пятница, 18 марта 2022 г.

«Ассалом, Навруз!..»: открытие Республиканской художественной выставки «Навруз-2022»

 


     Традиционная художественная выставка, посвящённая национальному празднику Навруз, открылась 16 марта 2022 года в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Её организаторы - Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок, Творческий Союз художников Узбекистана. В экспозиции были представлены около 250 произведений более 80 художников со всей нашей республики.

В настоящее время Навруз широко празднуют как начало Нового года в Иране и Афганистане, как государственный праздник - в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Македонии, Турции; а также на юге России: в Татарстане и Башкортостане. По постановлению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, празднование Навруза в 2022 году в стране пройдет под девизом «Ассалом, Навруз – праздник обновления и доброты, чести и достоинства!»

Председатель АХУз, народный художник Узбекистана, Акмаль Нуриддинов (Акмаль Нур) на открытии выставки поздравил от имени Академии художеств и множества творческих людей всех присутствующих с наступающим праздником - восточным Новым годом, который отмечают в нашей стране 21 марта. В поздравительной речи Акмаль Нур сделал акцент на многовековой традиции празднования Навруза в нашей стране и на бережном отношении нашего народа к вековым гуманистическим национальным традициям и культурной преемственности в современной жизни. Выступавший оратор подчеркнул, что мы живём в счастливой стране под мирным небом и пожелал, чтобы люди на всей планете жили в мире и согласии и могли реализовать свои творческие планы и международные проекты со своими соседями.  

- Навруз – это многовековой праздник доброты и обновления жизни, когда наступает Новый солнечный год. В день весеннего равноденствия рождается новое Солнце и просыпается Земля (недаром день Земли на планете отмечают именно 21 марта).

Я поддерживаю миролюбивую политику президента Узбекистана Шавката Миромоновича Мирзиёева и его заботу не только о старшем поколении, но и молодёжи, созидающей светлое будущее нашей многонациональной страны.

Проблемы никуда от нас не денутся – это двигатель прогресса - и мы всегда будем их решать, желательно мирным путём, без войны, без людских потерь и крови. В этот праздник мы должны все друг друга поздравлять и не жалеть добрых слов и внимания для своих близких, коллег и друзей. Поэтому я хочу сегодня провозгласить: «Ассалом, Навруз!.. Я вас всех очень люблю».

Председатель живописной секции СХ РУз, заслуженный работник культуры Узбекистана, Александр Иванович Тюрин на открытии выставки также поздравил художников и любителей изобразительного искусства с Наврузом и пожелал всем участникам вернисажа новых творческих достижений. В эксклюзивном интервью сайту «Культура.Уз» на вопрос об особенном характере нынешней выставки А.И. Тюрин охотно поделился творческими достижениями и перспективами её участников:

- Нынешняя выставка посвящена Наврузу, и в связи с этим, отражает палитру цветущей весны и носит лёгкий, праздничный и познавательный характер. Логично, что во многих культурах мира отмечать праздник Солнца, тепла, света и обновления было принято именно в день весеннего равноденствия по астрономическому солнечному календарю. Например, 21 марта в Древней языческой Руси было принято приветствовать Новое солнце (Новую жизнь, Новый год) его уменьшённой копией: жёлтым, круглым и горячим блином! Сейчас праздник Масленицы остался, но под влиянием христианства сдвинулся по времени и превратился в «проводы зимы», хотя прежде был полноценным праздником Нового года. Этот праздник привносит радостные солнечные краски на полотна художников. Выставка воссоздаёт эту атмосферу радости и дарит зрителям хорошее настроение.

 

- Каково ваше участие в этом рукотворном созидании праздника?

 


- В последнее время я занимаюсь концептуальной живописью на социально ориентированную тематику в реалистическом направлении. Эти работы выставлялись в Галерее изобразительного искусства (NBU) в честь празднования Мустакиллика (Независимости): «Экспресс», «Транзит», «Огни большого города». Они не могли бы вписаться в концепцию весенней выставки. Поэтому я представил в нынешней экспозиции три портрета: два - моей супруги Милены и один «детский» портрет Евы. В настоящее время художники готовятся принять участие в портретной выставке, которая передвинулась в календарном плане из-за пандемии. Судя по вернисажу, наши художники не теряли время зря и создали много новых работ, а я, сидя дома, написал портреты близких мне людей.


          Художники из различных регионов Узбекистана – Бухары, Самарканда, Намангана, Ташкента и Ташкентской области представили на суд зрителей свои произведения в различных видах изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура. Тематика произведений разнообразна – это, прежде всего, весенние пейзажи и натюрморты, в которых художники воспевают красоту обновлённой природы.

 Академики АХРУз.: Владимир Бурмакин, Янис Салпинкиди, Файзулла Ахмадалиев, Гофур Кодиров, Алишер Мирзо, - не изменяя своим стилистическим пристрастиям, ещё раз продемонстрировали высокий уровень  профессионализма и верность реалистическому направлению.

Внимание зрителей привлекает серия весенних акварельных пейзажей заслуженного художника Узбекистана Александра Батыкова с их широкой географией: «Парк в Намангане», «Весна в Намангане», «Весна в Нижнем Тагиле». Старейший мастер цвета, тонкий знаток акварельной техники, наполняет свои пейзажи нотами поэтической лирики, особой одухотворённости и оптимизма.









                 Пейзажи В. Кузнецова («Чарвак в красках», «Апрель в горах») воссоздают богатую палитру Чарвакского водохранилища в разное время суток и возвышенную красоту наших Чимганских гор, особенно в пору цветения альпийских лугов. Р.  Азиханов в акварельных набросках «Всадник», «Холмы в окрестностях Катта-Кургана» словно с высоты обзора всадника на коне в бескрайнем поле обобщёнными формами и нежным бирюзовым колоритом передаёт пробуждение родной земли от зимней спячки. М. Шувалова в пейзаже «Маки» сумела мастерски не только передать необъятный простор и весеннюю красоту поля, заросшего высокой зелёной  травой и красными маками, но даже воссоздать кистью волновое движение ветра и воздуха в ветреную погоду. Татьяна Ли представила романтические пейзажи с видами «Сукак», выполненные в характерной для неё декоративной манере, применяя звучные, цветовые пятна и геометрические фигуры.

В жанровых композициях, созданных за последних два года, - Э. Джураева («Сумаляк», «Художник»), З. Фахруддинова («Диалог»),

З. Фармонова («Бабушка-лоскутница»), В. Хапова («Караван»),


И. Валиходжаева («Встреча», «Мираки. Дорога», «Бешик базар»), 



Ф. Ахмадаллиева («Суфий»), В. Хапов (диптих «Композиция») и многих других – древние культурные обычаи и обряды узбекского народа получили новую жизнь в различных по стилистике – от примитивизма до реализма и авангардизма - живописных образах и приобрели на этих холстах особую историческую окраску.

Так, например, художник Э. Джураев стилизованно передаёт приготовление сумаляка в одноимённой жанровой композиции «Сумаляк». Сумаляк – это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы. Это полезное блюдо занимает главное, можно сказать, священное место в праздничном меню «Навруза».

Для приготовления сумаляка у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах – соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное, чтобы не пригорело. Утром сумаляк раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внёс свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

Этот древний гуманный и красивый обычай Э. Джураев смог передать в одной картине, занявшей центральное место в экспозиции, что доказывает широчайшую эрудицию, глубокие знания истории, культуры, этнографии, помогших художнику легко и свободно справиться в плавных рисунках и монохромном колорите с достоверностью обстановки и национальной одежды, пластики женских фигур. 









Живописные реалистичные портреты А. Тюрина его близких родных; М. Шуваловой («Навруз»), Г. Рахимовой («Горячие лепёшки»); Д. Эшматова («Весна») на фоне пейзажа; З. Назарова («Простодушное детство»); А. Хакимбекова («Продавщица цветов», «Грация»), выполненные в смешанной технике; точно воссоздают образы наших современников и разнообразно передают в их характерах в одних  случаях волевое, в других – лирико-созерцательное и простодушно-наивное начало в детских образах.


Графическая серия М. Прониной, выполненная темперой на бумаге («Увертюра», «Под покровом ночи», «Милость Бога»), глубоко философична и при этом совершенно оторвана от земного бытия и ассоциируется с  музыкой Александра Скрябина и Альфреда Шнитке. Зато архитектурные пейзажи Д. Коршибаевой («Шохи-Зинда»), написанные тушью на бумаге, связаны с земным, подлинно достоверным и имеют аналогии в самой действительности.




Акварельные цветочные натюрморты Р. Хайрутдинова «Ирисы», У. Саидова («Весна»), Ф. Алиева («Мадригал, батик) своей светозарностью словно иллюстрируют стихи народного поэта Узбекистана Зульфии (1915-1996), чей день рождения в Узбекистане отмечают в первый день марта и в чьих стихах
 запечатлено дыхание весны.




          Мраморные с полихромными вставками композиции Людмилы Нестерович всегда поражают зрителей своей изысканностью и лёгкостью самого твёрдого камня, в котором они выполнены. Как этого удаётся добиться скульптору? – секрет мастера, объясняющего эффект её одухотворённых скульптур чувством материала и пластики, которым она владеет в совершенстве.

         Так же на выставке представлены работы молодых художников Узбекистана: Дильшод Вахобов, Рушана Алимова, Азиз Тешабоев, Маржона Турабекова пока находятся в творческом поиске, трансформируя и анализируя  достижения в различных направлениях искусства.


          Данная выставка, по мнению научного сотрудника Дирекции художественных выставок, искусствоведа Лобар Мирзабаевой, выражает в целом стремление художников ещё раз показать людям свою сопричастность к окружающему миру, где царит красота природы и гармония линии и цвета. Выставка «Навруз-2022» продлится до 10 апреля 2022 года.        

 

Гуарик Багдасарова                                                    

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий