вторник, 9 апреля 2019 г.

Продолжение бенефиса Андрея Слонима и многое другое в музее Сулеймана Юдакова



В минувшее воскресенье – 07 04 19 – в мемориальной квартире
Сулеймана Юдакова по приглашению общественного директора и
руководителя творческого объединения «Майсара» Бориса Бабаева за
большим столом собрались любители литературы и искусства. В центре
стола аппетитно исходил паром свежеприготовленный сумаляк — символ
весны и возрождения жизни. В больших и маленьких чайниках был заварен
чёрный и зелёный чаи на все вкусы и к нему поданы восточные сладости.
В гостях у «Майсары» в этот раз побывал заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Евсеевич Слоним со своей супругой —
концертмейстером Людмилой Васильевной. Совсем недавно они побывали в Москве, где провели два музыкально-поэтических вечера, посвященных 119-летию со дня рождения великого певца ХХ века Ивана Семеновича
Козловского под закономерным названием "Пусть будет добро" — это был
девиз всей жизни русского певца, который часто встречается в его дневниках как мантра, как пожелание собратьям по жизни.


Вот что рассказал об этом значительном культурном событии А.Е.
Слоним:
В Москве, в самом деле, получились два необыкновенных мартовских вечера. Основной из них состоялся в знаменитом «Доме Ермоловой» — историческом трехэтажном особняке на Тверском бульваре, в самом центре Москвы. За окном огни и суетливо спешащие прохожие, а в Белом зале уютного Дома-музея М.Н. Ермоловой — настоящий музыкальный салон, улыбки, доброжелательность и бессмертная музыка. Чайковский, Рахманинов, Глинка, Свиридов, Римский-Корсаков – любимые романсы великого певца Ивана Семеновича, блистательно исполненные им – их обойти нашим вниманием было невозможно.
Наша добрая и тёплая дружба с Иваном Семеновичем Козловским
продолжалась в течение последних пятнадцати лет его жизни.
Сформировавшие свои души и творчество на неповторимом искусстве
Певца, мы с Людмилой Васильевной воспринимаем эти годы и эти
незабываемые встречи как некий дар судьбы. И в творчестве, и в жизни
Иван Семенович был и оставался не только великим творцом, но и
философом, глубоко вникающим в глубины тайн Бытия и человеческого
духа. Таким он был  в замечательных, доверительных беседах – мудрым,
парадоксальным, но не менторски-наставляющим, а – вдумывающимся в
причины и следствия жизненных перипетий. Глубоко верующий человек, он
был душой обращен к высотам духа и пронёс этот Свет через всю свою жизнь.
Он был человеком не только истинно ДОБРЫМ, но и наделённым
поразительной смелостью. Об этом свидетельствовали многие его
поступки, которые были направлены на восстановление справедливости и
совершаемые решительно и без опасений за свою судьбу. В частности, в
суровые и противоречивые тридцатые и сороковые годы прошлого века он отважно отстоял возращение на концертную и камерную сцену великих произведений С.В.Рахманинова, которые из-за эмиграции композитора были запрещены.
Иван Семёнович защитил от разрушения многие храмы, в частности –  знаменитый храм на Брюсовом переулке, в ста метрах от его дома, где он был прихожанином, где часто пел и откуда был препровождён в свой
последний путь... Как не вспомнить о том, что Козловский личной
инициативой много раз добивался присуждения высоких званий тем из своих коллег, кто ими был незаслуженно недооценен, обделён…
Призыв великого Певца «Пусть будет Добро!» пронизывал всё его творчество, это было одним из его излюбленных пожеланий коллегам и собратьям по творчеству, друзьям – и людям России – да и всей Земли. И тёплые дружеские творческие связи с семьей И.С.Козловского – в частности, с его внучкой  Анной Юрьевной Козловской-Тельновой Андрей Евсеевич хранит и сегодня – они являются залогом  уже осуществлённых  и задуманных на будущее новых проектов светлой памяти Певца.
Глубоко символично, что по замыслу автора проекта основной вечер
его цикла-диптиха концертов памяти Певца проводился в Доме-музее
великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой. В её
замечательном доме-особняке на Тверском бульваре более века трепетно
жил и живет сегодня истинный центр высокого Творчества. Да, этот дом
знал многих истинно великих деятелей искусств. Здесь бывали и
Станиславский, и Чехов, здесь звучали голоса Шаляпина, Собинова, многих
других их ярчайших собратьев, здесь бывали великие таланты России. И,
конечно же – здесь много раз бывал и пел сам Иван Семёнович.
Всё в этом доме живёт светлой аурой великого творчества,
атмосфера «Дома Ермоловой» хранит высокую одухотворённость и
устремление к возвышенному служению искусству. Во время репетиций программы доброжелательные служащие организовали для Слонимов  экскурсию по музею. Она произвела сильное впечатление на наших мэтров.
— Мы заглянули в грим-уборную Марии Николаевны Ермоловой, какой она была в Малом театре. Здесь сохранили многие костюмы выдающейся актрисы. В одном уголке личного кабинета мы увидели костюм героини самой любимой роли Марии Николаевны — легендарной Жанны Д"Арк.  Желтая гостиная, столовая, кабинет мужа, спальня, Зеленая гостиная... Жизнь и эпоха... На стенах картины с видами любимой Москвы. И – замечательный утончённый Белый Зал – настоящий музыкальный салон, в
котором и сейчас регулярно звучат голоса певцов, драматических актёров,
звучит Музыка... Этот зал сам по себе пробуждал вдохновение и
трепетность души. С первых наших репетиций в этом зале – и конечно, на
самом концерте-композиции — нас окружала некая особенная аура, впитавшая в себя излучение  душ великих талантов. А наш подбор
произведений и имён молодых участников  – учеников замечательных певцов и педагогов, народных артистов России, профессоров Галины Алексеевны Писаренко и Анатолия Александровича Лошака – интересно и своеобразно раскрыл понимание современными исполнителями произведений, столь любимых и часто исполняемых Иваном Семёновичем...


