«Тридцать пятый год своей жизни Ходжа Насреддин
встретил в пути…» - так начинает свою «Повесть о Ходже Насреддине» Леонид
Соколов. Русский писатель выпустил в свет в 1954 году простого и смышлёного
героя из народа, которого полюбили читатели, похоже, на все времена и не
расстаются с ним до сих пор уже в XXI веке, любовно дописывая литературный образ разными
байками, анекдотами, новыми шутками и житейскими подробностями. Его полюбили за
беззаветную любовь к народу, смелость, честное лукавство, благородную хитрость
и неистребимое желание помогать слабым и обездоленным и наказывать сильных от
мира сего за их неимоверную жадность и беспредел по отношению к окружающим
людям.
Горловые звуки карная из оркестра Государственного
театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 05. 06. 22 тотчас
перенесли зрителей на базарную площадь в
Бухаре. Именно здесь на подступах к родине - великому славному городу -
состоялось знакомство зрителей со сценическим образом Ходжи Насреддина, которого
великолепно сыграл заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков.
Ходжа
Насреддин в одноимённой оперетте ГТМК (оперетты) - поистине многогранен,
совмещающий в себе плута и мудреца, бунтаря и философа. Он неизменно высмеивает
и побеждает с помощью ума и острого словца всех плохих и просто глупых людей:
скупцов, лицемеров, судей-взяточников и даже жестокого эмира. И, конечно, он не
чужд чувства большой чистой любви: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный
принц» в одном лице спасает свою возлюбленную Гюльджан (Наталья Лапкова),
юную дочь горшечника, от многочисленных опасностей самым остроумным способом.
Во
всех похождениях, мытарствах и смелых затеях, благородных делах Ходжи ему
помогает его четвероногий вислоухий преданный спутник- Пфак (ишак), которого с
большой симпатией к домашнему животному очеловечил на сцене Хабиб Рахматов, полюбившийся
зрителям с первого взгляда своим покорным поведением по отношению к хозяину и
строптивым нравом по отношению к чужим.
Перед
зрителями проходит галерея характерных образов: Джафар (ростовщик) – Игорь
Бухаидзе словно был списан с персонажа старого кадия Абдурахмана из повести
Л. Соловьёва – по своей сути, это были два похожих проходимца, живших по
кривде, судивших по кривде и покривевших в итоге – душой, телом и лицом.
Ростовщика тоже смело можно назвать «Кривым Джафаром», который смотрел на мир
одним только косым глазом: здесь не обошлось без гротеска в передаче Игоря
Бухаидзе комедийного образа, выход которого на сцену всегда вызывал безудержный
смех в зале.
Астролог
Гусейн Гуслия в интерпретации мастера сцены Валерия Юлдашева – не менее
саркастичен и потому очень достоверен в своей глупости и наивности. Зрителей
артист смешит безо всяких усилий, словно играет самого себя, хотя мы знаем
разнообразное амплуа талантливого актёра, которому по плечу как драматические
роли, так и комические.
Этот
ансамбль отрицательных гротесковых типов-приспособленцев, всегда проигрывавших
в схватке с Ходжой Насреддином,
дополняют: Шир Мамед – Атабек
Тажибаев; Эмир Бухарский – Сардор Норматов; великолепная,
артистически убедительная Отун Биби – Рузанна Рахимова; новый типичный
колоритный персонаж восточных сказок - Багдадский вор – Шерхон
Нурушев (в повести Леонида Соловьёва безымянный вор появляется во второй книге «Очарованный
принц»- примеч. авт.), вносящий особую живость и непредсказуемость поведения в
тех или иных предложенных нестандартных ситуациях; а также суровые и
безмозглые, как заведённые роботы, визири – Жавлон Хатамов, Нурали
Эгамбердиев, Шыраз Турсынбаев, безусловно подчиняющиеся приказам своего
начальника, которого правдоподобно сыграл Бехзод Усманов. Им
противостоят в своей незащищённости, простоте и честности люди из простого
народа: Али (чайханщик) – Константин Морозов, горшечник Нияз – Бабур Ташпулатов и красавица
его дочь Гюльджан, чью судьбу достаточно многопланово прожила на сцене Наталья
Лапкова.
Эти
герои появляются в гуще массовых сцен – пёстрой сутолоке базаров и
караван-сараев и растворяются в его многошумном кипении - на фоне высоких минаретов с узорными
изразцовыми шапками и орнаментальными барабанами куполов мечетей, украшенными резной
наборной майоликой на силикатной основе; дымных чайхан над арыками и
харчевен; среди горожан, бедных, нищих и
богатых в узорчатых тюбетейках и
национальных нарядах с особым покроем халата. От этих улочек и арб не раз
замирало сердце и стеснялось дыхание Ходжи Насреддина, любившего свою родину
больше всего на свете. Эту пёструю атмосферу средневековой Бухары с его крытыми
рынками и архитектурными ансамблями, включая дворцы богачей и культовые здания
ислама, с неизменным полумесяцем в сумерки и восходящим солнцем на утренней
заре смогли воссоздать на сцене художник – постановщик – кавалер ордена
«Дустлик» Наталья Глубокина и художник по костюмам – Лола Новкович.
Захватывающая романтичная музыка
заслуженного деятеля искусств Узбекистана Энмарка Салихова в исполнении
оркестра театра под управлением дирижёра – кавалера ордена «Дустлик» Дильшода
Муталова; либретто Виктора Витковича, хореография балетмейстера –
заслуженной артистки Узбекистана Ферузы Исаевой, усилия хормейстера – Яны
Карабановой и помощников режиссёра – Дильрабо Уруновой, Константина
Морозова смогли наполнить рукотворную театральную декорацию и в целом
оригинальную версию национальной оперетты режиссёра-постановщика – кавалера
нагрудного знака «Маданият ва санъат фидокори» Гульрух Нажидовой захватывающей
живой жизнью. В танцевальных и массовых сценах были заняты артисты балета и хор
театра.
Понятно,
что без ярких премьерных спектаклей театр не может жить и развиваться в ногу со
временем. Коллектив Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)
Узбекистана ежегодно обновляет свой репертуар новыми премьерами. Всегда
интересно, что значит для самого режиссёра-постановщика его новый спектакль? Об
этом мы побеседовали с главным режиссёром театра оперетты Гульрух
Мухаметжановной Нажидовой перед началом представления в её рабочем
кабинете:
- Сегодня у нас премьера
музыкальной комедии «Ходжа Насреддин» Энмарка Салихова. Это первая национальная
оперетта, которая была сыграна на нашей сцене в 1981 году. Наша постановка уже
в новой современной трактовке третья по счёту. Она завершает 49-й театральный
сезон, и мы её посвящаем полувековому юбилею нашего театра, который будем
широко отмечать в будущем году.
Герой
нашего спектакля известен не только в Узбекистане, но далеко за его пределами,
начиная с «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соколова и художественного фильма по мотивам этой книги.
Режиссёры Яков Протазанов, Наби Ганиев, Роман Тихомиров, работая над комедией
«Насреддин в Бухаре» (1943), старались бережно перенести на экран богатство и
своеобразие национального фольклора — ценнейшего клада народной мудрости. Актёр
Лев Свердлин навсегда остался в зрительской памяти популярным народным героем
Насреддином.
Мы
в наши дни старались воссоздать живой комедийный символ Узбекистана и
одновременно борца, «Возмутителя спокойствия», который в состоянии сразиться с
жестоким эмиром, конечно же, благодаря остроумным выдумкам и своей
находчивости... Я старалась в спектакле сохранить восточный колорит народных
обычаев и национальный менталитет всех персонажей. Мы надеемся, что спустя
полвека возрождённый Ходжа Насреддин займёт достойное место в репертуаре нашего
театра и в сердцах наших зрителей.
В
спектакле заняты как видные мастера сцены, так и молодые актёры, использованы
многие популярные народные мелодии. Мы надеемся, что новая постановка «Ходжа
Насреддин» покорит жителей не только Ташкента и других городов Узбекистана, но
и Москвы, и Санкт-Петербурга, куда мы намерены в перспективе выехать на
гастроли. Вместе с худсоветом мы решили 26 июня 2022 года закрыть наш 49-й
театральный сезон этой национальной опереттой.
В
годы независимости в Узбекистане поистине созданы все условия для свободного
творчества и развития для всех направлений искусства и культуры. Руководством
страны уделяется особое внимание духовно просветительской работе, а также
укреплению материально-технической базы театров, обеспечению их современным и
отвечающим всем передовым мировым стандартам театральным инвентарем и
техническими средствами. От нас — деятелей театрального искусства — требуется
творческий и современный креативный подход к своей деятельности.
Говорить
со сцены с юмором о серьёзных нравственных проблемах, нести радость, улыбку,
хорошее настроение — в этом мы видим свой долг, в этом — наше творческое и
человеческое счастье, в этом — наша жизнь!
