пятница, 8 ноября 2019 г.

День седьмого ноября: «векам, истории и мирозданью…»


В этом году День седьмого ноября, в советском прошлом главный праздник страны Советов, в России - в  Москве на Красной площади, Новосибирске, Санкт-Петербурге и других  городах - был отмечен торжественным маршем в честь 78-й годовщины легендарного парада 7 ноября 1941 года. Торжественное мероприятие, когда фашисты близко подошли к Москве, позволило развеять слухи, которые наводили панику среди жителей столицы. Многие считали, что Сталин вместе с другими важными персонами покинул город в целях безопасности. После выступления главнокомандующего накануне парада эти слухи исчезли.


Свою речь Сталин произнёс на станции метро «Маяковская», которую временно переоборудовали в зрительный зал. Позднее его слова транслировали по радио и отправили на оккупированные территории страны в виде листовок. Сам парад длился чуть больше одного часа. За это время по Красной площади прошли почти 30 тысяч человек и более 600 единиц военной техники. Этот праздник имел важное значение для всей страны: он позволил поднять боевой дух не только солдат, но и всего населения Советского Союза. Мероприятие транслировалось по радио на всё государство. Кроме того, там присутствовали зарубежные СМИ, которые рассказали о нём и в других странах. В этом году в параде торжественным маршем прошли по брусчатке Красной площади более трёх тысяч военнослужащих, суворовцев и воспитанников кадетских отрядов в память о параде 7 ноября 1941 года. На параде присутствовали ветераны войны.


         В этот  знаменательный день также вспоминали высказывание Первого советского космонавта Ю. А. Гагарина: "Штурм космоса начался не 12 апреля 1961 года, когда человек увидел открытую Вселенную, и даже не 4 октября 1957 года, когда первый спутник оторвался от Земли. Всё началось с выстрела «Авроры», со штурма Зимнего".


В «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в  Ташкенте собрались активисты  ахматовского музея, учащиеся и студенты, чтобы отдать должное октябрьскому  празднику – 102-й годовщине со дня великой Революции, произошедшей 7 ноября 1917 года.


         Литературную программу  праздника открыл  учащийся школы Павел Чижов стихотворением «Ноябрь» Самуила Маршака, которое  большинство из нас помнит со школьного детства:

День седьмого ноября -
Красный день календаря.
Погляди в своё окно:
Всё на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идёт
Там, где шли трамваи.
Весь народ - и млад и стар -
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!


Общественный директор Ахматовского музея А.В. Маркевич напомнила, как многие из нас в советскую бытность  на плечах у наших отцов  участвовали в демонстрациях, посвящённых 7 ноября – этому главному празднику страны в те времена, «когда деревья были большими». Темой для обсуждения А.В. Маркевич выбрала поэму «Хорошо» В. Маяковского, в которой поэт подводит итоги  не только борьбе и лишениям, но и  победе Советской Республики, выстоявшей и приобретшей международное признание. Маяковский был один из немногих поэтов, кто остро ощутил огромное, всемирно-историческое значение победного празднования в 1927 году большого юбилея революции и воплотил это ощущение в «Октябрьскую поэму».


Альбина Витольдовна рассказала историю создания поэмы «Хорошо».  Владимир Маяковский (1894-1930) по праву считается одним из самых патриотичных русских поэтов первой половины ХХ века. Несмотря на то, что в своих произведениях он нередко подвергал критике различные общественные явления, в его творчестве очень отчетливо прослеживается гордость за то, что ему довелось родиться и жить в России, став свидетелем революционных перемен, которые автор поэмы считал прогрессивными. В 1927 году, накануне 10-летия Великой Октябрьской революции, поэт написал поэму «Хорошо!», которая впоследствии стала символом эпохи. По сути, это произведение является поэтическим экскурсом в историю, недавние события которой Маяковский представил в характерной для него беспристрастной и несколько грубоватой манере. Тем не менее, поэма «Хорошо!» стала ключевым произведением в творчестве поэта и, вероятнее всего, уберегла несдержанного и резкого в своих суждениях автора от репрессий, которым подверглись многие его собраться по перу.










         Поэму из 19 частей в этот вечер прочитали активисты-ахматовцы: А.В. Маркевич, Ирина Кепанова, Виктория Фисенко, Таизиля Хабирова, Татьяна Пак, Елена Кузнецова, Татьяна Оленец (Касьяненко), Евгения Абалян. Каждая из глав этой бессмертной поэмы посвящена определенным революционным событиям. Шаг за шагом Маяковский воссоздаёт картину прошлого, словно бы желая оставить потомкам объективные заметки о том периоде истории, который впоследствии будет неоднократно переписываться и искажаться. Трудно судить о том, предвидел ли сам поэт подобное развитие событий. Но факт остаётся фактом – в поэме «Хорошо!», не лишенной, впрочем, бравады и восхвалений советской власти, Маяковский в хронологическом порядке изложил, как именно свершилась революция, и даже подвёл первые итоги тем изменениям, которые за 10 лет произошли в строящемся социалистическом обществе.
         «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моём», - взволнованно читает А.В. Маркевич  зачин поэмы. Многие из нас давно уже не перечитывали её, а кое-кто из молодёжи впервые приобщился к шагам  человека по «дороге революции». И далее - сцена за сценой, эпизод за эпизодом – перед глазами возникала многоцветная и многоголосая летопись народной жизни. На наших глазах творилась история: вспыхивали митинги, готовилось вооружённое восстание, происходил штурм Зимнего дворца и зарождался социализм – «свободный труд свободно собравшихся людей». Маяковскому удалось своим характерным рубленым слогом вместить в несколько ёмких фраз побег Керенского, залп «Авроры», штурм Зимнего дворца и провозглашение новой власти сперва в Петербурге, а после и по всей стране.



Ирина Кепанова и Елена Кузнецова стараются передать оригинальный склад речи  характерных персонажей, наделённых индивидуальным психологическим обликом. Среди множества героев этой поэмы выделяется сам автор – свидетель  и участник революционного преобразования мира. Он не только рисует картины народной жизни и эпические зарисовки, но часто выражает лирические признания – пафосные и интимные, восторженные и торжественные, уверенные и размышляющие, которые никого не могут оставить равнодушными. Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом: «Жезлом правит, чтоб вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо». И вот уже слушатели вместе  с Т. Хабировой вместе произносят рефреном повторяющиеся слова в обобщённо-афористической форме: «Землю, с которой вдвоём голодал, - нельзя никогда забыть!»


         А.В. Маркевич в заключение заседания подвела  итог поэме «Хорошо» Владимира Маяковского как вдохновенному гимну народу, совершившему революцию. На стихи и отрывки из поэмы «Хорошо!» Владимира Маяковского Георгий Свиридов написал «Патетическую ораторию» для баса, меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра (1959). А.В. Луначарский справедливо сказал о ней: «Это Октябрьская революция, отлитая в бронзу».
В. Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX века, особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, Файнберга, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию. Во вступлении к  последней незавершённой поэме «Во весь голос» (1929) драматичный диалог  с любимой переходит, как  и в прежних произведениях Маяковского, в  диалог с миром, он адресован «векам, истории и мирозданью», нам с вами («Уважаемые товарищи, потомки!»). Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:

Мой стих
        трудом
              громаду лет прорвёт
и явится
        весомо,
               грубо,
                     зримо,
как в наши дни
              вошёл водопровод,
сработанный
           ещё рабами Рима.
(«Во весь голос»).

         По окончании вечера многие задумались: «Может быть, не надо менять историю!!!» и поздравляли друг друга с днём 7 Ноября,  днём Великой Октябрьской революции.

Гуарик Багдасарова

Фото автора и Ирины Кепановой


Комментариев нет:

Отправить комментарий