пятница, 27 августа 2021 г.

Санаторий «Таваксай» — республиканская здравница для пенсионеров Узбекистана

 


      В санаторий «Таваксай» в Бостанлыкском районе Ташкентской области я приехала из узбекской столицы удушливо-жарким днём 14 августа 2021 года на 10 дней по «горящей» бесплатной путёвке, т.к. уже пятый год стояла в очереди на эту редчайшую привилегию от Минздрава Узбекистана для пенсионеров, нуждающихся в оздоровлении. В недавние времена этот санаторий относился к Министерству труда и социальной защиты населения и был предназначен для оздоровления ветеранов войны и труда, престарелых и инвалидов, а также тех, кому необходима такая помощь в рамках республиканской социальной поддержки. Бывший пансионат для престарелых с 1986 года официально получил статус санатория.

Как известно, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан, начиная с 2015 года, в нашей республике введён порядок оздоровления ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов один раз в году, включая ветеранов ограниченного контингента советских войск в Афганистане, в приемлемые для них сроки, в санаторно-оздоровительных учреждениях Минтрудсоцзащиты, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана и органов государственного и хозяйственного управления республики. Во исполнение этих задач обеспечена диспансеризация ветеранов войны и трудового фронта в учреждениях здравоохранения, открыты санаторно-курортные карты с указанием рекомендуемого профиля санаторного оздоровления, сформированы списки ветеранов войны и трудового фронта, внесён в Кабинет Министров Республики Узбекистан «План распределения путёвок» с помесячной разбивкой и указанием количества выделенных мест по каждому санаторию.

Для организации качественного санаторного оздоровления ветеранов войны и трудового фронта, а также престарелых и инвалидов врачи и  медсёстры из персонала санатория «Таваксай» прошли обучение на курсах повышения квалификации по направлению «геронтология». В их числе опытный врач ЛФК с многолетним стажем преподавательской работы в ТашМИ и других образовательных медучреждениях Бахтиёр Норматович Бобоназаров. Каждое утро в специально отведённом летнем зале ровно в 6-30 он поднимался на топчан и в течение получаса проводил с отдыхающими зарядку, укрепляющую иммунную систему организма. При этом физрук комментировал пользу каждого упражнения, ссылаясь на свой врачебный и спортивный опыт. Бахтиёр-ака в прошлом активно занимался футболом, волейболом, баскетболом, лёгкой атлетикой – его спортивные достижения выдавали хорошо сохранившаяся осанка и завидная физическая подготовка, а также здоровый юмор: он всё время шутил и подбадривал самых отстающих, хвалил престарелых пациентов за их стремление как можно дольше оставаться молодыми. Горжусь тем, что меня уважаемый доктор попросил два раза заменить его и провести зарядку с отдыхающими в часы, когда он был занят другими своими профессиональными обязанностями. Всю ночь напролёт я зубрила узбекские слова, боясь, что меня не поймёт национальная аудитория, но зарядку всё-таки дважды провела на родном русском языке, и к счастью, меня отлично поняли, так как практически все отдыхающие пенсионеры были выходцами из СССР.



          Ветеранов после их прибытия тщательно обследовали врачи и назначали им медицинские, физиотерапевтические и реабилитационные процедуры. Для них организованы специальные отделения, комнаты оснащены необходимым дополнительным оборудованием: здесь постоянно функционируют кабинеты физиотерапии, ЛФК, фитобар. В перерывах между лечением есть возможность прогуляться и подышать свежим воздухом на тенистых аллеях, поросших столетними широколиственными чинарами, пирамидальными елями и тополями, а также пахучей упругой арчой у самого входа в санаторий и в центре здравницы. Здесь особенно приятно посидеть вечерами у журчащих полноводных арыков и поймать дыхание лёгкого прохладного ветра, прилетающего сюда с ближних Чимганских и Чаткальских гор, золотым кольцом окаймляющих посёлок Таваксай.


Но только стоит отдалиться вам на задворки огромной территории, где расположены современные новые корпуса, – вы непременно заметите увядающую чахлую обезвоженную растительность, скошенные сухие травы и поникшие, жаждущие глотка воды, стойкие цветы на высоких стеблях, напоминающие полевые ромашки, но только с жёлтыми лепестками и чёрным пестиком. Видать, четырёх штатных садовников не хватает для ухода и полива огромной территории санатория.

Вечером здесь довольно рискованно гулять, так как этот участок полностью погружён в кромешную темноту (большинство фонарей попросту не горят) и захвачен местными бездомными собаками. Слоняющиеся по территории санатория всюду, убогие и неприкаянные, убегающие от людей в дневное время, с наступлением сумерек они чувствуют себя полноценными хозяевами положения и всю ночь напролёт бедные животные сварливо и надрывно лают, выясняя отношения друг с другом, переворачивают мусорные баки с отходами в поисках пищи или просто тоскливым воем оплакивают свою бродяжью бездомную судьбу.

 Так что народ, в основном, толпится и гудит с раннего утра до позднего вечера на открытых вещевых базарах, расположенных в центре территории и хорошо освещённых в сумерки. Здесь можно приобрести всякую бытовую мелочь – от ювелирных золотых украшений и дешёвой бижутерии до «хэбэшной» летней финки или олимпийки, резиновых сланцев, набора шариковых ручек, пластмассовых брелоков и пластиковых разноцветных кружек для приёма фиточая. Тут же в большом количестве теснятся продуктовые лавки с не очень любезными продавцами-таджиками. Они могут огорошить грубыми окриками или послать куда подальше слишком придирчивых покупателей с их справедливыми требованиями соблюдать правила санитарной гигиены, особенно в условиях пандемии, безуспешно призывающих местных торговцев работать в резиновых перчатках.

 Большинство отдыхающих преклонного возраста предпочитают с утра до вечера смотреть ТВ-передачи. Телевизоры расположены в фойе во всех трёх новых корпусах и настроены только на узбекские программы. Одним из любимых мест ветеранов стала беседка с национальными топчанами, покрытыми курпачами, где пожилые люди могут обсудить последние новости и вдоволь пообщаться душа в душу друг с другом. Здесь же любители национальных танцев проводят стихийную дискотеку в ранние часы до завтрака и по вечерам после ужина.

