среда, 9 марта 2022 г.

Премьера «Мистер Икс» в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана – предвестие светозарной весны

 


Столетие «Принцессы Турандот» - шедевра Карло Гоцци и Евгения Вахтангова - и 140-летие венгерского композитора Имре Кальмана (1882 — 1953) – Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана отметил спектаклем «Мистер Икс» в постановке Натальи Салиховой. Премьера оперетты состоялась в канун Женского праздника – 06.03. 22 и стала его счастливым предвестием. Прекрасная половина человечества с благодарностью восприняла представление как подарок судьбы к знаменательному дню и залог того, что самые сокровенные мечты о любви и счастье иногда сбываются, как у героев оперетты «Мистер Икс».

    Советский чёрно-белый полнометражный художественный фильм «Мистер Икс» (1958 г.), снятый в 1958 году на киностудии «Ленфильм» театральным режиссёром Юлием Хмельницким по мотивам оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка», пользовался у людей большой любовью. В отличие от оригинальной оперетты, где действие происходило в дореволюционном Петербурге, в фильме место действия перенесено в Париж, а персонажи получили французские имена.

Одна из самых популярных оперетт Имре Кальмана «Принцесса цирка» (1926) под новым названием «Мистер Икс» возвратилась на сцену Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана как гимн Любви и Красоте. Мистер Икс, загадочный принц арены, заставляющий замирать сердца зрителей блестящим исполнением рекордного трюка под куполом цирка. Но кто скрывается под маской?! – на сцене поёт хор из цирковых артистов:

 

Весь Париж заинтригован,

Он волнует все сердца!

И никто, поверьте слову,

Не видал его лица!

 


На арене цирка под именем Мистер Икс выступает загадочный акробат. Его образ полон таинственности. Никто не знает, кто он в реальной жизни. Остаётся тайной и его лицо, скрытое маской. Мистический шарм этого персонажа привлекает публику. Загадка личности артиста сильно волнует молодую вдову Теодору Вердье. Она уже не раз отвергала предложение от знатного Барона связать их жизни узами брака. Он же, задавшись целью отомстить ей, придумывает подлую и хитрую интригу.

          Знакомство Теодоры и Мистера Икс происходит по воле Барона. При этом загадочный артист представляется даме другим человеком под вымышленным именем. Сильные чувства вспыхивают между героями, но подстроенной Бароном разоблачение циркача заставляет возлюбленную, возмущённую обманом, отвергнуть его.

          Параллельно в спектакле развивается бурный роман Тони, единственного сына владелицы ресторана «Зелёный попугай», и актрисы цирка Мари. Однако в их любовь не верит мать влюблённого, Каролина. Она всячески пытается разладить отношения пары любым способом, даже битьём посуды. Заканчивается спектакль счастливым финалом для всех действующих лиц. Хозяйка ресторана примиряется с романом сына и циркачки. Влюблённая же Теодора не может противиться своим чувствам и прощает милого её сердцу Мистера Икс.

Казалось бы, вполне обычная история, но почему спектакль захватывает зрителей с первой минуты, как только зазвучала увертюра к оперетте, в которой мы слышим знакомую тему арии Мистера Икс, и до самого финала с его торжественной кодой – гимну Любви и Красоте! Выходная ария мистера Икс в исполнении Георга Отса вошла в «золотой фонд» оперетты. Не менее чувственно и глубоко она прозвучала в исполнении молодого баритона Хислата Комилова, дебютанта в театре оперетты, приглашённого из ГАБТ имени А. Навои. Он своим высоким, свежим, звонким, чистым голосом и душевным исполнением затронул сердца зрителей, особенно женской половины зала, не скрывавшей слёзы восторга на лице только от этой одной арии, где есть такие пронзительные куплеты, усиленные слаженным вдохновенным звучанием оркестра под руководством заслуженного деятеля искусств Узбекистана, кавалера ордена «Дустлик», Батыра Расулова:

 

Цветы роняют

Лепестки на песок,

Никто не знает,

Как мой путь одинок.

Сквозь снег и ветер

Мне идти суждено,

Нигде не светит

Мне родное окно.

 Устал я греться

У чужого огня,

Но где же сердце,

Что полюбит меня.

Живу без ласки,

Боль свою затая,

Всегда быть в маске -

Судьба моя.

(О. Клейнер; русский текст О. Фадеевой, И. Зарубиной, И. Рубинштейн).

Вот что рассказал молодой солист ГАБТ имени А. Навои и Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Хислат Комилов перед началом спектакля о своей главной партии в оперетте:

- После окончания консерватории я работаю с 2017 года в Большом театре имени Алишера Навои. Там я сыграл следующие роли в оперных спектаклях: Марулло в "Риголетто", Роберта в "Иоланте", Франка и Фигаро в «Директоре театра", Валентина в "Фаусте"... и сейчас готовлюсь сыграть Евгения Онегина в опере «Евгений Онегин» в сопровождении оркестра под управлением главного дирижёра Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои  -Дениса Власенко.

Я счастлив, что меня пригласили в Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. Сегодня для меня очень ответственная премьера в совершенно новом жанре для меня – оперетте. Я давно мечтал именно об этой роли Мистера Икс. Я с удовольствием посмотрел фильм «Мистер Икс» и много раз прослушал записи Георга Отса и даже вчера ночью слушал его перед сном: он меня очень вдохновляет, но повторить гения, конечно, невозможно.

Мой герой Мистер Икс мне очень нравится своей аристократичностью, воспитанностью. Этот спектакль не только о любви. Он демонстрирует нашей молодёжи, каким должен быть настоящий мужчина с его уважительным, возвышенным, искренним, честным отношением к женщине.

С точки зрения вокала, для меня это сложнейшая тесситурная партия: в ней много высоких нот. В оригинале она написана для драматического тенора, а у меня лирический баритон, но я справляюсь, как могу. Дай, Бог, мне сегодня поможет справиться с этими трудностями и завоевать признание публики.

Мне очень нравится жанр оперетты, в котором я могу полностью раскрыть себя как артист и вокалист. Здесь всё нужно уметь делать: играть, петь, танцевать, поэтому я постараюсь наряду с основной работой в ГАБТ продолжить своё сотрудничество с этим театром. После «Мистера Икс» я хочу сыграть Эдвина в оперетте Имре Кальмана «Сильва».




Музыка «Принцессы цирка» привлекает широким лирическим распевом, искренностью больших чувств, заразительным весельем комических эпизодов. «Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки», - в этом убеждён музыкальный руководитель и главный дирижёр театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана Батыр Расулов. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами — даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка»), или француз («Фиалка Монмартра»), или цыганка Марица из одноимённой оперетты Кальмана — «Марица». Оркестру Театра оперетты в этот вечер публика посылала отдельные горячие овации за подаренное ощущение непрерывного праздника. Кстати, имевшие наибольший успех в Европе оперетты Кальмана: «Баядера», «Марица», «Сильва», «Принцесса цирка» радуют много лет и наших ташкентских зрителей под сводами Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.   

О магии музыки Имре Кальмана и его оперетты «Принцесса цирка»  мы беседовали с режиссёром-постановщиком Натальей Салиховой, на счету которой в этом театре несколько новаторских постановок, заслуживших признание зрителей: «Ах, водевиль, водевиль…», «Счастливчик» и музыкальные сказки для детей: «Золушка» и «Морозко». Этому режиссёру свойственно решительно идти на смелые эксперименты, казалось бы, в мелочах, но мелочей, как известно, в искусстве не бывает: они-то и придают жизненность и современность «преданьям старины глубокой, делам давно минувших дней…». Что хотела Наталья Владимировна показать и подчеркнуть в новом сценическом прочтении «Принцессы цирка» - за полвека существования театра оперетты это уже третье обращение к классическому спектаклю, но уже под другим названием «Мистер Икс»?

- Постановка и премьера оперетты «Мистер Икс» – это большое событие для нашего театра». Мы не случайно назвали спектакль «Мистер Икс», так как я хотела главный акцент сделать на судьбе этого героя. Мне хотелось в оперетте передать поиск Любви одиноких душ, не нашедших понимания в обществе: как услышать друг друга в этом огромном многолюдном мире, как преодолеть отчуждение и внутренний страх и научиться открывать сердца друг другу и довериться своему большому чувству Любви? – в этом состояла драматическая задача перед актёрами. Вторая задача – воплотить вокально и донести до зрителей богатый музыкальный материал Имре Кальмана.

В работе над этим спектаклем наш творческий коллектив сплотился, как одна семья, помогая друг другу: музыка Кальмана всегда объединяет и вдохновляет артистов, не даёт опускаться до бытовизма и отступать перед трудностями.

Успеху премьерного спектакля способствовали молодой художник-постановщик Захро Касымова; художник по костюмам Лола Новкович, главный балетмейстер нашего театра, заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева, обогатившая наш спектакль запоминающимися яркими танцевальными композициями и, конечно, нам помогла существенная поддержка со стороны директора театра Бури Абдужалиловича Ганиева и главного режиссёра театра Гульрух Нажидовой.



          Арии Имре Кальмана достаточно сложны в драматическом и вокальном плане, но с ними справились ведущие солисты как Гульнара Самыкова - молодая вдова Теодора Вердье, Принцесса Цирка; так  и молодые артисты: Хислат Комилов - Мистер Икс,  он же граф Анри де Шатонеф, он же Этьен Вердье;  Феруз Сафаров  - тщеславный барон Гастон де Кревельяк, потомок крестоносцев, король скаковых конюшен, влюблённый в молодую вдову и одновременно желающий, чтобы она, как дорогая лошадь, подчёркивала его высокое светское положение; Сардор Норматов - Ренар, директор цирка;  Зинаида Тупикова - артистка цирка Мари Лятуш; Хабиб Рахматов - Тони Бонвиль, студент-простак, её поклонник; Бабур Чулиев в комической гротесковой роли Пуассона,  секретаря барона, - собиратель светских «горячих» сплетен и скандалов. Этот молодой состав не так давно влился в коллектив театра. 

        Образец свободного и органичного партнёрства на сцене показали мэтры театра, изобразив комическую пару на сцене - Тамара Мадонова (хозяйка ресторана «Зелёный попугай» Каролина) и Валерий Юлдашев (метрдотель Пеликан). Чардаш-дуэт Каролины и Пеликана «Если кто-нибудь влюблён в кого-нибудь» - покорил зрителей захватывающей венгерской пляской.


          Гульнару Самыкову зрители знают по главным партиям во многих спектаклях: «Сильва», «Марица», «Аршин Мал Алан», «Летучая мышь». В беседе с обозревателем сайта Культура.Уз перед началом представления солистка Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана рассказала, что у неё особое отношение к музыке Имре Кальмана, так как её театральная карьера началась с оперетты «Сильва» этого композитора и её духовное родство с ним продолжается по сей день. Гульнара Самыкова поёт во всех музыкальных созданиях Кальмана из текущего репертуара театра.

          Солистка призналась, что её главная роль - Теодоры - в спектакле «Мистер Икс» очень трудная в вокальном и драматическом плане и очень дорога ей, так как близка артистке по духу. Образ Теодоры символизирует победу Добра, Любви, Красоты в противоречивом многоликом людском мире.



          Гульнара Самыкова отметила дружелюбную атмосферу в театральном коллективе, большую индивидуальную работу режиссёра-постановщика Натальи Салиховой с каждым артистом. «В споре рождается истина» - некоторые нюансы характеров, например, барона Гастона де Кревельяк, (любил он Теодору или им руководило только тщеславное чувство?) обсуждались коллективно в ходе подготовки спектакля. Мэтры театра: «Примадонна с большой буквы», заслуженная артистка Украины, народная артистка Узбекистана Зинаида Соловей, Тамара Мадонова, Валерий Юлдашев и другие - делятся своим опытом и традиционно помогают молодым артистам освоить на практике сценическое мастерство. Этот спектакль, по мнению Гульнары Самыковой, родился в общей любви к музыке Имре Кальмана, поэтому театральный коллектив блестяще провёл сдачу спектакля и стремится этой постановкой доставить зрителям море удовольствия.

Живая легенда Зинаида Ивановна Соловей, 47 лет прослужившая в родном театре оперетты, в день премьеры «Мистера Икс» пришла поддержать своих младших коллег своим вниманием и важными советами:

- В нашем театре на моей памяти «Принцесса цирка» начинает свою третью жизнь. В первой постановке я играла Теодору Вердье. Роль «Принцессы цирка» - Теодоры Вердье - это драматическая роль, требующая большого самоотверженного труда над ней. Во второй постановке я играла роль мамочки Мари – Каролину. В нынешнем переименованном спектакле «Мистер Икс» во втором составе я также играю хозяйку ресторана «Зелёный попугай» - Каролину. Это одна из любимейших моих оперетт, так как я влюблена в музыку Имре Кальмана. Я перепела все главные партии в его опереттах.

Наш Президент Шавкат Мирзиёев в настоящее время делает большую ставку на роль молодёжи в развитии искусства и других сфер жизни. Внимание воспитанию гармонично развитой молодёжи — одна из отличительных особенностей политики нашего государства. В настоящее время роль и значение музыкального искусства, которое объединяет всех людей с добрыми помыслами, в воспитании молодёжи на основе высоких идеалов гуманизма еще больше возрастает.

В нашем театре в свете новой культурной политики этот спектакль решили доверить молодёжи. Я сидела, буквально, на каждой репетиции и помогала нашим молодым артистам в освоении актёрской техники, сценической речи и других нюансов нашей трудной профессии. Что нужно для артиста: «Чужою жить судьбой, но быть самим собой» (Константин Ваншенкин).


По мнению народной артистки Узбекистана Зинаиды Соловей, когда выходит на сцену Гульнара Самыкова – всё вокруг преображается благодаря её особой ауре:

-  За кулисами цирка Хор посетителей воспевает Мистера Икс. Директор цирка и Пуассон судачат об этом артисте, который выступает всегда в чёрной маске. Его настоящего имени никто не знает. Входит Теодора Вердье, не пропускающая ни одного выступления Мистера Икс. Её выходная ария «Сердце моё всегда словно в оковах льда», - на неё хочется смотреть и смотреть, и слушать её безупречный вокал в начале первого акта, и далее, и особенно в конце второго акта. Она превзошла своей игрой все мои ожидания… - это настоящий праздник на протяжении всего действия.

Зинаида Соловей в ходе нашей беседы нашла добрые искренние слова для всех действующих лиц и исполнителей и пожелала большого творческого пути в театре оперетты молодым талантам: Хислату Комилову, Ферузу Сафарову, Зинаиде Тупиковой, Хабибу Рахматову с их прекрасными голосами и работоспособностью. Отдельную благодарность мэтр театра выразила режиссёру-постановщику оперетты «Мистер Икс» Наталье Салиховой. Завершая нашу беседу в гримёрной театра незадолго до начала спектакля, Зинаида Соловей заключила, что с премьерой оперетты «Мистер Икс» в узбекскую столицу пришёл настоящий весенний праздник. Она поздравила узбекистанских женщин с великим днём женской всеобъемлющей любви ко всему человечеству и пожелала им здоровья, радости жизни и вдохновения, быть всегда любимыми и всегда оставаться с цветами в знак признательности со стороны общества их особой благородной миссии на земле - быть «Сестрой земной весны» (Раим Фархади), приносить миру спокойствие и гармонию, радость и поддержку в благих делах!



    После окончания спектакля, полный энергии добра, света и теплоты,  благодарные зрители одарили букетами весенних цветов и громкими продолжительными овациями «Браво!» всех исполнителей, артистов хора и балета, режиссёра-постановщика Наталью Салихову, музыкального руководителя и дирижёра Батыра Расулова и его  оркестр, а также художника по костюмам Лолу Новкович, балетмейстера Ферузу Исаеву, хормейстера Яну Карабанову, помощников режиссёра – Наталью Кузьмину и Дильрабо Урунову, подаривших ташкентцам настоящий весенний праздник.


Гуарик Багдасарова

Фото предоставил Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий