понедельник, 27 января 2020 г.

Крещенский вечер, посвящённый пресветлым праздникам Рождества и Крещения Господня в епархии РПЦ



Крещение или Богоявление относится к двунадесятым (главным) праздникам Православия. Это третий по значимости праздник после Рождества Христова и Пасхи. Крещение — один из важнейших православных праздников, которым заканчиваются рождественские Святки. Святки — старинное русское слово, означающее «праздник». В январе «празднуют» целых 12 дней — с Рождества Христова и до Крещения (с 7 по 19 января). В святость этих дней и вечеров с языческих времен и до сих пор вплетены суеверные обычаи и гадания, ставшие неотъемлемой частью январских праздников. В эти дни пекут пироги по старинным рецептам разных губерний, учатся танцевать лезгинку и трепак, вспоминают родословную валенок и кокошников. В православии этот праздник называется ещё Богоявлением.
Праздник носит название «Крещение»  в память о библейских событиях, посвящённых крещению Иисуса Христа в реке Иордан. С детства всем нам известны фильмы по мотивам произведений Н.В. Гоголя, где подробно описываются Святки. Много интересных впечатлений о Крещении остаётся у тех, кто живет рядом с большими водоёмами, где ежегодно в канун Крещения прорубается прорубь и в ней купается много людей.


В минувшее воскресенье – 26 01 20 в конференц-зале Ташкентской
  и Узбекистанской епархии Православной церкви по благословению
Высокопреосвященнейшего  Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа,   состоялся долгожданный  Крещенский вечер, посвящённый пресветлым праздникам Рождества и Крещения Господня.  Автор проекта, режиссёр
и ведущий –  режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Андрей Слоним. В вечере приняли  участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты и дипломанты международных и    республиканских конкурсов: Анастасия Юдина, Ришат Решитов, Рада Смирных, Анжелика Мухаметзянова, Елена Шавердова. Музыкальный руководитель и концертмейстер – Людмила Слоним.
         В программе вечера прозвучали русские народные песни, известные русские романсы и малознакомые вокальные произведения европейских композиторов. Примечательно, что в репертуаре каждого участника концерта сочетались многообразные сочинения разных времён и народов, требующие от исполнителя глубинного проникновения в  ту или  иную историческую эпоху и соответствующей стилистической манеры их трактовки.


Было, как всегда на этих вечерах, интересно и неожиданно «переплыть» от композиторского и поэтического стиля одной страны - к совершенно иному настрою произведения другого направления, исторической эпохи, стилистики. Сознательно не стремясь воспроизвести последовательность программы в ее закономерности и стройности, хочу заострить внимание на глубоко индивидуальном и выразительном творчестве каждого из участников этого особенного вечера.  Так, заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова в сдержанной драматической манере исполнила романс «Ангел» А. Варламова  на стихи М. Лермонтова, в котором духовный взлёт к Вышним силам задал необходимый настрой и тональность всему вечеру-композиции. «Песнь Любви» канадского композитора В. Сэндерсона  (стихи Э. Тешемахера) в её же исполнении прозвучала в совершенно ином задушевном лирическом ключе. А знакомый всем нам с юности по замечательному фильму «Цирк» «Лунный вальс» И. Дунаевского на стихи В. Лебедева – Кумача всем  слушателям приподнял настроение своей танцевально-песенной мелодичностью, характерной для этого советского композитора. Этот вальс  оказался очень созвучным предощущению светлых событий в замечательные и добрые дни Нового года и великих праздников Рождества Христова и Крещения Господня.


В русской народной песне «Бубенцы» Н. Бакалейникова
(стихи А. Кусикова) ведущая солистка театра О.  Александрова донесла до слушателей бесшабашную удаль «Тройки», несущейся по серебристой дорожке мимо заснеженных лесов и  сельских приземистых домишек и задорную песню ямщика, от которой разрывало грудь от счастья или тоски по красной девице. Казалось, что эта стремительная «Тройка» - воплощение самой жизни, несущей каждого из нас от  настоящего в будущее, и хотелось верить в то, что грядущее это воплотит все надежды и будет истинно светлым...
         Из светских салонов в русскую деревню проникло народное «прочтение»,  обеспечило песне и сопровождающей пляске долгую жизнь. В русской кадрили от трёх  до 14 фигур, и все со значением: «Знакомиться», «Коситься», «Девки нарасхват»… В каждой губернии кадриль особая. В Чухломе Костромской области – «Козуля повалихинская». Семь фигур под наигрыши гармошки. Плясовая стала фольклором лишь в 60-х годах ХХ века. До этой поры «Семизарядная козуля» исполнялась на всех праздниках и народных гуляньях. «Кузовок» – кадриль женская, танцевалась под Костромой, в селе Ножкино. Здесь волю дают импровизации, но каждую фигуру непременно заканчивают рукопожатием. Вспоминаю об этом потому, что в вечере с редкостной органикой сплелись и народное, и классическое начала романсовой и песенной лирики, и эта диалектика контрастов впечатляла с особенной силой.


Анастасия Юдина преподнесла в подарок слушателям два почти не звучащих сегодня произведения. Первым из них стал Романс Елены из почти не известной сегодня комической оперы Ф. Шуберта «Заговорщики». Наслаждаясь утончённой и мудрой лирикой шубертовского песенного творчества, мы оценили в этот вечер и его мастерство оперного композитора. Изысканный романс молодой героини в предощущении любви предстал волнующим и живым. Следующее произведение тоже стало одним из сюрпризов и «премьер» этого замечательного вечера. Эмоционально и утончённо Анастасия Юдина исполнила романс «Ах, точно ль, никогда...» А. Верстовского на стихи А. Грибоедова. Многие из нас его слушали впервые и ещё раз оценили и музыку А. Верстовского, и высокий поэтический талант сочинителя стихов, больше известного как драматурга, автора «Горе от ума», и  композитора знаменитого «грибоедовского» вальса.


А ближе к финалу вечера Анастасия Юдина достигла апогея выражения открытой простой деревенской души в исполнении Русской народной песни «Чернобровый, черноокий...» в обработке С. Погребова. Не только выразительным пением, но и грациозной пластикой с притопыванием на каблучках и кружением вокруг своей статной фигуры, на плечи которой артистка  накинула широкую цветастую шаль,  – Юдина обаятельно и свободно раскрыла облик красоты и любви в этой песне…  И образ свободного, молодого чувства, красоты и надежды нашёл полное воплощение и был живо «подхвачен» восторженным залом.


         Ришат Решитов внёс свою мужскую сдержанную ноту в исполнение Русской народной песни «Ноченька» (традиционное исполнение  a capella – без сопровождения) -  так что прошибло  до слёз от  проникновенного тембра его баритона и тонких выразительных интонаций. И зал отозвался дружным «Браво» и повторно вызвал на поклон молодого солиста Большого театра. В его же исполнении очень нежно и лирично, и вместе с тем – с затаённой и глубокой смятённостью духа прозвучали два романса Г. Свиридова на стихи С. Есенина: «Отвори мне, страж заоблачный...»; «Отчалившая  Русь»: сколько же в них было грусти и надежды на лучшую жизнь!.. Гениальное слияние композиторского дара Г. Свиридова и есенинского поэтического Слова в их трагической сути «драмы века» молодой певец сумел передать со всей непосредственностью и драматизмом.  И до глубины души растрогал притихший зал, взорвавшийся после его исполнения шквалом аплодисментов.


         Елена Шавердова сумела раскрыть новые вокальные краски в знакомых нам со школьной скамьи стихах «Белая берёза» С. Есенина. Положенные на музыку Людмилы Слоним, придавшей этим знакомым с детства есенинским строчкам удивительный «импрессионистический» смысл, воспроизводящий белую берёзу в зимнем оцепенении и в одежде из снега и инея. В  авторском  исполнении композитора и талантливой певицы, словно впервые открывавшей красоты русской зимы для себя и зрителей,  –  приоткрылся второй, личностный план этого необыкновенного романса. Так же проникновенно и доверительно в её исполнении предстали  романс  А. Рубинштейна «Певец» на стихи А. Пушкина и обаятельная миниатюра «И нет в мире очей...» П. Булахова на стихи неизвестного автора.


         Рада Смирных никогда не повторяется. Ещё совсем недавно зрители восхищались её исполнением знаменитого старинного романса «Тёмно-вишнёвая шаль» в недавнем бенефисном камерном концерте в Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои. И вот она снова выходит на сцену уже в другом амплуа и доносит до слушателей в этом же произведении новые  неиспользованные оттенки этого загадочного прекрасного женского образа и  после интервала в девять дней находит в этом романсе абсолютно обновлённые, иные, сиюминутные настроения, интонации и краски!


Эту неисчерпаемую глубину поэзии и музыки певица также горячо и удивительно просто раскрыла и в  современной лирико-философской песне Людмилы Слоним на стихи Е. Евтушенко (1932-2017) «Идут белые снеги...». Эти мелодичные «исповедальные» стихи о любви к родине,  жизни и смерти  запали в душу со школьной скамьи. В наши дни после ухода поэта-гражданина («Поэт в России больше, чем поэт») первого апреля 2017 г. в клинике в городе Талса (штат  Оклахома) они звучат как реквием и послание потомкам: отсюда в песне бесконечная нежность, ностальгия сочетаются с патриотическими нотками в стихах, музыке и вокале. И волнообразное движение музыки, голоса, а с ними – и  мысли в романсе Людмилы Слоним символизирует саму Жизнь (по А.Блоку – «без начала и конца»!), но в отведённых для каждого жителя Земли пределах...


         Особое место в программе Крещенского вечера заняла Анжелика Мухаметзянова. Она взяла на себя ответственность выступить в совершенно различном европейском амплуа. Блестяще исполнив невероятно трудный в техническом отношении номер -  Речитатив и каватину Линды    из оперы «Линда Ди Шамуни» Г. Доницетти в стиле бельканто, она удивила юмористической остротой в совершенно другом стиле и жанре произведении.  В совершенно противоположной, полной юмора, наивности и детскости – почти забытой сегодня Польке «В детской» И. Штрауса – Мухаметзянова предельно выразительно изобразила   куклу, упоённую своей «красотой» и стремлением царить на полке игрушек в детской.  


Во второй части ей подыграл  беззвучной ролью Андрей Слоним, как бы пытавшийся безрезультатно прервать ее «затянувшееся соло» -  и этим усилив комический эффект  воздействия   интермедии на зрителя, который хлопал исполнителям от всей души. Непрерывный и целостный ансамбль каждого исполнителя с проникновенной, чуткой и живой музыкой, воссоздаваемой Людмилой Слоним, – буквально, сплёл каждое произведение, каждый стиль, каждый образ в единую «ткань» всей композиции вечера.




         Андрей Слоним, как всегда, уже традиционно, украсил программу вечера стихами, написанными, буквально, в январе этого года. Они были разные по тематике и сходные по смыслу:  о Рождестве Христовом («Озареньем души…»), об ускользающем смысле жизни, о грёзах и их крушениях, о «поезде жизни», в окне которого мелькают дни, события, чувства («Ретро», «Игры», «Душа не станет плакать днём», «Окно») и о неистребимых ипостасях нашего бытия: Вере, Надежде, Любви.  И стихотворения эти, разные и значительные, каждое само по себе – органично вплелись в ткань композиции вечера, как и традиционные краткие и ёмкие преамбулы к каждому из номеров.
В эти дни мы вспоминаем выдающегося российского священнослужителя,  протоиерея А. Меня (1935-1990), безвременно погибшего по дороге в храм в Подмосковье в Сергиевом Посаде. В  своей последней проповеди «Христианство», прочитанной в  Москве накануне своей гибели, он обращался к пастве с такими словами:
- Никто из живых существ, кроме человека – никогда не задумывался над смыслом бытия, никогда не поднимался выше природных, физических потребностей… Иисус Христос  никуда не поднимался, Он, наоборот, - спускался к людям. Христос известил новую мораль: «Заповедь новую даю – любите друг друга, как Я возлюбил вас». А. Мень был убеждён, что история  христианства только начинается… - «история, в которой мир идёт рядом с Сыном Человеческим. Христианство есть освящение мира, победа над злом, над тьмой, над грехом. Но это победа Бога. Она началась в ночь воскресения, и она продолжается, пока стоит мир». Это – реквием, это его завещание нам, остающимся пока на земле с Божественной верой.



Это настроение продолжалось в течение всего Крещенского вечера и после него: «Творение – это создание чего-то нового». Солисты ГАБТ им. А. Навои в диалоге с простыми людьми – зрителями и на глазах у них выносят на сцену сокровища своего сердца и личного восприятия мира. Их диалог с людьми никогда и ни в чём  не повторяется. Они творят новый мир, в который приглашают других.


Каждый участник программы с радостью и полной отдачей зрителям, как и на любом предыдущем концерте этой «команды»,  - поистине нёс свой крест на малой сцене конференц-зала епархии в страдании и радости, в полной мере того, как, наверное, и должно, и можно служить человеческому роду и осуществлять Божественный идеал в искусстве. В этом мире было всё обнажено – души исполнителей и зрителей, со всеми её страданиями, недостатками и радостями, а также Верой, Надеждой и Любовью – которые всегда и во всём превыше всего....


«Пока мы дышим – мы должны творить»: артисты ГАБТ им. А. Навои продемонстрировали  не только многообразное, но и созидательное творчество. Не только в исполнении вокальных произведений русских и зарубежных авторов они созидали свой и коллективный дух, но и отдавали  зрителям часть своей духовной и душевной энергии. Поэтому Крещенский вечер оставил в сердцах зрителей особое послевкусие - ощущение духовного целительства, как если бы  пришлось им напиться водицы, освящённой в храме, что, кстати, многие сделали после концерта, набрав святой воды в церкви и соприкоснувшись  с дарованным нам источником Божьей благодати.

Гуарик Багдасарова






Комментариев нет:

Отправить комментарий