Весь мир –
это сплошная история,
поэтому
рассказывать можно бесконечно.
А.Устименко
Эта
невыдуманная история была опубликована в журнале «Гармония» в 2010 году под
названием «Момент истины. Двадцать лет спустя». Моё честолюбие тогда было вполне удовлетворено
одним обстоятельством. Когда я пришла в редакцию, чтобы забрать вместо гонорара авторский номер, в тот же час
и минуту сюда неожиданно зашёл герой моего рассказа с этой же целью. В том же номере, оказывается, был опубликован
его очерк. Внештатный автор журнала любезно поздоровался со мной и вышел важной походкой из редакции,
благоговейно держа в руках скромную награду за его добросовестный труд. В тот
момент он не догадывался, какой сюрприз его ожидает дома на последних страницах
этого периодического издания. Спустя много лет мы пересеклись в Большом зале ГКУз. Поздоровались холодно
издалека и не подошли друг к другу, чтобы не подавать руки после окончательного
разрыва наших многолетних отношений.
Сегодня я
решила вернуться к полузабытой истории и осветить её в новом свете,
по-бальзаковски назвав её «Утраченные иллюзии», потому что она по содержанию и
смыслу мне напоминает приключение из
жизни молодого и тщеславного
провинциала Люсьена Шардона де Рюбампре в гениальном нравоучительном романе
«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака.
****
- Что такое счастье? - Счастье – это
когда тебя понимают, - все мы хорошо запомнили эту формулу счастья из диалога
директора школы Ильи Семёновича
Мельникова (Вячеслав Тихонов) и молодой учительницы английского языка
Натальи Гореловой (Ирина Печерникова) из художественного фильма «Доживём до
понедельника» (1967) Станислава Ростоцкого. А мы и себя-то не всегда понимаем, не то, что других, даже самых близких людей. Возможно,
потому что в глубине души
каждый из нас конченый эгоист и с этим ничего нельзя
поделать. Наши желания и потребности мы ставим выше других, за редким
исключением.
Растущий эгоизм в век скоростных технологий всё больше
разобщает людей, поэтому хоть нас и много, но каждый из нас по отдельности очень одинок чуть ли не с самого детства.
Многие из нас
находят в виртуальной реальности или в реальной жизни мнимых альтруистичных
друзей. Они могут выслушать нас. Они не спорят с нами. Но в глубине души им
наплевать на нас, поэтому такое общение напоминает нам, скорее всего, монолог
идиота, или «глас в пустыне». Находясь в плену своего «эго», мы вовсе не
обязаны менять себя в угоду кому-то, приспосабливаться к чужим жизненным
стандартам, но нам необходимо развиваться на своём пути. Увы, мы остаёмся –
иногда на протяжении многих лет – законсервированными эгоистами - и так, пока не превратимся в «живых мумий».
Но однажды, проснувшись, как ленивый кот на солнце после сытного обеда, мы
спохватываемся, что за долгие годы не приобрели никакого внутреннего духовного
опыта. Мы не боролись за своё место под солнцем и по инерции плыли по течению мутной реки жизни,
так и не достигнув её устья и выхода в просторное бескрайнее море.
…На дворе
по-весеннему молодо шумит XXI
век. Волей судьбы двое бывших влюблённых случайно встретились двадцать лет
спустя со дня их последней встречи. Двухкомнатная просторная квартира в столичном спальном районе Юнусабад напомнила Ширин заброшенную
берлогу одинокого зверя-отшельника, оторвавшегося много лет назад от своей
родной стаи, в которой он комфортно пребывал около полувека.
Когда-то в лучшие молодые годы их связывал служебный роман.
Преуспевающий молодой вузовский педагог пробовал писать юмористические рассказы,
которые нуждались в профессиональной технической огранке. Ширин всячески
поддерживала творческий импульс сослуживца и охотно доводила их до ума до
самого выхода в свет: к их общей радости, они находили признание у читателей. Потом судьба их развела по разным
институтам и даже городам. Мухсин уехал в соседний Казахстан, где пытался
заново устроить карьеру и личную семейную жизнь. После очередного краха своих
надежд на чужбине он вернулся в родной город и продолжил прерванную
педагогическую деятельность. Случайно
встретив на одном культурно-массовом мероприятии подругу дней своих весёлых, он
пригласил её к себе, видимо, чтобы окончательно расставить точки над i.
Как в далёком прошлом, так и
сейчас, её «рыцарь печального образа» смутно представлял себе конечную цель
своих душевных метаний. Во всех своих «тридцати трёх несчастьях» он обвинял женщин, окружавших его или без
спроса и стука вторгавшихся в его жизнь. Он был похож на взрослого
инфантильного ребёнка, обиженного на весь мир за то, что ему своевременно
недодали тепла, внимания и любви. Он то и дело повторял афоризм его бывшей
жены: «Дети! У вашего папы не было детства».
Весь вечер и томительную ночь неистребимый
мечтатель непрерывно говорил, почти не давая Ширин вымолвить слово. Она молча
сопереживала собеседнику, а он упорно демонстрировал ей, как все прошедшие годы
он жил с самим собой, т.е. фактически занимался «онанизмом», в переносном
смысле. Вследствие этого - неблагополучная жизнь в законном и последующем гражданском
браке и повзрослевшие самостоятельные дети, давно ставшие независимыми и
живущими исключительно для себя. Таким образом, с юности он остался верен
чувству «нарциссизма» и пронёс его через все годы становления меланхолического
характера самовлюблённой натуры.
О таких
мечтателях-проказниках Ф.М. Достоевский
писал в «Петербургской летописи», что с
годами они начинают чуждаться толпы, общих интересов, и постепенно, неприметно,
начинает в них притупляться талант действительной жизни. «Наконец, в
заблуждении своём такой мечтатель совершенно теряет нравственное чутьё, которым
человек способен оценить всю красоту настоящего. Он сбивается, теряется,
упускает моменты действительного счастья и, в апатии, лениво складывает руки и
не хочет знать, что «жизнь человеческая есть беспрерывное самосозерцание в
природе и в насущной действительности…», - размышлял критический реалист XIX века, делая вывод: «И не
трагедия такая жизнь! Не грех и не ужас! Не карикатура. И не все мы более или менее мечтатели!..»[1]
Было уже
далеко за полночь, когда Мухсин предложил своей подруге решить нравственную
дилемму: вместе или врозь лечь спать. В конце концов, размягчённые и душевно
растроганные классическими русскими романсами и зарубежными эстрадными хитами
прошлого века в живом исполнении хозяина квартиры, два одиноких существа
слились в едином порыве друг к другу. Они искренне закрепили их
позднюю встречу блаженным поцелуем, который, может быть, только и останется в
их подсознании единственным лучиком в оправдание этой запоздалой близости двух
одиноких сердец.
Всю ночь
Мухсин умудрялся шутить и рассказывать анекдоты или очень смешные истории, не
давая сосредоточиться на происходящем. Это было ещё более забавно и цинично,
чем если бы он вовсе молчал, давая внутреннему огню полыхать «по линии раздела бессмертной человеческой души и конного невзнузданного тела». Но её
партнёр говорил не умолкая, таинство любви превращая в фарс и даже не
осознавая этого. В порыве страсти он не
отдавал себе отчёта, насмехался над самим собой и жалкими тенями былых
возлюбленных. В эту бесконечно протяжённую ночь «страшного суда» они растянулись
в длинную шеренгу покаянных особ на обочине воспоминаний 20 лет спустя.
Вскоре наш
романтический герой, удовлетворённый непредвиденной
близостью и женским теплом, сладко
заснул и громко захрапел, как ребёнок, уткнувшись лицом в подушку. Его подруга
остаток ночи провела на узкой кушетке в смежной
пустой зале, отдавшись потоку размышлений
о любви к ближнему и о том, как можно достичь её полноты. Возможно, - думала она, - надо
всегда работать над собой и стремиться жить в согласии с Богом, а значит быть
выше житейских обстоятельств и прихотливых соблазнов судьбы.
Она вспомнила в эти часы принцип
Закона Дарения Дипака Чопра: «Любые
взаимоотношения – это отдача и получение»: одно порождает другое. Это всего
лишь различные аспекты потока энергии во Вселенной. Останавливая поток того или
другого, мы мешаем работе разума во Вселенной. Применять на практике Закон Дарения очень просто: если вы хотите
получать радость – давайте радость другим; если вы хотите любви – научитесь
дарить любовь; если вы хотите внимания и признания – научитесь отдавать
внимание и признание; если вы хотите материального изобилия – помогайте его
приобрести другим. В действительности, самый простой способ получить то, что вы
хотите, - помочь другим получить то, что хотят они. Если вы хотите наслаждаться
всем хорошим в жизни – научитесь молча благословлять каждого на всё хорошее в
жизни.
Ночь длилась мучительно долго в
чужой квартире, не давая заснуть из-за навязчивых мыслей. Ей, как и многим
представительницам слабого прекрасного пола, всегда хотелось быть
единственной в судьбе мужчины, кому она
позволила приблизиться к себе: Ты для
меня один из многих. / Я для тебя одна из всех. Единственность и духовность
были её мерилом истинности взаимоотношений мужчины и женщины. Для неё каждый
случай был единственным, духовно оправданным и неповторимым. Но для её партнёра
самым существенным оставался тактильный вид человеческого взаимодействия. У
касаний нет ни лица, ни глаз – одни рецепторы работают.
Всё определяется сантиметрами, минутами, уровнем гормонов в
крови – сверхмерный цинизм, конечно, характерный для мужчин. А ей всегда были
важны выражение лица, внутреннее движение, немое таинство свершаемого акта и
рождение новой единой субстанции в соприкосновении двух тел и двух душ
одновременно и их приобщения к вечности в этот миг. Если этого нет, то партнёры
друг для друга всего лишь роботы или вещи, которыми мы пользуемся для утреннего
или вечернего туалета. Тогда они механические игрушки, а не дети Господа.
Наконец
наступило долгожданное утро. Ширин торопливо вскочила с постели, сделала лёгкую
разминку на балконе с облетевшей штукатуркой и подгнившими оконными рамами,
широко распахнутыми на улицу в новый весенний цветущий день. «Так что же такое
счастье, – думала она. – Может
быть, то, что происходит сейчас, и есть
как раз самое лучшее объяснение Закона
Дарения? Во дворе пенились нежным белым цветом урюк, жёлтым пушистым цыплёнком
млел от счастья во всей новорождённой красоте распустившийся жёлтый миндаль, а
на горизонте в прозрачной азиатской дымке стойко белели заснеженные вершины
Чимганских гор.
Ширин охотно взяла на себя роль
бывалой хозяйки. Она поставила на
газовую плиту чайник и позвала своего друга завтракать. Мухсин
неожиданно для неё вышел к ней с обмотанным полотенцем больным горлом. Теперь
неистребимый меланхолик жаловался на хронический танзилит и острый катаральный
фарингит – профессиональную болезнь почти всех вокалистов, часто до предела
надрывающих свои голосовые связки. Её друг испытывал страстную любовь к пению и
видел в этом увлечении свою отдушину от унылого многолетнего преподавания в вузе и от всех других повседневных
обязанностей перед обществом.
Хозяин квартиры любезно заварил
для Ширин по её просьбе чёрный, а себе зелёный чай. Женщина неторопливо пила из
маленькой пиалушки ароматный янтарный напиток богов вприкуску с дешёвой
карамелькой и мелким рассыпчатым печеньем. Старые друзья продолжали мирную беседу, словно накануне с
ними ничего не произошло. Со стороны казалось, они по-свойски, почти
по-семейному, завтракали на кухне вот уже целую вечность без особых перемен в
их личной жизни.
Возможно, таким образом они растягивали момент
истины, подсказанный им современным драматургом Михаилом Мишиным: «Счастье –
это всё, что захочешь, и ещё остаётся, чего захотеть». В этот момент понятие
счастья для них сузилось до кухонного стола, за которым сидели два близких и
очень далёких человека. Скоро им придётся расстаться, может быть, навсегда –
это одному Богу только ведомо.
Хозяин квартиры, сославшись на
недомогание, даже не проводил женщину на такси домой. Ей пришлось подолгу
стоять на остановке в ожидании общественного транспорта и потом часа два
трястись в переполненных автобусах на перекладных. По дороге домой она
вспомнила слова современного писателя, врача-психиатра Андрея Бильжо о том, что
в человеческой жизни нет ничего, кроме еды, секса и духа. Только каждый выбирает сам, что для него
важнее и, в соответствии со всеми приоритетами, расставляет эти слова в нужном
порядке. Писатель добавил при этом: «Дух – это то, что отличает человека от
животного». В чём же смысл нашей жизни и человеческого счастья? Как ни верти
эту комбинацию из трёх составляющих, а вопрос остаётся открытым.
Доехав до
своего дома, Ширин приняла прохладный
освежающий душ, взяла с книжной полки сборник стихов любимого поэта Баха
Ахмедова и прочитала шёпотом стихи, которые точно передавали её состояние души:
Когда иллюзии уходят
И оставляют адрес
свой,
Мы вспоминаем о
свободе
И жизни тихой и
простой…
И мир вдруг делается
лёгким,
Прозрачным, нежным и
пустым,
И долгим выдохом из
лёгких
Уходит прошлое как
дым.
(Бах Ахмедов)
Не все знают, что цитата из
фильма «Счастье – это когда тебя понимают…» - всего лишь усеченная часть куда
более интересной мысли Конфуция, которой уже около 2500 лет: «Большое счастье –
это когда тебя любят; настоящее счастье – это когда любишь ты». Куда более актуальной
на все времена остаётся идея, впервые озвученная в Древнем Риме: «Каждый -
кузнец своего счастья». Утраченные иллюзии никогда не помешают нам быть вновь
счастливыми - надо только захотеть
этого!..
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий