среда, 10 апреля 2019 г.

Концерт памяти Заслуженного наставника молодёжи Виталия Львовича Мелкомини в Государственной консерватории Узбекистана




         Восьмого апреля 2019 г. в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт, посвящённый светлой памяти Заслуженного наставника молодёжи, профессора  Виталия Львовича Мелкомини (1926-2016).  Прекрасный музыкант и талантливый педагог Виталий Львович прожил  долгую жизнь. Он 70 лет посвятил себя самоотверженному служению духовой музыке. В память о нём кафедра «Оркестровых инструментов» ГКУз подготовила тематическую программу концерта. Автор проекта – любимый и талантливый ученик
 В.Л. Мелкомини, и.о. профессора ГК Уз, Равшан  Нигматов.




Музыкальную программу сопровождала слайд-панорама о жизни и творчестве В.Л. Мелкомини. На  экране, установленном сбоку на сцене, были также показаны фрагменты из документальных фильмов Джахангира Юлдашева (1998) и  «Дети войны» (2010) режиссёра  Джасура  Исхакова по сценарию Мастуры  Исхаковой, снятый оператором, продюсером фильма, руководителем  студии «PR-Media Tashkent»,  их сыном Сардором. В нём  наряду с другими деятелями культуры Узбекистана был запечатлён живой облик Виталия Львовича. В фильме он проникновенно, с волнением в голосе и душевной болью, рассказывает о том, как в Ташкенте узбекистанцы принимали в свои семьи эвакуированных детей из оккупированных фашистами  обширных территорий России, Украины, Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Здесь в далёком южном тылу, по его словам, по сути, продолжалась борьба за независимую свободную счастливую мирную жизнь, только на трудовом фронте.



Виталий Львович на экране непроизвольно прикрыл ладонями  прослезившиеся глаза  и с надтреснутым от волнения голосом сообщил о том, что  с раннего утра привокзальная площадь узбекской столицы была битком заполнена приезжими голодными, измождёнными от бомбёжек детьми. Их потом в течение дня оперативно распределяли по детским домам и семьям простых многодетных семей. «Уже к вечеру, — заверил свидетель тех  незабываемых горестных событий и одновременно  исторического примера народной солидарности и отзывчивости, —  не оставалось ни одного брошенного на произвол судьбы ребёнка». При этих словах зрительный зал взорвался длительными аплодисментами. У многих в глазах блестели слёзы благодарности и гордости за свой народ. Каждый из нас в этот момент благодарил  президента страны Шавката Мирзиёева  за справедливое возвращение памятника кузнецу  Шаахмеду Шамахмудову и его жене Бахри Акрамовой,  в годы Великой Отечественной войны усыновивших и удочеривших 14 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан из разных уголков СССР, на площадь Дружбы народов в центре узбекской столицы.



 В органном зале ГКУз среди  зрителей присутствовали родственники,  преподаватели консерватории и ученики Мелкомини. Такие концерты –  демонстрация настоящего национального достояния нашей республики, заслуживающего внимания не только возрастной любительской публики, но и студенческой музыкальной молодёжи.



         Ведущая программы, профессор ГКУз  Дилора Мурадова хорошо знала Виталия Львовича Мелкомини, и теперь на концерте между  музыкальными номерами  рассказывала о нём публике:
         — Почти 60 лет Виталий Львович проработал на кафедре оркестровых инструментов Государственной консерватории. При его непосредственном участии были созданы первые учебники. Один из них — «Начальная школа обучения на гобое и блок-флейте». В.Л.  Мелкомини заложил традиции педагогов — концертирующих музыкантов. Одной из первых в консерватории кафедра оркестровых инструментов стала посылать воспитанников на престижные международные музыкальные фестивали и конкурсы, где они и в настоящее время  продолжают завоёвывать призовые места.
В.Л. Мелкомини говорил: «Очень важно любить то, чем ты занимаешься в жизни — свое дело, отдавать ему всего себя. Музыкант может быть только настоящим. — Он должен не просто играть произведение по нотам, а исполнять его вдохновенно, пропустив через серд­це и душу!
Этому он всегда учил своих воспитанников, прививал им любовь к музыке, стремление, чтобы они поняли и исполнили произведение так, как исполнил бы его сам композитор; передали то, что он вложил в него и хотел донести до слушателей. В.Л. Мелкомини виртуозно исполнял произведения  мировой классики и  отечественных композиторов: Г. Мишеля, А. Козловского, Ф. Янов-Яновского, И. Акбарова, М. Бурханова и других.



Рассказ  Дилоры Мурадовой дополнила для сайта «Культура.Уз»  племянница В.Л. Мелкомини —  журналист Инна Глебовна Коваль. Она рассказала о семейной династии музыкантов Мелкомини. Отец Виталия Лев Мелкомини окончил Миланскую консерваторию и обладал уникальным лирическим тенором. Мама Анна Даниловна тоже прекрасно пела в домашнем кругу. Отец много гаст­ролировал, делал записи на радио, изучал макомы, ставил голоса будущим знаменитостям — солистам оперы и народным певцам, в том числе Тамаре Ханум. Ему принадлежит заслуга в образовании первых национальных театральных студий. В их доме часто собирались известные певцы, танцоры, драматиче­ские артисты, музицировали, вели беседы об искусстве.
Отец Виталия, репрессированный в 1939 году и позднее реабилитированный, подорвал своё здоровье и ушёл рано из жизни, в 50 лет, перед самым началом войны. Несмотря на бронь, ушёл добровольцем на фронт и погиб старший брат Виталика Юрий, работавший в Русском драматическом театре Узбекистана имени АМ. Горького. Молодому талантливому артисту, который, кроме того, прекрасно играл на контрабасе, рисовал, было всего 19 лет. Талантливой пианисткой была и сестра Виталия Львовича — Руфина Львовна. О Виталии  и Юрии  Мелкомини рассказывает режиссёр Джасур Исхаков в своём документальном  фильме «Дети войны», выпущенном на экран в 2010 году к 65-летию Победы над фашизмом во Второй мировой войне.
В 1939 году  Лев Мелкомини привёл Виталика в музыкальную школу. Позднее она стала учебным заведением для одарённых детей при консерватории. Мальчик выбрал гобой и позднее объяснял свой выбор так:
Этот удивительный инструмент по тембру ближе всего к человеческому голосу, он по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана. Гобой — инструмент, создающий музыкальные образы, передающий мечтательное, задумчивое настроение, протяжные мелодии звучат на нём ярко и выразительно («Правда Востока», 2016).
Обучение, а затем преподавательскую деятельность на оркестровом факультете Государственной консерватории Узбекистана Виталий Львович продолжал совмещать с исполнительством, был солистом симфонического оркестра радио Узбекистана, Театра музыкальной комедии (оперетты), Узбекского государственного музыкального театра имени Мукими, Государственной филармонии, Государственного академического Большого теа­тра имени Алишера Навои. Его коллеги утверждают, что В. Мелкомини можно считать основателем гобойной школы сольного исполнения в Узбекистане, системы воспитания талантливых музыкантов и педагогов. Многие его ученики  — лауреаты республиканских и международных конкурсов, работают в школах музыки и искусства, колледжах и лицеях, Государственной консерватории Узбекистана, ведущих музыкальных коллективах страны и мира. Очевидно, потому и присвоено музыканту звание «Заслуженный наставник молодёжи Республики Узбекистан».


В программе концерта студенты ГКУз виртуозно исполнили произведения для гобоя И.С. Баха, Л.В. Бетховена, Б. Мартину, А. Паскули, Л. Лебрана  и других европейских композиторов. Большим сюрпризом для любителей духовой музыки стало исполнение мелодий задорных куплетов Сулеймана из музыкальной комедии «Аршин-Мал-Алан»  У. Гаджибекова учеником шестого класса РСМАЛ им. Глиэра, лауреатом международного конкурса, Абдулазизом Абдукаххоровым. Ему помогала концертмейстер, лауреат международных конкурсов, Фарида Абидова.




Трио для двух гобоев и Английского рожка - Собиров Содикжон, Аббосхон Акбаров и Темур Насыров - донесли до слушателей нежную красоту "Менуэта" Л.В. Бетховена. Творческую выдумку и высокий профессионализм  продемонстрировали студенты ГКУз, артисты симфонического оркестра Большого театра им. А. Навои:  Шохсанам Хужаниязова, Содикжон Сабиров, Абдурахмон Турсунов, Аббос Акбаров, Нуриддин Хужамбердиев в составе деревянного квинтета  исполнили знаменитый «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова и «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского. Ансамбль студентов ГКУз в несколько изменённом составе предложил вниманию публики переложение для трёх гобоев, гобоя Д’Амур  и английского рожка  знаменитый стремительный, как ураган, «Каприс №24» Никколо Паганини.






Всех без исключения любителей классической музыки покорило выступление студентки первого курса, лауреата республиканского конкурса,   Ижобат Муминовой в дуэте с концертмейстером, лауреатом международных конкурсов,  Ландыш Гарифовой. Они представили на суд публики технически сложное произведение  А. Паскулли – «Фантазию на тему из оперы «Гугеноты» Дж. Мейербера для гобоя и фортепиано. Ижобат Муминова своей великолепной игрой на гобое ещё раз доказала правоту идеи В.Л. Мелкомини, что гобой подвластен не только мужчинам-музыкантам, но и девушкам. Он первый создал в Ташкентской консерватории классы гобоистов, в которых  активное участие приняла слабая прекрасная половина человечества: их игра отличалась особой эмоциональностью и женской  неподражаемой чувственностью.

 
         В заключение концерта его ведущая Дилора Мурадова произнесла очень важные слова: «Жить ради музыки, педагогики, на благо искусства своей Родины — по-настоящему!» —  этот творческий девиз и секрет жизненного долголетия Виталий Львович  оставил в наследие своим многочисленным ученикам, новым поколениям музыкантов нашей страны.
Иоганн Вольфганг Гёте говорил: «Жизнь талантливого человека —  это целый век, который с ним рождается и умирает». «Мы позволим себе, — подчеркнула Дилора Мурадова, ­ —  не согласиться с этим изречением немецкого поэта, потому что надвременный музыкальный и педагогический талант Виталия Львовича пережил его земной век и  ещё проявится в вечности. Он будет жить, покуда есть его продолжатели–ученики и покуда в Узбекистане будет звучать духовая музыка. В этом его величие и бессмертие».

Гуарик Багдасарова, искусствовед


Комментариев нет:

Отправить комментарий