среда, 1 мая 2019 г.

Отчётный концерт Высшей школы национального танца и хореографии в ГАБТ им. А. Навои вылился в настоящий триумф молодых артистов

         
        
У народов, населяющих Среднюю Азию, издавна существовали танцы, связанные с бытом, религиозными обрядами и праздниками. В YIII-IY вв. до нашей эры профессиональные танцовщики, наши предки, были широко известны во многих государствах Востока. В ноябре 1918 г. в Ташкенте была учреждена Государственная опера, куда вошла и балетная труппа. Балетные актёры участвовали в спектаклях оперного театра и выступали с отдельными номерами в концертных программах. Первый многоактный балет "Лебединое озеро" Петра Чайковского был поставлен в 1925 году.
Балетная школа ведёт своё начало с 1933 года. Именно тогда в Ташкенте балетную студию основала вместе со своими друзьями-коллегами  легенда узбекского танца Тамара Ханум (Тамара Артёмьевна Петросян) –  танцовщица, певица, балетмейстер, народная артистка СССР. В 1941 году состоялся первый выпуск учеников балетной школы. В труппу театра были приняты её воспитанники, в их числе известная нам талантливая балерина Галия Баязитовна Измайлова, народная артистка СССР. Вскоре, 12 декабря 1947 года, открылось Ташкентское хореографическое училище.

         В новую эпоху независимости Узбекистана по указу Первого президента республики от 8 января 1997 года на базе Ташкентского хореографического училища и кафедры «Хореография» Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кадыри была образована Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии. Главной целью деятельности справедливо называемой  в народе «Академии хореографии» является: подготовка артистов балета и ансамблей народного танца для сохранения и приумножения нравственных и культурных ценностей общества.


         Организаторы нынешнего V Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019»: Министерство Культуры Республики Узбекистан, Фонд развития культуры и искусства при Министерстве Культуры Республики Узбекистан, Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, АО "Узбекнефтегаз" и «Клуб друзей» театра  -  большое внимание уделили хореографическому искусству. Балетную часть фестиваля 27 04 19 открыл концерт ансамбля «Тумор» в двух отделениях. Этот ансамбль в Республике сохраняет и пропагандирует традиции  национального классического танца - Ферганской ("Катта уйин"), Бухарской ("Танец маком"), Хорезмской ("Уфори маком") школ. В сольном репертуаре ансамбля зрители увидели несколько концертных программ танцевального искусства современного Узбекистана, олицетворяющих собой всю красоту узбекской нации, а также танцевального искусства разных наций и народностей, проживающих в Узбекистане, каждая из которых по-своему уникальна.











Отчётный концерт Государственной высшей школы национального танца и хореографии в ГАБТ им. А. Навои был  приурочен к Всемирному дню танца - 29 апреля 2019 г.  Студенты и преподаватели отечественной Академии хореографии представили различные направления и стили классического и современного танца. В первом отделении был показан дивертисмент  - цикл из нескольких  классических и национальных разнохарактерных танцев —  русского, белорусского, корейского и народных узбекских. В первом отделении особенно всем понравились  женские танцы в стиле  ансамбля «Бахор», имитирующие сбор хлопка, шелкопряда,  ткачество и вышивание, а также пляски на известный мотив  «Андижанские яблоки» и другие. Очень трогателен в эмоциональном  плане и лаконичный в пластическом отношении был дуэт выпускников, воспроизводящий  библейскую притчу «Изгнание из рая». Программу  первого отделения украсили  сцены из балета "Баядерка" Л. Минкуса.
 Хорошо были поставлены  и исполнены ярко выражавшие смекалку, воинственность, оптимизм лаконичные, чёткие в пластическом рисунке, эмоционально цельные, ритмичные мужские пляски всадников в сопровождении ансамбля дойристов.


Во втором отделении зрители могли насладиться постановкой классического балета, сложного и самого по характеру многопланового, танцевального, знаменитого «Болеро» французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). По некоторым данным, болеро был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. С начала XIX века танец стал исполняться на сцене и был включён в оперы: Карла Вебера, Франсуа Обера, Гектора Берлиоза, балеты "Лебединое озеро" Петра Чайковского и "Коппелия" Лео Делиба.


Первое исполнение "Болеро" состоялось 22 ноября 1928 года в парижской Гранд-опера. Это знаменитое произведение было написано по заказу известной танцовщицы, солистки русского балета Иды Рубинштейн, которая задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного "Вальса" Равеля. Одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить её в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда Ида обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал ещё одно произведение для этой постановки. По построению "Болеро" Равеля представляет собой цепь вариаций, в основе которых — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая сложившемуся в XVIII веке испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца «сортсико».



         Равель представлял себе действие балета на открытом воздухе, у завода, где выходящие после трудового дня рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Ему также хотелось, чтобы там был какой-то намёк на бой быков и любовная трагедия в духе оперы "Кармен" Жоржа Бизе: героиню балета Марилену, увлёкшуюся тореадором, должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам.
Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890-1972), сестра знаменитого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, и режиссёр, балетмейстер и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий, автор которого остался неизвестным. Действие было перенесено в одну из таверн Барселоны 1920-х годов, где в темноте за столиками вдоль стен угощаются гуляки. Посреди комнаты на большом столе танцовщица начинает свой танец. Постепенно она завоёвывает внимание гуляк, собирает их, потрясённых, вокруг стола и с триумфом завершает выступление.


На протяжении XX века балет ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и русского и американского хореографа Михаила Фокина, русского и французского балетмейстера Сержа Лифаря. В разное время произведение ставили хореографы Морис Бежар, Алексей Ратманский, Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев и другие. Одна из самых известных постановок "Болеро" — в редакции хореографа Мориса Бежара 1961 года. В главной роли тогда выступила танцовщица Душка Сифниос. Следующим исполнителем стал аргентинец Хорхе Донн. В 1978 году редакцию Бежара повторила Майя Плисецкая. Через десять лет после этого хореограф доверил свою постановку французской приме Сильви Гиллем.


Уникальность "Болеро" еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии. По мнению ведущих солистов, лучшие танцовщики мира хотят танцевать этот балет, а театры — иметь "Болеро" в репертуаре. Главная сложность в том, что тело танцовщика в этой постановке как бы разделено на две части: ритм в течение 16-18 минут выражается ногами, а корпус тела и руки изображают мелодию.


На сцене ГАБТ им. А. Навои стремительно перемежались национальные испанские танцы, введённые в балет. Наиболее любимые и известные болеро: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео дехерес. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими. В новой постановке были задействованы две балерины и один солист с участием массовки - кордебалета. Танцующие болеро одеты в яркие андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. В отчётном концерте  танцы сопровождала музыка М. Равеля в записи, но это нисколько не умаляло эффект исполнения. Танцы захватывали воображение зрителей. Было легко представить, как во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители, танцы сопровождаются игрой на гитаре и тамбуринах (старинных барабанах).
Весь балет состоит из намёков и накала страстей: молодые исполнители Академии хореографии прекрасно справились с поставленной непростой художественной задачей и показали высший пилотаж эмоционального и пластического воплощения страстей любовного треугольного конфликта с его драматическим финалом. Каждый исполнитель привносит своё в интерпретацию "Болеро", поэтому он должен обладать сильной индивидуальностью. В исполнении выпускников Высшей школы национального танца и хореографии  это было сделано смело, талантливо, молодо и отвечало критериям современного хореографического стиля.


На концерте в зрительном зале присутствовали работники Министерства культуры Узбекистана, знаменитые хореографы, педагоги Высшей школы национального танца и хореографии, родители студентов, представители приглашённых общественных организаций и гости V Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори -2019», который проходит в узбекской столице с 20 04 19 по пятое мая этого года.



         О значении Отчётного концерта мы говорили после представления под грохот аплодисментов с заслуженной артисткой Узбекистана, лауреатом международных конкурсов и фестивалей Вилоят Исахаровной Акиловой, ученицей легендарной  Тамары Ханум. Её  родители - народные артисты Узбекистана Исахар и Маргарита Акиловы, причастные к созданию известнейшего ансамбля «Бахор», прославившего искусство узбекского танца, и их пятеро детей  - Вилоят, Зулейха, Гавхар, Лола, и самый младший брат Юсуф - вся семья Акиловых  - посильно участвовали в становлении, балетного, музыкального и хорового искусства в Узбекистане. 
         - Сегодня для меня отчётный концерт Высшей школы национального танца и хореографииэто большая радость. За этим концертом стоит огромный труд. Мы видим, какого успеха достигли молодые исполнители, благодаря лучшим педагогам, и как им аплодировали любители классического балета и современного национального танца. В программе были совершенно новые номера. Очень понравился балет  «Болеро» Мориса Равеля - национальные испанские танцы, введенные в балет. Мы давно уже не видели этот балетный спектакль и соскучились по нему. Балетные люди должны много трудиться. Труд им приносит успех. Я познала этот труд в своей жизни, посвятив её танцу.
         Отчётный концерт студентов Высшей школы национального танца и хореографии продемонстрировал, как они бережно сохраняют и развивают лучшие традиции балета Узбекистана, заложенные мастерами ХХ века.


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий