Крещение или Богоявление
относится к двунадесятым (главным) праздникам Православия. Это третий по
значимости праздник после Рождества Христова и Пасхи. Крещение — один из
важнейших православных праздников, которым заканчиваются рождественские Святки.
Святки — старинное русское слово, означающее «праздник». В январе «празднуют»
целых 12 дней — с Рождества Христова и до Крещения (с 7 по 19 января). В
святость этих дней и вечеров с языческих времен и до сих пор вплетены суеверные
обычаи и гадания, ставшие неотъемлемой частью январских праздников. В эти дни
пекут пироги по старинным рецептам разных губерний, учатся танцевать лезгинку и
трепак, вспоминают родословную валенок и кокошников. В православии этот
праздник называется ещё Богоявлением.
Праздник носит название «Крещение»
в память о библейских событиях,
посвящённых крещению Иисуса Христа в реке Иордан. С детства всем нам известны
фильмы по мотивам произведений Н.В. Гоголя, где подробно описываются Святки.
Много интересных впечатлений о Крещении остаётся у тех, кто живет рядом с
большими водоёмами, где ежегодно в канун Крещения прорубается прорубь и в ней
купается много людей.
В минувшее воскресенье – 26 01 20
в конференц-зале Ташкентской
и Узбекистанской
епархии Православной церкви по благословению
Высокопреосвященнейшего
Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы
Среднеазиатского митрополичьего округа,
состоялся долгожданный Крещенский
вечер, посвящённый пресветлым праздникам Рождества и Крещения Господня. Автор проекта, режиссёр
и ведущий –
режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств
Республики Узбекистан Андрей Слоним. В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои:
заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты и дипломанты
международных и республиканских
конкурсов: Анастасия Юдина, Ришат Решитов, Рада Смирных, Анжелика
Мухаметзянова, Елена Шавердова. Музыкальный руководитель и концертмейстер –
Людмила Слоним.
В программе
вечера прозвучали русские народные песни, известные русские романсы и
малознакомые вокальные произведения европейских композиторов. Примечательно,
что в репертуаре каждого участника концерта сочетались многообразные сочинения
разных времён и народов, требующие от исполнителя глубинного проникновения
в ту или
иную историческую эпоху и соответствующей стилистической манеры их трактовки.
Было, как всегда на этих вечерах,
интересно и неожиданно «переплыть» от композиторского и поэтического стиля
одной страны - к совершенно иному настрою произведения другого направления,
исторической эпохи, стилистики. Сознательно не стремясь воспроизвести
последовательность программы в ее закономерности и стройности, хочу заострить
внимание на глубоко индивидуальном и выразительном творчестве каждого из
участников этого особенного вечера. Так,
заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова в сдержанной драматической
манере исполнила романс «Ангел» А. Варламова на стихи М. Лермонтова, в котором духовный
взлёт к Вышним силам задал необходимый настрой и тональность всему
вечеру-композиции. «Песнь Любви» канадского композитора В. Сэндерсона (стихи Э. Тешемахера) в её же исполнении
прозвучала в совершенно ином задушевном лирическом ключе. А знакомый всем нам с
юности по замечательному фильму «Цирк» «Лунный вальс» И. Дунаевского на стихи
В. Лебедева – Кумача всем слушателям
приподнял настроение своей танцевально-песенной мелодичностью, характерной для
этого советского композитора. Этот вальс
оказался очень созвучным предощущению светлых событий в замечательные и
добрые дни Нового года и великих праздников Рождества Христова и Крещения
Господня.
В русской народной песне
«Бубенцы» Н. Бакалейникова
(стихи А. Кусикова) ведущая солистка театра О. Александрова донесла до слушателей
бесшабашную удаль «Тройки», несущейся по серебристой дорожке мимо заснеженных
лесов и сельских приземистых домишек и
задорную песню ямщика, от которой разрывало грудь от счастья или тоски по
красной девице. Казалось, что эта стремительная «Тройка» - воплощение самой
жизни, несущей каждого из нас от
настоящего в будущее, и хотелось верить в то, что грядущее это воплотит
все надежды и будет истинно светлым...
Из светских
салонов в русскую деревню проникло народное «прочтение», обеспечило песне и сопровождающей пляске долгую
жизнь. В русской кадрили от трёх до 14
фигур, и все со значением: «Знакомиться», «Коситься», «Девки нарасхват»… В
каждой губернии кадриль особая. В Чухломе Костромской области – «Козуля
повалихинская». Семь фигур под наигрыши гармошки. Плясовая стала фольклором
лишь в 60-х годах ХХ века. До этой поры «Семизарядная козуля» исполнялась на
всех праздниках и народных гуляньях. «Кузовок» – кадриль женская, танцевалась
под Костромой, в селе Ножкино. Здесь волю дают импровизации, но каждую фигуру
непременно заканчивают рукопожатием. Вспоминаю об этом потому, что в вечере с
редкостной органикой сплелись и народное, и классическое начала романсовой и
песенной лирики, и эта диалектика контрастов впечатляла с особенной силой.
Анастасия Юдина преподнесла в
подарок слушателям два почти не звучащих сегодня произведения. Первым из них
стал Романс Елены из почти не известной сегодня комической оперы Ф. Шуберта
«Заговорщики». Наслаждаясь утончённой и мудрой лирикой шубертовского песенного
творчества, мы оценили в этот вечер и его мастерство оперного композитора.
Изысканный романс молодой героини в предощущении любви предстал волнующим и
живым. Следующее произведение тоже стало одним из сюрпризов и «премьер» этого
замечательного вечера. Эмоционально и утончённо Анастасия Юдина исполнила
романс «Ах, точно ль, никогда...» А. Верстовского на стихи А. Грибоедова.
Многие из нас его слушали впервые и ещё раз оценили и музыку А. Верстовского, и
высокий поэтический талант сочинителя стихов, больше известного как драматурга,
автора «Горе от ума», и композитора
знаменитого «грибоедовского» вальса.
А ближе к финалу вечера Анастасия Юдина
достигла апогея выражения открытой простой деревенской души в исполнении
Русской народной песни «Чернобровый, черноокий...» в обработке С. Погребова. Не
только выразительным пением, но и грациозной пластикой с притопыванием на
каблучках и кружением вокруг своей статной фигуры, на плечи которой
артистка накинула широкую цветастую
шаль, – Юдина обаятельно и свободно
раскрыла облик красоты и любви в этой песне…
И образ свободного, молодого чувства, красоты и надежды нашёл полное
воплощение и был живо «подхвачен» восторженным залом.
Ришат Решитов
внёс свою мужскую сдержанную ноту в исполнение Русской народной песни
«Ноченька» (традиционное исполнение a
capella – без сопровождения) - так что
прошибло до слёз от проникновенного тембра его баритона и тонких
выразительных интонаций. И зал отозвался дружным «Браво» и повторно вызвал на
поклон молодого солиста Большого театра. В его же исполнении очень нежно и
лирично, и вместе с тем – с затаённой и глубокой смятённостью духа прозвучали
два романса Г. Свиридова на стихи С. Есенина: «Отвори мне, страж
заоблачный...»; «Отчалившая Русь»:
сколько же в них было грусти и надежды на лучшую жизнь!.. Гениальное слияние
композиторского дара Г. Свиридова и есенинского поэтического Слова в их
трагической сути «драмы века» молодой певец сумел передать со всей
непосредственностью и драматизмом. И до
глубины души растрогал притихший зал, взорвавшийся после его исполнения шквалом
аплодисментов.
Елена
Шавердова сумела раскрыть новые вокальные краски в знакомых нам со школьной
скамьи стихах «Белая берёза» С. Есенина. Положенные на музыку Людмилы Слоним,
придавшей этим знакомым с детства есенинским строчкам удивительный
«импрессионистический» смысл, воспроизводящий белую берёзу в зимнем оцепенении
и в одежде из снега и инея. В
авторском исполнении композитора
и талантливой певицы, словно впервые открывавшей красоты русской зимы для себя
и зрителей, – приоткрылся второй, личностный план этого
необыкновенного романса. Так же проникновенно и доверительно в её исполнении
предстали романс А. Рубинштейна «Певец» на стихи А. Пушкина и
обаятельная миниатюра «И нет в мире очей...» П. Булахова на стихи неизвестного
автора.
Рада Смирных
никогда не повторяется. Ещё совсем недавно зрители восхищались её исполнением
знаменитого старинного романса «Тёмно-вишнёвая шаль» в недавнем бенефисном
камерном концерте в Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои. И вот она снова
выходит на сцену уже в другом амплуа и доносит до слушателей в этом же
произведении новые неиспользованные
оттенки этого загадочного прекрасного женского образа и после интервала в девять дней находит в этом
романсе абсолютно обновлённые, иные, сиюминутные настроения, интонации и
краски!
Эту неисчерпаемую глубину поэзии
и музыки певица также горячо и удивительно просто раскрыла и в современной лирико-философской песне Людмилы
Слоним на стихи Е. Евтушенко (1932-2017) «Идут белые снеги...». Эти мелодичные
«исповедальные» стихи о любви к родине,
жизни и смерти запали в душу со
школьной скамьи. В наши дни после ухода поэта-гражданина («Поэт в России
больше, чем поэт») первого апреля 2017 г. в клинике в городе Талса (штат Оклахома) они звучат как реквием и послание
потомкам: отсюда в песне бесконечная нежность, ностальгия сочетаются с
патриотическими нотками в стихах, музыке и вокале. И волнообразное движение
музыки, голоса, а с ними – и мысли в
романсе Людмилы Слоним символизирует саму Жизнь (по А.Блоку – «без начала и
конца»!), но в отведённых для каждого жителя Земли пределах...
Особое место в
программе Крещенского вечера заняла Анжелика Мухаметзянова. Она взяла на себя
ответственность выступить в совершенно различном европейском амплуа. Блестяще
исполнив невероятно трудный в техническом отношении номер - Речитатив и каватину Линды из оперы «Линда Ди Шамуни» Г. Доницетти в
стиле бельканто, она удивила юмористической остротой в совершенно другом стиле
и жанре произведении. В совершенно
противоположной, полной юмора, наивности и детскости – почти забытой сегодня
Польке «В детской» И. Штрауса – Мухаметзянова предельно выразительно
изобразила куклу, упоённую своей
«красотой» и стремлением царить на полке игрушек в детской.
Во второй части ей подыграл беззвучной ролью Андрей Слоним, как бы
пытавшийся безрезультатно прервать ее «затянувшееся соло» - и этим усилив комический эффект воздействия
интермедии на зрителя, который хлопал исполнителям от всей души. Непрерывный
и целостный ансамбль каждого исполнителя с проникновенной, чуткой и живой
музыкой, воссоздаваемой Людмилой Слоним, – буквально, сплёл каждое
произведение, каждый стиль, каждый образ в единую «ткань» всей композиции
вечера.
Андрей Слоним,
как всегда, уже традиционно, украсил программу вечера стихами, написанными,
буквально, в январе этого года. Они были разные по тематике и сходные по
смыслу: о Рождестве Христовом
(«Озареньем души…»), об ускользающем смысле жизни, о грёзах и их крушениях, о
«поезде жизни», в окне которого мелькают дни, события, чувства («Ретро», «Игры»,
«Душа не станет плакать днём», «Окно») и о неистребимых ипостасях нашего бытия:
Вере, Надежде, Любви. И стихотворения
эти, разные и значительные, каждое само по себе – органично вплелись в ткань
композиции вечера, как и традиционные краткие и ёмкие преамбулы к каждому из
номеров.
В эти дни мы вспоминаем выдающегося российского священнослужителя, протоиерея А. Меня (1935-1990), безвременно
погибшего по дороге в храм в Подмосковье в Сергиевом Посаде. В своей последней проповеди «Христианство»,
прочитанной в Москве накануне своей
гибели, он обращался к пастве с такими словами:
- Никто из живых существ, кроме
человека – никогда не задумывался над смыслом бытия, никогда не поднимался выше
природных, физических потребностей… Иисус Христос никуда не поднимался, Он, наоборот, -
спускался к людям. Христос известил новую мораль: «Заповедь новую даю – любите
друг друга, как Я возлюбил вас». А. Мень был убеждён, что история христианства только начинается… - «история, в
которой мир идёт рядом с Сыном Человеческим. Христианство есть освящение мира,
победа над злом, над тьмой, над грехом. Но это победа Бога. Она началась в ночь
воскресения, и она продолжается, пока стоит мир». Это – реквием, это его
завещание нам, остающимся пока на земле с Божественной верой.
Это настроение продолжалось в
течение всего Крещенского вечера и после него: «Творение – это создание чего-то
нового». Солисты ГАБТ им. А. Навои в диалоге с простыми людьми – зрителями и на
глазах у них выносят на сцену сокровища своего сердца и личного восприятия
мира. Их диалог с людьми никогда и ни в чём
не повторяется. Они творят новый мир, в который приглашают других.
Каждый участник программы с
радостью и полной отдачей зрителям, как и на любом предыдущем концерте этой
«команды», - поистине нёс свой крест на
малой сцене конференц-зала епархии в страдании и радости, в полной мере того,
как, наверное, и должно, и можно служить человеческому роду и осуществлять
Божественный идеал в искусстве. В этом мире было всё обнажено – души
исполнителей и зрителей, со всеми её страданиями, недостатками и радостями, а
также Верой, Надеждой и Любовью – которые всегда и во всём превыше всего....
«Пока мы дышим – мы должны
творить»: артисты ГАБТ им. А. Навои продемонстрировали не только многообразное, но и созидательное
творчество. Не только в исполнении вокальных произведений русских и зарубежных
авторов они созидали свой и коллективный дух, но и отдавали зрителям часть своей духовной и душевной
энергии. Поэтому Крещенский вечер оставил в сердцах зрителей особое послевкусие
- ощущение духовного целительства, как если бы
пришлось им напиться водицы, освящённой в храме, что, кстати, многие
сделали после концерта, набрав святой воды в церкви и соприкоснувшись с дарованным нам источником Божьей благодати.
Гуарик Багдасарова