суббота, 13 апреля 2019 г.

Премьера балета «Баядерка» в Большом театре Узбекистана вызвала всеобщий восторг публики

         
В одной телевизионной передаче на  телеканале «Культура»  (12 04 19) Илзе Лиепа рассказала о том, что  их отец, выдающийся танцовщик, звезда советского балета,  балетмейстер, народный артист СССР Марис-Рудольф Лиепа был в профессиональном отношении особенно требователен к сыну Андрису, он всегда говорил: «Надо либо быть премьером – либо никем!»



Андрис родился в Москве в семье танцовщика Большого театра Мариса Лиепы и актрисы Московского драматического театра имени Пушкина Маргариты Жигуновой. Сестра – балерина Илзе Лиепа. Есть единокровная сестра Мария Лиепа, актриса. В 1980 году окончил Московское академическое хореографическое училище (класс Александра Прокофьева). По окончании училища был сразу принят в балетную труппу Большого театра. За восемь лет работы в этой труппе станцевал ведущие партии в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда», «Лебединое озеро».
Первые гастроли с труппой Большого театра прошли по городам Польши. В 1988 году стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. Со своей партнёршей Ниной Ананиашвили стал приглашённым артистом в труппе «Нью-Йорк Сити балет». В том же году начал работать в «Американском театре балета», где исполнил партию Принца в новой постановке «Лебединого озера», осуществлённой Михаилом Барышниковым, танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и в «Скрипичном концерте» Джорджа Баланчина.
В 1989 году принял участие в гала-концерте, посвящённом столетию Вацлава Нижинского в Ленинграде. Гастролировал с Кировским балетом в Париже, Лондоне, Вашингтоне и Токио, танцевал ведущие партии в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.
В Государственном академическом Большом театре им. А. Навои Андрис Лиепа с декабря 2018 года поставил три балетных спектакля  основателей современного русского балета: «Жар-птица», «Шахерезада» хореографа-реформатора Михаила Фокина и «Баядерка» (либретто М. Петипа и С. Худекова). Первые премьерные показы балета «Баядерка» прошли с аншлагом 12-13 апреля 2019 года в Ташкенте.
         Балет «Баядерка» – один из самых знаменитых классических спектаклей, балет-феерия о роковой силе романтической страсти. Волшебный Восток, индийская ночь и неподдельная глубина чувства, запечатлённая в изящных выражениях языка музыки и танца. Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. Любовь заставляет героев истории нарушать обеты и следовать велению сердца, идя на риск. Спектакль напоминает зрителям, что Любовь существует вне времени и наперекор смерти. Яркие декорации и костюмы, выразительные персонажи, захватывающий сюжет — ничто в этой постановке не оставило равнодушной публику. История о трагической любви и ревности, о любви – как высшем смысле жизни, разворачивается на фоне красочного колорита дворцов Древней Индии. Яркие костюмы, удивительной красоты декорации и великолепное мастерство артистов – всё это предстало в грандиозном спектакле ГАБТ им. А. Навои и вызвало у публики долгие стоячие овации и желание одарить артистов балета морем весенних цветов.


         Это долгожданное волшебство осуществили: хореограф-постановщик новой редакции на основе хореографической композиции М. Петипа –
народный артист Российской Федерации Андрис Лиепа; художник-постановщик и  художник по костюмам – заслуженный художник Российской Федерации Вячеслав Окунев;  художник-технолог –  Елена Нецветаева-Долгалёва (Россия); ассистенты хореографа-постановщика — заслуженная артистка Российской Федерации Светлана Романова, Мария Левицкая (Россия); музыкальный руководитель и дирижёр  — заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов; дирижёр симфонического оркестра ГАБТ им. Навои – Бобомурод Худайкулов.


         Андрис Лиепа на брифинге 11 04 19 рассказал журналистам предысторию балета. «Баядерка» — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Впервые показан в бенефис Екатерины Вазем 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого театра, в котором  балерина танцевала баядерку (Никию).  «Баядерка» Мариуса Петипа во многом перекликается с балетом «Сакунтала», поставленном его братом Люсьеном Петипа для балета Парижской Оперы в 1858 году (музыка Рейера, сценарий Теофиля Готье по одноимённой драме индийского поэта IV века Калидасы). Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем. Der Gott und die Bajadere). Почти за полтора века своего существования история индийской служительницы храма – прекрасной Никии — претерпела множество постановок, редакций, версий. И вот — новый вариант.


Андрис Лиепа поставил этот спектакль для Большого театра Узбекистана (ГАБТ им. А. Навои), преобразив структуру, хотя оставил оригинальную хореографию Мариуса Петипа. На встрече с журналистами перед прогоном спектакля 11 апреля 2019 г. главный хореограф ГАБТ им. А. Навои, народный артист  Российской Федерации  Андрис Марисович Лиепа признался:
         — Мне пришлось чуть-чуть сократить спектакль, потому что он идёт у нас два акта. Укрупнять и удлинять спектакли мы не имеем права, но я это сделал, отдавая дань нашему времени и современному зрителю, не привыкшему  более трёх часов смотреть балет, — говорит хореограф-постановщик Андрис Лиепа.
Заботливый хореограф предусмотрел всё, а чтобы «Баядерка» появилась, требуется многое: во-первых, роскошные декорации. А. Лиепа  пригласил мастеров из Москвы, так что перед зрителями предстаёт по-настоящему экзотическая Индия — со своими ритуалами и обрядами и даже огромным слоном больше человеческого роста – национальным символом Индии. Ещё одно условие для рождения «Баядерки», одного из самых сложных спектаклей в техническом исполнении», виртуозное владение хореографией. В этом составе – примы, премьеры… и учащиеся Ташкентской государственной Высшей школы национального танца и хореографии, выступавшие в кордебалете наравне с мастерами, показали, по мнению не только главного хореографа, но и зрителей, —   высший пилотаж, несмотря на отдельные мелкие погрешности, связанные с первым (11 04 19) сыроватым прогоном спектакля


