вторник, 26 марта 2019 г.

Неделя открытых дверей: «Сердце на ладони»


        


         По радио «Пойтахт» 26 03 19 сообщили, что  «Неделя открытых дверей» в Ташкенте достигла своего апогея: только 500-800 человек за один день принял Государственный академический национальный театр драмы. В ГАБТ 25 03 19 дважды повторили  в дневные часы  постановку «Бременские музыканты» для детей. В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана при огромном скоплении  людей на улице была организована слаженная система «продажи» бесплатных билетов в кассе, так что наш народ, охочий до хлеба и зрелищ, переступая порог храма  искусств, окунался в спокойную атмосферу медоточивой живой музыки, исполняемой квартетом.




Счастливые зрители, попавшие на спектакль «Сердце на ладони», сразу же не ломились в зрительный зал. Они имели возможность спокойно вздохнуть, внимательно оглядеться, изучить в фойе выставку роскошных костюмов и  картин  театрально-декорационного  содержания. Взрослые и дети поочерёдно  фотографировались на фоне многих театральных аксессуаров и даже брали в руки, например, старинные шпаги эпохи романтизма «Трёх мушкетёров» Александра Дюма с её необузданными страстями, колоритностью и эффектными сценами  дуэлей,  сложных придворных интриг и  героического девиза: «Один за всех – все за одного». Вы бы видели, как в эти минуты преображались их лица!.. Театральным деятелям  удалось в эти дни не только обуздать толпу жёсткой дисциплиной, но и приобщить её к высокой культуре: многие признавались, что впервые переступили порог театра благодаря Неделе открытых дверей. Среди посетителей было много малообеспеченных пенсионеров, инвалидов детства и лиц с ограниченными физическими возможностями, а также  детей школьного и дошкольного возраста, которым, к сожалению,  родители позабыли объяснить, как надо себя вести в общественных местах, тем более в театре. За текущую театральную «Неделю открытых дверей» любители лёгкого музыкального жанра посмотрели следующие представления в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана: «Большой театрализованный концерт, посвящённый празднику Навруз», «Ребёнок напрокат», «Ханума», «Светофор», «Марица», «Сердце на ладони», «Моя прекрасная Леди», «Театрализованный концерт, посвящённый Международному дню Театра».





         В эти дни, как никогда, театры работали в особенно тесном контакте со зрителем. Многие постановки  по-новому  ставили проблему освоения классического наследия. Как нельзя современно, со сцены звучали неразрешённые вопросы коррупции, бюрократии, зависти, множества препятствий со стороны высокопоставленных чиновников, стоящих на пути  карьерного роста талантливых людей, даже таких, как легендарная звезда нашей эстрады Батыр Закиров и его близкое окружение.


