Вот
и наступил на нашей земле долгожданный Новый год по солнечному календарю –
«Навруз». Народ любит этот праздник, потому что он своими корнями уходит в
глубину веков и совпадает с днём весеннего равноденствия. С ним связаны не
только весенние проливные дожди, как в этом году, но и духовное возрождение, и обновление природы. Весна у народа нашей
республики - пора ожидания доброго урожая, надежд на мир, любовь и согласие в
семье, на здоровье и счастье детей.
По сложившейся
традиции, Академия художеств Узбекистана и Дирекция художественных
выставок вместе с жителями и гостями
узбекской столицы встречают Навруз новым вернисажем. В Центральном выставочном
зале АХУз развернулась выставка, на которой живописцы, графики, скульпторы,
мастера малых пластических форм и прикладного искусства представили свои работы
во всём многообразии весенней палитры и
художественных образов. В экспозицию вошли около ста произведений
изобразительного и народно-прикладного искусства.
На открытии вернисажа 22 03 19
председатель АХУз Акмаль Нуритдинов поздравил
всех художников и посетителей выставки с Наврузом и пожелал всем здоровья, великих свершений и процветания
нашему краю: «Пусть вашу жизнь наполняет красота, музыка и изобразительное
искусство!». В своём выступлении Акмаль Нуритдинов признался, что нынешняя
выставка готовилась в короткие сроки и, может быть, не смогла охватить всех
желающих поучаствовать в ней, но при этом она
отвечает новым требованиям времени и передаёт стремительные перемены в
нашей окружающей жизни, а значит, демонстрирует новую тематику и формы
изобразительного искусства. «И так теперь будет всегда! — заверил академик АХУз, — мы будем стараться наряду с ветеранами изобразительного
искусства показывать и всячески поддерживать творческие поиски молодых авторов».
На выставке было относительно не
так много посетителей, как обычно на вернисажах. Многие гуляли в это время по
городу и наслаждались разными праздничными мероприятиями. Большую часть
населения привлекла выставка цветов возле Национальной библиотеки Узбекистана.
Много народу было на выступлениях театральных и самодеятельных художественных коллективов
в городских парках культуры и отдыха и на Пушкинской площади возле памятника
великому русскому поэту. Жители
ближайших махаллей спешили в Экопарк на бесплатное
угощение пловом и сумаляком («суманаком»
– солодовой халвой), приготовленном на огне из проросших зёрен пшеницы. В
течение всей «Недели открытых дверей» (21-27 марта) Государственный академический
Большой театр им. А. Навои и Государственный театр музыкальной комедии
(оперетты) народ осаждал, как Зимний
дворец в Октябрьскую революцию 1917 года, разве только не кричали: «Хлеба и зрелищ!».
В
Выставочном зале АХУз под звуки «макома» в записи можно было в
течение двух часов спокойно наслаждаться
созерцанием красоты весны в красках, камне, обожжённой глине и бесконечно
восхищаться нашими художниками. В экспозиции наряду с молодыми художниками свои
зрелые работы представили известные мастера живописи и графики: Дилором
Мамедова, Хуршид Зияханов, Хаким Мирзахмедов, Бахтиёр Махкамов, Валерий Енин,
Александр Батыков, Эркабой Машарапов.
Своими впечатлениями о нынешнем
весеннем вернисаже для сайта Культура.Уз поделились его участники —
Радик Азизов, председатель секции графики АХУз, автор диптиха «Песня», «Весна пришла»:
— На традиционной весенней выставке живописи, графики на втором этаже
участвуют 20 известных художников. На
первом этаже расположилась экспонаты декоративно-прикладного искусства. Выставком
поработал хорошо и отобрал
содержательные и интересные по форме произведения. Работы
профессиональные и говорят сами за себя: здесь есть на что посмотреть и у кого
поучиться.
В этом году я не планировал выставлять свои произведения, так как
я считаю, что должен
быть перерыв между персональными выставками, ведь для каждого художника это
творческий отчёт перед коллегами и зрителями. Большинство моих старых работ ушли в частные коллекции. Мне
надо накопить новый багаж. Сейчас
работаю и готовлюсь к новому вернисажу акварели в Караван-сарае культуры Икуо Хираямы АХУз,
которая состоится в апреле этого года.
У меня, в целом, мало работ на весеннюю тему: они более
философско-декоративного характера. Мне тоже удалось поучаствовать в этой
экспозиции, но судить о моих работах на выставке могут только зрители. Хочу
пожелать авторам каждый год выставлять новые
интересные работы.
Рахимжон Закирович Ризамухамедов, доцент Национального института
художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзада,
(МРДИ-узб.), академик Академии
«Турон», наставник молодёжи Узбекистана, автор трёх азиатских пейзажей из цикла
«Весна», посвящённых Наврузу:
— Эта выставка «Навруз» очень интересная, своего рода, рубежная, она
объединяет молодое, среднее и старшее поколения художников. В современном мире произошли серьёзные
изменения. Наши художники имеют возможность часто выезжать за рубеж, подолгу работать там
и набираться новых впечатлений и влияний, иногда не очень продуктивных и прогрессивных.
Отрадно, что благодаря СМИ, ТВ, РВ, интернету, об этой выставке
узнают во всех уголках нашей родины. Она
не только даёт представление о новых веяниях в современном искусстве, но и
напоминает нам о наших национальных традициях и старых мастерах Чингизе
Ахмарове, Урале Тансыкбаеве, Рузи Чарыеве, Рахиме Ахмедове и многих других, у
кого будут учиться ещё не одно поколение молодых художников.
Такие художественные выставки воспитывают нашу молодёжь. Их надо чаще
водить на экскурсии, потому что, как говорил Бакушинский, «Эстетическая
экскурсия – такое же творчество, как само искусство».
Очень важно, чтобы наша молодёжь понимала, что у нас занятие изобразительным искусством –
это не хобби, как на Западе, а профессия, выбранная на всю жизнь.
Диля Халимовна Димеева, заведующая
отделом ИЗО в детской школе музыки и изобразительного искусства №24 в Ташкенте,
автор триптиха «Вкус Востока»:
— Я
окончила художественное училище им. Павла Бенькова и потом художественно-графический
факультет Педагогического института им. Низами. Три года назад поступила на художественно-прикладное отделение Академии
художеств Узбекистана. Авторскую технику
я сама изобрела: это аппликация из тонких узких разноцветных полосок на основе фетровой ткани. Композицию я в
конце собираю на основе творческого замысла. Цель моих работ – прославление нашего Узбекистана, его природных
богатств: солнца, плодородной земли, обилия фруктов, бахчи и овощей. В итоге получаются такие трёхмерные
красочные композиции, которые нравятся
зрителям и моим ученикам. У меня ещё есть ранний, более стилизованный цикл в
этой же технике: «Тайны Востока».
После знакомства с экспозицией на
втором этаже посетители выставки спускались
вниз на первый этаж и открывали для себя заново многих известных мастеров
декоративно-прикладного искусства Узбекистана.
Внизу на первом этаже представлены
произведения из коллекции Дирекции художественных выставок. Здесь радовали глаз
цветастые самаркандские сюзане прошлого века, резные деревянные изделия с
неповторимым орнаментом М. Умарова: столики, шкатулки, двухстворчатые резные
двери, украшенные изящной резьбой растительного характера.
Внимание посетителей выставки
привлекли образцы настенных панно
резного белого и цветного ганча заслуженного деятеля искусств Узбекистана
Усто-Ширина Мурадова (1879-1957),
возродившие древнее доисламское искусство. Усто-Ширин в середине ХХ века украсил
интерьер Театра им. Мукими на Бешагаче, выполнил
резной декор Бухарского зала ГАБТ им. А.
Навои и превратил сырой алебастр в национальный ажурный орнамент на старых
Ташкентских курантах, символе окончательной Победы над фашизмом и мирной жизни
в нашем крае. В честь мастера ганча названа одна из улиц Юнусабадского
района в Ташкенте.
Здесь же на первом этаже можно
было близко познакомиться с хорезмской
керамикой Усто Раим Берды Матчанова (1909-2000). Хорезмская керамика узнаваема
благодаря традиционным геометрическим узорам на внутренней поверхности национальных
блюд – бадия, обогащённых растительными мотивами. Усто Раим Берды, классик
хорезмской керамической школы, продолжил традиции хивинской школы как
искусный орнаменталист и мастер-художник
традиционных форм. В работах его сына Одилбека Матчанова, унаследовавшего с 10
лет у отца искусство орнаментики,
преобладает мощная динамика, заложенная в статичных узорах на фоне голубого,
небесно-синего и тёмных цветов. Летящие побеги и волны стремительно бегут
вокруг магического центра, увлекая зрителей за собой и внушая бесконечность
жизни. Художественные гончарные изделия прикладного характера мастера С.
Атаджанова и Х. Батурова, представленные на выставке, продолжают лучшие традиции старых узбекских
мастеров-керамистов.
Выставка на первом этаже
знакомит с творчеством ещё одного выдающегося мастера. Софья Фёдоровна Ракова
(1919-2004) – известный керамист,
скульптор, член Союза художников Узбекистана, лауреат Государственной премии
им. Хамзы. Три поколения Раковых жили в
Средней Азии. Софья Ракова родилась в Андижане. В 1949 году она окончила
факультет керамики в эвакуированном во время Второй мировой войны в Самарканд
Московском институте декоративного и прикладного искусства (МИПИДИ). Она успешно работала во всех керамических
материалах: фарфоре, фаянсе, гончарной глине, поражая знанием их специфики,
технологии, разнообразия средств и декорирования. В её керамических
произведениях – ляганах и глазурованных декоративных
тарелках, представленных на выставке, проглядывают древние афрасиабские мотивы и таинственный бирюзовый цвет риштанской и
хорезмской керамики. Все её изделия совершенно уникальны и не повторяют друг
друга. Художница говорила: «Я каждый раз
ищу новое. Каждая тарелка для меня уникальна, как картина. Но кто же пишет
десять одинаковых картин?». Форма и роспись в них гармоничны и слиты в
единое целое, при всём неповторимом разнообразии
сюжетов.
Скульптурные композиции художницы
также изящны и грациозны. Любимые темы художницы: играющие и читающие дети и
материнство. Трудно совладать с собой и не прикоснуться пальцем к произведению
малой пластики - молодой узбечке, высеченной в сером камне с белыми натуральными вкраплениями: так она
хороша, жива, объёмна, пластична в слегка вздутом от «интересного положения» платье.
Так что твёрдый материал мне показался
тёплым и мягким. Произведения С. Раковой экспонируются в музейных коллекциях
Узбекистана, России и дальнего зарубежья и в эти дни одаривает посетителей
выставки своей красотой живой жизни
и настоящего высокого искусства.
Спешите на выставку «Навруз-2019»:
она расскажет многое и откроет для вас новые имена и духовные ценности в нашей поспешной жизни,
полной неожиданных чудес и сюрпризов в начале Нового года по солнечному
календарю.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий