четверг, 12 августа 2021 г.

«Наше наследие. Мастера искусств Узбекистана»: открытие персональной выставки графики А.Н. Циглинцева

 

 


          В разгар летнего сезона, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана обычно проходит ретроспективная экспозиция произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешний проект из цикла «Наше наследие» посвящён художнику-графику Анатолию Николаевичу Циглинцеву.

Открытие персональной выставки графики незаурядного советского художника состоялось 10. 08. 21 в камерной обстановке представителей Дирекции художественных выставок, близких родных художника –  87-летней вдовы, блокадницы,  Тамары Петровны, и двух дочерей, а также художников-графиков, живописцев, монументалистов, работников СМИ.  Мне удалось поговорить с научным сотрудником Дирекции художественных выставок, искусствоведом  Лобар Мирзабаевой, открывшей вернисаж; заслуженным работником культуры Александром Батыковым; художником-монументалистом Ашуром Мухамедом из Бухары; вдовой А.Н. Циглинцева – Тамарой Петровной, дочерью Ольгой, готовыми поделиться своими воспоминаниями о художнике и восторженными впечатлениями от новой встречи с Прекрасным. Из их рассказов сложился живой образ художника, преданного изобразительному искусству и олицетворявшего художественного летописца Узбекистана.



На фото: Супруга А.Н. Циглинцева - Тамара Петровна и дочери Ольга и  Анна с внуком Даниилом на выставке.



          Лобар Мирзабаева:

          - Итак, мы открыли долгожданную персональную выставку графики Анатолия Циглинцева. Это наше всё – фундамент станковой графики Узбекистана. Работы представлены из фонда Дирекции художественных выставок и частных коллекций, в частности, семьи художника. Следом за этой выставкой мы откроем экспозицию Александра Пономарёва, тоже классика, слава Богу, здравствующего и сейчас. Мы рады, что хотя бы два раза в год мы, кроме периодических живописных выставок, знакомим студентов графического факультета художественных вузов со станковой графикой на практике. Для них это своего рода мастер-класс. Мы ждём в ближайшие дни на нашу выставку студентов и преподавателей Государственного института искусств и культуры Узбекистана имени К. Бехзода.



А.Н. Циглинцев (1927-1982) является одним из наиболее творчески продуктивных представителей узбекской графики. Мастер линогравюры и автолитографии, рисовальщик и акварелист. Творческая деятельность члена  Союза художников СССР  Циглинцева началась во второй половине 50-х годов прошлого столетия, и почти четверть века он трудился в искусстве графики и в художественной журналистике.

Анатолий Циглинцев родился в 1927 году в городе Бирске в Башкирии в семье агронома и садовода Н.В. Циглинцева. Детские впечатления – это большой сад при доме, живописный городок Бирск, построенный на большом холме, река Белая, огибающая его подножье, лесистые холмы окрестностей, поездки с отцом по районам – всё оседало в памяти, волновало любознательность парнишки… Став художником, А. Циглинцев не раз возвращался в родные места и находил здесь вдохновение и материал для творческой работы. В школе Анатолий рисовал стенгазеты, по просьбе учителей чертил схемы и диаграммы. В начале Великой Отечественной войны из 8-го класса он был мобилизован в ремесленное училище.

Практику проходили на авиационном заводе. Здесь заметили способности юноши к рисованию и определили его в гравёрный цех. Под руководством московского художника Ю. Ганфа Анатолий приобщался к искусству гравировки на металле. После войны Анатолий приехал в Москву и в качестве мастера 4-го разряда участвовал в реставрации Георгиевской лестницы Большого Кремлёвского дворца и интерьера музея Л.Н. Толстого на Кропоткинской улице в Москве. В 1949 г. юноша приехал в Ташкент и поступил в Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова. Окончил его в 1954 г., исполнив две дипломные картины – «Выезд А. Навои в Астрабад» и «Колхозная делегация на заводе «Ташсельмаш», таким образом соорудив духовный мост между прошлым и настоящим.

А.Н. Циглинцев всегда с благодарностью вспоминал своих педагогов: В. Петрова, С.Ф. Ракову, заставившую его серьёзно заняться изучением искусства рисунка, и А.А. Гольдрея, ревностно обучавшего студентов правилам живописи. В первое десятилетие своей самостоятельной деятельности молодой художник много работает в жанре художественной журналистики и в книжной графике и одновременно овладевает техникой линогравюры. Его вдохновляет и учит опыт старших товарищей –

И. Икрамова, Д.Д. Синицкого, А.М. Венедиктова, С. Мальта. В мир книжной графики Циглинцева ввёл Искандер Икрамов – учитель нескольких поколений художников узбекской книги. Творческое общение с этими и другими мастерами узбекской графики ощущается в его ранних книжных иллюстрациях и журнальных рисунках. Циглинцев впервые в узбекской графике выполняет иллюстрации в технике цветной линогравюры (с двух досок) – выпуклая гравюра на линолеуме или подобных ему материалах. Наиболее известные работы: «А. Навои» Ойбека; «Светоч» Г. Гуляма; узбекские народные сказки и многие другие, в которых художник решает сложные задачи в передаче графических образов и событий литературных произведений, делая акценты на главных эпизодах повествования.


На выставке представлена роскошная серия линогравюр «Алишер Навои», в которой мастер прослеживает творческий путь родоначальника узбекской литературы – с юношеских лет до зрелого общественного деятеля и основателя узбекского языка. В них нас восхищает не только чувство материала, но самой исторической эпохи Темуридов, национальный облик поэта и его неповторимый живой характер. Не меньше восхищает зрителей на выставке станковая серия литографий «Авиценна» - оттиски, полученные переносом краски с плоской печатной формы на камне или заменяющей его пластинке, - обладают огромным диапазоном выразительных возможностей. В этой разновидности графической техники мастер достигает большой точности воспроизведения первичного рисунка на камне: мелкие штрихи и округлые певучие линии эстампов создают объёмность композиционному решению каждого сюжета, наполняют их свежим воздухом реального действия и взаимодействия исторических персонажей. Серия портретов и жанровых композиций в технике эстампа под названием «Ибн Сино», или «Авиценна» («Юность», «Цель жизни», «Путь к познанию», «Слагаемые успеха», «Учитель»), а также триптих «Алишер Навои», графическая серия «Улугбек» отличаются поиском психологической глубины. Графическая серия «Улугбек» неожиданно для меня словно проиллюстрировала моё стихотворение «Звезда Улугбека»:


И после смерти Богом жизнь дана.
Рождённое живёт и умирает.
Бессмертны лишь деяния добра,
И духа подвиг вечно процветает.

Следы минувших дней, страстей,
Искупленное Словом лихолетье
Переживёт создателей-людей
И объяснит преемственность столетий.

Так помнят об учёном Улугбеке.
Оборванная жизнь продолжилась навеки.
Мы продолжаемся не только в наших детях.
Наследников идей он смог усыновить.
 

Три графических цикла объединяет гуманистический взгляд художника на мир и его модели. Мастер открывает в близких по духу людях не только приметы времени, отпечатанные на их лицах, но и черты, не стёртые перипетиями минувших революций и войн: душевную ясность, общественную активность, особую внутреннюю собранность.


 На этом строгом академическом фоне изумительно откровенно и сокровенно звучат, как узбекский най, такие лирические воздушные офорты (гравирование по металлу), как «Нежность», «Три грации», а также путевые зарисовки художника из его альбомов, натурные эскизы природы, небрежные и эмоциональные, полные трепетного восхищения окружающей жизнью. Акварельные пейзажи вносят органичную цветовую гамму в строгую графическую экспозицию и передают талант художника тонко сочетать  точный рисунок и богатый цвет в передаче живой меняющейся природы.

На их основе мы можем сделать вывод, что особую и значительную по объёму часть творческой продукции А. Циглинцева составляют его пейзажи, исполненные в разные годы и в разнообразных техниках. Среди них мы встречаем произведения по-настоящему лирические («Зима пришла», «Пейзаж с домиком», «Рыбаки», «Лодки»), рождённые в процессе глубокого общения – диалога художника с природой и простыми людьми, органично вписанными в пейзаж. Художник обладает фантазией, воображением, чувством декоративного разнообразия окружающего мира. Он тонко чувствует богатство и разнообразие человеческих лиц, характеров. Его отличает неуемная любовь к жизни, её многообразной красоте.




          А.Н. Циглинцев также успешно работал в области книжной графики, периодической печати (журналы «Гульхан» и «Гунча»). На выставке представлены его чёрно-белые и цветные эстампы, большинство из которых выполнено в древнейшей технике ксилографии (гравюра на дереве), обычно применяемой в книжной иллюстрации.  Это настоящие шедевры полиграфического искусства. Среди них особое внимание посетителей к себе привлекла композиция «Женщины Востока. Бабушка Хамро».


          Именно возле этого экспоната мы побеседовали с художником-монументалистом Ашуром Мухамедом. Бабушка Хамро была известной мастерицей по производству национальных глиняных игрушек-свистулек. На гравюре она изображена в национальном халате и платке с кисточкой в руках, расписывающая обожжённую глиняную птичку. Из-за спины мастерицы выглядывает озорное лицо маленькой улыбающейся девочки в тюбетейке, радостно глядящей на рукотворное волшебство. На заднем плане изображены юрта, солнечный круг над крышей приземистого саманного дома и декоративные цветущие деревья и полевые цветы; на переднем – множество разных игрушек-свистулек. В целом, получилась строго скомпонованная цельная, многоплановая работа, полная здорового оптимизма и искренней веры в счастливое настоящее и благословенный завтрашний день. Глядя на неё, убеждаешься: «Не зря художника называли мастером графического репортажа, художником-журналистом, умеющим передать и отразить свой взгляд на современный ему мир».







     Художник-монументалист Ашур Мухамед, мастер художественной керамики, считает себя продолжателем дела усто Хамро. Он занимается с детьми в двух изобразительных студиях Бухары. Занятия мелкой пластикой развивают моторику у детей. «Глина лечит людей», - утверждает А. Мухамед. Уроки рисования и лепки не только эстетически воспитывают детей, но ещё делают их физически здоровыми людьми. На открытии выставки графики А.Н. Циглинцева художник-монументалист, член академии «Турон» Ашур Мухамед справедливо заметил: «Повторить большого Мастера нельзя. Учиться у него можно бесконечно. Я сам сегодня почувствовал себя студентом на этом вернисаже…».


Живописец Александр Батыков справедливо назвал автора персональной выставки гениальным художником – зрелым и своеобразным мастером, со своим индивидуальным, графическим стилем и умением создавать монументальные образы и поблагодарил её организаторов за долгожданный праздник в стенах Выставочного зала АХУз.



Вдова художника Тамара Петровна была счастлива, что дождалась первой посмертной персональной выставки графики Анатолия Циглинцева, участника многих художественных выставок при его жизни, таких как, например, в столичном Дворце искусств «Дружба народов», галерее имени  В. Уфимцева в Ангрене и других городах Узбекистана. Близкие родные Анатолия Николаевича рассказали о том, что Циглинцев и дома оставался фанатичным художником. Он многократно просил свою бесценную вторую половинку позировать ему в разных ипостасях. Однажды ей даже пришлось надеть паранджу для работы художника над массовой композицией «Снятие паранджи». Очень часто он внезапно просил жену: «Замри! Не двигайся!», - чтобы зафиксировать то или иное движение или жест её руки. Дочери под влиянием отца обе получили художественное образование: дома он дополнительно давал им свои уроки мастерства. Сын Юрий, тоже художник, к сожалению, рано ушёл из жизни в свои 36 лет в 1980 году. Родные художника единодушно утверждали, что творчество для Анатолия Николаевича было главным стимулом жизни и вдохновения.

Автор этих строк на открытии выставки сравнила графический язык   художника с поэзией: он также точен, метафоричен, достоверен и эмоционален и прочитала стихотворение на эту тему:


Живём, на разных языках творим,
Но сердцем вы понять меня могли.
Так понимал Есенин Саади
 И Гёте плакал над стихом Хафиза.

С Востока свет поныне в мир идёт
И побеждает время и пространство.
И несмотря на разность языков,
Мы вышли из духовного собратства.

Мы гимн любви и доброте поём.
И как Атланты держат небо,
Глаголом, кистью и резцом

Мы укрепляем общий дом,
В котором небожители - поэты.

           Художник много путешествовал по стране и за рубежом. Его произведения представлены в музейных собраниях Ташкента, Самарканда, Бухары, Москвы, Санкт-Петербурга, Ашхабада, Бишкека.  Персональная выставка графики А.Н. Циглинцева в ЦВЗ АХУз продлится до 10 сентября 2021 года и даст возможность ознакомиться с одним из ярких представителей советской академической графики Узбекистана.

 Гуарик Багдасарова

Фото: Алексей Попов и другие

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий