Юбилейный творческий вечер заслуженного деятеля искусств
Узбекистана
Андрея Слонима 16 февраля 2019 года надолго запомнится всем любителям
оперного искусства. Зрительный зал ГАБТ им. А. Навои был переполнен
– от партера до галёрки: публика с волнением ждала открытия занавеса
и начала концерта и периодически напоминала о себе нетерпеливым рукоплесканием.
Программа под поэтическим названием: «Святая в музыке любовь...»
вместе с торжественной частью превзошла все ожидания — наверное,
потому, что композицию вечера подготовил сам юбиляр Андрей Слоним, а
вела концерт заслуженный работник культуры Узбекистана, доцент
Инесса Гульзарова.
Необычным было уже начало вечера, когда под звуки
искрящейся
репризы увертюры к «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта сцена
заполнилась
динамичными группами героев спектаклей, поставленных
юбиляром
в разные годы. О большом и многогранном вкладе Андрея
Слонима в
развитие искусства Узбекистана проникновенно сказали
директор
ГАБТ имени А. Навои Махмуд Муминович Муратов,
художественный
руководитель театра, заслуженный деятель искусств Эльдар Азимов.
Они отметили большие творческие заслуги Андрея Евсеевича в развитии
театрального и музыкального искусства Узбекистана за 45 лет служения Мельпомене. Выступавшие
коллеги выделили его неуклонное
стремление приобщать людей к высотам настоящего искусства, молодость духа в
неустанности творческой энергии. Руководители театра пожелали юбиляру
неиссякаемых устремлений, новых достижений в искусстве и долгих лет совместной
с ними творческой деятельности.
Руководитель
Россотрудничества в Узбекистане, Советник Посольства РФ в Узбекистане В.Н.
Шулика выразил много тёплых слов в адрес юбиляра, поздравил его и наградил Почётной
грамотой МИД РФ за большой вклад в искусство Узбекистана и многостороннюю деятельность
на пути культурного и гуманитарного сотрудничества Узбекистана
и России. Министерство культуры Узбекистана и руководство Большого театра им.
А. Навои, а также Союз композиторов в Узбекистане преподнесли юбиляру
поздравительные адреса, узбекские золотошвейные халаты и другие памятные
подарки.
Ведущая концерта Инесса Гульзарова зачитала текст
поздравительной телеграммы от народной артистки России Галины Писаренко, подчеркнувшей
знаменательное совпадение юбилея Маэстро с годом Театра в России и его
безмерный вклад не только в оперное искусство нашей страны, но и России, где в
разных городах Андрей Евсеевич осуществил много интересных постановок и
проектов.
Поклонники А.Е. Слонима бурными
аплодисментами восприняли
известие
о награждении 15 февраля 2019 года режиссёра-постановщика
ГАБТа, в
связи с его юбилеем, орденом Святителя Луки (Воино-Ясенецкого) III
степени. Андрей Евсеевич горячо поблагодарил митрополита Викентия за высокую
оценку его труда. Юбиляр признался, что награждение почётным орденом,
носящим святое имя архиепископа Луки, имеет для него особо глубокий
смысл, так как владыка Лука – выдающийся медик-хирург и ярчайший
деятель церкви в начале 20-х годов прошлого века — работал в Узбекистане
и находился в добрых отношениях с дедом Андрея Евсеевича – виднейшим
медиком, профессором Моисеем Ильичом Слонимом.
Интересным и свежим предстал замысел композиции всего
концерта.
Юбиляр не
случайно назвал свой творческий вечер намеренно изменённой
фразой из
известной песни Аллы Пугачёвой «Святая В музыке любовь...». Именно в самой сердцевине
каждого оперного произведения скрыто это таинство Любви – могучей и израненной,
всесильной и ранимой. И эта могущественная сила Любви была раскрыта через серию
сцен, где исполнители не просто пели, а проживали перипетии жизни своих героев,
упивались гармонией жизни – или глубоко страдали. Центром композиции вечера
стал театр Оперы, раскрывающий характеры в единстве пения и действия. В полных театральных
обликах предстали эти герои – и они жили в пространстве, обозначенные по
замыслу автора вечера выразительными деталями сценографии и реквизита.
В программе концерта были показаны сцены из русских и
европейских
оперных спектаклей в постановке Андрея Слонима, которые
успешно
идут в настоящее время на сцене ГАБТ им. Навои. Столкнулись в
разности
страстей горячая Земфира и мятежный Алеко (С. Рахманинов. «Алеко») в
проникновенном исполнении заслуженных артистов Узбекистана: Гульшан Азизовой и Руслана Гафарова. Жили
надеждой на счастье юная Баттерфляй и её верная Судзуки (Гульнар Альджанова и
Яника Багрянская), разбрасывающие
лепестки сакуры (Дж. Пуччини. «Мадам Баттерфляй). В разных сценах из «Царской
невесты» Н. Римского-Корсакова не могли найти душевного покоя в смятениях и
столкновениях Григорий Грязной (Махмуд Рузиев), Азиза Мухамедова и Яника
Багрянская (Любаша), лукавый лекарь Бомелий (Нурмахмат Мухамедов). А юная Марфа
(Лятифе Абиева) со своей подругой Дуняшей (Рада Смирных) мечтали о прекрасном
саде, где царит покой и все та же Любовь... И явилась в своей утончённой
озлобленности на весь мир холодная, не ведающая любви Царица Ночи из «Волшебной
флейты» В.А. Моцарта в блестящем исполнении Анджелы Мухаметзяновой. Восходила к
безумию в своей жажде мести возлюбленному пылкая Сантуцца (заслуженная артистка
Узбекистана Ольга Александрова), раскрывающая одержимому злобой Альфио (Рахим
Мирзакамалов) горькую правду об измене его жены (П. Масканьи. «Сельская честь»).
Плели почти зримые гирлянды цветов в знаменитом дуэте из оперы «Лакме» (Л. Делиб)
Анастасия Юдина и Лятифе Абиева, и покоряла обольстительной силой Мюзетта из
пуччиниевской «Богемы» (Елена Шавердова). Горьким предостережением перед слепым
озлоблением прозвучал могучий и скорбный Монолог Раймонда с хором из оперы
«Лючия ди Ламмермур» Доницетти в убедительном исполнении заслуженного артиста Узбекистана
— Кирилла Борчанинова. Контрастом чувств и красок покорили Сцена и ария Ольги
из оперы «Евгений Онегин» в обаятельном исполнении Анастасии Юдиной вместе с
Надеждой Банделет-Голендер в роли Татьяны. Зрителей вновь потрясла, как впервые
на премьере, полная трагедийных перипетий сцена из «Флории Тоски» (Дж. Пуччини),
где распалённый страстью Скарпиа (Махмуд Рузиев) домогается любви прекрасной
Флории (Надежда Банделет-Голендер).
Украсили вечер тенора – Рустам Алимарданов
в арии Каварадосси из этой же оперы воспел красоту и женственность с неизменной
страстностью пылкой любви... А прекрасный мастер — народный артист Узбекистана Рамиз
Усманов блеснул исполнением неизвестной песни Куртиса, ноты которой ему подарил
в Ташкенте великий Хосе Каррерас. Эту песню, как и другую неаполитанскую —
«Катари» — он с большим чувством преподнёс юбиляру и восторженной публике,
долго аплодировавшей ему.
Своё вокальное подношение Маэстро преподнесла его воспитанница
со
студенческих лет, народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана
Муяссар
Раззакова. Выдающаяся исполнительница многих европейских и
узбекских
опер вместе с Анастасией Юдиной сыграли во всём великолепии
сцену и
арию Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Муяссар поблагодарила
своего наставника за его внимательное
чуткое отношение к ней и ко всем артистам театра и пошутила при этом: «Он не
только меня учил, как играть, но даже как петь».
Самозабвенный труд, вдохновение и излучение души постановщика
Андрея
Евсеевича Слонима читались в каждом моменте разных оперных сцен: жизнь героев
дышала правдой, прекрасно звучали голоса, выразительно пели все
солисты. Поучителен и следующий факт: почти все, кто вышел в этот вечер на
сцену, — были в разное время учениками Андрея
Слонима и по консерватории, и по ранним шагам в театральном искусстве. Разные
поколения певцов в этот знаменательный вечер предстали в лучшем виде и дали хороший
повод для глубокого осмысления самозабвенного служения в искусстве: детали сценографии,
мебели, реквизита, живой свет придали решению этого незабываемого вечера особую
утончённость и красоту.
При всём различии стилей в постановке и сценографии этих
мировых
шедевров
оперного искусства, продиктованных временем их создания,
музыкальные
спектакли объединял индивидуальный подход режиссёра
Андрея
Слонима к ним — историческая верность оригиналу и современное
прочтение
либретто музыкально-вокального сочинения. Оркестром в этот вечер дирижировали два опытных выдающихся музыканта — заслуженный
деятель искусств, лауреат Государственной премии СССР, дирижёр-композитор Анвар
Эргашев и народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов, а также представители
молодого поколения: Бобомурод Худойкулов и Азамхон Ахмедов. Конечно, в этой преемственности
мастерства дирижёрских поколений также заложен высокий смысл.
Бравурный «Марш Радецкого» И. Штрауса, вызывающий у публики традиционные овации,
завершил вечер – все участники в этом финале разделили большой успех гала-концерта и самого юбиляра. В заключительном
слове Андрей Евсеевич горячо поблагодарил
президента
нашей страны Шавката Миромоновича Мирзиёва и
правительство
Узбекистана за большую заботу об оперном искусстве как
высшем
театральном жанре, свидетельствующем о высоком уровне развития нации.
Много тёплых слов юбиляр сказал в адрес Министерства культуры Узбекистана и уже
перед занавесом неожиданно для всех рассказал анекдот, в котором спрашивают
юбиляра, сколько ему лет. Респондент остроумно отвечает: «Вы знаете – каждый
год как-то по-разному». А. Слоним пояснил, что у творческого человека нет возраста,
что стремление важнее, чем минутное воплощение, после которого надо двигаться
ещё дальше. И добавил, что есть в его багаже новые проекты, которые он мечтает
реализовать вместе со своим театральным коллективом.
Благодарные многочисленные зрители долго не отпускали со
сцены юбиляра и всех солистов – уходили с концерта совершенно воодушевлённые и счастливые.
По общему мнению, этот замечательный вечер стал большим
праздником
творчества и запомнится надолго. Позднее Андрей Слоним на праздничном ужине в
узком профессиональном кругу заметил: «Любое театральное творчество – это
содружество единомышленников, талантами и трудами которых вершится путь к заветной
цели». Помимо этого, Андрей Евсеевич отметил
многоликую теплоту, исходящую от множества людских сердец, доброе отношение
каждого зрителя к юбиляру и его многогранной
деятельности,
их добрую надежду на то, что благодатные встречи с
искусством
разных жанров под плодотворным руководством Андрея
Евсеевича
Слонима ещё долго будут радовать многочисленных любителей
музыки и
пения.
Гуарик Багдасарова
Фото: М. Левкович
Комментариев нет:
Отправить комментарий