суббота, 8 февраля 2020 г.

«Узбекский след» в современном документальном кинематографе Узбекистана





В кинозале Министерства культуры Узбекистана пятого февраля 2020 года состоялся показ двух относительно новых документальных лент студии  «Фаввора–фильм» сценариста Бориса Бабаева и режиссёра Дениса Кодзаева: «Авангард. Пространство. Время» и «Спасённые в Ташкенте». В камерном  зрительном зале присутствовали деятели политики и культуры, а также работники СМИ.
Первый фильм «Авангард. Пространство. Время» был посвящён уникальным коллекциям картин в Узбекистане, связанным с собранием живописи «туркестанского авангарда» в музее И.В. Савицкого в Нукусе и  произведениями западноевропейского искусства, подаренными Ташкенту Великим князем Н.К. Романовым. Пожалуй, впервые в нашем документальном кинематографе было уделено внимание российской царской персоне, оставившей глубокий узбекский след в истории нашего отечества.


Николай Константинович (2 [14] февраля 1850, Санкт-Петербург — 14 [27] января 1918,Ташкент) — первый ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата российского императора Александра II.  Внук российского императора Николая I, двоюродный брат Александра III, был сослан в Туркестан  царственными родителями в  1877 году за «поведение, порочащее царскую фамилию, и неблаговидные дела в быту». Он  прожил здесь до самой смерти в 1918 году на даче под Ташкентом от воспаления лёгких.
Фильм рассказывает о том, что Николай Константинович был чрезвычайно популярен среди местного населения. Он открыл в городе первый кинотеатр, пекарню, построил княжескую солдатскую слободу в центре города, строил оросительные каналы в Голодной степи. За годы, проведенные в Ташкенте, князь собрал уникальную коллекцию антиквариата и книг, которые потом завещал любимому городу.
         Одноэтажный особняк,  бывшая резиденция князя Романова - один из лучших нетипичных памятников Ташкента – был построен в 1891 году по проекту знаменитого архитектора А.Л. Бенуа и гражданского инженера В.С. Гейнцельмана в центре города. Княжеский особняк был воздвигнут по проекту здания русского посольства в Токио, имевшего в плане форму двуглавого орла, в модном в то время стиле «модерн». Изящный дом богато украшен резными решетками, необычной формы окнами, башнями и другими декоративными элементами. Князь был страстным охотником, потому парадные входы в особняк украшали бронзовые фигуры оленей и охотничьих собак. С задней стороны здания был выход в большой сад, разбитый известным ташкентским ботаником и фармацевтом И.И. Краузе.
В фильме показаны  интерьеры дворца и его внутренней отделке. Залы особняка были обшиты темным дубом, украшены резными карнизами и золотыми росписями. Из главного зала вели три двери в покои князя и его супруги. В левой части дома находились бильярдная, библиотека, столовая, а в правой – оранжерея и японский сад. В одном из флигелей русский князь устроил зверинец, в котором были собраны дикие животные, водившиеся в то время в этих краях. По воскресеньям зверинец был открыт для публичного посещения.
         После смерти опального князя в особняке был устроен Музей искусств Узбекистана, затем Музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана, а в советское время - Дворец пионеров. В этом Дворце пионеров имени В.И. Ленина я в детстве занималась в драматическом и балетном кружках и имела  огромную радость многие годы созерцать богатые интерьеры  уникального царского дворца.  В конце XX в. здание было отреставрировано и долго использовалось как Дом приемов МИД РУз, закрытый для посещения простых людей. В ближайшее время резиденция князя Николая Романова в Ташкенте станет музеем - сообщили нам в Министерстве культуры Узбекистана. Министерство культуры во второй половине 2020 года приступит к реконструкции особняка. К изучению объекта культурного наследия привлекут международных экспертов, в том числе из России, а также специалистов ЮНЕСКО. «Проект реконструкции здания включён в программу совершенствования деятельности музеев в Узбекистане в 2020—2021 годах», - сообщила нам заместитель министра культуры Камола Акилова. В Минкульте отметили, что в резиденцию планируется вернуть часть коллекции картин европейской и русской живописи, собранной и привезенной князем из Санкт-Петербурга, которая хранится в фондах Государственного музея искусств Узбекистана. Очень скоро княжеский особняк станет музеем и вновь широко откроет для зрителей свои двери. Будем с нетерпением ждать этого поворотного исторического момента в  освоении культурного наследия прошлого.
В княжеский дворец вернётся коллекция собраний русского и западноевропейского искусства его бывшего хозяина Николая Константиновича Романова, часто открывавшего доступ во дворец представителям привилегированных классов для публичного обозрения его уникального собрания художественных ценностей. Среди них  произведения академистов – «Купальщица» А. Беллоли и «Леда с лебедем»  А. Бродзского, показанных в фильме. Среди картин  русской школы, унаследованных из коллекции Н.К. Романова, были две акварели:  Н.Н. Каразина «Голодная степь до орошения» и «Оросительные работы в Голодной степи», которые положили начало собиранию Государственным музеем искусств Узбекистана картин на среднеазиатские темы.
На таких выставках демонстрировались не только картины и  произведения скульптуры русских и европейских мастеров, но и произведения  художественно-прикладного искусства Востока. Это были  дорогие персидские  ковры; кривые сабли с золотыми рукоятками, обсыпанные жемчугом и рубинами; старинные пистолеты; бисером обшитые чубуки древних кальянов и другие предметы быта из Геок-Тепе, Тавриза, из дворцов ханов древней Бухары и Хивы. Зрители могли сделать вывод, что именно князь Николай Константинович Романов был одним из первых коллекционеров и пропагандистов русского, западноевропейского и восточного искусства, чья коллекция составила основу современного  Музея искусств Узбекистана.


         Вместе с тем двадцатые годы прошлого века стали началом  накопления художественных ценностей. Очень часто во дворе Государственного музея искусств Узбекистана  разгружали ящики с экспонатами, среди которых были ценные поступления в дар от центральных музеев  Москвы и Ленинграда. Картины ташкентских художников также стали поступать в его фонды и демонстрироваться на выставках.
В тридцатые годы были организованы несколько научных экспедиций в Бухару и Хиву, Маргилан и Нурату, а также древнее городище  Варахши по изучению памятников архитектуры и народного искусства и сбора архитектурно-декоративных экспонатов и  собиранию произведений народных мастеров: вышивок-сюзане, штампов для печатных набоек, набивных тканей, табакерок из тыквы и ювелирных изделий. В 1937 году была предпринята экспедиция в Каракалпакию, где фотограф И.П. Завалин зафиксировал в своём фотоальбоме предметы каракалпакского искусства, впоследствии ставшем учебным пособием. В опале оставались художники-формалисты: В. Кандинский, И. Клюн, Л. Попов,  Г. Стенберг и другие представители футуризма, супрематизма и беспредметного искусства, составившие ядро русского, позднее  переименованного в туркестанского авангардизма.  
Экспозицию музея пополнили обменные экспонаты из Рязанского, Самаркандского краеведческого, а также Ташкентского музея природы и лучшие произведения П. Бенькова, З. Ковалевской, В. Уфимцева и других советских художников, закупавшихся с  республиканских художественных выставок. В годы войны музей выполнял задачи военного времени, организуя выставки, посвящённые самоотверженному труду узбекского народа на Северном ташкентском канале, а также  экспозиции антифашистской карикатуры и плаката, обличавших звериную сущность фашизма.
Традиция собирательства прервалась в военные годы. Послевоенный период 1945-1951 был временем  научной инвентаризации экспонатов, построенной на принципах историзма. Декада каракалпакского искусства 1957 года положила начало собиранию коллекции народного искусства Каракалпакии, благодаря которому впоследствии был создан знаменитый на весь мир Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, который в народе называют «Лувр в пустыне».


Фильм рассказал нам в жанре  живого репортажа о выставке «Авангард сквозь пространство и время» из коллекции музея И. Савицкого,  представленной в Галерее изобразительного искусства Узбекистана в 2019 году. Сменяющиеся кадры представленных на выставке работ мастеров объединения «Бубновый валет»:  Р. Фалька, В. Рождественского; художников туркестанского авангарда – А. Волкова, У. Тансыкбаева, Н. Карахана, А. Николаева (Усто Мумина), В. Уфимцева, а также знаменитой,  специально привезённой для выставки в Ташкенте картины В. Лысенко «Бык», ставшей символом музея, убедительно подтверждали уникальность каждого экспоната. Голос диктора Бориса Бабаева за кадром и в кадре  оценивал их как легенду, образ духовных поисков конкретной исторической эпохи. Экспозицию составляли 126 произведений  туркестанского авангарда,   представляющих ещё до конца не исследованные феномены искусства ХХ века. Обо всех работах сказать было невозможно. Обобщённую  профессиональную оценку этому новаторскому явлению в искусстве в фильме дала экс-директор музея И. Савицкого  Мариника Маратовна Бабаназарова.
Во время директорства Мариники Бабаназаровой (1984—2015) музей получил мировую известность и метафорическое название «Лувр в пустыне» — за уникальную (вторую в мире) коллекцию русского авангарда в неожиданном для иностранцев месте. Мариника Маратовна рассказала в фильме об истории музея, о Савицком и его коллекции, о том, в чём заключается сегодня его особенность и уникальность. Коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан связана с именем конкретной личности Игоря Витальевича Савицкого (4 августа 1915, Киев — 27 июля 1984) — советского художника, реставратора, этнографа, искусствоведа, заслуженного  деятеля искусств Узбекистана, народного художника Каракалпакстана, создателя и первого директора Музея искусств в Нукусе. Его ещё называли «среднеазиатским Третьяковым», одним из последних подвижников русской культуры в Средней Азии, связавшим свою жизненную и творческую судьбу с Узбекистаном, преимущественно  с Нукусом.
В 1941 году он поступил на учёбу в Московский государственный художественный Институт им. Сурикова. Из-за болезни он не был призван в армию, и с 1942 года по 1944 годы находился в эвакуации вместе со своим институтом в Самарканде. Здесь он впервые ознакомился со своеобразной и интересной культурой народов Средней Азии, а также познакомился с такими выдающимися художниками как Роберт Фальк и Константин Истомин, брал уроки живописи у Николая Ульянова.
Ещё в период эвакуации во время войны И.В. Савицкий  был влюблён в Самарканд,  воссоздавал его исторические памятники в своих картинах. Позже он вернулся в Хорезм в составе археологической экспедиции и был поражён артефактами древности. Затем он увлёкся коллекционированием каракалпакского декоративно-прикладного искусства, которое И.В.Савицкий сравнивал с картинами Анри Матисса, М. Врубеля, с экспозиции которого открывался музей в 1966 году. Открытый И.В. Савицким мир русского и узбекского авангарда, ещё официально не признанного в 1970-е годы, он мыслил собрать и сохранить исключительно в нукусском музее, экспозиция которого известна сейчас не только в Узбекистане, России, но и в дальнем зарубежье.
Важным моментом является то, что правительство Узбекистана,  с самого начала поняв устремления подвижника и оценив ценность будущей коллекции, пошло ему навстречу. Выделялись деньги на приобретение  произведений искусства, было построено здание музея, а в годы независимости к нему были достроены еще два корпуса: хранилище и экспозиционное здание. В результате всего этого,  была собрана и сохранена уникальная коллекция, посмотреть которую сегодня приезжают специалисты, любители и ценители искусства из разных стран.    И.В. Савицкий скончался 27 июля 1984 г. в московской клинике,  похоронен в Нукусе на русском кладбище. Когда Игоря Витальевича не стало, его признал весь мир как Спасителя, который сохранил целую эпоху авангардного искусства и огромный пласт прикладного искусства каракалпаков. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всём мире.


В  фильме  этнограф и писатель Б.А. Голендер, искусствоведы Людмила Кодзаева, Эльмира Ахмедова, известный кинорежиссёр, автор  документального фильма «Страсть Игоря Савицкого» Али Хамраев охарактеризовали разные стороны этого сложного явления в искусстве, которое необходимо ещё изучать. «Жизнь и смерть Игоря Савицкого - скромного археолога, скромного художника, скромного чиновника и Великого коллекционера, спасшего от забвения имена и картины сотен художников, преследовавшихся сталинистами», - так определил сюжет своей картины Хамраев. - В этом фильме простой задачей был честный рассказ о человеке, о времени, об искусстве...».
На выставке «Авангард сквозь пространство и время» была представлена лишь малая часть коллекции ГМИ РК имени И.В. Савицкого. По мнению профессионалов, это искусство вобрало в себя своеобразие художественного мировидения разных исторических эпох, разных творческих индивидуальностей, представителей разных этносов, которых объединяют общечеловеческие гуманистические ценности, поэтому оно, хоть и запоздало,  признано подлинным достоянием Узбекистана.  


         Второй фильм «Спасённые в Ташкенте» был многими зрителями воспринят как органическое продолжение героической киноэпопеи из документальных лент: «Город спасения» режиссёра  Алиаскара Фатхуллина по сценарию Александра Файнберга;  «Большое сердце Ташкента» режиссёра Хаджи-Мурата Валиева  и «Мама. Спасение в Ташкенте» режиссёра Дениса Кадзаева по сценарию Бориса Бабаева. Новый  фильм тематически и фактически логично продолжает «многосерийную» документальную  эпопею, в которой его создатели рассказали о том, как нашли спасение в Узбекистане в начале войны тысячи эвакуированных в нашу страну беженцев из захваченных немецкими фашистами районов России, Белоруссии, Украины. Героями нового фильма стали  белорусский поэт Якуб Колас; знакомый нам по прежнему фильму по сценарию Б. Бабаева – мама известного актёра театра и кино, народного артиста СССР,  Спартака Мишулина  - Анна Васильевна Мишулина; поэт Анна Андреевна Ахматова и писатель Корней Иванович Чуковский.
         — Нас заинтересовала история матери Спартака, этой удивительной женщины, — сказал Борис Бабаев, предваряя показ фильма. — Но поиски её пребывания в Ташкенте оказались сложными. Мы с трудом нашли людей, знакомых с Анной Васильевной. Об этом мы говорим в фильме с известными людьми республики — писателем, историком края Борисом Анатольевичем Голендером, подчеркнувшим, что здесь в Ташкенте Анна Васильевна в атмосфере людского добра обрела себя в новом качестве; искусствоведом, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Турсунали Кузиевым, контактировавшим с Анной Васильевной в конце её жизни; народным артистом Узбекистана, режиссёром Баходыром Юлдашевым, а также соседкой Анны Васильевны Мишулиной по дому — Светланой Абрамовой. С их помощью удалось узнать о многом: где проживала репрессированная мать Спартака, о некоторых особенностях её непростого характера, а также бытовых подробностях её замкнутой жизни.


Ташкент во время войны и времена эвакуации в нулевые годы становится модной актуальной темой в литературе и кинематографе. Воспоминания наших земляков дополняют ленты узбекских кинодокументалистов: «Дети войны» Дж. Исхакова, "Война... Тыл... Город спасения" Алиаскара Фатхуллина, «Большое сердце Ташкента» Хаджи-Мурата Валиева, «Мама. Спасение в Ташкенте», «Спасённые в  Ташкенте»  Дениса Кодзаева — они заставляют жить и мыслить светлей и чище, достойно творить настоящее, помня о великом подвиге нашего народа, совершённом в годы войны на самом пределе человеческих возможностей.



После просмотра двух фильмов в дискуссии приняли участие:  искусствоведы, киноведы, заместитель министра культуры Республики Узбекистан, доктор искусствоведения Камола Акилова;  заместитель председателя Дирекции художественных выставок при АХУз Людмила Михайловна Кодзаева; искусствовед Эльмира Рахимова,  Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в нашей стране Леонид Маринич;  Председатель РУКЦ «Славутич»  Владимир Фёдорович Бойко; филолог Лейла Шахназарова, журналист Азиза Умарова, профессор Юсуф  Абдуллаев. Выступавшие отметили, что при незначительных технических и стилистических недочётах, оба фильма связывает общее идейное начало: это «узбекский след».


         Посол Белоруси Леонид Маринич поблагодарил создателей фильма «Спасённые в Ташкенте»  за репортаж в фильме  «Спасённые в Ташкенте» об установке в  центре узбекской столицы памятника известному белорусскому поэту и общественному деятелю Якубу Коласу (1882−1956), который в 1941—1943 годах жил и работал в столице Узбекистана. Здесь в 1942 г. была выпущена книга его стихов в трудных условиях военного времени. На здании в центре столицы, где жил Якуб Колас, были возвращены мемориальная доска и барельеф Якуба Коласа, снятые в предыдущие годы.  Улицу Яккачинор в Мирабадском района Ташкента названа теперь именем белорусского поэта.


         Леонид Маринич добавил, что Беларусь – надёжный партнёр Узбекистана. Сотрудничество между нашими странами, основанное на принципах взаимного уважения, доверия и заинтересованности, набрало силу и новый смысл в годы независимости. Важное значение наши страны придают вопросам развития культурно-гуманитарного сотрудничества. В сфере науки и образования открываются огромные возможности для обмена опытом, обучения и стажировок специалистов, реализации совместных проектов. Посол Белоруси пожелал процветания Республике Узбекистан, а всему народу страны, с которым белорусов связывают крепкие узы дружбы и сотрудничества, от души пожелал мира, добра и благополучия.



Председатель РУКЦ «Славутич»  Владимир Фёдорович Бойко поблагодарил создателей фильма за их вклад в укрепление межнациональной дружбы и согласия в стране, сохранение царящей в нашем обществе атмосферы доброты и взаимопонимания между представителями различных наций и народностей, воспитание молодого поколения в духе патриотизма, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям.
В. Ф. Бойко добавил, что в «Славутиче» проводят презентации книг украинских писателей и поэтов, изданных на узбекском языке, литературные и музыкальные вечера в честь видных украинских и узбекских деятелей литературы и искусства: Алишера Навои, Зульфии, Хамида Алимджана, Гафура Гуляма, Мухтара Ашрафи, Сергея Василенко, Ивана Франко, Николая Гоголя. Ежегодные Шевченковские дни в Национальной библиотеке Узбекистана имени Навои, встречи в Ташкенте у памятника Кобзарю — еще одна добрая традиция центра. Памятник основоположнику национального литературного языка Тарасу Шевченко, долгие годы жившему в ссылке на Арале и ставшему символом единения культур двух народов, по инициативе «Славутича», открыт и в  Зарафшане  Навоийской области.
В центре постоянно проводят вечера памяти известных украинцев, живших в Узбекистане в разные годы. Среди них — изобретатель телевидения из Ташкента Борис Грабовский, сын известного поэта Украины Павла Грабовского. Украинцы с благодарностью вспоминают слова первого Президента Ислама Каримова: «Украинцы Узбекистана — это наши украинцы», и с гордостью говорят: «Узбекистан — наш общий дом!».



Автор сценария Борис Бабаев признался, что ему пришлось долго искать нужный материал, лучших собеседников, которые его понимали и помогали в раскрытии главной темы в обоих фильмах - в поиске «узбекского следа». В обоих документальных лентах использовано много хроникальных кинокадров и репортажных моментов. Сценарист уверен, что они с  режиссёром Денисом Кодзаевым сделали хорошие фильмы и гордятся этим результатом в эпоху кризиса  узбекского документального кинематографа в наших  непростых  экономических условиях. Б. Бабаев поблагодарил студию «Фаввора-фильм» в создании  картин и пообещал продолжить  тему раскрытия исторического и культурного наследия Узбекистана в разных аспектах современной жизни страны. 


         Заместитель министра культуры, доктор искусствоведения Камола Акилова подвела итог дискуссии:
         - Сейчас Узбекистан переживает новый исторический этап и это чувствуется во всех сферах - в экономике, политике, культуре, науке, образовании и мы ощущаем возможность что-то изменить, сделать что-то хорошее, что-то такое, что достойно наших предков, которые создали уникальное историко-культурное наследие. В эпоху глобализации сохранение национальной идентичности является наиболее актуальной проблемой, и конечно, возникает вопрос, а как ее сохранить, что нужно для этого сделать? Наш известный академик, доктор исторических наук Эдвард Ртвеладзе сказал, что нужно открывать, изучать, сохранять и пропагандировать историко-культурное наследие.
         Такие документальные фильмы как «Авангард. Пространство. Время» и «Спасённые в Ташкенте»  могут рассказать нам об истории и о людях, которые жили в этом регионе и создавали бесценные произведения искусства, воплощали собой подлинные гуманистические ценности. Узбекистан всегда был перекрёстком разных народов, культур, традиций и именно сейчас уже в настоящее время  даёт нам возможность объединиться, так как он объединяет разные исторические эпохи. Показ фильмов нам дал возможность сегодня объединиться в этом зале. Пожелаем дальнейших успехов Борису Бабаеву и всему творческому коллективу, создавшему  неравнодушные документальные фильмы!



Создатели документальных картин и его первые массовые зрители сошлись в одном – оба фильма состоялись, они нужны современному зрителю, особенно молодёжи, и их надо показывать везде и всюду.

Гуарик Багдасарова













Комментариев нет:

Отправить комментарий