Заместитель главного врача по медицинской части Махсуда Саттаровна Гуломова работает в санатории с 1995 года. Она рассказала в эксклюзивной беседе для сайта «Культура.Уз» историю здравницы, существующей со времён конца тридцатых годов прошлого века и поэтапно меняющей своё социальное назначение. В 2015 году был сдан в эксплуатацию новый спальный комплекс санатория, оборудованный современной мебелью, капитально отремонтированы помещения большой и малой столовых, лечебный корпус построен заново и оснащен новейшим оборудованием. Услуги санатория «Таваксай» предложены людям, страдающим недугами сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем.

Отрадно, что в каждой палате, помимо спальной, есть ещё и зала для отдыха, оборудованная мягкой мебелью и телевизором, тут отдыхающие могут принимать родных и близких, приехавших проведать их. Капитально отремонтировано помещение большой и малой столовой: теперь большой зал, расположенный на втором этаже, рассчитан на 500 человек, а те, кому неудобно подниматься на второй этаж, могут расположиться в малой столовой, рассчитанной на 60 посадочных мест.

Говоря о процессе оздоровления, нельзя не упомянуть лечебный корпус. Это также новое здание, введённое в эксплуатацию относительно  недавно. Оно полностью оснащено новейшим оборудованием, это и аппараты УЗД, и компьютеризированная система вытяжения позвоночника, лаборатория, оборудованная необходимым инвентарём и приборами, кабинеты магнитной и лучевой терапии. По мнению М.С. Гуломовой, один заезд (12 суток) 400 человек получают бесплатное оздоровление и только 30-40 граждан Узбекистана оплачивают лечение и отдых в санатории.

Махсуда Саттаровна утверждает, что не только физиотерапия, но и специальное меню для отдыхающих разработано, с учётом возрастных показателей, так называемое «диетическое питание». Однако доктор вынуждена была признать справедливые жалобы проживающих в санатории пациентов на неудовлетворительное питание. Крупнейшие врачи-клиницисты считают, что правильное питание - это первый необходимый шаг к оздоровлению. Чай, как известно, является традиционным национальным напитком у узбеков, таджиков, казахов. Чай чрезвычайно полезный стимулирующий напиток, особенно зелёный, содержащий много катехинов, обладающий Р-витаминной активностью, укрепляющий капилляры. Грех его подменять жидким бледно-желтоватым, совершенно безвкусным напитком из-за излишней экономии. Воду местные жители называют по своим природным свойствам «сладкой» без сахара, на его основе можно приготовить изумительный бодрящий чай, если не жалеть на его приготовление лишней щепотки заварки.

Отдыхающие пенсионеры свои справедливые претензии относительно неудовлетворительного питания адресовали заведующему столовой Имомали Юлдашеву и главврачу Абдурашиду Насирову, а также шеф-повару Хамиду-аке. Руководство санатория, в целом, с вниманием относится ко всем просьбам и замечаниям отдыхающих, оперативно реагируя на недостатки в своей работе. В конце нашей откровенной беседы М.С.  Гуломова заверила, что этот больной вопрос с питанием со временем можно положительно решить, несмотря на жёсткий режим экономии продуктов в современных рыночных условиях. Кстати, надо отметить добросовестный труд разносчиц в столовой. Зияда Кувандинова и Улмасой Халилова отдали своему нелёгкому труду более тридцати лет и при этом не утратили своё внимательное отношение к людям. 

Вообще, весь персонал – от медработников (дневной врач Назокат Хасанбаева, массажист Лобар Интарова, медсестра Юлдуз Салохитдинова, профессионально выполнявшая электромагнитные процедуры) до техничек (Асем Умарова) и сестёр-хозяек (Гулзира Джумадилова), заведующей библиотекой (Мухой-опа) – ответственно и доверительно относились к своим подопечным. В их руках мы чувствовали себя надёжно защищёнными и опекаемыми «малыми детьми», несмотря на свой солидный возраст.

За развлекательный досуг отвечал молодой культмассовик Азиз Каримов. По его инициативе в рамках культурно-развлекательных мероприятий санаторий периодически посещают артисты эстрады, цирка и кино. Во время моего одиннадцатидневного пребывания здесь побывали певцы Мехрибону Сайтимбетова, Мигина Давирова, Юлдуз Абдуллаева, Феруза Салихова; труппа артистов Узбекгосцирка под руководством Журали Жумбаева и многие другие. Ежедневно были организованы автобусные экскурсии по достопримечательным местам Ташкента, Самарканда, поездки в Чимган, Бельдерсай и Амирсай, Сиджак, Бречмуллу. ресторан «Чинары», расположенный в естественном живописном горном ландшафте, где можно увидеть живых танцующих форелей в горной стремительной речушке с прозрачной водой. Это необычное зрелище воскресило в памяти слова «Грузинской песни» («Виноградная косточка») Булата Окуджавы:

 

И когда заклубится закат, по углам залетая,

Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву

Белый буйвол, и синий орёл, и форель золотая.

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

 

Многих уже в который раз восхитило Чарвакское водохранилище, где можно было насладиться грандиозным видом крупнейшей гидроэлектростанции Узбекистана — Чарвакской ГЭС, годовая выработка электроэнергии которой составляет 2 мегаваттч. и, конечно, полюбоваться памятником легендарному Фархаду – юноше, прорубившему в горах канал. Подвиг Фархада воспет в произведениях Алишера Навои, Низами Гянджеви, Самеда Вургуна. Монумент "Фархад, бросающий камень в реку" работы скульпторов Рувима Немировского и Валентина Клеванцова, установленный у плотины Чарвакской ГЭС на реке Чирчик, восхищает своей органической слитностью с природным ландшафтом. По дороге экскурсовод обязательно рассказывает историю административного центра - Газалкента с населением более 25 000 человек, который одновременно остаётся единственным населённым пунктом в Бастанлыкском районе со статусом города. Это маленький Вавилон: здесь проживают узбеки, казахи, таджики, русские, украинцы, татары.

Больше всего нашей группе из четырёх человек – меня, моей соседушки Фариды-опы и двух приезжих отдыхающих из Самарканда, бывших учителей - Максуды и Розагул - понравилось знакомство с Амирсаем на высоте трёх тысяч метров, куда мы добрались на новом фуникулёре с закрытыми застеклёнными кабинками. Всесезонный горный курорт мирового уровня в Узбекистане - Амирсай (Amirsoy) - расположен на территории площадью 900 гектаров в одном из красивейших и живописных мест столичной области, на отрогах Чаткальского хребта западной части Тянь-Шаньских гор, всего в 65 километрах от Ташкента. Это пока единственный курорт в Узбекистане современного класса с гондольной канаткой. Некоторые туристы сюда поднимались целыми семьями с малыми грудными детьми.