О
значении музыки в спектакле мы побеседовали с родным братом Энмарка Салихова –
преподавателем Республиканской специализированной музыкальной школы имени
Глиэра в Ташкенте – Ойбеком Шакировичем Салиховым. Вот что в
эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» поведал о премьерном спектакле
профессионал-пианист:
-
Мы с братьями – нас трое - выросли в музыкальной семье. К сожалению, два месяца
назад из-за последствий ковида умер старший брат Энмарк Салихов, заслуженный
деятель искусств Узбекистана и России. Ему было 88 лет. Энмарк Салихов является
автором хорошо известных песен о дружбе народов «Баллада о монументе»,
лирической «Песни о Ташкенте» и пока ещё единственной в Узбекистане
национальной оперетты «Ходжа Насреддин». Энмарк Шакирович (1934-2022), не дожил
до знаменательной премьеры его оперетты в Ташкенте, на которой он очень хотел
присутствовать.
Энмарк
Шакирович начал свою творческую деятельность в Узбекистане в 50-х годах, будучи
студентом Ташкентской Государственной Консерватории. Позже стал там первым
заведующим кафедрой эстрадно-джазового факультета. Вместе с Батыром Закировым
они начинали работать в Эстрадном оркестре Узбекистана. ВИА «Ялла» начал свои
первые шаги с песни Энмарка Салихова «Киз бола». Энмарк Шакирович много лет
проработал в Узбекконцерте. В советское время Энмарк был знаком с Яном
Френкелем, Леонидом Утёсовым, Соловьёвым-Седым, Андреем Эшпаем, Иосифом
Кобзоном, Ильёй Резником и многими другими известными композиторами и
исполнителями. В 2005 году с семьей он переехал в Россию. В Москве Энмарк
Шакирович не терял связи с родиной — Узбекистаном, постоянно общался со многими
узбекскими музыкантами.
Музыка
в спектакле прекрасная: дирижёр Дильшод Муталов и актёры театра вполне
справляются с музыкальным материалом, чтобы донести его в полном объёме и
богатстве звучания. Я видел премьеру оперетты в начале 80-х годов прошлого
века. В 1981 году театр возглавил главный режиссёр, заслуженный деятель
искусств России Кирилл Васильев. Свою творческую деятельность в Узбекистане
Кирилл Васильев начал с постановки первой узбекской оперетты, написанной в
содружестве с композитором Энмарком Салиховым «Ходжа Насреддин», впоследствии
ставшей визитной карточкой театра. Пресса писала: «Ташкентскому театру оперетты
принадлежит честь создания первой узбекской оперетты. Поистине солнечная
музыка, сочетающая красоту узбекских мелодий и современные ритмы, созданная Э.
Салиховым, послужила основой подлинно народного спектакля».
Там
было всё немножко по-другому: спектакль начинался с фойе, когда первые аккорды
прелюдии – карнаи и сурнаи - заманивали
зрителей и заводили их в зал, где уже на сцене начиналось основное действие. Та
постановка была построена по-другому, более ярко и зрелищно, и надо признаться,
актёры были посильнее - это был конгломерат талантливых выпускников ведущих
музыкальных вузов Москвы и Ленинграда. На премьере присутствовали композитор
Тихон Николаевич Хренников, выдающийся скрипач Игорь Давидович Ойстрах,
легендарный артист балета Игорь Александрович Моисеев и другие светила
музыкальной культуры.
-
На ваш взгляд, какая должна быть современная национальная музыка?
-
«Ходжа Насреддин» - первый и пока если не последний, то единственный
национальный мюзикл: равных ему нет. Это синтез национальной и европейской
музыки. Мои воспитанники в школе имени Глиэра учатся на этой музыке. В Москве
хотят организовать международный конкурс эстрадных исполнителей имени Энмарка
Салихова. В современной эстрадной музыке мало осталось от наследия советского
прошлого: много компьютерной электронной музыки, в которой не хватает души
автора и человеческих эмоций. В целом, я благодарен коллективу и руководству
Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана за новое
творческое обращение к наследию Энмарка Салихова в память о нём.
Нынешняя успешная
премьера национальной оперетты «Ходжа Насреддин» ещё раз подтвердила старую
истину: «Восток - дело тонкое, здесь сила приказов повелителей оказывается
гораздо слабее ума и мудрой стратегии смельчака из народа…. Театр — это люди,
судьбы, взлёты и разочарования, извечный поиск новых форм. История театра — это
традиции, а традиции - это то, чем мы богаты сегодня».
Гуарик Багдасарова
Фото из спектакля предоставил ГТМК
(оперетты) Узбекистана
Комментариев нет:
Отправить комментарий