суббота, 30 апреля 2022 г.

YI Международный оперно-балетный фестиваль «Тошкент Бахори» завершился Гала-концертом мастеров искусств

 

                Для любителей оперного и балетного искусства узбекской столицы и её гостей время работы VI Международного оперно-балетного фестиваля «Тошкент Бахори» в ГАБТ им. А. Навои - это были поистине «десять дней, которые потрясли…» наш город и завершились праздничным Гала-концертом мастеров искусств. Молодой автор и режиссёр Руслан Шерезданов в союзе с главным дирижёром театра Денисом Власенко скомпоновал в трёхчасовой программе с антрактом шедевры мирового оперного и балетного искусства.  И предоставил зрителям в переполненном зале счастливый случай вместе с ведущими солистами ГАБТ и их зарубежными гостями-коллегами отправиться в путешествие по странам и континентам в поисках истинных жемчужин музыки и пения. Навигаторами в этом путешествии были не только участники программы, но и тематические видеоролики на большом заднем экране на сцене ГАБТ, точно указывающие зрителям географическое место пребывания «искателей жемчуга». 

          Гала-концерт открыли Симфонический оркестр ГАБТ под управлением главного дирижёра театра Дениса Власенко и артистов балета нашего Большого театра. «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского окунул зрителей в атмосферу Санкт-Петербурга XIX века с его светскими балами и множеством жизненных перипетий, отражённых в одноимённом пушкинском романе в стихах. Эту тему продолжила Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского, полная драматизма и противоречивых страстей в исполнении народного артиста Узбекистана Аваза Раджабова. Вокальный номер сменило «Белое адажио» П. Чайковского из балета «Лебединое озеро»: Па-де-де́ Одиллии и Зигфрида (Ольга Сабирова и Замир Фазлутов) состояло из выхода двух танцовщиков, вариаций сольного мужского (принца Зигфрида) и женского танцев (Белого лебедя Одиллии), далее их совместной виртуозной коды – весь танец на фоне волнующего озера, солирующих скрипок был исполнен возвышенного чувства любовной неги и «лебединой верности».

          На смену П. Чайковскому прозвучала музыка его предшественника – Михаила Глинки: Рондо варяжского воина Фарлафа, который славится лишь тем, что на боярских пирах громко кичится своей удалью, из оперы «Руслан и Людмила». Это гениальное эпическое произведение Михаила Ивановича Глинки, которое вдохновенно воспевает благородство, героизм и верность, входит в золотой фонд мировой оперной классики

Ария является важной составляющей оперного произведения, однако если композиция пришлась по душе слушателям, то у неё начинается самостоятельная сценическая жизнь. Так произошло и с «Рондо Фарлафа» из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Стремясь карикатурно изобразить незадачливого комического героя, композитор сочинил «Рондо Фарлафа» в стиле буффонной арии, которая, как правило, основывается на скороговорках. Соответственно для исполнения арии автор выбрал весьма быстрый темп – vivace assai (весьма скоро) и наполнил композицию особыми виртуозными техническими приёмами.  Сегодня эта забавная композиция входит в репертуар многих известных исполнителей. В интерпретации молодого баса - Джабраила Идрисова – она порадовала публику своим темпераментным задором не только в опере, но и на Гала-концерте в ГАБТ.

          Русская классическая оперная музыка была представлена в своём историческом развитии. Ведущая солистка оперы, лауреат международных конкурсов, одна из лучших меццо-сопрано ГАБТ Анастасия Юдина великолепно исполнила Третью песню Леля («Туча со громом сговаривалась») из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Сопровождающий пение оркестр смог передать во всём очаровании просторы России, Гром летней грозы и полную светлого юмора картину прогулки молодых девушек в лесу, их игр, комичной «потери» спрятавшейся «в кустики» подружки. И тёплое меццо-сопрано Анастасии Юдиной воспринялось как вечно юный голос Леля - носителя Любви и устремлённости к солнцу, и песня Леля в её исполнении была расцвечена многими утончёнными красками и штрихами. А оркестр имитировал то переливы пастушьей свирели, то шелест листьев в летней роще, то скрытый в подтексте призыв к свободной и вечной Любви…

В первом отделении концерта также ярко и разнообразно прозвучали: Песня Веденецкого гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (в отличном исполнении Рахима Мирзакамалова); светлый и тёплый дуэт Иоланты и Водемона из оперы «Иоланта» (Малика Норматова и Дамир Рахмонов) П.И. Чайковского. Во втором отделении ярко и запоминающе выступили солисты балета ГАБТ Валерия Борси и Данияр Хасманов: они исполнили Адажио из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, перенеся зрителей в зимнюю сказку с новогодней ёлкой, устремлённосстью мечты к невероятной и полной гармонии – грёзам, которые становятся наиболее яркими именно в ожидании новогоднего чуда!

          Став одним из самых известных русских балетов, «Щелкунчик» признан бесценным шедевром, который ежегодно представляют на сценах музыкальных театров всего мира под Рождество и Новый год. Чтобы зарядиться настроением волшебства наступающего чудесного праздника, у многих людей стало доброй традицией посещение этого красочного музыкального спектакля, насыщенного каскадом восхитительных номеров. Среди них особого внимания заслуживает это замечательное, полное волшебства «Адажио» - по замыслу автора оно было предназначено для других героев –Феи Драже и Принца Оршада, - но в силу своей значимости многими хореографами традиционно и по праву отдается главным героям – юной Маше и Щелкунчику-Принцу. Этот замечательный номер достойно вплелся в ткань Гала-концерта.

          Из узбекской классической музыки прозвучали: концертная ария Мухтара Ашрафи «Кашмирида» в исполнении заслуженной артистки Узбекистана Маъсумы Болтабаевой на языке оригинала. Адажио из балета «Поэма двух сердец» А. Меликова (Эльмира Юсупова и Радион Исянов) познакомило зрителей с другим значительным пластом балетной музыки и национальной хореографии Узбекистана.   

Ария Ходжи Дарги из оперы «Проделки Майсары» Сулеймана  Юдакова - первого образца узбекской национальной комической оперы - в исполнении Носира Юсупова выявила немало фарсовых деталей, словно перешедших в классическую оперу из народного театра. 

Поныне спорят исполнители: «Это Ария или куплеты?». Преподаватель сценической речи Государственного института искусств и культуры Узбекистана В.И. Ратушный,работавший многие годы с Михаилом Давыдовым – первым исполнителем роли Хидоята в постановке 1959 г. (реж. Кандилаки), утверждал: «Куплеты Хаджи Дарги являются жемчужиной оперной классики, их можно сравнить с куплетами Трике из оперы Чайковского «Евгений Онегин», куплетами Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Эти образы требуют актёрского перевоплощения для создания характера: тембр голоса, пластическое решение, грим, костюм и т.д. Сулейман Юдаков придавал особое значение голосовой характеристике образов». Подсказку мы находим в книге Яна Пеккера «Узбекская опера»: «Образ Хаджи Дарги раскрывается в опере через лейтмотив, куплетную песню, ансамбль, вокальный и разговорный диалог и речитатив. Вокальная партия Хаджи Дарги базируется на народно-песенной основе. Куплеты Хаджи Дарги основаны на народной мелодии «Лейли Бадахшан».

        Один из молодых исполнителей этой роли, солист Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Валерий Климов утверждает: «Музыкальная характеристика – лейт-тема Хаджи Дарги - полна комической важности, самовлюбленной уверенности, появляется в прологе и без изменения проходит через все четыре картины оперы. То он грозный, то жадный, то хитрый, сладострастный, теряющий голову, идущий на кражу и в итоге – оказывается в ловушке». В блестящей постановке режиссёра Большого театра России  Владимира Канделаки  опера шла на сцене ГАБТ с конца пятидесятых, затем была представлена и в иных постановочных концепциях. Но, как это нередко бывает со многими истинно значимыми творениями, - её сценическая правда, вне сомнения, до сих пор ещё до конца не раскрыта, и вероятно, появятся новые версии, и новые постановки в её триумфальном шествии по миру.

          Творчество композитора затрагивало также очень серьёзные темы. Яркий тому пример – создание волнующей поэмы-рапсодии «Памяти матери», таких этапных произведений как кантаты: «Победа», «Алёр», «Мирзачуль», музыка к художественным фильмам «Фуркат» и «Знамя кузнеца». В программе Гала-концерта артисты хора театра и национальный ансамбль молодого балета «Тумор» под руководством Чарос Джурабаевой  представили кантату «Алёр» Сулеймана Юдакова, продемонстрировав народно-национальные истоки вокально-симфонической и балетной музыки Узбекистана.





          Во втором отделении Гала-концерта мировые опера и балет были представлены именами европейских композиторов: Яркие и динамичные сцены из балета Ж. Бизе - Р. Щедрина «Кармен-сюита» (заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева и Улугбек Олимов);. проникновенно-лиричный Романс Неморино из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» (Хужаназар Жумаев); Ш. Гуно. Упоительно-изящный Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» (народная артистка республики Башкортостан Альфия Каримова); Ж. Бизе. Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» (заслуженный артист Таджикистана Сайфулло Юсупов); Ж. Массне. Хореографическая сюита «Размышление» из оперы «Таис» (Ширин Хасанова); Дж. Верди. Хор пленных иудеев из оперы «Набукко» (артисты хора театра); Ж. Бизе. Дуэт Лейлы и Надира из оперы «Искатели жемчуга» (народная артистка республики Башкортостан Альфия Каримова и народный артист Узбекистана Самандар Алимов).

          В заключение концерта все его участники торжественно как гимн VI Международному фестивалю «Тошкент Бахори» исполнили Апофеоз - финал из оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини. Финальная сцена оперы исполнена чувства беспредельного ликования: она символизирует торжество справедливости и свободы. 


          


          Многонациональная музыка Гала-концерта и фестиваля, в целом, продемонстрировала единое мировое музыкальное пространство. Узбекское музыкальное искусство уверенно вышло на мировую арену и зазвучало в многонациональном хоре народов на высоком профессиональном уровне. Этому содействовали: режиссёр - Руслан Шерезданов; Художественный руководитель – Абдулла Алимов; Главный дирижёр – Денис Власенко; Главный балетмейстер – народный артист России Андрис Лиепа; Главный хормейстер – народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов, ведущие программы - Рахматилло Хасанов и Диана Шерезданова и все другие участники VI Международного оперно-балетного фестиваля «Тошкент Бахори» в Ташкенте.

 

Гуарик Багдасарова

 Фото Юрия Полянского        








 

Комментариев нет:

Отправить комментарий