Для ташкентцев важно было узнать, как приняли москвичи и гости
Первопрестольной концерт в Белом зале Дома-музея М. Ермоловой,
подготовленный автором композиции, режиссёром и ведущим вечера -
заслуженным деятелем искусств Узбекистана, режиссером ГАБТ им. Навои
— Андреем Слонимом. В концерте приняли участие российские артисты,
молодые и талантливые певцы: Мария Шувалова, Кирилл Комаров, Фёдор
Сидяков, Олег Куликов, Амра Барганджиа, Ирина Котова, Илья Ткач, с
которыми пришлось изрядно поработать А. Слониму и концертмейстеру
Людмиле Слоним, добиваясь наиболее полного раскрытия драматургии
каждого номера. Среди участников были лауреаты, дипломанты и совсем
юные исполнители.
Каждый из них, по рассказу Слонимов, был интересен, выразителен и
раскрыл своё, сегодняшнее, понимание великих любимых шедевров из репертуара И.С.Козловского. Был и сюрприз – первое исполнение в Москве цикла из двух романсов композитора Людмилы Слоним на стихи О. Мандельштама – «Элегия» и «Ностальгия». Пронизанные духом Серебряного века, они были проникновенно исполнены Марией Шуваловой в тонком ансамбле с автором. И публика, заполнившая Белый зал – а в ее числе было много представителей настоящей московской элиты – горячо и с большим энтузиазмом приняла этот вечер.  Гости после окончания программы долго не хотели расходиться, благодарили  автора композиции и участников вечера за особую утончённость исполнения, за необычность стиля ведения вечера, за интересные факты из жизни Певца, за тепло и доверительность повествования, и отдельно особенно — за высокий стиль русской литературной речи, к сожалению, нередко утраченный даже в центре России.
Андрей Слоним в ходе своих задушевных преамбул к каждому номеру
читал в московских концертах и свои стихи, посвящённые Певцу, которые
были включены в программу: "Зовущий к свету", «Пусть будет добро». Он
прочитал эти стихи и собравшимся соотечественникам в музее С. Юдакова.
Рассказал Андрей Евсеевич и о своей многолетней дружбе с народной
артисткой, профессором Московской Государственной консерватории Г.А.
Писаренко, чьи талантливые ученики приняли участие в концерте. Андрей
Слоним напомнил, что годом раньше в конференц-зале Ташкентской и
Узбекистанской епархии РПЦ с аншлагом прошёл запомнившийся многим
одноимённый вечер, посвящённый личности и творчеству великого певца –
Ивана Семёновича Козловского. Вспомнили также замечательный вечер в ГАБТ имени А. Навои под руководством Андрея Евсеевича и при участии всех ведущих узбекистанских певцов в марте 2010 года, посвященном 110-
летию Певца – ташкентские зрители до сих пор хранят самые тёплые
воспоминания об этом событии.
Андрей Евсеевич также рассказал, что накануне музыкально-поэтического вечера в Доме-музее М.Н.  Ермоловой, за два дня до
него,  в актовом зале Приходского дома знаменитого храма Вознесения
Словущего на Брюсовом переулке состоялся другой концерт-композиция под тем же названием. Но в этом вечере участвовали другие певцы – певчий
храма Илья Соколов, солист региональных театров Михаил Дядиченко,
диакон храма Владислав Соколов. И что особенно примечательно – правнучка Ивана Семеновича – София Проскурякова — проникновенно исполнила несколько любимых произведений Певца и в ансамбле, и в сольном исполнении. Этот вечер по настроению, камерности звучания был несколько иным: публика высоко оценила его своеобразную программу и
интонацию. Присутствовавшая среди многочисленной публики Тамара
Денисовна Малахова, более сорока лет служившая личным секретарём
И.С. Козловского – высоко оценила духовный  уровень этого вечера, своеобразие его композиции,  доверительность общения певцов и ведущего со зрителем.
Очень важно, что этот проект Андрея Евсеевича в Москве, посвящённый искусству и памяти великого Певца – стал уже четвёртым по счёту: три предыдущих вечера успешно прошли в столице России на сцене Центрального Дома работников искусств. Уже четырежды
далеко за пределами Узбекистана – на фестивале Царские дни» в
Екатеринбурге — группы разных ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои под руководством Андрея Евсеевича и Людмилы Васильевны встречали  горячий приём жителей столицы Урала. А в декабре минувшего года победоносно участвовали в Санкт-Петербурге на фестивале памяти митрополита Серафима (Чичагова) – откуда привезли две первые премии и горячее одобрение петербургской общественности.



Отголосок  российских музыкально-поэтических вечеров через эмоциональный  рассказ А.Е. Слонима и  яркие дополнения Людмилы Васильевны к нему органично влился в домашнюю атмосферу  откровенной беседы за столом ташкентской творческой интеллигенции с их привычным непринуждённым обменом мнений,  личными воспоминаниями, новыми  задумками и идеями. В этот уютный весенний вечер собравшиеся почитатели музыкального наследия Сулеймана Юдакова пришли к выводу о необходимости возрождения интереса слушателей к высокой классике. В наши дни  незабвенная классика с небывалым трудом, но всё-таки  пробивается сквозь коммерческий тлетворный дух массового искусства. Она снова набирает обороты, привлекает к себе  богатейшим разнообразием не только старшее поколение, но и нашу молодёжь, в недавнем прошлом почти утратившую вкус не только к бессмертному русскому романсу, но и ко множеству иных музыкальных и театральных жанров высокого классического искусства.
Директор мемориальной квартиры Сулеймана Юдакова Борис Бабаев
поблагодарил Андрея Евсеевича за интересный рассказ об истинно
великом певце, рыцаре Света и Добра. И, конечно же, — Андрея Евсеевича тепло и единодушно благодарили в этот день за его важную многолетнюю миссию истинного пропагандиста красоты классического искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Участники встречи от всей
души выразили Андрею Евсеевичу и Людмиле Васильевне глубокую
признательность за их многогранное творчество и просветительский порыв.
Юрий Черногаев:
         — Я не литератор, но хочу сказать о вашей поэзии. Когда Вы прочитали здесь свои стихи, первое стихотворение у меня ассоциировалось с  Александром Пушкиным, а второе стихотворение было уже совершенно другое: это был в моём восприятии Роберт Рождественский. Я за всю жизнь не сотворил ни одной рифмы: как это совмещается в одном человеке писать совершенно по-разному  -  для меня загадка — действительно, это Божия искра…
      Валерий Бирюков:
         —  Просветительская  деятельность Андрея Евсеевича вызывает у  всех и у меня лично большое уважение. То, что успевают делать, кроме службы в Большом театре, Андрей Евсеевич и Людмила Васильевна Слонимы на общественных началах, включая ежемесячные благотворительные музыкально-поэтические вечера в  Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви  – это уникальная вещь. Я присутствовал на последних ваших премьерных спектаклях и на вашем бенефисном концерте в ГАБТе  - низкий Вам поклон за вашу многогранную деятельность. Трудно было себе представить, но это факт, что наши  деятели культуры  мало того, здесь нашу публику просвещают, но ещё везут свои концертные программы в Екатеринбург, Санкт-Петербург и в Москву – центры российской  и мировой культурной жизни. Как Вы всё успеваете на фоне вашей основной работы? Пока на свете будут жить и служить искусству такие люди, как Вы с Людмилой Васильевной, — русская культура будет оставаться, развиваться и сохранять статус ведущей культуры в мире.
          Адель Чилякова:
         — Без Андрея Евсеевича Слонима мы себе не только не представляем  ГАБТ имени  А. Навои, но и, вообще, культуру Узбекистана.  Давайте вспомним, что сказал в своей поздравительной речи руководитель  Российского центра науки и культуры Виктор Николаевич Шулика  на юбилейном бенефисном концерте Андрея Слонима в честь его 70-летия в Большом театре Узбекистана: он назвал его «самым культурным человеком Узбекистана». Я бы хотела, чтобы эти слова были написаны на вашей визитке…
Очень значительно, что в наш век  массового потребительского искусства Вы воспитываете, прежде всего, молодёжь, в духе высоких гуманных идеалов. А.С. Пушкин в своё время призывал предлагать народу  идеалы, а не мещанскую пошлость. Я хочу от имени всех собравшихся поблагодарить Вас за то, что Вы не боитесь оставаться возвышенным, верующим и преподносить своё искусство на высоком профессиональном уровне  и вдохновлять нас на этот подвиг служения искусству. Спасибо!..
Фарида  Бобрик:
— Я присоединяюсь к мнению Адель Абдурахмановны. Мы счастливы, что в нашем Большом театре есть такой человек как Вы. Благодаря Вам сохраняется высокая профессиональная и эстетическая планка нашего театра оперы и балета. Мы смело идём на премьерные спектакли и не боимся увидеть там  какое-нибудь убожество в угоду низкопотребному  вкусу масс, как это бывало со мной в Европе. Мы счастливы и желаем Вам, чтобы Вы свою творческую жизнь продолжили как можно дольше. Спасибо и вашей супруге и  прекрасной Музе за то, что она всегда с вами рядом и благодаря ей Вы имеете такую прекрасную физическую и творческую форму.
          К этому общественному мнению добавил свой голос патриарх  культуры и искусства Узбекистана Анатолий Ершов:

— Я присоединяюсь к общему мнению и желаю Вам без устали  творить дальше!
Интересно и важно, что встреча на этом не завершилась. Детская
писательница, автор 25 книг, в том числе около 50 сказок, Лариса Юсупова
рассказала о презентации её новой книги рассказов в средней школе на
Каракамыше-2. Дети свои добрые пожелания и отзывы о книге и творчестве любимой писательницы собрали в разноцветных конвертах и вручили презентанту. Эти добрые и бесхитростные слова, несмотря на значительное количество грамматических ошибок в них,  — покорили сердце прозаика.


Мне было особенно приятно получить в подарок книгу с автографом:
«Подруге моего босоногого детства Гухарик Багдасаровой от автора». И
подумалось, что в этих заметках вполне уместно упомянуть  о нашей давней дружбе с Ларисой. Действительно, мы жили по соседству на Госпиталке на Рыночном тупике и дружили. Эта дружба много значила для нас. Дело в том, что маленькая худышка Лариса, по неясным причинам, достаточно непросто общалась с ребятами нашей махалли. Девочка если выходила гулять, то осторожно ходила возле своей калитки, чтобы можно было, в случае угрозы со стороны  местных пацанов, тотчас забежать к себе домой.
В их дворе жили три семьи – бабушка армянка с внуком, большая русская семья и бухарская еврейская семья из трёх человек: маленькая Лариса, её мама Берта, врач по профессии, и древняя седоголовая бабушка, чьё имя я даже не знала. Эта старая бабушка почти никогда не выходила из своей комнаты во двор, а мы, напротив, всё время с Ларисой играли во дворе, смотрели диафильмы в большом количестве, читали детские книжки, играли в куклы и обменивались фантиками от конфет.
Детство Ларисы отнюдь не было безоблачным, отношения пухлой русской соседки Веры и худой горделивой Берты были, мягко говоря, весьма непростыми, почти враждебными. Больше всех мне было жалко Ларису, детство которой вынужденно вобрало в себя все эти перипетии  сложных взаимоотношений. Нередко бывает так, что повзрослев, такие люди выносят из непростого детства не менее противоречивое и далеко не всегда доброе отношение к миру и людям. Но, как и в любимой всеми истории великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена о «Гадком Утенке» - Лариса вошла во взрослую жизнь настоящей красавицей-лебёдушкой: мало того, что умница, талантливая, но ещё добрая, любящая детей и умеющая мудро прощать им все их заблуждения. Таковы и её герои книги рассказов «Мой белый ангел» и «Иноверка».
Приветствуя А.Е. Слонима, Лариса призналась, что её восхищает в
нём: «Мечтать хорошо, но уметь воплощать свои мечты в добрые дела – ещё
лучше». «Мечтаю, буду, хочу и стану», — так сформулировала когда-то для
себя творческий девиз детская писательница и поэтесса Лариса Юсупова,
который ведёт её по жизни уже много лет. В этом она оказалась солидарна со всеми другими гостями творческой встречи и с хозяином дома Сулейманом Юдаковым, глядевшим благосклонно с парадного портрета на стене гостиной и благословляющим всех делать добро, как Иван Семенович Козловский.
         Известно, что крупнейший мастер узбекской музыки второй половины ХХ века славился своим умением постоянно и по-доброму шутить, без сомнения,  он был художником оптимистической музы. Он мог не только врачевать раны, но и вскрывать «нарывы», ему с одинаковым успехом открывались и секреты тонкой лирики – и блестящая сатира. Пожалуй, впервые в музыкальной культуре Узбекистана сатира стала основой драматургии музыкального спектакля – постановок в ГАБТ им. А. Навои  знаменитой оперы «Проделки Майсары» и комедийного балета «Проделки Насреддина».


Время текло незаметно. В ходе дружеской непринуждённой беседы
за круглым столом и долгим истинно добрым чаепитием в числе других
возникла идея создать миниатюрный театр, в котором были бы
задействованы присутствующие таланты: Андрей и Людмила Слонимы,
Борис Бабаев, Лариса Юсупова, Адель Чилякова, Фарида Бобрик и многие
другие гости. Возникло и немало иных, светлых и добрых замыслов, объединяющих людей. Их, право же, стоит воплотить в жизнь! Почему бы
и нет?.. Воистину:  «Пусть будет добро!»


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий