суббота, 23 марта 2019 г.

Новые мотивы традиционной выставки «Навруз-2019»



         Вот и наступил на нашей земле долгожданный Новый год по солнечному календарю – «Навруз». Народ любит этот праздник, потому что он своими корнями уходит в глубину веков и совпадает с днём весеннего равноденствия. С ним связаны не только весенние проливные дожди, как в этом году, но и духовное возрождение,  и обновление природы. Весна у народа нашей республики - пора ожидания доброго урожая, надежд на мир, любовь и согласие в семье, на здоровье и счастье детей.


         По сложившейся традиции, Академия художеств Узбекистана и Дирекция художественных выставок  вместе с жителями и гостями узбекской столицы встречают Навруз новым вернисажем. В Центральном выставочном зале АХУз развернулась выставка, на которой живописцы, графики, скульпторы, мастера малых пластических форм и прикладного искусства представили свои работы во всём многообразии весенней палитры и  художественных образов. В экспозицию вошли около ста произведений изобразительного и народно-прикладного искусства.



На открытии вернисажа 22 03 19 председатель АХУз Акмаль Нуритдинов поздравил всех художников и посетителей выставки с Наврузом и пожелал всем  здоровья, великих свершений и процветания нашему краю: «Пусть вашу жизнь наполняет красота, музыка и изобразительное искусство!». В своём выступлении Акмаль Нуритдинов признался, что нынешняя выставка готовилась в короткие сроки и, может быть, не смогла охватить всех желающих поучаствовать в ней, но при этом она  отвечает новым требованиям времени и передаёт стремительные перемены в нашей окружающей жизни, а значит, демонстрирует новую тематику и формы изобразительного искусства. «И так теперь будет всегда!  — заверил академик АХУз, — мы будем стараться  наряду с ветеранами изобразительного искусства показывать и всячески поддерживать творческие поиски молодых авторов».








На выставке было относительно не так много посетителей, как обычно на вернисажах. Многие гуляли в это время по городу и наслаждались разными праздничными мероприятиями. Большую часть населения привлекла выставка цветов возле Национальной библиотеки Узбекистана. Много народу было на выступлениях театральных и самодеятельных художественных коллективов в городских парках культуры и отдыха и на Пушкинской площади возле памятника великому русскому поэту.  Жители ближайших махаллей  спешили в Экопарк на бесплатное угощение пловом и  сумаляком («суманаком» – солодовой халвой), приготовленном на огне из проросших зёрен пшеницы. В течение всей «Недели открытых дверей» (21-27 марта) Государственный академический Большой театр им. А. Навои и Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) народ  осаждал, как Зимний дворец в Октябрьскую революцию 1917 года, разве только не кричали: «Хлеба и зрелищ!».


В  Выставочном зале АХУз под звуки «макома» в записи можно было в течение  двух часов спокойно наслаждаться созерцанием красоты весны в красках, камне, обожжённой глине и бесконечно восхищаться нашими художниками. В экспозиции наряду с молодыми художниками свои зрелые работы представили известные мастера живописи и графики: Дилором Мамедова, Хуршид Зияханов, Хаким Мирзахмедов, Бахтиёр Махкамов, Валерий Енин, Александр Батыков, Эркабой Машарапов.



Своими впечатлениями о нынешнем весеннем вернисаже для сайта Культура.Уз поделились его участники —
Радик Азизов, председатель секции графики АХУз, автор диптиха «Песня»,  «Весна пришла»:
На традиционной весенней выставке живописи, графики на втором этаже участвуют  20 известных художников. На первом этаже расположилась экспонаты декоративно-прикладного искусства. Выставком поработал хорошо и отобрал  содержательные и интересные по форме произведения. Работы профессиональные и говорят сами за себя: здесь есть на что посмотреть и у кого поучиться.
В этом году я не планировал выставлять свои произведения, так как
я считаю, что должен быть перерыв между персональными выставками, ведь для каждого художника это творческий отчёт перед коллегами и зрителями. Большинство моих  старых работ ушли в частные коллекции. Мне надо накопить новый багаж.  Сейчас работаю и готовлюсь к новому вернисажу акварели в  Караван-сарае культуры Икуо Хираямы АХУз, которая состоится в апреле этого года.
У меня, в целом, мало работ на весеннюю тему: они более философско-декоративного характера. Мне тоже удалось поучаствовать в этой экспозиции, но судить о моих работах на выставке могут только зрители. Хочу пожелать авторам каждый год выставлять новые  интересные работы.


Рахимжон Закирович Ризамухамедов, доцент Национального института художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзада,  (МРДИ-узб.), академик  Академии «Турон», наставник молодёжи Узбекистана, автор трёх азиатских пейзажей из цикла «Весна», посвящённых Наврузу:
Эта выставка «Навруз» очень интересная, своего рода, рубежная, она объединяет молодое, среднее и старшее поколения художников.  В современном мире произошли серьёзные изменения. Наши художники имеют возможность часто  выезжать за рубеж, подолгу работать там и  набираться  новых впечатлений и влияний, иногда  не очень продуктивных и прогрессивных.
Отрадно, что благодаря СМИ, ТВ, РВ, интернету, об этой выставке узнают  во всех уголках нашей родины. Она не только даёт представление о новых веяниях в современном искусстве, но и напоминает нам о наших национальных традициях и старых мастерах Чингизе Ахмарове, Урале Тансыкбаеве, Рузи Чарыеве, Рахиме Ахмедове и многих других, у кого будут учиться ещё не одно поколение молодых художников.
Такие художественные выставки воспитывают нашу молодёжь. Их надо чаще водить на экскурсии, потому что, как говорил Бакушинский, «Эстетическая экскурсия – такое же творчество, как само искусство».
Очень важно, чтобы наша молодёжь понимала, что  у нас занятие изобразительным искусством – это не хобби, как на Западе, а профессия, выбранная на всю жизнь.




Диля  Халимовна Димеева, заведующая отделом ИЗО в детской школе музыки и изобразительного искусства №24 в Ташкенте, автор триптиха «Вкус Востока»:
—  Я окончила художественное училище им. Павла Бенькова и потом художественно-графический факультет Педагогического института им. Низами. Три года назад поступила на художественно-прикладное отделение Академии художеств Узбекистана.  Авторскую технику я сама изобрела: это аппликация из тонких узких разноцветных полосок  на основе фетровой ткани. Композицию я в конце собираю на основе творческого замысла. Цель моих работ  – прославление нашего Узбекистана, его природных богатств: солнца, плодородной земли, обилия фруктов, бахчи и  овощей. В итоге получаются такие трёхмерные красочные  композиции, которые нравятся зрителям и моим ученикам. У меня ещё есть ранний, более стилизованный цикл в этой же технике: «Тайны Востока».


После знакомства с экспозицией на втором этаже посетители выставки  спускались вниз на первый этаж и открывали для себя заново многих известных мастеров декоративно-прикладного искусства Узбекистана.

Внизу на первом этаже представлены произведения из коллекции Дирекции художественных выставок. Здесь радовали глаз цветастые самаркандские сюзане прошлого века, резные деревянные изделия с неповторимым орнаментом М. Умарова: столики, шкатулки, двухстворчатые резные двери, украшенные изящной резьбой растительного характера.


Внимание посетителей выставки привлекли  образцы настенных панно резного белого и цветного ганча заслуженного деятеля искусств Узбекистана Усто-Ширина Мурадова (1879-1957),  возродившие древнее доисламское искусство.   Усто-Ширин в середине ХХ века украсил интерьер  Театра им. Мукими на Бешагаче, выполнил резной декор Бухарского зала  ГАБТ им. А. Навои и  превратил сырой алебастр в  национальный ажурный орнамент на старых Ташкентских курантах, символе окончательной Победы над фашизмом и мирной жизни в нашем крае. В честь мастера ганча названа одна из улиц Юнусабадского района  в Ташкенте.


Здесь же на первом этаже можно было близко познакомиться с  хорезмской керамикой Усто Раим Берды Матчанова (1909-2000). Хорезмская керамика узнаваема благодаря традиционным геометрическим узорам на внутренней поверхности национальных блюд – бадия, обогащённых растительными мотивами. Усто Раим Берды, классик хорезмской керамической  школы,  продолжил традиции хивинской школы как искусный орнаменталист и  мастер-художник традиционных форм. В работах его сына Одилбека Матчанова, унаследовавшего с 10 лет у отца искусство орнаментики,  преобладает мощная динамика, заложенная в статичных узорах на фоне голубого, небесно-синего и тёмных цветов. Летящие побеги и волны стремительно бегут вокруг магического центра, увлекая зрителей за собой и внушая бесконечность жизни. Художественные гончарные изделия прикладного характера мастера С. Атаджанова и Х. Батурова, представленные на выставке,  продолжают лучшие традиции старых узбекских мастеров-керамистов.



Выставка на первом этаже знакомит  с творчеством ещё одного  выдающегося мастера. Софья Фёдоровна Ракова (1919-2004) –  известный керамист, скульптор, член Союза художников Узбекистана, лауреат Государственной премии им. Хамзы.  Три поколения Раковых жили в Средней Азии. Софья Ракова родилась в Андижане. В 1949 году она окончила факультет керамики в эвакуированном во время Второй мировой войны в Самарканд Московском институте декоративного и прикладного искусства (МИПИДИ).  Она успешно работала во всех керамических материалах: фарфоре, фаянсе, гончарной глине, поражая знанием их специфики, технологии, разнообразия средств и декорирования. В её керамических произведениях – ляганах и  глазурованных декоративных тарелках, представленных на выставке, проглядывают  древние афрасиабские мотивы и  таинственный бирюзовый цвет риштанской и хорезмской керамики. Все её изделия совершенно уникальны и не повторяют друг друга. Художница говорила: «Я каждый раз ищу новое. Каждая тарелка для меня уникальна, как картина. Но кто же пишет десять одинаковых картин?». Форма и роспись в них гармоничны и слиты в единое целое,  при всём неповторимом разнообразии сюжетов.


Скульптурные композиции художницы также изящны и грациозны. Любимые темы художницы: играющие и читающие дети и материнство. Трудно совладать с собой и не прикоснуться пальцем к произведению малой пластики - молодой узбечке, высеченной в сером камне с  белыми натуральными вкраплениями: так она хороша, жива, объёмна, пластична в слегка вздутом от «интересного положения» платье. Так что  твёрдый материал мне показался тёплым и мягким. Произведения С. Раковой экспонируются в музейных коллекциях Узбекистана, России и дальнего зарубежья и в эти дни одаривает посетителей выставки своей  красотой живой жизни и  настоящего высокого искусства.


Спешите на выставку «Навруз-2019»: она расскажет многое и откроет для вас  новые имена и  духовные ценности в нашей поспешной жизни, полной неожиданных чудес и сюрпризов в начале Нового года по солнечному календарю.

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет:

Отправить комментарий