воскресенье, 27 марта 2022 г.

Вечер романса в ГАБТ им. А. Навои - гимн празднику весны «Навруз»

 

        Вечер романса в ГАБТ имени А. Навои - 24 марта 2022 года - запомнится надолго любителям классической музыки. Благотворительный бесплатный концерт был приурочен к празднованию Навруза и Всемирному дню театра и прошёл в рамках Недели театральных представлений в узбекской столице. На улице шёл проливной дождь, но зрительный зал на 700 посадочных мест был заполнен до самого верхнего яруса. Народ пришёл семьями с детьми, близкими друзьями, знакомыми, поэтому уже в гардеробе люди, отряхивая мокрые зонты от дождевых капель, радостно приветствовали друг друга в ожидании встречи с Прекрасным.

          Огромная сцена в радужных светлых тонах с парадными хрустальными люстрами, огромным окном в сад, горящими свечами, букетиком весенних цветов на туалетном столике в углу и чёрным роялем в центре залы сразу перенесли зрителей в прошлое, когда на рубеже ХIХ-ХХ вв. собирались в салонах поэты, певцы, музыканты и их поклонники и предавались музицированию, пению, декламации стихов. 

        Проводником в мир Прекрасного был в этот знаменательный вечер режиссёр и ведущий программы – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, открывший концерт таким посланием публике:

        - Добрый вечер, дорогие друзья! В ознаменование общенационального народного праздника «Навруз» и во имя Международного дня театра мы хотим подарить вам, наши дорогие зрители, обширный и разнообразный вечер романсов в двух отделениях.

Мир романсов – это целая планета человеческих чувств, устремлений, поисков, обретений и утрат. Мир любви – совершенно разной. Она – и нежно-лиричная, и – страстно-излучающая, и светлая, полная надежд и грёз – и драматично переживающая потери и обманы. Она – и неимоверно сильная в своём светлом сиянии – и ранимая в незащищённости от зла, измен, ошибок… Но неизменно сильная – она влечёт человеческие души ввысь, очищая их от наносного и устремляя к просветлениям. Великие поэты своим Словом несут миру вести этой Любви.

Великие композиторы, сочиняя высокую правду Пения души – окрыляют силу этого чувства в единении с новым чудом, имя которому – Пение и Музыка. И рождается удивительный мир произведений, которые могут и должны быть не просто красиво и выразительно спеты – а прожиты от первой до последней ноты и слова как своеобразные моноспектакли о судьбах человеческих…


В этот вечер на сцене ГАБТ заслуженные артисты Республики Узбекистан Гульшан Азизова, Хатам Юлдашев, Маъсума Болтабаева; ведущие солисты оперы, лауреаты международных и республиканских конкурсов: Рустам Алимарданов, Рада Смирных, Лятифе Абиева, Анастасия Юдина, Гульнар Альджанова, Елена Шавердова, Анжелика Мухаметзянова, Хужаназар Жумаев, Абдулла Ширинов, Бекзод Садыков, Ришат Решитов, Аминзода Жуманиязов, Гульмира Нурметова, Дилрабо Курбанова, Отемис Джуманиязов, а также солисты балета: Лола Исакова, Валерия Борси, Асилбек Рахимов - подарили зрителям мир  высокой одухотворённой Любви, воплощённый в пении и хореографии. Лучшие концертмейстеры составили чуткий и трепетный ансамбль с певцами. Партия фортепиано – Нина Давлятова, Людмила Слоним и Юлия Шек.

Лучшие солисты оперы представили мировую классику в различных диапазонах – от баса до сопрано – в творчестве самых разных композиторов мира - русских, немецких, французских, испанских, и, конечно же, – композиторов Узбекистана. Программа была настолько разнообразна и обширна, что сулила много интересного, в особенности в той закономерности стилей произведений и их исполнения, которую сформировал Андрей Евсеевич как автор композиции и постановщик.

Молодой солист оперы Абдулла Ширинов исполнил романс Сергея Рахманинова на стихи А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» на языке оригинала. Солист оперы Хужаназар Жумаев преподнёс зрителям вариацию этой темы «Куйлама сохибжамол…» («Не пой, красавица, при мне...») на музыку великого классика узбекской музыки Сулеймана Юдакова - партия фортепиано – Нина Давлятова. С. Юдакову была наиболее близка вокальная музыка. Его романс «Не пой, красавица при мне…», по сути, открыл собой узбекскую пушкиниану. И всё таинство разности преломлений  пушкинского стиха через творчество великого русского композитора Рахманинова и выдающегося классика узбекской музыки ХХ века Юдакова явило нам животворное различие в красках и штрихах. А наряду с этим –   духовное единение композиторов в порыве прославления и возвышения  Любви как высшего дара.

          Рустам Алимарданов познакомил публику с романсом Ботира Умеджанова на стихи Х. Салиха «Мени эслагин…» (партия фортепиано – Нина Давлятова). Дилрабо Курбанова донесла до зрителей всю прелесть весеннего пробуждения песней «Апрель» Сергея Рахманинова на стихи

Э. Пайерона в переводе В. Тушновой (партия фортепиано – Юлия Шек) и «Бахор» Толибжона Садыкова на стихи Т. Миртемира.

          Эти выступления, продемонстрировавшие своеобразное явление в музыкально-профессиональном творчестве Узбекистана, вызвали в зале бурную овацию и восторженные возгласы «Браво!»

          Сложную творческую задачу достойно выполнил молодой солист Бекзод Садыков. В особенном по содержанию романсе П. И. Чайковского «Корольки» (в данном случае так называла героиня романса нитку коралловых бус, о которых мечтала) герой пошёл на кровавую битву и в качестве трофея нашёл на пепелище разорённого города эту нитку кораллов. Он поспешил в родное село, чтобы одарить ею свою возлюбленную Ганну. Но… встретил он лишь толпу, идущую с кладбища, только что похоронившую нежданно ушедшую из жизни Ганну, которой теперь «не надо нитки корольков»…Ошеломлённый герой горько раскаивается, чувствуя бедствия любой войны, разрушающей души и судьбы. А вслед за этим Бекзод Садыков искренне, задушевно и с большим чувством исполнил замечательный романс Г. Свиридова на стихи А. Прокофьева «Ой, снова я сердцем широким бедую…» - романс песенный и необычайно экспрессивный по накалу чувств.


          Одним из сюрпризов Вечера романса стало включение в него волей постановщика… камерной хореографической композиции, которая отлично вписалась в ткань программы. Известный балетный деятель, композитор Оскар Ситников написал музыкальное сочинение, которое назвал «Andante cahtabile». Молодая танцовщица и хореограф Лола Исокова сочинила и поставила на эту музыку камерную хореографическую композицию о превратностях любви и выразительно исполнила её сама в содружестве с солистами балета - Валерией Борси и Асилбеком Рахимовым под аккомпанемент на рояле самого автора Оскара Ситникова и солирующего виолончелиста Александра Чернова.

          Своё достойное место в композиции вечера занял необыкновенный романс Н. Римского-Корсакова на стихи А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда». В своей преамбуле к этому романсу А.Е. Слоним заметил, что не многим великим творцам было суждено увидеть мир земной с высоты полёта. Этот «полёт» убедительно совершила Гульнар Альджанова в ансамбле с Юлией Шек, вплетая в пушкинский стих удивительные переливы музыки Римского-Корсакова, в которой – и блеск «звезды вечерней», и плеск волн, и всё тот же поиск Любви с её трепетным ускользанием и эфемерностью. Вслед за этим произведением певица раскрыла горячую рыцарскую устремленность всё к той же негасимой и вечной Любви    знаменитого романса Рихарда Штрауса «Посвящение».

Заслуженный артист Узбекистана Хатам Юлдашев исполнил любимый народом романс Петра Булахова на стихи В. Чуевского «Гори, гори, моя звезда…» (партия фортепиано – Нина Давлятова) на восточный лад, сочетая национальный колорит с общеевропейскими элементами. Получилось своеобразное преломление исконно русского романса сквозь ткань узбекских национальных основ – и вновь образ великой и вечной Любви в образе негасимой Зезды воздвигнулся ярко и самобытно.  И таких сюрпризов было много в насыщенной программе из обширного количества ярких номеров.