         Знаменательно, что показ этого спектакля совпал с празднованием Дня работника культуры в России ­— 25 марта. «Культура родилась из культа. Истоки её — сакральны», —  говорил русский философ и публицист начала прошлого века Николай Бердяев. Этот профессиональный праздник деятелей культуры и искусства, людей творческих профессий, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия установлен Указом Президента РФ Владимира Путина от 27 августа 2007 года.
         Ведь именно культура формирует самосознание человека и целых поколений, её развитие влияет на образование и эстетическое воспитание детей и молодёжи, мотивирует созидание и творческий поиск. По мнению Дмитрия Лихачёва, культура является «главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни», в ней кристаллизуется всё то, чем живёт человек, что волнует его в общественной и личной жизни, составляет содержание его идеалов, мыслей, чувств.
         Постановка «Сердце на ладони» С. Мухамедова и  В. Баграмова  посвящена памяти певца, писателя, поэта, художника, актёра, народного артиста Узбекистана Батыра Закирова (1936- 1985). Премьера состоялась в 2006 г. ещё при жизни Владимира Баграмова (1948-2011), автора сценария и первого режиссёра-постановщика этой великолепной музыкальной драмы. С 2004 по 2008 годы он был художественным руководителем и главным режиссёром ташкентского Государственного театра музыкальной комедии. Нынешний спектакль был воспринят и как дань памяти замечательному поэту, писателю-фантасту, драматургу, автору и исполнителю авторских песен, члену Союза писателей Узбекистана, заслуженному артисту Республики Узбекистан, лауреату международного литературного конкурса «Верность родному слову-2010» Владимиру Игоревичу Баграмову. Он ушёл из жизни, но остался в памяти знавших его людей, в истории Ташкента, в литературе, в авторской песне и на сцене Театра оперетты. Здесь не сходят с афиши его пьесы: «Мамат — гончар»,  «Не по щучьему велению», «Восточная легенда», «Тетя, я женюсь!», «Биндюжник и король», «Морозко», «Актриса»,  «Влюблённый странник» («Похождения Ходжи Насреддина»), «Сердце на ладони».
«Наш спектакль, – рассказывает заведующий литературной частью  театра Азад Ахмедов, — дань всенародной памяти выдающемуся певцу, художнику, поэту, человеку, оставившему глубокий след в искусстве нашей страны. С любовью и грустью мы вспоминаем блестящих артистов, деятелей искусств: Тамару Ханум, Карима Закирова, Муккарам Тургунбаеву, Тураба Тулу и многих других, с чьим творчеством и судьбой соприкоснулся Батыр Закиров. Это они заставили нас поверить, что есть на свете великая правда искусства, великая истина – умение донести до зрителя широту своей души, боль своего сердца, радость таланта и мастерства».     
         Заслугой режиссёра-постановщика  в этом спектакле Б. Хамидова;   главного балетмейстера, заслуженной артистки Узбекистана Ф. Исаевой;   художника, заслуженного работника культуры  Узбекистана  А. Батыкова,  выполнившего красочные панорамные декорации Ташкента и Парижа; было не впасть в выхолощенную риторику, а показать живых людей. Этому способствовали не только талантливая сценография, профессиональная игра актёров, прекрасно знающих язык, быт и менталитет титулованной нации, поэтому свободно чувствовавших себя на сцене и ожививших её декорации своей натуральной игрой, неповторимыми интонациями, мимикой, шутками, смехом и прекрасными голосами. Многие песни сопровождали хореографические номера артистов балета театра: в них всё было органично и, главное, эстетично, будь то европейские или национальные танцы с  их неповторимой пластикой, движениями, костюмами, общим хореографическим рисунком, вписывающимся в контекст каждой песни и всего сценического действия.
      Наибольший успех у зрителей имели песни в исполнении С. Артыкова из репертуара Батыра Закирова в сопровождении оркестра под управлением главного дирижёра, музыкального руководителя театра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана  Батыра Расулова: «Рано»,  «Арабское танго», «Где ты, счастье?», «Очарован тобой», «Где ты?» «Девушки моей страны» и другие.    
         Жизненность и историческую значимость главным героям придали документальные видео- и фотокадры, увековечившие образы Тамары Ханум и Батыра Закирова, а также живой голос в записи Батыра Закирова. Современники его голос сравнивали с  пением соловья, а во время его гастролей во Франции называли  «узбекским Азнавуром».   

       
Все, без исключения, действующие лица:  журналист, он же Карим Закиров,  профессор Богуш (заслуженный артист Узбекистана Ф. Максудов), Шахиста-апа  (О. Зварцева), Жена певца (Ф. Мирзалиева), Тамара Ханум  (Т. Мадонова), Тураб Тула, поэт . Бухаров), Девушка с саксофоном (Н. Салихова) —  были  живо, непосредственно и неповторимо, каждый со своим характером, представлены на сцене. Некоторые зрители, пусть даже самые наивные, всерьёз думали, что это вовсе не артисты, а  члены и потомки большой одарённой семьи Закировых, а также люди  из их близкого окружения. Они на самом деле, словно из небытия, пришли на встречу со зрителями, чтобы рассказать о своём знаменитом родственнике, друге, случайном знакомом Батыре Закирове. Его превосходно играет и исполняет  песни из репертуара Батыра Закирова заслуженный артист Узбекистана С. Артыков. За эпизодическими сценами возникает во всех подробностях биография великого певца.

Батыр Закиров родился 26 апреля 1936 года в Москве, на Арбате,  в семье профессиональных музыкантов. Отец — Карим Закиров, оперный певец-баритон, в дальнейшем народный артист Узбекской ССР (1939) и солист Узбекского государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Мать — Шоиста́ Саидова, певица, исполнительница народных песен, в дальнейшем солистка Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Они познакомились во время учёбы в Московской консерватории, поженились в Москве, и вскоре у них родился первенец — Батыр. Он вырос в гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала всех детей в семье с ранних лет. Так сформировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых.
После восьмилетки Батыр поступает на подготовительное отделение Ташкентской консерватории, окончив которое, становится студентом по классу вокала. Однако обнаруженный туберкулез лёгких вынуждает оставить музыкальное образование и Закиров поступает на режиссёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского. Несмотря на тяжёлый недуг, он продолжает петь, в 1956 году приняв участие в создании первого эстрадного коллектива в Узбекистане — молодёжного ансамбля «Юность», в составе которого приезжает на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Там впервые в его исполнении прозвучала песня на арабском языке «О светоч грёз моих (Арабское танго)», под вторым своим названием ставшая очень известной и популярной в СССР. Аранжировку песни сделал Ян Френкель.


Вскоре Закиров возглавляет только что созданный Государственный эстрадный оркестр Узбекской ССР, дирижёром которого стал Александр Двоскин. Кроме Батыра, солистами в оркестре работают его сестра Луиза, а также Эльмира Уразбаева. С конца 1950-х певец становится популярным в СССР исполнителем песен различного жанра — это оперные арии, узбекские народные песни, песни советских композиторов и зарубежные шлягеры, исполняемые практически всегда на языке оригинала. Он исполняет, как никто, азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские песни.
В спектакле выделен  судьбоносный эпизод в  судьбе узбекского артиста. В 1963 году болезнь обострилась,  и Закирову в Москве делают тяжёлую, но успешную операцию (было удалено одно лёгкое). Врачи не рекомендуют ему петь ещё хотя бы два года, период вынужденного молчания не был потрачен зря. Он отредактировал для печати свои ранние стихи, придумал цикл сказок для детских журналов. Его перу принадлежат переводы на узбекский язык «Тени» Евгения Шварца и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. На Республиканском радио Батыр совместно с женой — актрисой Эркли Маликбаевой — осуществил инсценировку этой сказки. Три дня велась запись в большой студии радио. Роль Маленького принца сыграла супруга. От автора говорил Обид Юнусов, а все остальные роли — Баобаба, Лиса, Звездочёта и другие — озвучил Батыр.
В 1965 году Батыру Закирову было присвоено звание народного артиста Узбекской ССР. После периода реабилитации он вновь начинает выступать с концертами. Регулярно записываются пластинки с новыми песнями. Летом 1966 года Батыр Закиров с триумфом выступает на сцене в знаменитой парижской «Олимпии» во Франции.  Дух свободной богемной  Франции хорошо передан в спектакле роскошной декорацией с Эйфелевой башней — символом Парижа, уличными музыкантами и художниками,  а также танцевальными номерами.




Батыр Закиров по возвращении из-за рубежа в 1968 году участвует в съёмках новогоднего музыкального фильма «Похищение», где совместно со своей сестрой Луизой исполняет «Песню о счастье». В спектакле она чувственно и  задушевно прозвучала в исполнении дуэта  С. Артыкова и Ф. Мирзалиевой.  В 1972 году Б. Закиров  стал художественным руководителем организованного им Ташкентского мюзик-холла (одновременно — режиссёром и ведущим солистом), где продолжил работу по соединению восточного фольклора с современными эстрадными веяниями. Этот поворот в судьбе артиста также отражён в спектакле с помощью песен из репертуара Б. Закирова этого периода и  сопровождающими  их хореографическими этюдами.
Самым известным плодом совместного творчества коллектива стал мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода», сценарий которого был написан Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, а постановку осуществил Закиров совместно с Захаровым. Художником спектакля был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Мюзикл имел большой успех, но,  к сожалению, так и не был заснят на киноплёнку. Не было и пластинки. Группа активно гастролировала, однако отсутствие собственной сценической площадки, финансовые и организационные трудности привели к тому, что в 1979 году Ташкентский мюзик-холл был расформирован (последний концерт состоялся в Иркутске годом раньше). После этого Закиров стал выступать с программами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух.
Певец был талантлив и во многих других областях творчества. Узбекские литературные журналы охотно печатали стихи, рассказы и очерки Батыра Закирова. Он хорошо рисовал. В 1980 году кинорежиссёр Эльер Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласив на главные роли Закировых: Батыра — сыграть отца, а его старшего сына Бахтияра — на роль Авиценны. В 1982 году певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора).
В конце 1984 года состояние здоровья Батыра Закирова резко ухудшилось. Врачи поставили неутешительный диагноз — цирроз печени в последней стадии. Лечение на этот раз не дало результата. Народный артист умер 23 января 1985 года в ташкентской больнице и был похоронен на Чигатайском мемориальном кладбище. Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова (2000) Батыр Закиров посмертно награждён орденом «За выдающиеся заслуги» (узб. Буюк хизматлари учун).
В спектакле особенно потрясла зрителей сцена, когда уже под занавес исполнитель главной роли С. Артыков вышел на сцену в исподнем белом белье. Босоногий, коленопреклонённый, он сосредоточенно прочитал намаз на арабском языке и  исполнил знаменитое «Арабское танго» под звучание оркестра, причём, после того, как эта песня, покорившая в своё время весь мир,  прозвучала в  записи в исполнении Батыра Закирова. Это была драматическая кульминация спектакля, самая возвышенная нота, которую смогли взять режиссёр-постановщик и исполнитель главной роли, скромно и справедливо обозначенной в программке как «Певец».
Спектакль завершился коллективным исполнением песни «Сердце на ладони», давшей название  всей постановке, смысл которой был в бессмертии талантов: их уже давно нет, но их сердца остались в музыке, песнях, танцах и в наших ладонях.


Неделя открытых дверей завершилась 27 03 19 большим театрализованным концертом в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, приуроченным ко Всемирному дню Театра.

Гуарик Багдасарова








Комментариев нет:

Отправить комментарий