         — Мне кажется, многие пытаются удивить, а мы не пытаемся. Мы делаем просто шедевр Петипа. Я не хочу говорить перед спектаклем, но у нас до настоящей премьеры 12-13  апреля есть ещё ночь и завтрашний день, — шутил А. Лиепа на брифинге перед  генеральным прогоном спектакля. 
— На сегодня мы достигли того высокого уровня, с которым можно ехать на гастроли в города ближнего и дальнего и зарубежья: Москву, Санкт-Петербург, Париж, Рим… Со временем, когда труппа увеличится хотя бы в два раза, мы сможем реально ездить на гастроли, прославляя узбекский балет, как когда-то в начале ХХ века Сергей Дягилев покорил Европу и Америку «Русскими сезонами». Основная часть артистов балета могла бы  при этом оставаться на родине для исполнения текущих спектаклей театрального репертуара.


На брифинге было много вопросов, связанных с недавним переездом и новой должностью Андриса Лиепы в главном театре нашей страны. А. Лиепа признался, что очень хорошо чувствует себя на новом месте, много работает, радуется азиатскому теплу, душевному гостеприимству жителей Ташкента и эмоциональной восприимчивости любителей классического балета на его постановки.
Главный редактор сайта «Культура.Уз» Борис Бабаев задал волнующий многих любителей классического балета вопрос: «Можно ли в перспективе возродить комический балет «Проделки Насреддина»  на музыку Сулеймана Юдакова?» Премьера первого национального балета состоялась 16 марта 1997 года. Это, по сути, восточная сказка с зажигательными танцевальными ритмами, завоевавшая успех в своё время не только у местной публики, но даже в Гданьске в Польше, в нулевые годы сошла с репертуара Большого театра. На вопрос  общественного директора мемориального музея С. Юдакова в Ташкенте главный хореограф ГАБТ им. А. Навои ответил: «Нам как раз нужно ставить на сцене  Большого театра Узбекистана не  только российские и другие зарубежные постановки, но и национальный балет. Для этого только необходима спонсорская помощь меценатов и поддержка государства, Министерства культуры». 
     На брифинге на вопрос журналистов о трудностях постановки «Баядерка» Андрис Лиепа признался, что, в целом, это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актёрское мастерство для исполнителей.  Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями, которые бережно и изысканно были сохранены в современной постановке Андриса Лиепы.


         Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьём хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряжённую эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстранённость классического танца в Царстве теней. Всё это многообразие художественной выразительности и внутренней драматургии сумела вместить в себя современная постановка «Баядерки» на сцене ГАБТ им. А. Навои.


«Баядерка» — один из самых популярных балетов классического наследия. История любви рассказана трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов: Замир Фазлутов (Дугманта, раджа) и Мадина Юсупова (Гамзатти, его дочь); Надира Хамраева (Никия, баядерка) и Улугбек Олимов (Солор, знаменитый воин); Равшан Чарыев (Магедавея, факир); Камрон Имамов (Золотой божок), Сардор Садинов (Солист с барабаном) в первом составе.


Красочное масштабное полотно соткано сложнейшим хореографическим текстом. В постановку включены: «Па-де дё», «Па-де-сис», «Индусский танец», «Джампе», «Танец  Ману», многофигурная картина «Тени» с  тремя вариациями, а также в массовке представлены разные социальные слои индийского народа, музыканты и охотники.
Артисты балета «Баядерка» на музыку Л. Минкуса, которая,  по мнению А. Лиепы, отличается ярко выраженным танцевальным характером,  пересказывают романтическую восточную легенду о несчастной любви танцовщицы и воина в хореографическом плане очень убедительно. Зрителям остаётся надеяться, что влюблённые стали счастливыми после того, как завершили своё земное существование. До сих пор считается, что сцена «Теней» в этом спектакле не знает себе равных во всей истории балетного репертуара.


То, без чего «Баядерка» состояться не может — так это без огромной труппы. Как шутит главный хореограф, труппа Большого театра Узбекистана  в настоящем виде не намного меньше труппы московского Большого театра и ленинградского Мариинского. На самом деле — намного, но зрители этого не заметили, потому что силами Ташкентской государственной Высшей школы национального танца и хореографии удалось заполнить всю сцену,  особенно в заключительной картине  — Царстве теней. На брифинге М. Лиепа  подчеркнул банальность сюжета и богатство содержания балета «Баядерка» за счёт танцевальной музыки и высокого художественного уровня постановки и профессионализма всех исполнителей.


      Эта история про воина Солора, влюбленного в храмовую танцовщицу Никию и предавшего её ради дочери раджи, оказалась вне времени. Сменяются только декорации. Мариус Петипа задумал создать красивую трагическую легенду. Ему это удалось тогда, сегодня – Андрису Лиепе. Загадочная Индия и в XIX, и в XXI веках остаётся страной из зазеркалья Востока, где наряду с образом воина Солора также существовали бессмертные Ходжа Насреддин, Аладдин, Шахерезада, Фархад и Ширин, Симург и многие другие сказочные персонажи, волнующие людей сегодня также, как сотни лет назад.

Гуарик Багдасарова


Фото: Юрий Полянский

Комментариев нет:

Отправить комментарий