среда, 11 марта 2020 г.

Старейшина узбекского музыкознания: человек, учёный, педагог Т. С. Вызго



         Девятого  марта 2020 года в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви состоялось очередное заседание клуба «Наше родословие». Клуб «Наше родословие» под руководством Ирины Кепановой начал свою работу 30 сентября 2019 г. Здесь каждый понедельник собираются люди, желающие узнать способы оформления родословного древа, возможности воссоздать историю своего рода, услышать поучительные истории от старожилов нашего города,
обогатиться знаниями об истории родного края, найти сведения о работе научных, трудовых коллективов и столичных предприятий середины ХХ в.


По словам И.В. Кепановой, на заседаниях случаются открытия, поражающие даже краеведов со стажем. Иногда не знавшие ранее друг друга люди обнаруживают, что их отцы работали вместе. Бывало, что прямо на заседании решаются загадки в семейной истории: так, поисковик со стажем Татьяна Дубовик  уточнила судьбу пропавшего без вести дяди Румии Ахатовны Девликамовой. Елена Болдарева призвала активистов клуба найти архив музея школы имени Д.М. Карбышева. Ольга Юрьевна Добрынина (1932 г.р.) поведала о том, что в годы войны её класс провёл вещевую лотерею и передал собранную сумму с сопроводительным письмом Корнею Ивановичу Чуковскому для того, чтобы он отдал эти деньги голодающим детям блокадного Ленинграда. Этот эпизод достоин того, чтобы о нем помнили и рассказывали.


         В этот раз заседание клуба  было посвящено известному музыковеду, заслуженному деятелю искусств Узбекистана, доктору искусствоведения Тамаре Семёновне Вызго. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, доктор искусствоведения Тамара Семеновна Вызго (1906-1998) принадлежит к числу музыковедов, чья научная деятельность была неразрывно связана с формированием и развитием узбекского музыкознания. Её научное наследие составляет свыше 200 работ, посвящённых широкому кругу актуальных проблем музыкальной науки. Трудно указать область музыкознания, которой в той или иной степени не коснулось талантливое перо этого исследователя. Многие годы она вела культурно-просветительскую работу на страницах периодических изданий, неся знания о музыке самому широкому кругу читателей. И тем не менее, в качестве магистральных научных интересов Т.С. Вызго следует назвать проблематику узбекского композиторского творчества в самом широком жанровом спектре, музыкальную критику, вопросы макомата, органологии и музыкального образования.
Многие научные прозрения Т. С. Вызго не потеряли своей актуальности и сегодня. Её труды стали ценным культурно-историческим документом эпохи, в рамках которой они создавались. В целом же научное наследие одной из старейшин музыкознания Узбекистана являет собой достойный пример бескорыстного служения науке, подлинно академического стиля, острого исследовательского ума и широчайшего культурного кругозора.


         Участники встречи с интересом ознакомились с презентацией "Старейшина узбекского музыкознания: человек, ученый педагог", подготовленной заведующей Отделом музыкального искусства Института искусствознания АН РУ, кандидатом искусствоведения, с.н.с. Зульфиёй Мурадовой: в презентацию были включены уникальные архивные документы, фотографии и видеоклип.
Большинство материалов любезно предоставила Ольга Викторовна Фраёнова – внучка Т.С. Вызго и хранитель семейного архива (Москва).
Особое внимание привлекли её приветственное письмо, видеоклип с участием молодых представителей этой династии – Людмилы Фраёновой и Евгении Ивановой-Дятловой, а также творческие работы старшего правнука – фотохудожника Ярослава Фраёнова (https://youtu.be/v0NBj6-TS14).


