Первая премьера оперы «Демон» Антона Рубинштейна на сцене ГАБТ им. А. Навои
состоялась в 1956 году. Последняя премьера на
сцене ГАБТ состоялась 17 марта 2018 года и с тех пор стоит ежемесячно в репертуаре Большого театра
Узбекистана. Четвёртого апреля 2019 года «Демон» в трёх действиях на либретто Павла
Висковатова, по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова, в прочтении
режиссёра-постановщика Мариинского театра, заслуженного деятеля искусств
России, Иркина Габитова — вновь порадовал любителей романтической оперы.
Михаил Лермонтов работал над поэмой десять
лет с 1829 по 1839 годы и посвятил её женщине, не дождавшейся и отвергнувшей его. Автор назвал
поэму «Восточной повестью», перенеся действие на Кавказ и тем самым придав былинным событиям некую реалистическую
основу. В 1842 году в журнале «Отечественные записки» были опубликованы
отрывки из поэмы. Первое полное издание произведения состоялось в Германии в
1856 году, в России — в 1860-м. «Демон» принадлежит к шедеврам не только
лермонтовской, но и всей европейской романтической поэзии.
К созданию оперы «Демон» Антон Рубинштейн приступил в конце 1871 года.
Либретто было написано известным в то время биографом и исследователем
творчества М. Ю. Лермонтова П. А. Висковатовым (1842—1905). Увлеченный поэмой
Рубинштейн писал оперу с лихорадочной быстротой. Она была закончена в три
месяца и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Вслед за этим
последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь 13 (25) января 1875 года
опера увидела сцену. Она вызвала неоднозначную реакцию необычностью постановки и поэтического
языка, высочайшим драматизмом содержания и романтическим накалом страстей в
музыке.
В поэме Лермонтова (1841) Рубинштейна
привлёк романтически мятежный образ Демона. В опере он предстает как сильная,
глубоко противоречивая натура. Воплощая этот сложный, многогранный образ,
композитор подчеркнул его трагическую обречённость и одиночество. Образ Тамары
в опере исполнен душевной чистоты. Композитор показывает его в развитии — от
детской непосредственности и безмятежного покоя через смятение и душевную
борьбу к любви, полной самоотречения.
«Демон», — отмечают специалисты,
— обладает ярко выраженными чертами лирико-драматической оперы. Внимание к
душевной жизни героев, обрисовка действующих лиц в эмоционально напряженных
ситуациях, подчиненное место картин быта и природы — таковы главные особенности
этой оперы.
В интродукции первой картины
слышны свист ветра, громовые раскаты, на фоне их — хор духов. Постепенно грозный
вихрь смолкает. Хор адских духов сменяется голосами ветерков, водяных струек и
цветов, сливающимися в величавый гимн свету, миру и его творцу.
Уже в самом начале спектакля после захватывающей интродукции прозвучал дуэт двух ангелов в форме антитезы. Резким контрастом вторгается
монолог Демона «Проклятый мир», в котором слились скорбь, раздумье, гнев и
отчаяние. Падший,
давно отверженный, Демон (заслуженный артист Узбекистана Руслан
Гафуров), сеявший повсюду зло без наслажденья, с центральной части сцены
глубоким басом выражает свою позицию в этом мире знаменитым монологом «Проклятый мир», в котором он выражает
ко всему, что видит вокруг себя, своё горделивое презрение или ненависть. Сзади зрителей, с
высоты бельэтажа, высвеченный софитами, с белыми крыльями за спиной, чистым
сопрано пел светлый ангел (Яника Багрянская): «Дух беспокойный, дух порочный, / Кто звал тебя во тьме полночной?..». Дважды
встававший на защиту Тамары и добра в целом, увы, в финале «И Ангел грустными очами / на жертву бедную взглянул / И медленно,
взмахнув крылами, / В эфире неба потонул».
Во второй картине чарует своей безыскуственной простотой
и грацией хор девушек: «Ходим мы к Арагве
светлой». К их голосам присоединяется голос Тамары, её колоратурные пассажи
лиричны и обаятельно непосредственны. Настроение безоблачного веселья
нарушается страстными признаниями Демона; в волнующей мелодии его ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышится
восхищение и властный призыв.
Вторая картина — драматическая кульминация оперы —
целиком камерна. Составляющие её дуэты и ариозо сливаются в едином потоке
музыкального развития. Горделиво ариозо Демона: «Я тот, которому внимала». Глубоким волнением пронизан его монолог «О, если б ты могла понять». Небольшое
ариозо Тамары «Кто б ни был ты, мой друг печальный»,
проникнутое чувством сострадания, звучит как мольба. За возбуждённой,
экстатически-приподнятой клятвой Демона «Клянусь
я первым днем творенья» следует краткий любовный дуэт. Динамичный,
эмоционально напряженный финал передает растущее смятение Тамары и отчаянье
побеждённого Демона. Опера завершается просветлённым хором ангелов в исполнении
артистов хора и детской оперно-балетной студии.
Оригинальность постановки на сцене ГАБТ выразилась, прежде
всего, в использовании всех возможных мультимедийных средств, что значительно
усилило эффект её восприятия зрителями. В сценографии были задействованы
своеобразные видеозаставки на экране с иллюстрациями Михаила Врубеля к самой
загадочной поэме М. Лермонтова. В постановке было талантливо обыграно пространство
зрительного зала с его прекрасной акустикой и
высоким потолком, бельэтажем, с которого звучал хор добрых духов, как
будто с недостижимых небесных высот. Демон
— «Печальный демон, дух изгнанья,
/ летал над грешною землёй» — чёрной
птицей словно летал над Кавказскими горами «во мраке полночи глубокой». Он
неожиданно появлялся на сцене не из-за кулис, а из преисподней в дымовой завесе:
«Свободный путь пересекая,/ Взвился из
бездны адский дух…», а то вдруг оказывался высоко на балконе. Оттуда Демон напевал
Тамаре (Гульнар Альджанова), милой дочери князя Гудала (заслуженный артист
Узбекистана Кирилл Борчанинов) свои
соблазнительные речи, в которых он ей обещал вечное царствование на земле и во
всей вселенной. В этих душераздирающих повторяющихся ариозо было столько страсти и одновременно покаяния в
своих прошлых грехах, и обещание светлого чистого будущего: «Тебя я, вольный сын эфира, / возьму в
надзвёздные края; / И будешь ты царицей
мира, / подруга первая моя…».
Бедная Тамара, чьё сердце было недоступно
восторгам чистым, сокрушённая горем, недавно, в канун свадьбы, потерявшая
своего жениха князя Синодала (Абдулла Ширинов), безжалостно поверженного
злым эгоистичным Демоном, не устояла
перед греховным искусителем и чудной
нежностью его речей: «Он был могущ, как
вихорь шумный, / Блистал, как молнии струя, / И гордо в дерзости безумной / Он
говорит: «Она моя!». Их первый поцелуй стал последним для неё. От его
ядовитого поцелуя она падает мёртвой: «Ценой
жестокой искупила / Она сомнения свои… / Она страдала и любила – / и рай открылся для
любви».
Опера завершается апофеозом. Хор
ангелов в финале повествует, что Тамара
свои сомнения искупила страданием и любовью, рай для неё открыт. Сонм ангелов
забирает молодую княжну на небеса, в вечное блаженство. Её чистая измученная
доверчивая и сострадательная душа, медленно поднимаясь по ступенькам,
возносится ввысь в райские кущи. Демону нет прощения, он в ярости снова
проклинает всё земное: «И проклял Демон
побеждённый / мечты безумные свои, / И вновь остался он, надменный, / Один, как
прежде, во вселенной / без упованья и любви!...»
Особенный восторг у нашей публики
вызвала исполнительница главной роли Тамары — Гульнар Альджанова. В образе Тамары всё было органично: особенный
выразительный тембр голоса (колоратурное сопрано), гибкая пластика,
утончённость фигуры. Восхищает способность актрисы с полной отдачей перевоплощаться
и передавать всю гамму женских чувств – от романтического восторга влюблённой
девушки до убитой горем женщины, ищущей спасение в молитвах в далёком горном
уединённом монастыре на Кавказских горах, но и там обречённой на гибель.
Опера «Демон» — значительное явление в истории русской
музыки. Встреченная сначала сдержанно, в дальнейшем она получила заслуженную
оценку критики и публики, обойдя ведущие сцены мира. В опере сильно лирическое
начало, в ней много красивых мелодий и арий («На воздушном океане», «Не плачь,
дитя» и др.). Её стилистика во многом созвучна творчеству Чайковского. Однако
заметные слабости (слащавость мелодики, несколько драматургически неудачных
эпизодов) не позволили ей занять выдающееся место в русской культуре. Значительную
роль в истории оперы сыграл Фёдор Шаляпин, исполнявший заглавную роль на
протяжении многих лет.
Этот спектакль на сцене ГАБТ им. А. Навои не все восприняли однозначно:
наши зрители предпочитают счастливый
конец, как в премьерной опере «Иоланта» П.И. Чайковского в репертуаре ГАБТ. Но
те, кто проникся сердцем романтической красотой оперы А. Рубинштейна в
прекрасном исполнении оркестра под руководством дирижёра Ларисы
Габитовой; слаженным ансамблем
всех без исключения исполнителей; выразительной сценографией
художника-постановщика – Даврона Раджабова, где не было ничего лишнего и всё соответствовало времени и месту
действия на Кавказе, – эти благодарные зрители отдельно, стоя,
аплодировали оркестру ГАБТ и долго под занавес приветствовали артистов, не
отпуская их с авансцены и даря им
весенние букеты цветов.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий