В разгар летнего сезона, по традиции,
в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана обычно проходит ретроспективная
экспозиция произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции
художественных выставок. Нынешний проект из цикла «Наше наследие» посвящён
художнику-графику Анатолию Николаевичу Циглинцеву.
Открытие
персональной выставки графики незаурядного советского художника состоялось 10.
08. 21 в камерной обстановке представителей Дирекции художественных выставок, близких
родных художника – 87-летней вдовы,
блокадницы, Тамары Петровны, и двух
дочерей, а также художников-графиков, живописцев, монументалистов, работников
СМИ. Мне удалось поговорить
с научным сотрудником Дирекции художественных выставок, искусствоведом Лобар Мирзабаевой, открывшей вернисаж; заслуженным работником культуры Александром Батыковым; художником-монументалистом
Ашуром Мухамедом из Бухары; вдовой А.Н. Циглинцева – Тамарой Петровной, дочерью
Ольгой, готовыми поделиться своими воспоминаниями о художнике и восторженными
впечатлениями от новой встречи с Прекрасным. Из их рассказов сложился живой образ
художника, преданного изобразительному искусству и олицетворявшего
художественного летописца Узбекистана.
Лобар Мирзабаева:
- Итак, мы открыли долгожданную персональную
выставку графики Анатолия Циглинцева. Это наше всё – фундамент станковой
графики Узбекистана. Работы представлены из фонда Дирекции художественных выставок и частных
коллекций, в частности, семьи художника. Следом за этой выставкой мы откроем
экспозицию Александра Пономарёва, тоже классика, слава Богу, здравствующего и
сейчас. Мы рады, что хотя бы два раза в год мы, кроме периодических живописных
выставок, знакомим студентов графического факультета художественных вузов со
станковой графикой на практике. Для них это своего рода мастер-класс. Мы ждём в
ближайшие дни на нашу выставку студентов и преподавателей Государственного
института искусств и культуры Узбекистана имени К. Бехзода.
А.Н.
Циглинцев (1927-1982) является одним из наиболее творчески продуктивных
представителей узбекской графики. Мастер линогравюры и автолитографии,
рисовальщик и акварелист. Творческая деятельность члена Союза художников СССР Циглинцева началась во второй половине
50-х годов прошлого столетия, и почти четверть века он трудился в искусстве
графики и в художественной журналистике.
Анатолий Циглинцев родился в 1927 году в городе Бирске в Башкирии в семье агронома и садовода Н.В. Циглинцева. Детские впечатления – это большой сад при доме, живописный городок Бирск, построенный на большом холме, река Белая, огибающая его подножье, лесистые холмы окрестностей, поездки с отцом по районам – всё оседало в памяти, волновало любознательность парнишки… Став художником, А. Циглинцев не раз возвращался в родные места и находил здесь вдохновение и материал для творческой работы. В школе Анатолий рисовал стенгазеты, по просьбе учителей чертил схемы и диаграммы. В начале Великой Отечественной войны из 8-го класса он был мобилизован в ремесленное училище.
Практику
проходили на авиационном заводе. Здесь заметили способности юноши к рисованию и
определили его в гравёрный цех. Под руководством московского художника Ю. Ганфа
Анатолий приобщался к искусству гравировки на металле. После войны Анатолий
приехал в Москву и в качестве мастера 4-го разряда участвовал в реставрации
Георгиевской лестницы Большого Кремлёвского дворца и интерьера музея Л.Н. Толстого
на Кропоткинской улице в Москве. В 1949 г. юноша приехал в Ташкент и поступил в
Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова. Окончил его в 1954
г., исполнив две дипломные картины – «Выезд А. Навои в Астрабад» и «Колхозная
делегация на заводе «Ташсельмаш», таким образом соорудив духовный мост между
прошлым и настоящим.
А.Н.
Циглинцев всегда с благодарностью вспоминал своих педагогов: В. Петрова, С.Ф. Ракову,
заставившую его серьёзно заняться изучением искусства рисунка, и А.А. Гольдрея,
ревностно обучавшего студентов правилам живописи. В первое десятилетие своей
самостоятельной деятельности молодой художник много работает в жанре
художественной журналистики и в книжной графике и одновременно овладевает
техникой линогравюры. Его вдохновляет и учит опыт старших товарищей –
И. Икрамова, Д.Д. Синицкого,
А.М. Венедиктова, С. Мальта. В мир книжной графики Циглинцева ввёл Искандер
Икрамов – учитель нескольких поколений художников узбекской книги. Творческое
общение с этими и другими мастерами узбекской графики ощущается в его ранних
книжных иллюстрациях и журнальных рисунках. Циглинцев впервые в узбекской
графике выполняет иллюстрации в технике цветной линогравюры (с двух досок) –
выпуклая гравюра на линолеуме или подобных ему материалах. Наиболее известные
работы: «А. Навои» Ойбека; «Светоч» Г. Гуляма; узбекские народные сказки и
многие другие, в которых художник решает сложные задачи в передаче графических
образов и событий литературных произведений, делая акценты на главных эпизодах
повествования.
На
выставке представлена роскошная серия линогравюр «Алишер Навои», в которой
мастер прослеживает творческий путь родоначальника узбекской литературы – с
юношеских лет до зрелого общественного деятеля и основателя узбекского языка. В
них нас восхищает не только чувство материала, но самой исторической эпохи Темуридов,
национальный облик поэта и его неповторимый живой характер. Не меньше восхищает
зрителей на выставке станковая серия литографий «Авиценна» - оттиски,
полученные переносом краски с плоской печатной формы на камне или заменяющей
его пластинке, - обладают огромным диапазоном выразительных возможностей. В
этой разновидности графической техники мастер достигает большой точности
воспроизведения первичного рисунка на камне: мелкие штрихи и округлые певучие
линии эстампов создают объёмность композиционному решению каждого сюжета,
наполняют их свежим воздухом реального действия и взаимодействия исторических
персонажей. Серия портретов и жанровых композиций в технике эстампа под
названием «Ибн Сино», или «Авиценна» («Юность», «Цель жизни», «Путь к
познанию», «Слагаемые успеха», «Учитель»), а также триптих «Алишер Навои»,
графическая серия «Улугбек» отличаются поиском психологической глубины. Графическая
серия «Улугбек» неожиданно для меня словно проиллюстрировала моё стихотворение
«Звезда Улугбека»:
И после смерти Богом жизнь дана.
Рождённое живёт и умирает.
Бессмертны лишь деяния добра,
И духа подвиг вечно процветает.
Следы минувших дней, страстей,
Искупленное Словом лихолетье
Переживёт создателей-людей
И объяснит преемственность столетий.
Так помнят об учёном Улугбеке.
Оборванная жизнь продолжилась навеки.
Мы продолжаемся не только в наших детях.
Наследников идей он смог усыновить.
Три
графических цикла объединяет гуманистический взгляд художника на мир и его
модели. Мастер открывает в близких по духу людях не только приметы времени,
отпечатанные на их лицах, но и черты, не стёртые перипетиями минувших революций
и войн: душевную ясность, общественную активность, особую внутреннюю
собранность.
На этом строгом академическом фоне изумительно
откровенно и сокровенно звучат, как узбекский най, такие лирические воздушные офорты
(гравирование по металлу), как «Нежность», «Три грации», а также путевые
зарисовки художника из его альбомов, натурные эскизы природы, небрежные и
эмоциональные, полные трепетного восхищения окружающей жизнью. Акварельные
пейзажи вносят органичную цветовую гамму в строгую графическую экспозицию и
передают талант художника тонко сочетать
точный рисунок и богатый цвет в передаче живой меняющейся природы.
На
их основе мы можем сделать вывод, что особую и значительную по объёму часть
творческой продукции А. Циглинцева составляют его пейзажи, исполненные в разные
годы и в разнообразных техниках. Среди них мы встречаем произведения
по-настоящему лирические («Зима пришла», «Пейзаж с домиком», «Рыбаки», «Лодки»),
рождённые в процессе глубокого общения – диалога художника с природой и
простыми людьми, органично вписанными в пейзаж. Художник обладает фантазией,
воображением, чувством декоративного разнообразия окружающего мира. Он тонко чувствует
богатство и разнообразие человеческих лиц, характеров. Его отличает неуемная
любовь к жизни, её многообразной красоте.
Именно возле этого экспоната мы
побеседовали с художником-монументалистом Ашуром Мухамедом. Бабушка Хамро была
известной мастерицей по производству национальных глиняных игрушек-свистулек. На
гравюре она изображена в национальном халате и платке с кисточкой в руках,
расписывающая обожжённую глиняную птичку. Из-за спины мастерицы выглядывает
озорное лицо маленькой улыбающейся девочки в тюбетейке, радостно глядящей на
рукотворное волшебство. На заднем плане изображены юрта, солнечный круг над
крышей приземистого саманного дома и декоративные цветущие деревья и полевые
цветы; на переднем – множество разных игрушек-свистулек. В целом, получилась
строго скомпонованная цельная, многоплановая работа, полная здорового оптимизма
и искренней веры в счастливое настоящее и благословенный завтрашний день. Глядя
на неё, убеждаешься: «Не зря художника называли мастером графического
репортажа, художником-журналистом, умеющим передать и отразить свой взгляд на
современный ему мир».
Живописец
Александр Батыков справедливо назвал автора персональной выставки гениальным
художником – зрелым и своеобразным мастером, со своим индивидуальным,
графическим стилем и умением создавать монументальные образы и поблагодарил её
организаторов за долгожданный праздник в стенах Выставочного зала АХУз.
Автор
этих строк на открытии выставки сравнила графический язык художника с поэзией: он также точен,
метафоричен, достоверен и эмоционален и прочитала стихотворение на эту тему:
Живём, на разных языках творим,
Но сердцем вы понять меня могли.
Так понимал Есенин Саади
И Гёте плакал над стихом Хафиза.
С Востока свет поныне в мир идёт
И побеждает время и пространство.
И несмотря на разность языков,
Мы вышли из духовного собратства.
Мы гимн любви и доброте поём.
И как Атланты держат небо,
Глаголом, кистью и резцом
Мы укрепляем общий дом,
В котором небожители - поэты.
Художник много путешествовал по стране и за рубежом. Его произведения представлены в музейных собраниях Ташкента, Самарканда, Бухары, Москвы, Санкт-Петербурга, Ашхабада, Бишкека. Персональная выставка графики А.Н. Циглинцева в ЦВЗ АХУз продлится до 10 сентября 2021 года и даст возможность ознакомиться с одним из ярких представителей советской академической графики Узбекистана.
Фото: Алексей
Попов и другие
Комментариев нет:
Отправить комментарий