Мы стояли на смотровой площадке как первопроходцы, обдуваемые горным вольным ветром и объятые горным хрустальным прозрачным воздухом. Вокруг нас мощным разноцветным кольцом расположились горные системы: «Большой Чимган» и Чаткальский хребты. Близко над нашими головами плыли пушистые перистые облака – казалось, отсюда легко можно достать их одним взмахом руки. В груди от нахлынувшего восторга учащённо колотилось сердце от неописуемой здешней сказочной красоты. Я читала наизусть моим знакомым пришедшие на память стихи, правда, написанные ранее в Акташе:

 

Здесь можно жить в согласии с собой,

Быть ближе к небу, звёздам, даже Богу,

Перелистать всю жизнь, как книгу Бытия,

И захотеть начать её по-новому.


 




Трассы на курорте являются одним из самых приоритетных объектов. Канадские и испанские специалисты разработали план трасс, исходя из местного рельефа и с учетом международных стандартов. При строительстве трасс особое внимание уделяется сохранению экологической целостности на территории курорта, кустарников, деревьев и многолетних елей (арчи). Вокруг кипела работа: строились новые дороги и возводились дополнительные комфортабельные коттеджи зоны отдыха, чьё назначение – покорить своей красотой, комфортом и безопасностью весь туристский мир.



Мне осталось рассказать о моей соседке по комнате в новом корпусе и постоянной попутчице - миловидной 65-летней казашке - Фариде Махметовой. Фарида-опа достаточно хорошо знала, помимо своего родного, русский и узбекский языки. Часто она охотно и старательно выполняла роль переводчицы в моих интервью с отдыхающими и сотрудниками санатория. Меня потрясла её тяжёлая судьба. Простая техничка в конторе Паркент-канала прожила в законном браке с Эргашем 44 года, из которых она ухаживала за мужем 16 лет. Последних шесть лет он, будучи парализованным, провёл в инвалидной коляске. Мать пятерых детей год назад похоронила своего любимого мужа с диагнозом – болезнь Паркинсона. Женщина жаловалась на основной недуг – грыжу на позвоночнике. По прошествии 10 дней угасающая слезливая вдовушка, получив необходимое лечение, заразительно плясала на дискотеке и пела казахские народные песни, держа прямо осанку и радуясь своему полному выздоровлению.

Был у моей соседки лишь один невинный «недостаток». С раннего утра до позднего вечера коммуникабельная старушка непрерывно тараторила по телефону с пятью своими детьми, восемью сёстрами и братьями, снохами и зятьями, многочисленными внуками и бывшими одноклассниками, соседями по махалле – «Янги-базару» в Чирчике, - делясь своими радужными впечатлениями о своём лечении и отдыхе. При этом ежедневном ритуале она предварительно настраивала гаджет на полную громкость, где бы мы ни находились – в своей просторной комнате в новом корпусе, где можно было бы ото всех уединиться; общепитовской столовой, на природе, на своеобразной национальной дискотеке, которая начиналась для многих в семь утра и после коротких перерывов на завтрак, лечение, обед и ужин продолжалась до позднего вечера. Фарида, как и другие пенсионеры, словно не чувствовали своего возраста и напрочь забыли о своих хронических недугах: их глаза сияли от полноты жизни и радовались каждой минуте отдыха и задушевного общения.





В течение круглого года главным критерием оздоровления в санатории остаётся природная методика лечения. Это и лечебная гимнастика, и целебная минеральная вода («морские ванны»), и диеты, разработанные квалифицированными специалистами, но, к сожалению, не выполняемые в полной мере, а также различные медицинские процедуры, соответствующие высшему классу обслуживания: 450 палат в удобных комфортабельных корпусах готовы всегда принять своих клиентов. Для любителей разнообразного отдыха разработана программа экскурсий по увлекательным достопримечательностям богатого архитектурными и природными памятниками нашего края. Словом, оздоровление в санатории «Таваксай» может стать для пенсионеров, действительно, полезным, ярким и незабываемым оздоровительным отдыхом.


Гуарик Багдасарова

четверг, 12 августа 2021 г.

«Наше наследие. Мастера искусств Узбекистана»: открытие персональной выставки графики А.Н. Циглинцева

 

 


          В разгар летнего сезона, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана обычно проходит ретроспективная экспозиция произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешний проект из цикла «Наше наследие» посвящён художнику-графику Анатолию Николаевичу Циглинцеву.

Открытие персональной выставки графики незаурядного советского художника состоялось 10. 08. 21 в камерной обстановке представителей Дирекции художественных выставок, близких родных художника –  87-летней вдовы, блокадницы,  Тамары Петровны, и двух дочерей, а также художников-графиков, живописцев, монументалистов, работников СМИ.  Мне удалось поговорить с научным сотрудником Дирекции художественных выставок, искусствоведом  Лобар Мирзабаевой, открывшей вернисаж; заслуженным работником культуры Александром Батыковым; художником-монументалистом Ашуром Мухамедом из Бухары; вдовой А.Н. Циглинцева – Тамарой Петровной, дочерью Ольгой, готовыми поделиться своими воспоминаниями о художнике и восторженными впечатлениями от новой встречи с Прекрасным. Из их рассказов сложился живой образ художника, преданного изобразительному искусству и олицетворявшего художественного летописца Узбекистана.



На фото: Супруга А.Н. Циглинцева - Тамара Петровна и дочери Ольга и  Анна с внуком Даниилом на выставке.



          Лобар Мирзабаева:

          - Итак, мы открыли долгожданную персональную выставку графики Анатолия Циглинцева. Это наше всё – фундамент станковой графики Узбекистана. Работы представлены из фонда Дирекции художественных выставок и частных коллекций, в частности, семьи художника. Следом за этой выставкой мы откроем экспозицию Александра Пономарёва, тоже классика, слава Богу, здравствующего и сейчас. Мы рады, что хотя бы два раза в год мы, кроме периодических живописных выставок, знакомим студентов графического факультета художественных вузов со станковой графикой на практике. Для них это своего рода мастер-класс. Мы ждём в ближайшие дни на нашу выставку студентов и преподавателей Государственного института искусств и культуры Узбекистана имени К. Бехзода.



А.Н. Циглинцев (1927-1982) является одним из наиболее творчески продуктивных представителей узбекской графики. Мастер линогравюры и автолитографии, рисовальщик и акварелист. Творческая деятельность члена  Союза художников СССР  Циглинцева началась во второй половине 50-х годов прошлого столетия, и почти четверть века он трудился в искусстве графики и в художественной журналистике.

Анатолий Циглинцев родился в 1927 году в городе Бирске в Башкирии в семье агронома и садовода Н.В. Циглинцева. Детские впечатления – это большой сад при доме, живописный городок Бирск, построенный на большом холме, река Белая, огибающая его подножье, лесистые холмы окрестностей, поездки с отцом по районам – всё оседало в памяти, волновало любознательность парнишки… Став художником, А. Циглинцев не раз возвращался в родные места и находил здесь вдохновение и материал для творческой работы. В школе Анатолий рисовал стенгазеты, по просьбе учителей чертил схемы и диаграммы. В начале Великой Отечественной войны из 8-го класса он был мобилизован в ремесленное училище.

Практику проходили на авиационном заводе. Здесь заметили способности юноши к рисованию и определили его в гравёрный цех. Под руководством московского художника Ю. Ганфа Анатолий приобщался к искусству гравировки на металле. После войны Анатолий приехал в Москву и в качестве мастера 4-го разряда участвовал в реставрации Георгиевской лестницы Большого Кремлёвского дворца и интерьера музея Л.Н. Толстого на Кропоткинской улице в Москве. В 1949 г. юноша приехал в Ташкент и поступил в Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова. Окончил его в 1954 г., исполнив две дипломные картины – «Выезд А. Навои в Астрабад» и «Колхозная делегация на заводе «Ташсельмаш», таким образом соорудив духовный мост между прошлым и настоящим.

А.Н. Циглинцев всегда с благодарностью вспоминал своих педагогов: В. Петрова, С.Ф. Ракову, заставившую его серьёзно заняться изучением искусства рисунка, и А.А. Гольдрея, ревностно обучавшего студентов правилам живописи. В первое десятилетие своей самостоятельной деятельности молодой художник много работает в жанре художественной журналистики и в книжной графике и одновременно овладевает техникой линогравюры. Его вдохновляет и учит опыт старших товарищей –

И. Икрамова, Д.Д. Синицкого, А.М. Венедиктова, С. Мальта. В мир книжной графики Циглинцева ввёл Искандер Икрамов – учитель нескольких поколений художников узбекской книги. Творческое общение с этими и другими мастерами узбекской графики ощущается в его ранних книжных иллюстрациях и журнальных рисунках. Циглинцев впервые в узбекской графике выполняет иллюстрации в технике цветной линогравюры (с двух досок) – выпуклая гравюра на линолеуме или подобных ему материалах. Наиболее известные работы: «А. Навои» Ойбека; «Светоч» Г. Гуляма; узбекские народные сказки и многие другие, в которых художник решает сложные задачи в передаче графических образов и событий литературных произведений, делая акценты на главных эпизодах повествования.


На выставке представлена роскошная серия линогравюр «Алишер Навои», в которой мастер прослеживает творческий путь родоначальника узбекской литературы – с юношеских лет до зрелого общественного деятеля и основателя узбекского языка. В них нас восхищает не только чувство материала, но самой исторической эпохи Темуридов, национальный облик поэта и его неповторимый живой характер. Не меньше восхищает зрителей на выставке станковая серия литографий «Авиценна» - оттиски, полученные переносом краски с плоской печатной формы на камне или заменяющей его пластинке, - обладают огромным диапазоном выразительных возможностей. В этой разновидности графической техники мастер достигает большой точности воспроизведения первичного рисунка на камне: мелкие штрихи и округлые певучие линии эстампов создают объёмность композиционному решению каждого сюжета, наполняют их свежим воздухом реального действия и взаимодействия исторических персонажей. Серия портретов и жанровых композиций в технике эстампа под названием «Ибн Сино», или «Авиценна» («Юность», «Цель жизни», «Путь к познанию», «Слагаемые успеха», «Учитель»), а также триптих «Алишер Навои», графическая серия «Улугбек» отличаются поиском психологической глубины. Графическая серия «Улугбек» неожиданно для меня словно проиллюстрировала моё стихотворение «Звезда Улугбека»:


И после смерти Богом жизнь дана.
Рождённое живёт и умирает.
Бессмертны лишь деяния добра,
И духа подвиг вечно процветает.

Следы минувших дней, страстей,
Искупленное Словом лихолетье
Переживёт создателей-людей
И объяснит преемственность столетий.

Так помнят об учёном Улугбеке.
Оборванная жизнь продолжилась навеки.
Мы продолжаемся не только в наших детях.
Наследников идей он смог усыновить.
 

Три графических цикла объединяет гуманистический взгляд художника на мир и его модели. Мастер открывает в близких по духу людях не только приметы времени, отпечатанные на их лицах, но и черты, не стёртые перипетиями минувших революций и войн: душевную ясность, общественную активность, особую внутреннюю собранность.


 На этом строгом академическом фоне изумительно откровенно и сокровенно звучат, как узбекский най, такие лирические воздушные офорты (гравирование по металлу), как «Нежность», «Три грации», а также путевые зарисовки художника из его альбомов, натурные эскизы природы, небрежные и эмоциональные, полные трепетного восхищения окружающей жизнью. Акварельные пейзажи вносят органичную цветовую гамму в строгую графическую экспозицию и передают талант художника тонко сочетать  точный рисунок и богатый цвет в передаче живой меняющейся природы.

На их основе мы можем сделать вывод, что особую и значительную по объёму часть творческой продукции А. Циглинцева составляют его пейзажи, исполненные в разные годы и в разнообразных техниках. Среди них мы встречаем произведения по-настоящему лирические («Зима пришла», «Пейзаж с домиком», «Рыбаки», «Лодки»), рождённые в процессе глубокого общения – диалога художника с природой и простыми людьми, органично вписанными в пейзаж. Художник обладает фантазией, воображением, чувством декоративного разнообразия окружающего мира. Он тонко чувствует богатство и разнообразие человеческих лиц, характеров. Его отличает неуемная любовь к жизни, её многообразной красоте.




          А.Н. Циглинцев также успешно работал в области книжной графики, периодической печати (журналы «Гульхан» и «Гунча»). На выставке представлены его чёрно-белые и цветные эстампы, большинство из которых выполнено в древнейшей технике ксилографии (гравюра на дереве), обычно применяемой в книжной иллюстрации.  Это настоящие шедевры полиграфического искусства. Среди них особое внимание посетителей к себе привлекла композиция «Женщины Востока. Бабушка Хамро».


          Именно возле этого экспоната мы побеседовали с художником-монументалистом Ашуром Мухамедом. Бабушка Хамро была известной мастерицей по производству национальных глиняных игрушек-свистулек. На гравюре она изображена в национальном халате и платке с кисточкой в руках, расписывающая обожжённую глиняную птичку. Из-за спины мастерицы выглядывает озорное лицо маленькой улыбающейся девочки в тюбетейке, радостно глядящей на рукотворное волшебство. На заднем плане изображены юрта, солнечный круг над крышей приземистого саманного дома и декоративные цветущие деревья и полевые цветы; на переднем – множество разных игрушек-свистулек. В целом, получилась строго скомпонованная цельная, многоплановая работа, полная здорового оптимизма и искренней веры в счастливое настоящее и благословенный завтрашний день. Глядя на неё, убеждаешься: «Не зря художника называли мастером графического репортажа, художником-журналистом, умеющим передать и отразить свой взгляд на современный ему мир».







     Художник-монументалист Ашур Мухамед, мастер художественной керамики, считает себя продолжателем дела усто Хамро. Он занимается с детьми в двух изобразительных студиях Бухары. Занятия мелкой пластикой развивают моторику у детей. «Глина лечит людей», - утверждает А. Мухамед. Уроки рисования и лепки не только эстетически воспитывают детей, но ещё делают их физически здоровыми людьми. На открытии выставки графики А.Н. Циглинцева художник-монументалист, член академии «Турон» Ашур Мухамед справедливо заметил: «Повторить большого Мастера нельзя. Учиться у него можно бесконечно. Я сам сегодня почувствовал себя студентом на этом вернисаже…».


Живописец Александр Батыков справедливо назвал автора персональной выставки гениальным художником – зрелым и своеобразным мастером, со своим индивидуальным, графическим стилем и умением создавать монументальные образы и поблагодарил её организаторов за долгожданный праздник в стенах Выставочного зала АХУз.



Вдова художника Тамара Петровна была счастлива, что дождалась первой посмертной персональной выставки графики Анатолия Циглинцева, участника многих художественных выставок при его жизни, таких как, например, в столичном Дворце искусств «Дружба народов», галерее имени  В. Уфимцева в Ангрене и других городах Узбекистана. Близкие родные Анатолия Николаевича рассказали о том, что Циглинцев и дома оставался фанатичным художником. Он многократно просил свою бесценную вторую половинку позировать ему в разных ипостасях. Однажды ей даже пришлось надеть паранджу для работы художника над массовой композицией «Снятие паранджи». Очень часто он внезапно просил жену: «Замри! Не двигайся!», - чтобы зафиксировать то или иное движение или жест её руки. Дочери под влиянием отца обе получили художественное образование: дома он дополнительно давал им свои уроки мастерства. Сын Юрий, тоже художник, к сожалению, рано ушёл из жизни в свои 36 лет в 1980 году. Родные художника единодушно утверждали, что творчество для Анатолия Николаевича было главным стимулом жизни и вдохновения.

Автор этих строк на открытии выставки сравнила графический язык   художника с поэзией: он также точен, метафоричен, достоверен и эмоционален и прочитала стихотворение на эту тему:


Живём, на разных языках творим,
Но сердцем вы понять меня могли.
Так понимал Есенин Саади
 И Гёте плакал над стихом Хафиза.

С Востока свет поныне в мир идёт
И побеждает время и пространство.
И несмотря на разность языков,
Мы вышли из духовного собратства.

Мы гимн любви и доброте поём.
И как Атланты держат небо,
Глаголом, кистью и резцом

Мы укрепляем общий дом,
В котором небожители - поэты.

           Художник много путешествовал по стране и за рубежом. Его произведения представлены в музейных собраниях Ташкента, Самарканда, Бухары, Москвы, Санкт-Петербурга, Ашхабада, Бишкека.  Персональная выставка графики А.Н. Циглинцева в ЦВЗ АХУз продлится до 10 сентября 2021 года и даст возможность ознакомиться с одним из ярких представителей советской академической графики Узбекистана.

 Гуарик Багдасарова

Фото: Алексей Попов и другие

 

 

суббота, 7 августа 2021 г.

Поэма Исмата Кучиева «Пять шагов в вечность»

 


Я собираю, всё, что было
  О чём мечтал и что любил,
   И сказку превращаю в быль.

                                                    И. Кучиев. Пять шагов в вечность

      В 2021 году в Узбекистане по инициативе Президента Шавката Мирзиёева широко отмечается 580-летний юбилей великого поэта Алишера Навои. Одно из таких мероприятий – возрождение легендарных Навоийских чтений. Они проводятся совместно Всемирным обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, Государственным Эрмитажем и Институтом восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге.

    В рамках мероприятий «Литературный мост дружбы» в Доме литератора в Минске 01 12 21 была организована церемония принятия узбекского поэта Исмата Кучиева в почётные члены Союза писателей Беларуси. Организаторами мероприятия выступили Союз писателей Беларуси и Посольство Узбекистана. Участники встречи также обсудили вопросы дальнейшего развития сотрудничества в сфере культуры, активизации межкультурных связей. По итогам мероприятия было принято решение о создании узбекско-белорусского клуба друзей /ИА “Дунё”/.

Исмат Рахматович Кучиев написал поэму «Пять шагов в вечность» к 580-летию Алишера Навои (1441-1501), которое отмечала мировая общественность в феврале 2021 года. Книга была издана в Минске в издательстве «Альфа-книга» в твёрдом переплёте, украшена восточным орнаментом и цветными тематическими фотографиями. В этом же издательстве Исмат Кучиев выпустил в свет книгу «Шараф Рашидов: Победитель». Она была посвящена жизни, политической и творческой деятельности одного из выдающихся лидеров Узбекистана - Шарафа Рашидова. Автор предисловия книги Ирина Масленицына отметила её главные достоинства: книга «о силе духа и мудрости... О зависти и подлости... О том, как человек… шаг за шагом шёл к высотам положенческим и духовным... О том, как можно и должно служить своему народу...», о значении личности в истории.

В период независимости сложились новые подходы и к изучению творчества поэта и государственного деятеля Алишера Навои. С этих новых, свободных от коммунистической идеологии позиций – общечеловеческих незыблемых ценностей, - И. Кучиев подошёл к осмыслению судьбы Алишера Навои, поскольку, по его мнению, смысл человеческой жизни состоит в служении идеалам добра и справедливости, любви и дружбы, правды и красоты. Таков именно пафос всех произведений средневекового поэта. Во вступительном слове «В истории остаются герои и поэты» к книге об Алишере Навои белорусский писатель, лауреат госпремии Белоруссии Георгий Марчук, размышляет, что без любви к поэзии Навои И. Кучиев не создал бы такую эмоциональную патриотическую поэму, чтение которой доставляет истинное наслаждение. Это даёт право белорусскому писателю поздравить её автора с яркой творческой удачей. Мы присоединяемся к ней.



Познакомимся поближе с автором поэмы «Пять шагов в вечность»! Исмат Рахматович Кучиев родился 27 января 1955 года в Пенджикенте Ленинабадской (ныне — Согдийская) области тогда ещё Таджикской ССР недалеко от Самарканда, в предгорьях Ургута. Высшее образование и специальность филолога получил в Самаркандском государственном университете, имеет степень кандидата философских наук. В настоящее время работает советником Комитета по внешним связям администрации города Санкт-Петербурга, а также является советником Генерального директора компании «Gazprom International». Исмат Рахматович является автором нескольких опубликованных книг, таких как: «Жизненный путь», «Генерал - губернатор», «Всё лучшее в себя вместило сердце», «Жаннат райхонлари».

После Великой Отечественной войны его отец остался восьмилетним сиротой. Он воспитывался в детских домах, и в конечном итоге, в середине 50-х годов прошлого века попал в геологическую экспедицию и поехал в Таджикистан. Там отец Исмата познакомился с будущей матерью литератора, женился на ней, а в 1955 году появился на свет будущий советник главы Комитета по внешним связям Смольного.

По собственному признанию Исмата Кучиева, ещё совсем недавно ему, узбеку по национальности, место рождения доставляло некоторые неудобства. Однако после прихода в 2016 году на пост президента РУз Шавката Мирзиёева ситуация в корне изменилась. В 1959 году семья Исмата Кучиева вернулась в Узбекистан. Исмат Кучиев оказался настоящим полиглотом — он отлично говорит на русском, узбекском, таджикском и французском языках. Поскольку И. Кучиев хорошо себя зарекомендовал,  работая в комсомоле, его пригласили на работу в органы государственной безопасности. В 1979 году направили на высшие курсы КГБ в Минске. Именно в нынешней столице Беларуси Исмат Кучиев познакомился со многими замечательными людьми, которые на постсоветском пространстве заняли высокие должности в различных государствах — как в политическом, так и силовом блоках.

Через год после поступления на высшие курсы КГБ Исмат Кучиев удостоился большой чести — его взяли в команду людей, которые обеспечивали безопасность на московской Олимпиаде в 1980 году. Вот как он рассказывает об этом сам: "Я занимался аккредитацией иностранных судей. Мы сидели в гостинице "Спорт" на Ленинском проспекте в Москве. Поскольку я владел иностранными языками, мы переводили на русский и смотрели: давать человеку аккредитацию или нет", — объяснил свои функции Исмат Кучиев.

После Олимпиады по инициативе Юрия Андропова в КГБ провели так называемую "кадровую ротацию". Русских отправляли в Узбекистан, узбеков в Беларусь, белорусов в Армению и так далее. Это был своеобразный обмен кадрами между республиками. «Так я очутился в Краснодарском крае", — вспоминает Кучиев. Его отправили в Туапсе. В 1984 году Исмат Кучиев вернулся в Узбекистан. По его словам, никто тогда не пояснил ему причину перевода на родину, однако именно тогда в стране начиналась история с так называемым "хлопковым делом" (ещё его называют "узбекским делом"). В Узбекистане возбудили целую серию уголовных дел из-за злоупотреблений и так называемых приписок, умышленного искажения чиновниками данных об исполнении государственного плана. Во всё это и пришлось окунуться Исмату Кучиеву.

Исмат Кучиев отрицательно относится к развалу Советского Союза: «То, что мы имеем сегодня, мы имеем благодаря СССР. И сейчас нужно, уважая суверенитет, по многим вопросам интегрироваться. А границы нужно закрыть только терроризму и наркотрафику", — убеждён Кучиев. Исмат Кучиев считает, что в миграционной сфере сейчас существует масса проблем. И в Петербурге они зачастую проявляют себя куда серьёзнее, чем в других регионах. Он занимался организацией крупных мероприятий — таких, как Дни Ташкента в Петербурге и приезд представителей культуры Узбекистана в Дом дружбы народов Ленобласти. Советник главы Комитета по внешним связям Смольного подытожил, что нет в мире плохих народов, а есть только отдельные представители народа, которые совершают неподобающие поступки. И именно с этой точки зрения и нужно смотреть на межнациональные отношения.

Исмат Кучиев заявил о необходимости издания серии книг «Жизнь замечательных людей», которая повествовала бы о жизни великих людей узбекского народа. Он утверждает, что живо написанное биографическое произведение будет увлекательным и очень популярным чтением.

Создать серию книг под названием «Жизнь замечательных людей» родилась в Советском Союзе. Под этим грифом были изданы произведения о выдающихся сынах Узбекистана: Файзулле Ходжаеве, Акмале Икрамове, Рудзутаке, Усмане Юсупове и некоторых других деятелях политики и культуры. После развала Союза выпускать книги не стали, так как они не представляют коммерческого интереса.  Биографии известных людей не пользуются популярностью у наших современников. А модное в СССР увлечение коллекционировать книги – осталось далеко в советском прошлом.

Писатель Исмат Кучиев считает, что необходимо начать печатать книги, описывающие жизнь и свершения наших соотечественников. В своих статьях он говорит о необходимости изучения истории. Он также намекает на то, что могут быть профинансированы фильмы, которые будут сняты по таким книгам. «Я как человек, имеющий отношение к истории, могу сказать, что не идеологизированное и формализованное описание прошлого, а живая история со своими героями и деталями событий тех времён очень интересна и увлекательна», - пишет Кучиев. Он утверждает, что это направление в узбекской литературе и искусстве нуждается в дальнейшем развитии.

Подобная литература и фильмы могут существовать только за счёт государственного финансирования или иностранных грантов. Главное при таких выгодных издательских условиях не скатиться на конъюнктурный уровень этих произведений.



Ну, а теперь вернёмся к неисчерпаемой теме Алишера Навои! Заметим, литературное наследие великого поэта изучали такие известные узбекские учёные, как Айбек, Алим Шарафиддинов, Изат Султан, Вахид Захидов, Азиз Каюмов, Кадиржон Эргашев и многие другие. Тайны творчества Навои пытались разгадать навоиведы: И. Ильминский, В. Вельянов-Зернов,

В. Бартольд, Е. Бертельс, С. Иванов, Н. Конрад, М. Белен, Паве де Куртейль, Э. Браун. Они с любовью и уважением изучали литературное наследие Алишера Навои.

Исмат Кучиев предлагает свою оригинальную концепцию творческого наследия Навои – этой своеобразной энциклопедии жизни, в которой мы находим много изречений, афоризмов, пословиц, бесчисленное множество газелей и «бейтов рой», «метафор жемчуг», «мыслей лал». Современный автор в лёгкой доступной стихотворной форме, пользуясь, в основном, энергичным ямбическим размером и вольным стихом, пытается выразить свой отличный взгляд на сложный противоречивый жизненный творческий путь великого пращура. Попытаемся вместе с Исматом Кучиевым и его историческим героем-Поэтом, родоначальником узбекской классической литературы, основателем узбекского языка - пройти пять судьбоносных шагов в вечность!.. Итак, «Шаг первый. Взросление». В этой главе автор поэмы выделяет народные основы основ характера будущего великого Поэта, заложенные ещё в раннем детстве в родном Герате, которым он будет предан  всю жизнь:

 

Мы – дети своего народа,

Мы – дух его, и плоть, и кровь,

Привычный инструмента строй.

Но вместе с тем в нас скрыта жажда

Познанья новых берегов.

Мы уплываем далеко.

Мы новый день желаем каждый

Сменить людей, дела, места

И с чистого начать листа.

………………………………..

В конце концов, идти во тьму

Нам вместе, - но по одному.

Лишь тот баланс найти сумеет –

Кто отрекаясь от богатств,

Всё людям отдал, что имеет,

А что получит – вновь отдаст.

Талант ему дарован свыше,

И он не для доходов пишет,

А возвышает словом дух.

…………………………….

И это всё об Алишере!

………………………………..

Но тот, кто духом твёрже кремня,

Подобен щедрости полям -

Дорогу выбирает сам.

И, оправданий не приемля,

Каким бы тяжким ни был век,

Всегда зовётся – Человек.

…………………………………..

У Навои учиться б нам

Служить народу, не чинам.

…………………………………..

Паря душой над облаками,

Талант свой людям посвятил,

Не лизоблюдствовал, не льстил,

Меж богачами, бедняками

Путём единственным своим

Великий славен Навои.

 

 

 Шаг второй. Выбор сердца.

 

Эта глава не только о дружбе двух друзей-побратимов, но и о первых светлых чувствах молодых людей - их влюблённости в женщину, ставшую впоследствии для Навои идеальной неприкасаемой Музой. Поэт-визирь и темурид Султан Хусейн Бойкара были близкими друзьями, хотя по-разному смотрели на сердечные чувства. Их могла объединить только великая поэзия и служение своей стране:

 

Пленить Гули – любовь ли это?

Он на поэзии женат.

Влюблён без памяти в Герат,

И, говорят, не без ответа.

А разве может честно быть

На четверых любовь делить?

…………………………………..

Пусть будет тяжело сейчас.

Аллах за праведность воздаст.

 

До нас дошло собрание стихотворений поэта юношеских лет под названием «Ранний диван» (диван – собрание стихотворений). В нём в форме газелей в самой изящной форме поэт излагает мысли, чувства лирического героя. В газели часто выражались страдания неразделённой любви, жалобы несчастного влюблённого на горькую долю, воспевалась красота возлюбленной.  А. Навои в своих газелях также выражал сокровенные думы и мысли бесправного народа, его протест против зла и обмана, против несправедливости и гнёта. Эти стихи и сегодня не утратили свою актуальность, - подчёркивает автор поэмы, проводя в ней параллели того и нашего времени.

 

Шаг третий. Выбор воли.

 

«Любой талант – подарок божий,

Поэт, политик – все равны

В служенье для своей страны.

…………………………………..

Злом пожирается злодей» -

такие неоспоримые аргументы приводит поэт Алишер своему другу – воинственному Султану Хусейну Бойкаре в их спорах об опустошительных войнах и созидательном строительстве. Автор поэмы в этой главе уделяет значительное место строительной деятельности А. Навои, что соответствует исторической правде и опровергает бытовавшие в то время клеветнические слухи о растрате визирем казны. По сведениям историка Хондамира, в Герате и других городах страны поэтом на его собственные сбережения было воздвигнуто свыше ста объектов, в том числе медресе, мечети, бани, ханаки, больницы, базары, обустроены многие улицы. Поэт брал из казны для себя сумму, только покрывающую однодневные нужды человека. Остальные средства шли на благотворительные цели. Автор поэмы подчёркивает, что его герой посвятил себя заботам о народе, его общественная деятельность превратилась в личную жизнь поэта. Глава завершается тем, что поэт оставляет службу визиря и полностью отдаётся своему поэтическому призванию:

 

И, впрямь, дороги средней нет

Или визирь или поэт», -

 

это и был выбор свободной воли Алишера Навои.

 

Шаг четвёртый. Испытание разума

 

 Да пребудет в душе твоей мир, Алишер!

Не по воле властей ты эмир, Алишер!

Для народа ты жил и остался в народе

Бесконечно певучим лишь мир Алишер!

 

Эта глава повествует о создании «Хамсы» («Пятерицы»), куда вошли пять удивительных поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь скитальцев», «Стена Искандера». Ранее «Хамса» была создана на персидском языке великим Низами за тридцать лет. Поэт Амир Хусрав Дехлави работал над ней семь лет. Навои впервые титанически осилил эту работу за тридцать месяцев на староузбекском (тюрки) языке и выпустил её в народ, предварительно показав его величеству Султану Хусейну Бойкаре. Вот как передаёт это событие современный автор поэмы – величественно, метафорично и простым понятным языком:

 

Тут не простой диван – хамса

Орлом взмывает в небеса!

Что стройность мысли нарушает,

Как дичь, без промаха, стрелой

Из стаи уберём долой!

 

В лирическом отступлении автор поэмы признаётся, что пытается «былое с будущим связать / каналом нынешнего тесным, / чтоб бурный времени поток / прошил историю мостом» - в этом стремлении автора - вызов и главное достоинство поэмы. И хотя он считает, что «лучше идти нахоженным путём. /  А значит, им мы и пойдём» - сам он выбирает вполне нехоженый путь – заново открыть для себя и для читателей Алишера Навои, его не хрестоматийный бронзовый облик, а живой, человеческий, пульсирующий в каждом стихе «Пятерицы» муками творчества и отдающийся в наших сердцах восторгом. Это был настоящий триумф великой поэзии, достойно оценённый Султаном страны и всем народом, когда Навои на подаренном покровителем ему белом царственном коне торжественно проехал по городу на глазах у его жителей.  Вот кем можно гордиться через века и искренне желать, как автор поэмы в этом признаётся читателям: «Я превращу в героев тех, с кем рядом быть бы сам хотел». И снова в лирических отступлениях автор поэмы размышляет о противоречиях нашего времени, «века железного», о забытых истинах гуманизма, проповедуемых великим пращуром А. Навои, и искренне сетует в масштабе  уже не одной страны, а целой планеты: «Но кровь невинных льётся там, / где цель оправдывает средства…/  Поэма станет маяком / тем, кто со злобой не знаком…/ Чтоб горизонты открывая, / Любовь к познанию живая / Вела нас к новым берегам… / Не будешь сыт единым хлебом. / Без творчества народ бы был / Звериному подобен стаду».

Перед глазами читателей проходит вереница образов героев «Хамсы» - от благородного и бескорыстного Фархада до великого Искандера, и каждому из них автор поэмы даёт свою непредвзятую оценку сквозь призму современности и личного опыта. Так, молочный брат Фархада Бахрам, кто после гибели близкого родственника прибывает из Чина в Армению и освобождает страну, потом отпускает войско обратно и вместе с Шапуром остаётся на постоянное жительство у гробницы Фархада и Ширин и занимается строительством, неожиданно подвергается суду автором поэмы: «Построит семь дворцов Бахрам /- И вот живут в чертогах птицы. / Он не боялся никого… / И не найти следов его».  Главное значение и достоинство «Хамсы» И. Кучиев справедливо видит не в героях, а в самом языке: «Герой Хамсы – родной язык… / Богатство образов - не слабость, / Благословенье языка!.. / Но спешка – зло. / Молва не врёт. / Всё вызревает в свой черёд».

 

Шаг пятый. Испытание духа

 

Заключительная глава поверяет нам о том, как Алишер Навои в конце жизни решил совершить хадж в Мекку, но под напором своего преданного друга - Султана Хусейна и желания простых горожан отказался от этой идеи: они внушили ему, что он является святым для них и нужен здесь в Герате во имя мира и спокойствия в городе, так как «в нём дух народа настоящий». Автор поэмы завершает главу не как это принято на Востоке - прославлением Аллаха, а скромным признанием:

 

Доволен автор будет тем,

Что разглядел былого тень

И был к великому причастен,

Назвав по имени его.

 

Эпилогом к поэме может послужить отдельное посвящение Алишеру Навои, написанное Исматом Кучиевым в Петербурге. Оно дополняет образ Навои, создавшего шесть крупных философско-дидактических романтических любовных поэм, четыре дивана газелей на родном языке, мухаммасов, од, рубаи, а также «Дивани Фани» - собрание газелей, созданных на персидском языке. Прозаическое наследие Навои также велико. Мерилом этого обширного наследия для его создателя оставался народ: «Народ – поэт, а я при нём – писец и вот за то / К народу я приближен так и взыскан, как никто» (А. Навои). Таким же мерилом – признанием народа - в оценке А. Навои пользуется автор поэмы «Пять шагов в вечность»:

 

Поэт великий, свет Узбекистана

Шагает гордо вдаль через века!

Он почитаем ныне в разных странах

И был воспет на многих языках.

 

Сам Навои из города Герата,

Но мудрым был как греческий Сократ.

И всё, что он сказал для многих, – свято.

Любая мысль его – бесценный клад!

 

Эпитетов и образов столь чудных,

Метафор дивных полон каждый стих!

Был Алишер мудрейшим среди мудрых.

Да что уж там – святым среди святых!

 

Его стихи – не просто завитушки,

Что на листе оставила рука.

Маэстро Алишер – узбекский Пушкин:

Поёт его крылатая строка!

 

Джордж Гордон Байрон – Англии светило.

А Навои сумел весь мир объять.

В его стихах невиданная сила,

Любовь большая, свет и благодать!

 

Бывает так: в наш мир по воле свыше

Спускаются порою чудеса.

Одно из них – когда наш гений пишет

Свое произведение «Хамса».

 

Неважно воскресенье или вторник -

Его искусство не было в тени.

Поэт свои стихи оформил в сборник:

Выходит «Хазаин ал-маони».

 

Когда его назначили визирем,

Творил добро мудрейший Алишер:

Он видел, что нужда лютует в мире

И сразу принял ряд серьезных мер!

 

 Ученым видным и интеллигентам,

Простому люду помогал сполна.

Построил много зданий. И об этом

Родной Герат узнал и вся страна!

 

Был Навои открытым, честным с детства

И свой народ душою всей любил.

На помощь тратил собственные средства -

Другой бы вмиг казну опустошил!

 

На старости пришлось оставить службу,

Но не контакты с близкими людьми.

Дарил ему свою поддержку, дружбу

Другой поэт – Абдурахман Джами.

 

Они увековечены в металле

Как символ дружбы двух могучих стран.

Подобно им, навек друзьями стали

Таджикистан и наш Узбекистан.

 

Пусть даже подведут насильно к краю,

Наставят дуло, скажут: «Отрекись…»,

Его ни на кого не променяю,

Как не предам родного неба высь!


Поэма «Пять шагов в вечность» Исмата Кучиева ещё раз убеждает, что Навои с нами в наших нестройных рядах продолжает уверенно шагать в будущее и упорно ведёт нас за собой в вечность.

Гуарик Багдасарова