         Зульфия Мурадова до каждого слушателя в свободной форме устного рассказа донесла не только биографию учёного, но смогла раскрыть весь спектр её человеческого потенциала, который Тамара Семёновна смогла передать своим ученикам, детям, внукам и правнукам. Особый камертон этому искреннему повествованию придал  фрагмент посвящения своему наставнику её ученицы – Дильбар Абдусаломовны Рашидовой, ушедшей несколько лет назад:
         - С того часа, как мне сказали о кончине Тамары Семёновны, я брожу в саду моей памяти, подхожу то к одному древу, то к другому, оглядываю изумительный цветник воспоминаний. Настал час особого общения – час памяти Тамары Семёновны Вызго.
Она была требовательная, строгая, придерживалась мало приятного для окружающих принципа говорить правду, была беспощадна к лени. Мне неуютно вспоминать жёсткий тон её «нагоняев» за медлительность мою, хроническую и легкомысленную. Но письменные характеристики её, формальные, для дирекции, неизменно ограждали меня от административной кары. Учитель не имеет права быть беспощадным, если душа его не кровит за ученика. Окрик, если он необходим, должен быть подкреплён слезой сердца.
В целом требовательность была присуща всему Учёному совету Института искусствознания. Но она была обеспечена спецсеминарами. Г.А. Пугаченкова, Т.С. Вызго, Л.И. Ремпель, И.Р. Раджабов учили нас работать со словарями, в фондах библиотек, начиная с ориентации в каталогах, классификации и систематизации собственных материалов. Это были уроки культуры цитирования, абсолюта уважения к чужой работе, научной этики в процессе обогащения чужой идеей.
И ещё: в Институте искусствознания именно поколением Тамары Семёновны была воспитана культура отдыха. Заядлые туристы-ходоки Вызго и Ремпель были душою наших загородных поездок. Экспедиционная машина увозила нас на грохочущие берега горных рек, к тропинкам, белеющим в пахучих травах, мы пели песни, хохотали от анекдотов, учились тонкостям аристократического юмора. Здесь блистали их рассказы о встречах со знаменитостями. Эти поездки отмечены  созданием акварелей Тамары Семёновны Вызго, которые отражают и строгость её, и поэтичность в равной мере.
И последнее. Круг её учеников был крепко связан чувством человеческой ответственности, готовностью отозваться и общей доброжелательностью. Каждую весну мы собирались в её доме, каждый из нас получал свою долю ландышей, тюльпанов и веток черёмухи.
В торжественный час перед таинством Смерти мы осознаём, что наш долг перед наставниками, как и перед родителями, неоплатен. Но мы можем сказать друг другу словами поэта:

Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.



         В своём выступлении Зульфия Алиевна отдельно упомянула фундаментальную по значению монографию «Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки», изданную в 1980 г., за несколько месяцев до 75-летия автор. Она, как и многие статьи Вызго по музыкальной иконографии, была вдохновлена другой замечательной женщиной учёным – академиком Г.А. Пугаченковой, которая многие годы была коллегой Т.С. Вызго по работе в Институте искусствознания. Привлекая богатый и разнообразный культурно-исторический материал, опираясь на достижения археологической науки, исследователь убедительно доказала весомость и важность вклада народов среднеазиатского региона в историю мировой цивилизации. В 1984 г. эта книга была удостоена всесоюзной премии им. Асафьева как лучший музыковедческий труд. Прочно войдя в сокровищницу фундаментальных работ о культуре народов Средней Азии, она и сегодня является одним из ключевых источников и методологических ориентиров в области музыкальной археологии. Не менее важным было издание богато иллюстрированного альбома «Musikgeschichte in Bildern: Mittelasien» (История музыки в изображениях: Средняя Азия, 1987), в подготовке которого Т.С. Вызго принимала самое деятельное участие.

Талант учёного удачно сочетался у неё с педагогическим призванием. На протяжении многих лет она успешно преподавала в Ташкентском музыкальном техникуме и Ташкентской консерватории. Сохранился отзыв ленинградского композитора, проф. Ревуцкого, в 1942 г. руководившего кафедрой композиции, теории и истории музыки Ташкентской консерватории. Принимая экзамен выпускников Ташкентского музыкального техникума, он отметил «превосходную ориентировку всех учеников в музыкальном материале … и ясную формулировку ответов», дав отличную оценку педагогической работе Т.С.  Вызго.








В Институте искусствознания под научным руководством Т.С. Вызго защитили свои диссертации Н.С. Янов-Яновская, Ч.Р. Насырова, З.Г. Каримова, Д.А. Рашидова, А.А. Малькеева, И.М. Головач, а также музыковеды из Армении, Туркменистана, Азербайджана. Тамара Семёновна не только воспитала целую плеяду талантливых учеников – она положила начало семейной династии музыкантов.




Зульфия Мурадова завершила своё выступление словами: «В памяти тех, кто имел счастливую возможность знать Тамару Семёновну, общаться с ней по работе, быть её учеником, она остается образцом истинной интеллигентности, человеческой и научной принципиальности, требовательного отношения к делу, наряду с готовностью делиться своими знаниями с теми, в ком она видела исследовательские способности».



         Своими воспоминаниями на вечере памяти Т.С. Вызго поделились кандидат  искусствоведения, проф. И.Г. Галущенко, канд. философских наук А.М. Ходжаев, искусствовед Э.Р. Ахмедова, консультант Союза композиторов Г. К. Хроменкова, отметившие неординарность, профессиональную ответственность и женскую харизматичность личности Т.С. Вызго, ее широчайший культурный кругозор, глубину и актуальность научных прозрений.




Заслуженный деятель искусств Узбекистана А. Е. Слоним поделился своими планами о  новых тематических встречах в клубе «Наше родословие». Они охватят героическую музыкальную, театральную и литературную жизнь  Ташкента в годы войны. Участники встречи поблагодарили всех докладчиков и признались, что презентация жизни и научного творчества Тамары Семёновны Вызго и её потомков всем  дала возможность ощутить их присутствие на этой знаменательной встрече.

Гуарик Багдасарова






Комментариев нет:

Отправить комментарий