четверг, 28 апреля 2022 г.

Обновлённая опера «Флория Тоска» Дж. Пуччини в ГАБТ имени А. Навои

 


В минувший вторник, 26 апреля 2022 г. в рамках Международного фестиваля "Тошкент Бахори" в ГАБТ им. А. Навои состоялся спектакль "Флория Тоска" - знаменитая опера великого итальянского композитора Джакомо Пуччини.  Этот спектакль в постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима пользуется заслуженной любовью ташкентского зрителя. И на сайте «Культура.УЗ» мы неоднократно оценивали профессиональную работу в нём различных исполнителей. Но в рамках фестиваля любителей классической оперы ожидала поистине удивительная встреча с тремя яркими гостями - исполнителями главных ролей и известным дирижёром из России – Михаилом Синькевичем.

В роли Тоски выступила известная певица из России, желанная гостья на многих мировых сценах Мария Баянкина, являющаяся ведущей солисткой Мариинского театра (Санкт-Петербург). Обладательница красивого лирико-драматического сопрано, она очаровала зрителей и красивым тембром, и эмоциональностью излучения натуры, и выпуклостью фразировки, и выразительной точной проработкой образа. Было неожиданным для меня узнать, что эта яркая певица, обладающая обширным репертуаром, – впервые исполнила партию Флории Тоски на сцене ГАБТ, это был ее дебют! А зрителям показалось, что она многие годы пребывала в этом  сценическом образе, так точны были её жесты, так тонко переданы интонацией голоса все движения мятущейся  любящей и преданной женской души. Чувствовались и её природная одарённость, и высокопрофессиональная работа, которую самозабвенно и с полной отдачей проделала она в союзе с режиссёром и дирижёром в сжатом временном отрезке интенсивных репетиций за несколько дней до спектакля.

В образе Марио Каварадосси предстал один из ведущих молодых теноров мира - Иван Гынгазов. Он покорил нашу публику сразу с первым выходом на сцену. И внешнее обаяние, и пластика, и высокий рост, и наконец – удивительный голос прекрасного тембра, способный  контрастно и тонко нюансировать, убеждать особой искренностью фразы, свободными и звонкими верхними нотами. Его голос по праву стал наглядным примером высшего Божьего дара: он органично и эмоционально раскрывает самые утонченные нюансы чувств и движений  - от восхищения красотой возлюбленной Флории до кульминационной нервной взволнованности, а позднее – и полного осознания своей неизбежной погибели. И актёрская сторона проживания им образа заслуживает самой высокой оценки.

Зловещий образ Скарпиа выразительно воплотил ведущий солист театра оперы и балета Душанбе, заслуженный артист Таджикистана Сайфулло Юсупов. Очень редко отрицательным персонажам удаётся покорить публику. Сайфулло Юсупов смог добиться этого и своим могучим баритоном, и выраженным актёрским мастерством: он воплотил в образе шефа полиции Рима всё немыслимое зло, лицемерие, сладострастие, кровожадность и другие человеческие пороки «сильных мира сего»  -   ничтожных по своей сути людей, приближенных к власти.

За дирижерским пультом в этот вечер предстал один из талантливых дирижёров России - Михаил Синькевич, главный дирижер Музыкального театра Карелии и приглашенный дирижер Мариинского театра. Маэстро поистине ваял музыку Пуччини и вокальную выразительность певцов подобно выдающемуся скульптору – он конструировал звучащую партитуру оперы из смен контрастных темпов, красок и штрихов, как бы заставляя само время изменять свой ход в различные моменты напряженного действия.  И этой многоплановостью сумел раскрыть новые краски безбрежно богатой музыки, да и всей звучащей драматургии Дж. Пуччини: переполненный зал отдельно рукоплескал дирижёру и оркестру во время и после спектакля.

Этот спектакль предстал в обновлённой постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима. Ему довелось в дни фестиваля вывести на сцену с участием гостей сразу три поставленных им  оперных спектакля: «Царская невеста» Римского-Корсакова; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти и «Тоска» Дж. Пуччини. Перед каждым спектаклем  А.Е. Слоним вводил наших замечательных гостей в драматургические и  психологические  особенности конкретного  спектакля, стараясь уловить и выявить индивидуальные исполнительские  свойства разных гостей фестиваля. Как и в двух других его постановках, в «Тоске» этот интереснейший процесс проявился во всей полноте – прекрасные исполнители органично вошли в постановочную конструкцию спектакля. Но с другой стороны – индивидуальность каждого из них насыщала пение, неразрывно слитое с действием некими новыми красками и штрихами. А маэстро Михаил Синькевич вёл столь же филигранную и утончённую проработку партитуры спектакля с солистами, хором и оркестром. И сам этот процесс был захватывающе интересен и плодотворен.

Налицо проявилось одно из важнейших свойств этого замечательного фестиваля. Индивидуальность гостей сплелась с излучением творческих натур солистов труппы театра, которые тоже в чём-то изменились в контакте с яркими партнёрами и в процессе обновляющей работы с постановщиками. – и в их образах ярко проявились новые, найденные в процессе  работы, оттенки и штрихи. Спектакль «Тоска» предстал полноценнным увлекательным и захватывающим действом, в котором выразительный вокал был неотделим от органичного и детально выявленного действия, от убеждающей жизни на сцене каждого героя. Так, известная каждому из почитателей оперы трагедия Тоски и Каварадосси в схватке с коварством Скарпиа поистине заблистала новыми красками и до самых глубин души захватила сознание зрителей, горячо и энергично принимавших каждый эпизод, арию, сцену, а в конце отреагировавших истинно фестивальной овацией приёма истинного искусства, царившего в тот вечер на сцене нашего театра поистине на международном уровне.

Успех был предсказуемым, но результат оказался выше всех ожиданий. Это признали как многочисленные зрители, заполнившие партер, амфитеатр и верхние ярусы, многократно скандировавшие «Браво!», так и сами участники творческого процесса.

Не могу не привести дословно искренний отклик постановщика спектакля Андрея Слонима, выложенного им в сети непосредственно после окончания спектакля:

- В рамках Шестого Международного фестиваля "Тошкент Бахори" с большим успехом прошёл спектакль "Тоска" с удивительным составом гостей. Маэстро Михаил Синькевич с большим вдохновением, экспрессией и многокрасочностью не просто продирижировал спектаклем, а создал утончённое и причудливое совершенство пуччиниевской партитуры в её полноценном звучании. В роли Тоски блестяще выступила наша прекрасная гостья - Мария Баянкина, которая с увлечением и со всей полнотой самоотдачи вошла в конструкцию нашего спектакля и, пропустив через свою индивидуальность все особенности трактовки, - создала замечательный образ Тоски в прекрасном звучании, осмысленном интонировании и всей полнотой проживания на сцене.

Яркий тенор Иван Гынгазов восхитительно спел и наполнил экспрессивным смыслом образ Каварадосси. А наш гость из Таджикистана, заслуженный артист Файзулло Юсупов мощно раскрыл образ барона Скарпиа. В органичном ансамбле с гостями со всей полнотой творческой отдачи выступили и Ришат Решитов (Анжелотти), и Султанбек Абдурахимов в острохарактерной роли Ризничего, и Отемис Джуманиязов (Сполетта), и Хислат Камилов (Шароне), и Фаррух Исматов в небольшой по объему, но весьма важной роли Тюремщика, и Бирдона Маткаримова (Голос Пастушка). Прекрасно прозвучал и динамично действовал коллектив нашего хора под руководством главного хормейстера, народного артиста Сулеймана Шадманова и хормейстера Наталии Куприяновой.  Выразительно работали артисты миманса. А наш оркестр в ансамбле с солистами и хором под вдохновенным управлением Маэстро Синькевича проникновенно и экспрессивно исполнил великую партитуру Джакомо Пуччини, придавая особый драматизм выразительному пению и действию в их единстве.  

Наша интенсивная работа с великолепными гостями и прекрасными солистами нашего театра увенчалась настоящим успехом и горячим приемом переполненного зала. От души поздравляю всех и каждого, дорогие коллеги - наши великолепные гости и солисты труппы театра, артисты хора, оркестра, миманса, замечательные работники технических цехов! В яркой палитре нашего фестиваля этот спектакль,  к счастью, и прозвучал, и выглядел как замечательный праздник оперного искусства, сближающего страны и народы в наше неспокойное время, и состояние мира. Спасибо и дорогим гостям - и всем талантливым представителям нашей замечательной оперной труппы, хора, оркестра, миманса, цехов. Здравия и доброго творчества всем, дорогие друзья и коллеги!

          Итак, можно смело констатировать, что в дни фестиваля «Ташкентская весна» состоялись редкостные встречи с самыми яркими международными исполнителями, которые в творческом союзе с мастерами ГАБТ имени А. Навои подарили жителям и гостям узбекской столицы много прекрасных мгновений встречи с большим и подлинным мастерством, сближающим народы и страны мира. Наш родной Большой театр не только в очередной раз продемонстрировал свой профессиональный уровень, но и убедительно  доказал, насколько явственно и всё более ощутимо  реализуется дальнейшее развитие оперного искусства нашей страны в его неуклонном устремлении к самому высокому уровню мирового театра Оперы – великого, разного и вечного в своём поиске истинных путей…

Гуарик Багдасарова

Фото Юрия Полянского и Ирины Кепановой

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий