У народов, населяющих Среднюю
Азию, издавна существовали танцы, связанные с бытом, религиозными обрядами и
праздниками. В YIII-IY вв. до нашей эры
профессиональные танцовщики, наши предки, были широко известны во многих
государствах Востока. В ноябре 1918 г. в Ташкенте была учреждена Государственная
опера, куда вошла и балетная труппа. Балетные актёры участвовали в спектаклях оперного
театра и выступали с отдельными номерами в концертных программах. Первый многоактный балет "Лебединое озеро" Петра
Чайковского был поставлен в 1925 году.
Балетная школа ведёт своё начало
с 1933 года. Именно тогда в Ташкенте балетную студию основала вместе со своими
друзьями-коллегами легенда узбекского
танца Тамара Ханум (Тамара Артёмьевна Петросян) – танцовщица, певица, балетмейстер, народная
артистка СССР. В 1941 году состоялся первый выпуск учеников балетной школы. В
труппу театра были приняты её воспитанники, в их числе известная нам
талантливая балерина Галия Баязитовна Измайлова, народная артистка СССР.
Вскоре, 12 декабря 1947 года, открылось Ташкентское хореографическое училище.
В новую эпоху независимости Узбекистана
по указу Первого президента республики от 8 января 1997 года на базе
Ташкентского хореографического училища и кафедры «Хореография» Ташкентского
государственного института культуры имени Абдуллы Кадыри была образована
Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии. Главной
целью деятельности справедливо называемой
в народе «Академии хореографии» является: подготовка артистов балета и
ансамблей народного танца для сохранения и приумножения нравственных и
культурных ценностей общества.
Организаторы
нынешнего V Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Тошкент
Баҳори -2019»: Министерство Культуры Республики Узбекистан, Фонд развития
культуры и искусства при Министерстве Культуры Республики Узбекистан, Государственный
академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, АО
"Узбекнефтегаз" и «Клуб друзей» театра -
большое внимание уделили хореографическому искусству. Балетную часть
фестиваля 27 04 19 открыл концерт ансамбля «Тумор» в двух отделениях. Этот
ансамбль в Республике сохраняет и пропагандирует традиции национального классического танца -
Ферганской ("Катта уйин"), Бухарской ("Танец маком"),
Хорезмской ("Уфори маком") школ. В сольном репертуаре ансамбля
зрители увидели несколько концертных программ танцевального искусства
современного Узбекистана, олицетворяющих собой всю красоту узбекской нации, а
также танцевального искусства разных наций и народностей, проживающих в
Узбекистане, каждая из которых по-своему уникальна.
Отчётный концерт Государственной
высшей школы национального танца и хореографии в ГАБТ им. А. Навои был приурочен к Всемирному дню танца - 29 апреля
2019 г. Студенты и
преподаватели отечественной Академии хореографии представили различные
направления и стили классического и современного танца. В первом отделении был
показан дивертисмент - цикл из нескольких классических и национальных разнохарактерных
танцев — русского, белорусского, корейского
и народных узбекских. В первом отделении особенно всем понравились женские танцы в стиле ансамбля «Бахор», имитирующие сбор хлопка,
шелкопряда, ткачество и вышивание, а
также пляски на известный мотив «Андижанские
яблоки» и другие. Очень трогателен в
эмоциональном плане и лаконичный в
пластическом отношении был дуэт выпускников, воспроизводящий библейскую притчу «Изгнание из рая». Программу первого отделения украсили сцены из балета "Баядерка" Л. Минкуса.
Хорошо были поставлены и исполнены ярко выражавшие смекалку, воинственность, оптимизм лаконичные, чёткие в пластическом рисунке, эмоционально цельные, ритмичные мужские пляски всадников в сопровождении ансамбля дойристов.
Хорошо были поставлены и исполнены ярко выражавшие смекалку, воинственность, оптимизм лаконичные, чёткие в пластическом рисунке, эмоционально цельные, ритмичные мужские пляски всадников в сопровождении ансамбля дойристов.
Во втором отделении зрители могли насладиться постановкой классического
балета, сложного и самого по характеру многопланового, танцевального,
знаменитого «Болеро» французского композитора Мориса Равеля
(1875-1937). По
некоторым данным, болеро был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо
около 1780 года. С начала XIX века танец стал исполняться на сцене и был
включён в оперы: Карла Вебера, Франсуа Обера, Гектора Берлиоза, балеты "Лебединое
озеро" Петра Чайковского и "Коппелия" Лео Делиба.
Первое исполнение
"Болеро" состоялось 22 ноября 1928 года в парижской Гранд-опера. Это
знаменитое произведение было написано по заказу известной танцовщицы, солистки
русского балета Иды Рубинштейн, которая задумала исполнить на сцене Гранд-Опера
в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного
"Вальса" Равеля. Одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы
представить её в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда Ида
обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал ещё одно произведение для этой
постановки. По построению "Болеро" Равеля представляет собой цепь
вариаций, в основе которых — небольшая мелодия народно-танцевального характера,
близкая сложившемуся в XVIII веке испанскому танцу болеро, но с ритмом
баскского танца «сортсико».
Равель
представлял себе действие балета на открытом воздухе, у завода, где выходящие после
трудового дня рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Ему также хотелось,
чтобы там был какой-то намёк на бой быков и любовная трагедия в духе оперы
"Кармен" Жоржа Бизе: героиню балета Марилену, увлёкшуюся тореадором,
должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие
композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам.
Однако Ида Рубинштейн, а также
приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890-1972), сестра
знаменитого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, и режиссёр,
балетмейстер и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий,
автор которого остался неизвестным. Действие было перенесено в одну из таверн
Барселоны 1920-х годов, где в темноте за столиками вдоль стен угощаются гуляки.
Посреди комнаты на большом столе танцовщица начинает свой танец. Постепенно она
завоёвывает внимание гуляк, собирает их, потрясённых, вокруг стола и с триумфом
завершает выступление.
На протяжении XX века балет
ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и русского и американского
хореографа Михаила Фокина, русского и французского балетмейстера Сержа Лифаря.
В разное время произведение ставили хореографы Морис Бежар, Алексей Ратманский,
Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев и другие. Одна из самых известных постановок
"Болеро" — в редакции хореографа Мориса Бежара 1961 года. В главной
роли тогда выступила танцовщица Душка Сифниос. Следующим исполнителем стал
аргентинец Хорхе Донн. В 1978 году редакцию Бежара повторила Майя Плисецкая.
Через десять лет после этого хореограф доверил свою постановку французской
приме Сильви Гиллем.
Уникальность "Болеро"
еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская,
и мужская версии. По мнению ведущих солистов, лучшие танцовщики мира хотят
танцевать этот балет, а театры — иметь "Болеро" в репертуаре. Главная
сложность в том, что тело танцовщика в этой постановке как бы разделено на две
части: ритм в течение 16-18 минут выражается ногами, а корпус тела и руки
изображают мелодию.
На сцене ГАБТ им. А. Навои стремительно
перемежались национальные испанские танцы, введённые в балет. Наиболее любимые
и известные болеро: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео дехерес.
Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими. В новой постановке были
задействованы две балерины и один солист с участием массовки - кордебалета.
Танцующие болеро одеты в яркие андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству
танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. В отчётном
концерте танцы сопровождала музыка М.
Равеля в записи, но это нисколько не умаляло эффект исполнения. Танцы
захватывали воображение зрителей. Было легко представить, как во время пляски
танцоры бьют в такт кастаньетами. При исполнении болеро в народе поют как
танцоры, так и зрители, танцы сопровождаются игрой на гитаре и тамбуринах
(старинных барабанах).
Весь балет состоит из намёков и
накала страстей: молодые исполнители Академии хореографии прекрасно справились
с поставленной непростой художественной задачей и показали высший пилотаж
эмоционального и пластического воплощения страстей любовного треугольного конфликта
с его драматическим финалом. Каждый исполнитель привносит своё в интерпретацию
"Болеро", поэтому он должен обладать сильной индивидуальностью. В
исполнении выпускников Высшей школы национального танца и хореографии это было сделано смело, талантливо, молодо и
отвечало критериям современного хореографического стиля.
На концерте в зрительном зале присутствовали работники Министерства
культуры Узбекистана, знаменитые хореографы, педагоги Высшей школы
национального танца и хореографии, родители студентов, представители
приглашённых общественных организаций и гости V Международного
фестиваля оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019», который
проходит в узбекской столице с 20 04 19 по пятое мая этого года.
О значении
Отчётного концерта мы говорили после представления под грохот аплодисментов с заслуженной
артисткой Узбекистана, лауреатом международных конкурсов и фестивалей Вилоят
Исахаровной Акиловой, ученицей легендарной Тамары Ханум. Её родители - народные артисты Узбекистана Исахар
и Маргарита Акиловы, причастные к созданию известнейшего ансамбля «Бахор»,
прославившего искусство узбекского танца, и их пятеро детей - Вилоят, Зулейха, Гавхар, Лола, и самый
младший брат Юсуф - вся семья Акиловых -
посильно участвовали в становлении, балетного, музыкального и хорового искусства в Узбекистане.
- Сегодня для меня отчётный концерт Высшей
школы национального танца и хореографии – это большая радость. За этим концертом стоит огромный труд. Мы видим,
какого успеха достигли молодые исполнители, благодаря лучшим педагогам, и как
им аплодировали любители классического балета и современного национального
танца. В программе были совершенно новые номера. Очень понравился балет «Болеро» Мориса Равеля - национальные
испанские танцы, введенные в балет. Мы давно уже не видели этот балетный
спектакль и соскучились по нему. Балетные люди должны много трудиться. Труд им
приносит успех. Я познала этот труд в своей жизни, посвятив её танцу.
Отчётный концерт студентов Высшей школы
национального танца и хореографии продемонстрировал, как они бережно сохраняют
и развивают лучшие традиции балета Узбекистана, заложенные мастерами ХХ века.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий