В
минувший вторник, 26 апреля 2022 г. в рамках Международного фестиваля
"Тошкент Бахори" в ГАБТ им. А. Навои состоялся спектакль "Флория
Тоска" - знаменитая опера великого итальянского композитора Джакомо
Пуччини. Этот спектакль в постановке
заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима пользуется заслуженной
любовью ташкентского зрителя. И на сайте «Культура.УЗ» мы неоднократно
оценивали профессиональную работу в нём различных исполнителей. Но в рамках
фестиваля любителей классической оперы ожидала поистине удивительная встреча с
тремя яркими гостями - исполнителями главных ролей и известным дирижёром из
России – Михаилом Синькевичем.
В роли Тоски выступила известная певица из России, желанная гостья на многих мировых сценах Мария Баянкина, являющаяся ведущей солисткой Мариинского театра (Санкт-Петербург). Обладательница красивого лирико-драматического сопрано, она очаровала зрителей и красивым тембром, и эмоциональностью излучения натуры, и выпуклостью фразировки, и выразительной точной проработкой образа. Было неожиданным для меня узнать, что эта яркая певица, обладающая обширным репертуаром, – впервые исполнила партию Флории Тоски на сцене ГАБТ, это был ее дебют! А зрителям показалось, что она многие годы пребывала в этом сценическом образе, так точны были её жесты, так тонко переданы интонацией голоса все движения мятущейся любящей и преданной женской души. Чувствовались и её природная одарённость, и высокопрофессиональная работа, которую самозабвенно и с полной отдачей проделала она в союзе с режиссёром и дирижёром в сжатом временном отрезке интенсивных репетиций за несколько дней до спектакля.
В
образе Марио Каварадосси предстал один из ведущих молодых теноров мира - Иван
Гынгазов. Он покорил нашу публику сразу с первым выходом на сцену. И внешнее
обаяние, и пластика, и высокий рост, и наконец – удивительный голос прекрасного
тембра, способный контрастно и тонко
нюансировать, убеждать особой искренностью фразы, свободными и звонкими
верхними нотами. Его голос по праву стал наглядным примером высшего Божьего
дара: он органично и эмоционально раскрывает самые утонченные нюансы чувств и
движений - от восхищения красотой
возлюбленной Флории до кульминационной нервной взволнованности, а позднее – и
полного осознания своей неизбежной погибели. И актёрская сторона проживания им
образа заслуживает самой высокой оценки.
Зловещий
образ Скарпиа выразительно воплотил ведущий солист театра оперы и балета
Душанбе, заслуженный артист Таджикистана Сайфулло Юсупов. Очень редко
отрицательным персонажам удаётся покорить публику. Сайфулло Юсупов смог
добиться этого и своим могучим баритоном, и выраженным актёрским мастерством:
он воплотил в образе шефа полиции Рима всё немыслимое зло, лицемерие,
сладострастие, кровожадность и другие человеческие пороки «сильных мира
сего» -
ничтожных по своей сути людей, приближенных к власти.
За
дирижерским пультом в этот вечер предстал один из талантливых дирижёров России
- Михаил Синькевич, главный дирижер Музыкального театра Карелии и
приглашенный дирижер Мариинского театра. Маэстро поистине ваял музыку Пуччини и
вокальную выразительность певцов подобно выдающемуся скульптору – он
конструировал звучащую партитуру оперы из смен контрастных темпов, красок и
штрихов, как бы заставляя само время изменять свой ход в различные моменты
напряженного действия. И этой
многоплановостью сумел раскрыть новые краски безбрежно богатой музыки, да и
всей звучащей драматургии Дж. Пуччини: переполненный зал отдельно рукоплескал
дирижёру и оркестру во время и после спектакля.
Этот
спектакль предстал в обновлённой постановке заслуженного деятеля искусств
Узбекистана Андрея Слонима. Ему довелось в дни фестиваля вывести на сцену с
участием гостей сразу три поставленных им
оперных спектакля: «Царская невеста» Римского-Корсакова; «Лючия ди
Ламмермур» Г. Доницетти и «Тоска» Дж. Пуччини. Перед каждым спектаклем А.Е. Слоним вводил наших замечательных гостей
в драматургические и психологические особенности конкретного спектакля, стараясь уловить и выявить
индивидуальные исполнительские свойства
разных гостей фестиваля. Как и в двух других его постановках, в «Тоске» этот
интереснейший процесс проявился во всей полноте – прекрасные исполнители
органично вошли в постановочную конструкцию спектакля. Но с другой стороны –
индивидуальность каждого из них насыщала пение, неразрывно слитое с действием
некими новыми красками и штрихами. А маэстро Михаил Синькевич вёл столь же
филигранную и утончённую проработку партитуры спектакля с солистами, хором и
оркестром. И сам этот процесс был захватывающе интересен и плодотворен.
Налицо
проявилось одно из важнейших свойств этого замечательного фестиваля.
Индивидуальность гостей сплелась с излучением творческих натур солистов труппы
театра, которые тоже в чём-то изменились в контакте с яркими партнёрами и в процессе
обновляющей работы с постановщиками. – и в их образах ярко проявились новые,
найденные в процессе работы, оттенки и
штрихи. Спектакль «Тоска» предстал полноценнным увлекательным и захватывающим
действом, в котором выразительный вокал был неотделим от органичного и детально
выявленного действия, от убеждающей жизни на сцене каждого героя. Так, известная
каждому из почитателей оперы трагедия Тоски и Каварадосси в схватке с
коварством Скарпиа поистине заблистала новыми красками и до самых глубин души
захватила сознание зрителей, горячо и энергично принимавших каждый эпизод,
арию, сцену, а в конце отреагировавших истинно фестивальной овацией приёма
истинного искусства, царившего в тот вечер на сцене нашего театра поистине на
международном уровне.
Успех
был предсказуемым, но результат оказался выше всех ожиданий. Это признали как
многочисленные зрители, заполнившие партер, амфитеатр и верхние ярусы,
многократно скандировавшие «Браво!», так и сами участники творческого процесса.
Не
могу не привести дословно искренний отклик постановщика спектакля Андрея
Слонима, выложенного им в сети непосредственно после окончания спектакля:
-
В рамках Шестого Международного фестиваля "Тошкент Бахори" с большим
успехом прошёл спектакль "Тоска" с удивительным составом гостей.
Маэстро Михаил Синькевич с большим вдохновением, экспрессией и
многокрасочностью не просто продирижировал спектаклем, а создал утончённое и
причудливое совершенство пуччиниевской партитуры в её полноценном звучании. В
роли Тоски блестяще выступила наша прекрасная гостья - Мария Баянкина, которая
с увлечением и со всей полнотой самоотдачи вошла в конструкцию нашего спектакля
и, пропустив через свою индивидуальность все особенности трактовки, - создала
замечательный образ Тоски в прекрасном звучании, осмысленном интонировании и
всей полнотой проживания на сцене.
Яркий
тенор Иван Гынгазов восхитительно спел и наполнил экспрессивным смыслом образ
Каварадосси. А наш гость из Таджикистана, заслуженный артист Файзулло Юсупов
мощно раскрыл образ барона Скарпиа. В органичном ансамбле с гостями со всей
полнотой творческой отдачи выступили и Ришат Решитов (Анжелотти), и Султанбек
Абдурахимов в острохарактерной роли Ризничего, и Отемис Джуманиязов (Сполетта),
и Хислат Камилов (Шароне), и Фаррух Исматов в небольшой по объему, но весьма
важной роли Тюремщика, и Бирдона Маткаримова (Голос Пастушка). Прекрасно
прозвучал и динамично действовал коллектив нашего хора под руководством
главного хормейстера, народного артиста Сулеймана Шадманова и хормейстера
Наталии Куприяновой. Выразительно
работали артисты миманса. А наш оркестр в ансамбле с солистами и хором под
вдохновенным управлением Маэстро Синькевича проникновенно и экспрессивно
исполнил великую партитуру Джакомо Пуччини, придавая особый драматизм
выразительному пению и действию в их единстве.
Наша
интенсивная работа с великолепными гостями и прекрасными солистами нашего
театра увенчалась настоящим успехом и горячим приемом переполненного зала. От
души поздравляю всех и каждого, дорогие коллеги - наши великолепные гости и
солисты труппы театра, артисты хора, оркестра, миманса, замечательные работники
технических цехов! В яркой палитре нашего фестиваля этот спектакль, к счастью, и прозвучал, и выглядел как
замечательный праздник оперного искусства, сближающего страны и народы в наше
неспокойное время, и состояние мира. Спасибо и дорогим гостям - и всем
талантливым представителям нашей замечательной оперной труппы, хора, оркестра,
миманса, цехов. Здравия и доброго творчества всем, дорогие друзья и коллеги!
Итак,
можно смело констатировать, что в дни фестиваля «Ташкентская весна» состоялись
редкостные встречи с самыми яркими международными исполнителями, которые в
творческом союзе с мастерами ГАБТ имени А. Навои подарили жителям и гостям
узбекской столицы много прекрасных мгновений встречи с большим и подлинным
мастерством, сближающим народы и страны мира. Наш родной Большой театр не
только в очередной раз продемонстрировал свой профессиональный уровень, но и
убедительно доказал, насколько явственно
и всё более ощутимо реализуется дальнейшее
развитие оперного искусства нашей страны в его неуклонном устремлении к самому
высокому уровню мирового театра Оперы – великого, разного и вечного в своём
поиске истинных путей…
Гуарик Багдасарова
Фото Юрия Полянского и Ирины Кепановой
Комментариев нет:
Отправить комментарий