   Как во многих музыкальных вечерах, Елена Шавердова (в ансамбле с Ниной Давлятовой) лирично и искренне раскрыла утончённую правду  романса С. Рахманинова «Здесь хорошо…» и трепетную доверительность творения Н. Римского-Корсакова на стихи А. Майкова «О чём в тиши ночей…».



   Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова завершила обширную первую часть вечера. Певица тонко и выразительно раскрыла разную суть произведений -  лирико-философского романса П. Чайковского «Горними тихо летела душа небесами…» на стихи А.К. Толстого о тоске по земной жизни («О, отпусти меня снова, создатель, на землю, / Было б о ком пожалеть и утешить кого бы») и порывистую солнечность бурного прихода Весны в знаменитом романсе С. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева.         

   Две тонкие и изящные миниатюры – «Снова пою…» Д. Ботари и «Внутренняя музыка» А. Варламова подарила нам Анжелика Мухаметзянова, раскрыв утончённую филигранность совмещённого портрета Любви и Весны и доверительную задушевность грёз о счастье.

   Анастасия Юдина, благодаря особому тембру её голоса меццо-сопрано и обаятельно-живому темпераменту, своеобразно исполнила вокальные произведения Дмитрия Шостаковича из цикла «Испанские песни» (1956 г.): «Первая встреча» (стихи С. Болотина) и «Звёздочки» (стихи в переводе Т. Сикорской) в сопровождении кастаньет и партии фортепиано (Людмила Слоним).

          Испанская тема в произведениях русских композиторов имеет свои традиции. Испанские увертюры Глинки, романс «Я здесь, Инезилья», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, испанский танец из «Лебединого озера» Чайковского, и его же «Серенада Дон Жуана». «Испанские песни» Шостаковича органично продолжают эту традицию и опираются на подлинные испанские фольклорные мелодии, переданные Дмитрию Дмитриевичу великой певицей Зарой Долухановой. Шостакович, гениально используя минимум выразительных средств, – смену метра, лада, испанские гармонические прогрессии - рисует выпуклые музыкальные образы расставания с родиной, звёздного неба, первой встречи с любимой, волшебный сон.

В каждом из номеров, исполненных А. Юдиной, по - своему раскрывается тема трагической любви сквозь слёзы. А рядом – утончённая ироничность, изысканное изящество и обаяние. И здесь, как и в каждом номере вечера, пение и драматургия аккомпанемента (Людмила Слоним) в своём единении раскрывали звучащее пространство этой жизни в драматургии фортепианной партии. Именно в этом единстве и порывистом сотворчестве раскрылся главный «испанский ген», своеобразно преломлённый сквозь творчество одного из самобытных советских композиторов ХХ века.


          
Дуэт Анастасии Юдиной и Рады Смирных одновременно лирично и драматично исполнил «Сирень» Вадима Бибергана на стихи А. Блока в сопровождении фортепиано – (Людмила Слоним). Ведущий программы

А. Слоним напомнил зрителям, что этот романс записан для к/ф "Романовы. Венценосная семья" в исполнении последнего императора России Николая II и его дочери принцессы Анастасии в марте 1918 г. за несколько месяцев до расстрела царской семьи в подвале Ипатьевского дома Екатеринбурга. Сегодня слова и мелодия романса призывают радоваться и ценить красоту окружающего мира каждый миг до последнего вздоха: «Запевающий сон, зацветающий цвет, // Исчезающий день, погасающий свет. // Открывая окно, увидал я сирень. // Это было весной - в улетающий день. // Раздышались цветы - и на темный карниз // Передвинулись тени ликующих риз. // Задыхалась тоска, занималась душа, // Распахнул я окно, трепеща и дрожа. // И не помню - откуда дохнула в лицо, // Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. В этом совершенно «импрессионистическом» отражении весеннего пейзажа  ясна драматическая тема ранимости светлых мгновений жизни, их утрат – и их истинно божественной  вечной бесценности…

          Тот же призыв ценить и уметь опьяняться чувством Любви, несмотря ни на какие невзгоды, прозвучал в романсах, исполненных Радой Смирных: «Чёрный веер» Пабло Сарасате (стихи в переводе Г. Гнесина) и «Вернись!..» (стихи В. Ленского) композитора с трагической судьбой, бывшего узника ГУЛАГа, Бориса Прозоровского в сопровождении фортепиано (Людмила Слоним). И если «Чёрный веер» был наполнен Радой Смирных игрой обаяния и очарования, то «Вернись!» предстало трагическим мини- спектаклем о крушении большого чувства и светлых надежд.

          Отрадно, что наряду с опытными мастерами свободно и органично выступили совсем молодые солисты. Один из ярких вокалистов Ришат Решитов внёс свои драматические нотки души в исполнение сложного произведения «Христос воскрес!..» Сергея Рахманинова на стихи Дмитрия Мережковского после долгих лет его забвения при жизни авторов-эмигрантов по политическим мотивам в сталинскую эпоху и довольно редко исполняемого в наши дни. Этот романс прозвучал экспрессивным предостережением против опустошения и ожесточенности душ. А чуть позже Ришат, продемонстрировав широкий творческий диапазон, органично  представил прекрасный образец французского шансона -  популярную французскую песню «Жизнь в розовом цвете» Марселя Луиджи на французском языке из биографического фильма «Малышка» об Эдит Пиаф, вышедшего на экраны в 2007 году.

          Зрители оценили по достоинству и приношение своеобразного молодого певца каракалпакского происхождения Отемиса Джуманиязова, который подарил слушателям напевный и красивый романс каракалпакского композитора С. Палванова «Келип кет», повествующий о тоске расставания с любимой… А уже хорошо знакомый ташкентской публике молодой баритон Аминзода Жуманиязов с большим чувством и вкусом преподнес зрителю красивый романс Толибжона Садыкова "Жанон куринур".

          Заслуженная артистка Узбекистана Маъсума Болтабаева в финале вечера исполнила романс «Кашмирда…» классика узбекской музыки Мухтара Ашрафи на стихи З. Фурката. Она же завершила концерт романсом «День ли царит…» Петра Чайковского в сопровождении фортепиано (Юлия Шек) на стихи А. Апухтина, в котором рефреном прозвучали заветные слова: «Всё для тебя!..».

Андрей Слоним обогатил программу Вечера романса декламацией стихов русских классиков ХIX века – Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. И сознательно выбрав весьма известные хрестоматийные произведения, такие, как «Я Вас любил…», «На холмах Грузии…», «И скучно, и грустно…», «Утёс», - он постарался, как можно глубже проникнуть в их смысл и психологию интонаций – отчего, по мнению многих, эти знакомые с юности вещи получили обновлённое воплощение. А его краткие и ёмкие преамбулы к каждому выступлению, как и всегда, –  оттеняли главное, что предстояло услышать и воспринять.

Да, это был истинный Гала-концерт романса, раскрывший и его многообразие, и многоОбразность, и невероятно обширный диапазон чувств, оценок, событий, отношений, состояний духа. Восемнадцать ведущих солистов оперы разных поколений продемонстрировали свое разнообразное мастерство. Три артиста балета вписали своё творчество в богатую ткань концерта и расцветили её хореографическим своеобразием. Три талантливых концертмейстера разных поколений – от опытных мастеров Нины Давлятовой и Людмилы Слоним до самой молодой Юлии Шек –   продемонстрировали яркость мастерства, разнообразие красок и трепетность чуткого ансамбля с певцами. Стоит сказать, что столь обширные вечера романса, где бы то ни было, мы можем услышать весьма редко – и стоит ещё раз поблагодарить и организаторов,  и участников за полноту отдачи в своём служении Музыке. В этом обширном и многокрасочном коллаже явственно начертался портрет высшего дара, данного свыше людям – великой Любви, которая неотделима от натуры человека. И несмотря на различие красот и таинств традиций и культур каждой страны и народа – Любовь остаётся нам во всей полноте своего вечного сияющего начала, полного тайн. С таким чувством зрители покидали ГАБТ имени А. Навои, чтобы возвращаться  сюда снова и снова и находить здесь сокровенный смысл нашей жизни в синергии пения, музыки, поэзии. С Всемирным днём театра, друзья!

 

Гуарик Багдасарова

 Фото Юрия Полянского

Комментариев нет:

Отправить комментарий