В рамках Недели театральных представлений (22-27 марта 2022 г.) в честь Навруза и Всемирного дня театра в Государственном академическом русском драматическом театре два вечера подряд 22-23. 03. 22 с аншлагом шёл премьерный спектакль «Дорогие мои старики» по мотивам комедии Александра Галина «Аккомпаниатор». Первый показ спектакля состоялся 22. 10. 21, но в афише он до сих пор значится премьерным – и это справедливо, так как он всё время находится в процессе творческого обновления.
Знаменательно,
что в фойе театра посетителей встречал хор «Ветеран» Яккасарайского центра культуры и досуга под руководством Отличника народного образования, лауреата смотра и
конкурсов «Ильхом" Гульсины Файзуллаевны Уруновой. Участники хора преклонного
возраста преподнесли зрителям праздничное приношение в виде интернациональной лирико-патриотической
вокальной программы, в которой прозвучали песни на русском и узбекском языках,
и наглядно продемонстрировали, что человек живёт и радует других не по
паспортному возрасту и не по капризной мартовской дождливой погоде. Это событие
по воле случая перекликалось с идейным подтекстом ожидаемого представления.
Александр Галин – автор широко известных пьес: «Крыша», «Восточный трибунал», «Звёзды на утреннем небе», «Ретро», «Библиотекарь», «Титул» и другие. От Александра Галина ждали современного слова. Галин его произнёс так, что тема одиночества и бескорыстного добра остаётся актуальной и сегодня. Драматург в своём творчестве не равнодушен к судьбам трудным, к людям обездоленным, оказавшимся на обочине жизни. Но в печали сумеречного существования своих героев он способен разглядеть их благородную стойкость и укрепить её. Он сострадает людям и уважает их. В их нищенском, мало кому заметном мире, он угадывает свет души - что-то есть в этом от Достоевского и Диккенса - своеобразную силу смирения, которая, пожалуй, только и помогает выстоять. Это комедия с большой буквы. Это тот Театр, который разбудит в нас давно спящие чувства; тот Театр, который стряхнёт с нас оковы однообразных будней; тот Театр, который подарит радость жизни.
Сюжет комедии «Аккомпаниатор» А. Галина прост, он подсказан нашей жизнью. Речь в пьесе идёт о молодом музыканте, который бескорыстно ухаживает за пожилыми людьми, а те, видя искреннее участие и заботу, стараются отблагодарить его и делают это с той щедростью, которая присуща истинно одиноким людям, обретшим вновь близкого человека. Кто он, этот аккомпаниатор? Он такой же одинокий человек, увидевший в своих подопечных давно забытую родительскую ласку…
Режиссер-постановщик
– заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов – удачно переименовал
спектакль, проведя границу между литературным произведением и постановкой,
сделав психологический и социальный акцент на «дорогих стариках». Есть ещё одна
подоплёка, о которой мне рассказала заслуженная артистка Узбекистана Людмила
Стоцкая в своей гримёрной за час до выхода на сцену. Этот спектакль давно прописался
в ГАРДТ: он то сходил с театральных подмостков, то вновь возрождался, словно
птица Феникс, по зову времени. В память о великолепных старейших артистах,
игравших эту комедию, он так и прозван: «Дорогие мои старики».
В
спектакле «Дорогие мои старики» череда комических и драматических моментов.
Зрители переживали и сочувствовали героям пьесы: то смеялись до слёз, то
плакали, не скрывая их. Это потому, что каждый зритель нашёл для себя в спектакле то
самое сокровенное, что скрыто в недрах наших душ. Найти изюминку в каждом
характерном персонаже им помогли талантливые артисты.
В
новой постановке роли исполняют: заслуженные артистки Узбекистана Людмила
Стоцкая (Светлана Васильевна Сверчкова), Ольга Овчинникова (Изольда
Тимофеевна Кукина), артисты Светлана Кремчанинова (Жанна Владимировна
Кораблёва) и Александр Попов (Григорий-аккомпаниатор). Художник – Мария
Сошина – представила на сцене лаконичную декорацию – скромный интерьер залы
в двухкомнатной квартире-хрущёвке идейной прямолинейной женщины-учёного,
философа, «большевички» - вдовы Жанны Владимировны Кораблёвой - без буржуйских излишеств,
в которой происходит действие спектакля. Грустная пьеса разворачивается почти в
пустом пространстве комнаты, в центре которого стоит большой деревянный стол и
сбоку в левом углу тумбочка, на которой чёрный громоздкий телефон старого
советского образца, графин, гранёный стакан и разбросанные медикаменты на
случай крайней нужды в них. Актриса Светлана Кремчанинова придаёт своей роли - вдовы
учёного, о котором она издала биографическую книгу, - гротескные черты - с высоты сегодняшнего дня, иронизируя над её
комсомольской «бесшабашной» молодостью, преданностью коммунистическим идеалам и
светлой памяти своего единственного верного товарища по жизни.
Заслуженная
артистка Узбекистана Ольга Овчинникова проживает на сцене всерьёз и с
чувством глубокой самоиронии судьбу
своей мужественной оптимистичной героини, прошедшей войну, потерявшей в ней
первого мужа и разочарованной в двух последующих браках и своих преуспевающих детях,
по её словам, только и ждущих её смерти. Зрители часто смеются над "репризами"
Ольги Овчинниковой: они обогащают и оживляют её роль и заставляют нас,
зрителей, задуматься лишний раз о своей небезгрешной натуре. Приобретя суровый
опыт жизни, закалённая в боях с внешним врагом в лихие военные годы и
бюрократами в мирной жизни, она живёт не прошлым, а настоящим и готова с
лёгкостью отписать молодому человеку только за его внимание к себе всё, что она
накопила своим трудом за долгие годы своей нелёгкой жизни.
С третьим ярким персонажем
из спектакля – Светланой Васильевной Сверчковой, у которой никого на свете не
было, - я познакомилась поближе перед началом спектакля в беседе с заслуженной
артисткой Узбекистана Людмилой Ивановной Стоцкой, так ярко и жизненно
убедительно воплотившей свою героиню из простого народа на сцене ГАРДТ. Но
сперва мы поговорили о Неделе театральных представлений в Узбекистане:
- Миленькие мои, это
очень здорово, когда двери театра открыты для всех, как это бывает в наших
домах в праздничные дни. В наше трудное
время не все, к сожалению, могут купить билеты в театр, особенно пожилые люди.
Вчера, например, мы играли этот спектакль при полном аншлаге. Погода мерзкая на
улице, а в зале такие замечательные зрители: живые-преживые, чуткие,
отзывчивые… Пьеса-то «галинская» старая, написанная в 90-ые годы прошлого
столетия, а она оказалась такой злободневной в наши дни, - я даже не ожидала
такой зрительской реакции… Сидят люди и узнают в старушках самих себя, а нашей
молодёжи оказался чем-то близок Григорий. Злободневная тема. Мораль такая
простая: «Живи по совести!»
- Какой характер и судьбу
Вы воплотили, играя Светлану Васильевну Сверчкову?
- Я сыграла простую
женщину, как будто она с Фархадского рынка на Чиланзаре. Я её и одела так –
просто, непритязательно и аккуратно. Светлана Васильевна одинокая женщина,
запуганная разными страшными историями
вокруг неё, идущими с экранов телевизоров и из радиоэфира, никого у неё нет –
отсюда все её мрачные прогнозы и фантазии, страх быть обманутой и даже
отравленной единственным молодым человеком-аккомпаниатором, помощником, который
бескорыстно за ней ухаживает и, главное, к которому она уже успела душой
прикипеть. Каковы его истинные цели?..
Актриса,
сыгравшая Светлану Васильевну Сверчкову, сразу с ёё первого выхода на сцену в
нелепой одежде и старомодных оранжевых туфлях на широких каблуках покоряет
зрителей непринуждённым поведением. Людмила Стоцкая на протяжении всего первого
действия веселила зрителей за счёт неугомонной сверхактивности и неумолкаемой
говорливости нелепой, но искренней старушки Сверчковой, сыгранной в присущей ей
острохарактерной манере. Но чем дальше развивались события, тем меньше они давали
повода для веселья. Вроде бы никакой "чернухи" не произошло, а жить,
оказывается, было страшно одиноким пенсионерам в лихие 90-ые годы прошлого
века… В итоге только перед смертью в больнице Светлана Васильевна Сверчкова,
уверовав в бескорыстие юношеского добра, решается рассчитаться с
аккомпаниатором за его безвозмездные услуги и оставляет ему свою квартиру по
завещанию, - это всё, что у неё было.
Молодой
актёр театра Александр Попов словно играет самого себя, поэтому очень органичен
и убедителен в своей роли нуждающегося незадачливого аккомпаниатора. Зрители
верят в его бескорыстие с начала до конца спектакля, несмотря на то, что он пришёл
к старушкам с естественным желанием заработать себе на жизнь добросовестным уходом
за ними. Но самое интересное, что в итоге одаренный со всех сторон молодой
человек так и не сможет воспользоваться щедростью своих подопечных. Его увлекут
новые коммерческие перспективы и житейские соблазны, которые предоставит ему судьба,
и никто так и не узнает, чем они для него обернутся.
Естественное сомнение в правильности своего выбора гложет всех персонажей пьесы, стоящих на разных возрастных, классовых и социальных ступенях жизни. На борьбе противоречивых чувств – доверия и страха, желания сделать добро и боязни в итоге остаться ни с чем; перекрёстке противоположных характеров, судеб представителей разных поколений, сведённых вместе, и закручивается интрига спектакля. В нём есть кульминация и есть катарсис, как в классических пьесах, но нет конца и конкретного решения на все откровенно поставленные болезненные вопросы. Пусть каждый зритель решает их сам за себя!
В финале спектакля звучит
песня Игоря Саруханова о самых дорогих нам людях, которая разрывает душу:
«Дорогие мои старики». В финале в зале повисает пауза, прежде чем кто-то из
зрителей первым отваживается на аплодисменты. Пока звучала песня – в зале
стояла мёртвая тишина и только потом это гробовое молчание разорвали
долгие-долгие аплодисменты, которыми публика, стоя, с криками «браво» провожала
полюбившихся персонажей в звёздное небо, откуда они теперь всегда будут нам излучать
свет своих душ и напоминать о себе, о том, чтобы мы торопились делать добро и
дарить радость людям, пока они живы, не требуя за это никакой платы от них: ведь любовь не имеет цены.
Гуарик
Багдасарова
Фото предоставили ГАРДТ
и Сергей Мартыненко
Комментариев нет:
Отправить комментарий