понедельник, 29 апреля 2019 г.

Яника Багрянская блистала на Y Международном фестивале оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019»




С двадцатого апреля по пятое  мая 2019 года в Ташкенте на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои проходит V Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019». Организаторы: Министерство Культуры Республики Узбекистан, Фонд развития культуры и искусства при Министерстве Культуры Республики Узбекистан, Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, АО "Узбекнефтегаз" и «Клуб друзей» театра.


В программе фестиваля принимают участие как наши артисты оперы и балета, так и приглашённые гости: Лариса Костюк, солистка театра Геликон-опера (Россия), Эйюб Кулиев – дирижёр, народный артист Азербайджана (Баку); Аскар Абдразаков – бас, народный артист Башкортостана, солист Мариинского театра (Санкт-Петербург); Альфия Каримова - сопрано, заслуженная артистка Башкортостана, солистка Астана-Оперы (Казахстан);
Афаг Аббасова – сопрано, заслуженная артистка Азербайджана, солистка Азербайджанского Государственного театра оперы и балета; Иван Гынгазов - тенор, солист театра Геликон-опера (Россия); Анна Никулина - заслуженная артистка России, солистка балета Большого театра России; Руслан Скворцов - заслуженный артист России, солист Большого театра России; Балетная труппа Национального театра оперы, танца и драмы Китая (Пекин).
Приезжие участники фестиваля показывают своё высокое вокальное и танцевальное мастерство, но наши звёзды ничуть не блекнут на этом фоне. Высокое единодушное признание публики вновь получили: Малика Норматова в комичекой опере «Проделки Майсары» С. Юдакова; Рахим Мирзакамалов в опере «Трубадур» Дж. Верди; Джабраил Идрисов в опере «Искатели жемчуга» Ж. Бизе; Лятифе Абиева и Шукур Гафуров в опере Дж. Верди «Травиата»; Яника Багрянская в опере Дж. Верди «Аида».



Оперный спектакль  «Аида» в рамках фестиваля прошёл с аншлагом  21 04 19  на сцене ГАБТ и получил признание зрителей. Сюжет монументального шедевра Дж. Верди, поставленного Фирудином Сафаровым,  разворачивается в столице Древнего Египта – Мемфисе и рассказывает о временах противостояния египтян и эфиопов. В центре оперы оказывается история двух возлюбленных: эфиопской принцессы Аиды, которая теперь является рабыней при дворе фараона,  и Радамеса, начальника дворцовой стражи, назначенного полководцем. Несмотря на огромное и светлое чувство, вспыхнувшее между ними, им уготована печальная судьба. Ревнивая и мстительная дочь фараона Амнерис докладывает о сговоре между ними, и Радамеса заключают под стражу: ведь он пытался помочь и убежать с настоящими «врагами»  –  эфиопским царем Амонасро и его дочерью Аидой.
Заканчивается четырёхактная  опера весьма печально для всех героев – отец Аиды погибает при попытке бегства. Радамеса жрецы приговаривают к смертной казни в виде заточения в подземелье, а Амнерис остаётся только оплакивать свою любовь и винить во всём жестоких жрецов. Аида незаметно прокралась в склеп и три дня ждала там Радамеса, чтобы вместе со своим возлюбленным встретить смерть. В этом трагически-светлом финале - жизненная достоверность оперы. Заканчивается спектакль торжеством чувства долга и великой силой любви героев, которая не отступает ни перед какими испытаниями.
В шестой картине  четвёртого действия блистала Яника Багрянская (меццо-сопрано) -  разгневанная Амнерис,  дочь фараона, принцесса, влюбленная в Радамеса и не простившая ему  равнодушия к ней. Из чувства мести она возвращает Радамеса в темницу, обрекая его на верную гибель.  Последняя заключительная мизансцена психологически очень убедительна: рухнув в безнадежной молитве на каменные плиты храма, лежит в траурной одежде сражённая горем Амнерис.  
Критики отмечают, что Яника Багрянская способна передать накал самых сильных и сложных чувств большого диапазона. Яркий пример – Амнерис – колоритная и яркая, с переплетением противоречивых чувств, среди которых любовь оказывается выше ревности, обиды и мести. Однако в момент прозрения она уже ничего изменить не может. Багрянская с высоким мастерством раскрывает сменяющиеся чувства и настроения своей своенравной и страстной героини. И если в начале оперы египетская царевна предстаёт оскорблённой дочерью фараона, то в финале это уже страдающая и любящая женщина, отчаяние которой глубоко и естественно. Партия Амнерис сложна. Она требует от исполнительницы большого самообладания, чувства меры, актёрского мастерства. Багрянская всеми этими качествами наделена сполна в органичном сочетании с её природной музыкальностью и артистизмом.
Соответствует внешности Амнерис и голос певицы – яркий, сильный, имеющий множество оттенков – от лирического до трагического. Голос её героини сливался в терцете (музыкальная пьеса для трёх голосов) с Радамесом и Аидой из первой картины, потрясая зрителей совершенным вокально-сценическим образом; замечателен был и развёрнутый дуэт с Аидой из третьей картины. Яркие тембровые краски певица нашла для своей Амнерис в сцене «Судилище» в шестой картине, сумев подняться до высот подлинного трагизма: она молила о спасительной любви, которую отверг её возлюбленный,  непоколебимый Радамес.
         Критики признают, что ведущая солистка Большого театра Узбекистана, лауреат международных конкурсов,  Яника Багрянская, создала в этом спектакле образ Амнерис, который стал большой удачей как театра, так и певицы, обладающей ярким, сильным, имеющим множество оттенков голосом (меццо-сопрано).
         Вот что о себе рассказала Яника Багрянская. Музыка рано завладела душой Яники. По совету бабушки девочку рано отдали в музыкальную школу, занятия в которой шли параллельно с занятиями в образовательной школе и волейбольной секции. А потом судьба свела её с руководителем детской студии «Солнышко» Т.М. Игуновой, которая открыла для неё волшебный мир музыки – мир красоты и радостных переживаний.
Яника принимала активное участие в спектаклях ГАБТ имени А. Навои и даже побывала на фестивале в Москве. Она уже тогда начала «примерять» на себя профессию дирижёра хора или учителя музыки. На музыкальном факультете Педагогического института произошла её судьбоносная встреча с Л.Б. Негоденко. Она стала первым учителем по вокалу будущей певицы Яники Багрянской. Негоденко учила Янику не только правильному голосоведению, но помогала понимать и чувствовать музыку, поэзию, изучать историю создания написанных композиторами произведений. Вдумчивая и музыкальная ученица быстро усваивала уроки педагога, участвуя практически во всех вузовских концертах. Видя её успехи, Людмила Борисовна посоветовала девушке поступать после окончания института в консерваторию.
Однако Яника поначалу устроилась на работу в школу. Вскоре она поступает в Государственную консерваторию Узбекистана на факультет сольного пения и академической подготовки в класс С.А. Цой. Софья Анатольевна следила не только за техникой пения своей студентки, но учила её сценическому искусству. Выпускной экзамен по специальности Яника  сдала на отлично.


Дальше последовало приглашение в стажёрскую группу ГАБТ имени А. Навои. Со своим меццо-сопрано Багрянская пришлась ко двору. Театр стал хорошей школой для начинающей певицы: креп и выравнивался голос, накапливалось сценическое мастерство, обогащался и духовный мир. Сначала она спела Ольгу в «Евгении Онегине» и Полину в «Пиковой даме» П.Чайковского, потом Ульрику в «Бал-маскараде» Дж. Верди и Далилу в «Самсоне и Далиле» К.Сен-Санса. Ей посчастливилось блистать в партиях:  Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе, Азучена в «Трубадуре» и Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова; «Ангела» в опере «Демон» А. Рубинштейна и многих других оперных постановках. С тех пор вся её жизнь проходит на сцене.
Мне очень повезло с окружением, – говорит Яника. – Я никогда не была одинокой, меня направляли в нужную сторону. Например, Фирудин Саттарович. В театре он больше, чем режиссёр. Он один из немногих, который умеет вчитаться в партитуру, раскрыть её богатства перед всеми участниками спектакля. Именно в партитуре он ищет свои убедительные постановочные решения. Как правило, на репетицию Сафаров приходит с четкой, до деталей продуманной режиссерской концепцией. От актёров он требует неукоснительного исполнения своих  указаний.          Работать с ним непросто. Но я принимаю все его пожелания, потому что всегда и везде для него на первом плане – музыка, которая звучит в оперном спектакле, где она должна сливаться в гармоническом единстве с драматическим действием и художественным оформлением. Именно этой гармонии Сафаров всегда и стремится добиться. Он внушает артистам, чтобы зритель нам верил, с нами плакал или смеялся, ненавидел или любил. И я с ним согласна. Артист должен уметь разбудить чужую душу. Иначе незачем идти на сцену.
Я безмерно благодарна Дильбар Гулямовне. После её ухода нашему театру, которому она беззаветно служила, её очень не хватает. Дирижёр должен чувствовать исполнителей. Не все чувствуют, а она чувствовала. Она была настоящей. Она вставала за пульт и делала своё дело. Причём, чётко знала, что делает. Она ничего не придумывала извне. Она требовала от солиста исполнять то, что написано в клавире. Абдурахманова была настоящим мастером.
Возгласы «Браво» для меня лучшая благодарность зрителей. Для каждого артиста  долгие аплодисменты зрителей  - это не только признание, это ещё огромная энергия, исходящая от публики, большая духовная сила, которая заставляет тебя ещё больше работать над собой и быть лучше.
За более двадцати лет на театральных подмостках Багрянская выступала на сцене в самых разных творческих амплуа, с увлечением исполняя как трагические, лирико-драматические, так характерные и возрастные роли. В них всегда подкупает правда образа, непосредственность переживания, а не техника исполнения, которая никогда не превращается в самоцель, а помогает ярче и точнее выразить тот или иной характер. Так, блистательно выступила певица в роли Азучены в опере «Трубадур», а созданный ею очень сложный драматический образ Любаши в «Царской невесте» слушатели считают одной из её лучших ролей.


В камерном репертуаре Багрянской звучат сочинения разных веков и стилей – оперные партии, вокальные циклы, романсы, народные и эстрадные песни. Она исполняет арии из кантат И.С. Баха, опер Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта. С удовольствием поёт певица романсы композиторов Узбекистана: Б. Гиенко, С. Юдакова, А. Вареласа, Ф. Янов-Яновского и других. Слушатели выражают свою любовь к ней бурными аплодисментами. Как говорит сама певица, «каждый романс – это маленький спектакль, это маленькая жизнь, кусочек которой мы вдруг успеваем увидеть».
В 2012 году за особый вклад в развитие и пропаганду отечественного искусства Яника Багрянская была удостоена ордена «Дустлик». В одном из интервью певица призналась: «Это не только моя награда, но и моего любимого коллектива, который всё это время был со мной на пути к ней. Он (коллектив) – мой советчик, моя поддержка и мой судья! Ну, а я буду продолжать работать и стремиться к новым рубежам».
В течение всей своей жизни певица следует одному принципу: «Идти вперёд и только вперёд!». Её коллеги убеждены, что в ближайшей перспективе Яника Багрянская за заслуги в отечественной культуре и многолетнюю плодотворную деятельность обязательно приблизится к счастливому финишу и получит высокое звание заслуженной артистки Узбекистана. Сайт «Культура.Уз» тоже присоединяется к этому искреннему коллективному пожеланию!


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий