. Юрским
и Н. Теняковой. Сергей Юрьевич отдыхал после представления, удобно
расположившись в кресле, и отвечал лёгким поклоном на приветствия своих
фанатов, которые узнавали его и брали у него автограф. Ему было приятно
услышать от его поклонников, что он самый лучший Остап
Бендер, так как сам он, в хорошем смысле
«великий комбинатор». В тот момент я поняла, что большой талант не может принадлежать только своим близким родственникам и своему времени. Сергей Юрский останется служить всем, кто хоть однажды так или иначе прикоснулся сердцем к его творчеству. Жизнь всего мира идёт не как-нибудь, а по своим строгим законам, главный из которых, по мнению С. Юрского, это добро, разум, любовь, свобода… Светлая память «великому Комбинатору» духовного единения людей...
Гуарик Багдасарова«великий комбинатор». В тот момент я поняла, что большой талант не может принадлежать только своим близким родственникам и своему времени. Сергей Юрский останется служить всем, кто хоть однажды так или иначе прикоснулся сердцем к его творчеству. Жизнь всего мира идёт не как-нибудь, а по своим строгим законам, главный из которых, по мнению С. Юрского, это добро, разум, любовь, свобода… Светлая память «великому Комбинатору» духовного единения людей...
Комментариев нет:
Отправить комментарий