Десятого
июля 2021 года исполнилось 40 лет со дня создания в Ташкенте Государственного
литературного Музея Сергея Есенина. Вот как об этом сегодня вспоминают очевидцы
знаменательного события, руководитель интернет-портала «Письма о Ташкенте» Евгений
Скляревский:
-
С 1981 по 1985 годы музей располагался на Высоковольтной в трёхкомнатной
квартире, филиале ДК Луначарского, с 1985 года после переезда библиотеки им.
Льва Толстого он занял нынешнее помещение.
Lutfulla Kabirov:
- Если
я не ошибаюсь, ещё когда мы учились на журфаке ТашГу (1968-1973), с идеей музея
Есенина носился наш однокурсник Вадим Николюк.
Adelina
Arkadyevna, Алла Рабина, Георгий Коваль, Любовь Тураханова и многие другие
помнят, что он даже был первым его директором. Я сразу после окончанию уехал в
армию, но наши однокурсники, наверное, знают о его роли в создании музея
гораздо больше...
Азиатское жаркое лето… Многие из
нас в эти часы вспоминают нетленные стихи русского поэта Сергея Александровича
Есенина (1895-1925):
О
Азия, Азия! Голубая страна,
Обсыпанная солью, песком и известкой.
Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колёсами, как киргиз с
повозкой.
Но зато кто бы знал, как бурливо и
гордо
Скачут там шерстожёлтые горные реки!
Не с того ли так свищут монгольские
орды
Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?
(поэма «Пугачёв»)
***
Не жалею, не зову,
не плачу,
Всё пройдёт, как с
белых яблонь дым.
Увяданья золотом
охваченный,
Я не буду больше
молодым.
…………………………………
Все мы, все мы в
этом мире тленны,
Тихо льётся с
клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек
благословенно,
Что пришло
процвесть и умереть.
Эти
стихи С. Есенин написал в знаменательном для него 1921 году, когда он весной в
мае смог посетить Ташкент и Самарканд в Туркестане, впечатления от которых он
позднее обогатил поездками на Кавказ в 1923-1925 годах и окончательно обобщил
их в своём самом лирическом цикле из 15 стихотворений «Персидские мотивы».
Специалисты этот стихотворный цикл по праву называют вершиной мировой
лирической поэзии, отличающейся завершённостью и красотой формы.
Русского поэта,
приехавшего в Ташкент на три недели к другу Александру Ширяевцу, чтобы познать
до конца влекущий своей сказочной экзотикой Восток, здесь пленяет красота
восточной природы, особая неторопливая душевная атмосфера в азиатских чайханах.
На Кавказе поэту легко и сладостно с его возлюбленной, прототипом которой была
бакинская школьная учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, но думы о родине не
покидают его:
Шаганэ, ты моя
Шаганэ!
Там на Севере
девушка тоже,
На тебя она
страшно похожа.
Может, думает обо
мне…
Шаганэ, ты моя
Шаганэ.
Вадим
Викторович Николюк, первый директор Государственного литературного музея С.
Есенина в Ташкенте, на встречах с общественностью по два и три часа без
перерыва мог читать стихи любимого поэта. Его часто просили рассказать об
истории создания литературного музея в узбекской столице и что этому предшествовало.
Вадим Николюк охотно рассказывает о своём любимом духовном детище.
В
конце 70-х годов XX века пришла идея создания Общественного музея в Ташкенте,
посвящённого жизни и творчеству поэта, и лишь потом, в 1981 году, открыли
Государственный литературный музей Сергея Есенина. Экспозиция расположена в
доме, который был построен в конце XIX века. Более 100 лет там находилась
детская библиотека. Здание уже подвергалось реставрации, и повторно его открыли
для посетителей в конце 90-х годов. Многочисленные коллекции пополнялись также
за счет передачи в дар музею экспонатов непосредственно друзьями и близкими
Есенина.
Экспонаты ташкентского музея, второго по своему значению после музея Есенина на его родине в Константинове в Рязанской области, свидетельствуют, что многие из членов семьи С. Есенина внесли существенный вклад в русскую культуру. Экспозиция музея тематически размещена в четырёх залах и воспроизводит различные этапы жизни русского поэта, включая траурный уголок с двумя редкостными экспонатами – посмертной гипсовой маской, снятой с лица поэта скульптором Исидором Золотаревским вслед за трагедией в гостинице «Англетер», и кожаным чемоданом, с которым С. Есенин отправился в роковую поездку в Ленинград. Рядом с чемоданом можно увидеть дарственную запись дочери поэта — Татьяны Сергеевны Есениной, рассказывающей, как реликвия попала на стенд ташкентского музея. Зал «Есенин и мы», где представлены некоторые факты биографии С. Есенина и его прямых потомков, свидетельствует о том, что жизнь и творчество поэта остаются важнейшей нравственной составляющей современных общества и культуры как России, так и Узбекистана.
В открытой
экспозиции есенинского музея находятся не меньше десяти живописных работ В.
Николюка, а в его фонде – около тридцати картин, написанных художником в селе
Константиново, на родине великого русского поэта, и подаренных музею. На основе
130 своих живописных работ Вадим Николюк сделал слайд-фильм
«Живописно-поэтический мир С. Есенина». Над своим фильмом В. Николюк начал
работать с 1978 г., когда ещё был студентом второго курса журфака ТАШГУ и уже
тогда был увлечён поэзией С. Есенина. Первая персональная тематическая выставка
произведений В. Николюка была организована в столичном «Доме знаний» в 1980 г.
по инициативе председателя городского общества любителей книги С.М.
Карагодиной. Первый показ диафильма состоялся в республиканском Доме
кинематографии и в Доме знаний в 1985 г. и получил не только признание
зрителей, но и приобрёл большую популярность у нас в стране и за её пределами.
Фильм неоднократно
демонстрировался в есенинском обществе «Радуница» в Москве, где проводились
ежегодные есенинские чтения, а также в литературном музее С. Есенина, вузах и
школах, клубах творческой молодёжи и промышленных предприятиях в Ташкенте.
Фильм получил благодарные отзывы дочери, племянницы, сестры, жены русского
поэта — Т.С. Есениной, Н.В. Есениной,
Е.А. Есениной, Н.Д. Вольпин.
Вадим Николюк сохранил
книгу отзывов с автографами дочери маршала Георгия Жукова — М.Г. Жуковой,
редактора издательства «Современник» — Флор-Есенина, Сергея Михалкова, Николая
Тихонова и других известных деятелей культуры и литературы. Они отмечали
подлинное воплощение образов есенинской поэзии в живописи В. Николюка и большое
познавательное и культурно-просветительское значение фильма.
К 90-летию со дня
рождения русского поэта в 1986 г слайд-фильм
«Живописно-поэтический мир С. Есенина» был удостоен Почётного диплома
за подписью председателя правления СП СССР Сергея Михалкова. К 90-летию
со дня пребывания русского поэта в Ташкенте в 2011 году он демонстрировался в Государственном
литературном музее Сергея Есенина. Тогда же была организована персональная
выставка живописных работ В. Николюка в конференц-зале есенинского музея. В церемонии
празднования в мае 2021 года 100-летия со дня пребывания Сергея Есенина в
Ташкенте Вадим Николюк также принимал активное участие.
Сегодня домашний телефон Вадима Викторовича и
его супруги Людмилы Михайловны Козловской разрывается от звонков: любители
есенинской поэзии поздравляют первого директора Литературного музея с 40-летним
юбилеем его общественного детища. Вадим Николюк благодарит всех, кто помнит о
его причастности к коллективному созданию музея при поддержке С.И. Зинина, А.В.
Маркевич, М. Ашрафи и многих других энтузиастов и сподвижников музея. Вадим
Николюк очень надеется, что вопрос с его 17 невозвращёнными три года назад картинами,
будет, наконец, музеем Сергея Есенина решён положительно в пользу их
собственника.
Сегодня слова Николая
Тихонова из книги отзывов, которую бережно хранит Вадим Николюк, звучат вполне
пророчески: «Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают люди
сегодня. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь
вечно живой поэзии».
Сколько творческих
встреч, новых литературных имён, открытых фестивалей поэзии, юбилейных вечеров,
персональных художественных выставок и книжных презентаций хранят стены этого
музея за сорок лет – не перечислить! Наши сердца переполняет благодарность
нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков подобные музеи, воспитывающие
нашу молодёжь неравнодушными к нашему историческому и литературному прошлому:
оно сегодня наше, в нашем общем владении, и мы ответственны за него перед
будущим.
10 07 21
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий