В
настоящее время Навруз широко празднуют как начало Нового года в Иране и
Афганистане, как государственный праздник - в Узбекистане, Таджикистане,
Киргизии, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, Албании, Иракском
Курдистане, Индии, Македонии, Турции; а также на юге России: в Татарстане и Башкортостане.
По постановлению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева,
празднование Навруза в 2022 году в стране пройдет под девизом «Ассалом, Навруз
– праздник обновления и доброты, чести и достоинства!»
Председатель
АХУз, народный художник Узбекистана, Акмаль Нуриддинов (Акмаль Нур) на открытии
выставки поздравил от имени Академии художеств и множества творческих людей
всех присутствующих с наступающим праздником - восточным Новым годом, который
отмечают в нашей стране 21 марта. В поздравительной речи Акмаль Нур сделал
акцент на многовековой традиции празднования Навруза в нашей стране и на
бережном отношении нашего народа к вековым гуманистическим национальным
традициям и культурной преемственности в современной жизни. Выступавший оратор подчеркнул,
что мы живём в счастливой стране под мирным небом и пожелал, чтобы люди на всей
планете жили в мире и согласии и могли реализовать свои творческие планы и
международные проекты со своими соседями.
- Навруз
– это многовековой праздник доброты и обновления жизни, когда наступает Новый
солнечный год. В
день весеннего равноденствия рождается новое Солнце и просыпается Земля (недаром
день Земли на планете отмечают именно 21 марта).
Я
поддерживаю миролюбивую политику президента Узбекистана Шавката Миромоновича Мирзиёева
и его заботу не только о старшем поколении, но и молодёжи, созидающей светлое будущее
нашей многонациональной страны.
Проблемы
никуда от нас не денутся – это двигатель прогресса - и мы всегда будем их
решать, желательно мирным путём, без войны, без людских потерь и крови. В этот
праздник мы должны все друг друга поздравлять и не жалеть добрых слов и
внимания для своих близких, коллег и друзей. Поэтому я хочу сегодня
провозгласить: «Ассалом, Навруз!.. Я вас всех очень люблю».
Председатель живописной секции СХ РУз, заслуженный работник культуры Узбекистана, Александр Иванович Тюрин на открытии выставки также поздравил художников и любителей изобразительного искусства с Наврузом и пожелал всем участникам вернисажа новых творческих достижений. В эксклюзивном интервью сайту «Культура.Уз» на вопрос об особенном характере нынешней выставки А.И. Тюрин охотно поделился творческими достижениями и перспективами её участников:
- Нынешняя
выставка посвящена Наврузу, и в связи с этим, отражает палитру цветущей весны и
носит лёгкий, праздничный и познавательный характер. Логично, что во многих
культурах мира отмечать праздник Солнца, тепла, света и обновления было принято
именно в день весеннего равноденствия по астрономическому солнечному календарю.
Например, 21 марта в Древней языческой Руси было принято приветствовать Новое
солнце (Новую жизнь, Новый год) его уменьшённой копией: жёлтым, круглым и
горячим блином! Сейчас праздник Масленицы остался, но под влиянием христианства
сдвинулся по времени и превратился в «проводы зимы», хотя прежде был
полноценным праздником Нового года. Этот праздник привносит радостные солнечные
краски на полотна художников. Выставка воссоздаёт эту атмосферу радости и дарит
зрителям хорошее настроение.
-
Каково ваше участие в этом рукотворном созидании праздника?
-
В последнее время я занимаюсь концептуальной живописью на социально ориентированную
тематику в реалистическом направлении. Эти работы выставлялись в Галерее
изобразительного искусства (NBU) в честь празднования Мустакиллика
(Независимости): «Экспресс», «Транзит», «Огни большого города». Они не могли бы
вписаться в концепцию весенней выставки. Поэтому я представил в нынешней экспозиции
три портрета: два - моей супруги Милены и один «детский» портрет Евы. В
настоящее время художники готовятся принять участие в портретной выставке,
которая передвинулась в календарном плане из-за пандемии. Судя по вернисажу,
наши художники не теряли время зря и создали много новых работ, а я, сидя дома,
написал портреты близких мне людей.
Художники из различных регионов Узбекистана – Бухары, Самарканда, Намангана, Ташкента и Ташкентской области представили на суд зрителей свои произведения в различных видах изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Тематика произведений разнообразна – это, прежде всего, весенние пейзажи и натюрморты, в которых художники воспевают красоту обновлённой природы.
Академики АХРУз.: Владимир Бурмакин, Янис
Салпинкиди, Файзулла Ахмадалиев, Гофур Кодиров, Алишер Мирзо, - не изменяя
своим стилистическим пристрастиям, ещё раз продемонстрировали высокий уровень профессионализма и верность реалистическому
направлению.
Внимание
зрителей привлекает серия весенних акварельных пейзажей заслуженного художника
Узбекистана Александра Батыкова с их широкой географией: «Парк в Намангане», «Весна
в Намангане», «Весна в Нижнем Тагиле». Старейший мастер цвета, тонкий знаток
акварельной техники, наполняет свои пейзажи нотами поэтической лирики, особой
одухотворённости и оптимизма.
В жанровых композициях, созданных за последних два года, - Э. Джураева («Сумаляк», «Художник»), З. Фахруддинова («Диалог»),
З. Фармонова («Бабушка-лоскутница»), В. Хапова («Караван»),Так, например, художник Э. Джураев стилизованно передаёт приготовление сумаляка в одноимённой жанровой композиции «Сумаляк». Сумаляк – это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы. Это полезное блюдо занимает главное, можно сказать, священное место в праздничном меню «Навруза».
Для приготовления сумаляка у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах – соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное, чтобы не пригорело. Утром сумаляк раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внёс свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.
Этот древний гуманный и красивый обычай Э. Джураев смог передать в одной картине, занявшей центральное место в экспозиции, что доказывает широчайшую эрудицию, глубокие знания истории, культуры, этнографии, помогших художнику легко и свободно справиться в плавных рисунках и монохромном колорите с достоверностью обстановки и национальной одежды, пластики женских фигур.
Живописные
реалистичные портреты А. Тюрина его близких родных; М. Шуваловой («Навруз»), Г.
Рахимовой («Горячие лепёшки»); Д. Эшматова («Весна») на фоне пейзажа; З.
Назарова («Простодушное детство»); А. Хакимбекова («Продавщица цветов»,
«Грация»), выполненные в смешанной технике; точно воссоздают образы наших современников
и разнообразно передают в их характерах в одних случаях волевое, в других –
лирико-созерцательное и простодушно-наивное начало в детских образах.
Мраморные с полихромными вставками композиции Людмилы Нестерович всегда поражают зрителей своей изысканностью и лёгкостью самого твёрдого камня, в котором они выполнены. Как этого удаётся добиться скульптору? – секрет мастера, объясняющего эффект её одухотворённых скульптур чувством материала и пластики, которым она владеет в совершенстве.
Так же на выставке представлены работы молодых художников Узбекистана: Дильшод Вахобов, Рушана Алимова, Азиз Тешабоев, Маржона Турабекова пока находятся в творческом поиске, трансформируя и анализируя достижения в различных направлениях искусства.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий