четверг, 9 июня 2022 г.

Премьера оперетты «Ходжа Насреддин» в Ташкенте вернула зрителям «Возмутителя спокойствия»

 

  

«Тридцать пятый год своей жизни Ходжа Насреддин встретил в пути…» - так начинает свою «Повесть о Ходже Насреддине» Леонид Соколов. Русский писатель выпустил в свет в 1954 году простого и смышлёного героя из народа, которого полюбили читатели, похоже, на все времена и не расстаются с ним до сих пор уже в XXI веке, любовно дописывая литературный образ разными байками, анекдотами, новыми шутками и житейскими подробностями. Его полюбили за беззаветную любовь к народу, смелость, честное лукавство, благородную хитрость и неистребимое желание помогать слабым и обездоленным и наказывать сильных от мира сего за их неимоверную жадность и беспредел по отношению к окружающим людям.

Горловые звуки карная из оркестра Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 05. 06. 22 тотчас перенесли  зрителей на базарную площадь в Бухаре. Именно здесь на подступах к родине - великому славному городу - состоялось знакомство зрителей со сценическим образом Ходжи Насреддина, которого великолепно сыграл заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков.

Ходжа Насреддин в одноимённой оперетте ГТМК (оперетты) - поистине многогранен, совмещающий в себе плута и мудреца, бунтаря и философа. Он неизменно высмеивает и побеждает с помощью ума и острого словца всех плохих и просто глупых людей: скупцов, лицемеров, судей-взяточников и даже жестокого эмира. И, конечно, он не чужд чувства большой чистой любви: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц» в одном лице спасает свою возлюбленную Гюльджан (Наталья Лапкова), юную дочь горшечника, от многочисленных опасностей самым остроумным способом.

Во всех похождениях, мытарствах и смелых затеях, благородных делах Ходжи ему помогает его четвероногий вислоухий преданный спутник- Пфак (ишак), которого с большой симпатией к домашнему животному очеловечил на сцене Хабиб Рахматов, полюбившийся зрителям с первого взгляда своим покорным поведением по отношению к хозяину и строптивым нравом по отношению к чужим.

Перед зрителями проходит галерея характерных образов: Джафар (ростовщик) – Игорь Бухаидзе словно был списан с персонажа старого кадия Абдурахмана из повести Л. Соловьёва – по своей сути, это были два похожих проходимца, живших по кривде, судивших по кривде и покривевших в итоге – душой, телом и лицом. Ростовщика тоже смело можно назвать «Кривым Джафаром», который смотрел на мир одним только косым глазом: здесь не обошлось без гротеска в передаче Игоря Бухаидзе комедийного образа, выход которого на сцену всегда вызывал безудержный смех в зале.

Астролог Гусейн Гуслия в интерпретации мастера сцены Валерия Юлдашева – не менее саркастичен и потому очень достоверен в своей глупости и наивности. Зрителей артист смешит безо всяких усилий, словно играет самого себя, хотя мы знаем разнообразное амплуа талантливого актёра, которому по плечу как драматические роли, так и комические.

Этот ансамбль отрицательных гротесковых типов-приспособленцев, всегда проигрывавших в схватке с  Ходжой Насреддином, дополняют:  Шир Мамед – Атабек Тажибаев; Эмир Бухарский – Сардор Норматов; великолепная, артистически убедительная Отун Биби – Рузанна Рахимова; новый типичный колоритный персонаж восточных сказок - Багдадский вор – Шерхон Нурушев (в повести Леонида Соловьёва безымянный вор  появляется во второй книге «Очарованный принц»- примеч. авт.), вносящий особую живость и непредсказуемость поведения в тех или иных предложенных нестандартных ситуациях; а также  суровые и  безмозглые, как заведённые роботы, визири – Жавлон Хатамов, Нурали Эгамбердиев, Шыраз Турсынбаев, безусловно подчиняющиеся приказам своего начальника, которого правдоподобно сыграл Бехзод Усманов. Им противостоят в своей незащищённости, простоте и честности люди из простого народа: Али (чайханщик) – Константин Морозов, горшечник  Нияз – Бабур Ташпулатов и красавица его дочь Гюльджан, чью судьбу достаточно многопланово прожила на сцене Наталья Лапкова.

Эти герои появляются в гуще массовых сцен – пёстрой сутолоке базаров и караван-сараев и растворяются в его многошумном кипении  - на фоне высоких минаретов с узорными изразцовыми шапками и орнаментальными  барабанами куполов мечетей, украшенными резной наборной майоликой на силикатной основе; дымных чайхан над арыками и харчевен;  среди горожан, бедных, нищих и богатых в  узорчатых тюбетейках и национальных нарядах с особым покроем халата. От этих улочек и арб не раз замирало сердце и стеснялось дыхание Ходжи Насреддина, любившего свою родину больше всего на свете. Эту пёструю атмосферу средневековой Бухары с его крытыми рынками и архитектурными ансамблями, включая дворцы богачей и культовые здания ислама, с неизменным полумесяцем в сумерки и восходящим солнцем на утренней заре смогли воссоздать на сцене художник – постановщик – кавалер ордена «Дустлик» Наталья Глубокина и художник по костюмам – Лола Новкович.

          Захватывающая романтичная музыка заслуженного деятеля искусств Узбекистана Энмарка Салихова в исполнении оркестра театра под управлением дирижёра – кавалера ордена «Дустлик» Дильшода Муталова; либретто Виктора Витковича, хореография балетмейстера – заслуженной артистки Узбекистана Ферузы Исаевой, усилия хормейстера – Яны Карабановой и помощников режиссёра – Дильрабо Уруновой, Константина Морозова смогли наполнить рукотворную театральную декорацию и в целом оригинальную версию национальной оперетты режиссёра-постановщика – кавалера нагрудного знака «Маданият ва санъат фидокори» Гульрух Нажидовой захватывающей живой жизнью. В танцевальных и массовых сценах были заняты артисты балета и хор театра.

Понятно, что без ярких премьерных спектаклей театр не может жить и развиваться в ногу со временем. Коллектив Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана ежегодно обновляет свой репертуар новыми премьерами. Всегда интересно, что значит для самого режиссёра-постановщика его новый спектакль? Об этом мы побеседовали с главным режиссёром театра оперетты Гульрух Мухаметжановной Нажидовой перед началом представления в её рабочем кабинете:

          - Сегодня у нас премьера музыкальной комедии «Ходжа Насреддин» Энмарка Салихова. Это первая национальная оперетта, которая была сыграна на нашей сцене в 1981 году. Наша постановка уже в новой современной трактовке третья по счёту. Она завершает 49-й театральный сезон, и мы её посвящаем полувековому юбилею нашего театра, который будем широко отмечать в будущем году.

Герой нашего спектакля известен не только в Узбекистане, но далеко за его пределами, начиная с «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соколова и  художественного фильма по мотивам этой книги. Режиссёры Яков Протазанов, Наби Ганиев, Роман Тихомиров, работая над комедией «Насреддин в Бухаре» (1943), старались бережно перенести на экран богатство и своеобразие национального фольклора — ценнейшего клада народной мудрости. Актёр Лев Свердлин навсегда остался в зрительской памяти популярным народным героем Насреддином.

Мы в наши дни старались воссоздать живой комедийный символ Узбекистана и одновременно борца, «Возмутителя спокойствия», который в состоянии сразиться с жестоким эмиром, конечно же, благодаря остроумным выдумкам и своей находчивости... Я старалась в спектакле сохранить восточный колорит народных обычаев и национальный менталитет всех персонажей. Мы надеемся, что спустя полвека возрождённый Ходжа Насреддин займёт достойное место в репертуаре нашего театра и в сердцах наших зрителей.

В спектакле заняты как видные мастера сцены, так и молодые актёры, использованы многие популярные народные мелодии. Мы надеемся, что новая постановка «Ходжа Насреддин» покорит жителей не только Ташкента и других городов Узбекистана, но и Москвы, и Санкт-Петербурга, куда мы намерены в перспективе выехать на гастроли. Вместе с худсоветом мы решили 26 июня 2022 года закрыть наш 49-й театральный сезон этой национальной опереттой.

В годы независимости в Узбекистане поистине созданы все условия для свободного творчества и развития для всех направлений искусства и культуры. Руководством страны уделяется особое внимание духовно просветительской работе, а также укреплению материально-технической базы театров, обеспечению их современным и отвечающим всем передовым мировым стандартам театральным инвентарем и техническими средствами. От нас — деятелей театрального искусства — требуется творческий и современный креативный подход к своей деятельности.

Говорить со сцены с юмором о серьёзных нравственных проблемах, нести радость, улыбку, хорошее настроение — в этом мы видим свой долг, в этом — наше творческое и человеческое счастье, в этом — наша жизнь!

О значении музыки в спектакле мы побеседовали с родным братом Энмарка Салихова – преподавателем Республиканской специализированной музыкальной школы имени Глиэра в Ташкенте – Ойбеком Шакировичем Салиховым. Вот что в эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» поведал о премьерном спектакле профессионал-пианист:

- Мы с братьями – нас трое - выросли в музыкальной семье. К сожалению, два месяца назад из-за последствий ковида умер старший брат Энмарк Салихов, заслуженный деятель искусств Узбекистана и России. Ему было 88 лет. Энмарк Салихов является автором хорошо известных песен о дружбе народов «Баллада о монументе», лирической «Песни о Ташкенте» и пока ещё единственной в Узбекистане национальной оперетты «Ходжа Насреддин». Энмарк Шакирович (1934-2022), не дожил до знаменательной премьеры его оперетты в Ташкенте, на которой он очень хотел присутствовать.

Энмарк Шакирович начал свою творческую деятельность в Узбекистане в 50-х годах, будучи студентом Ташкентской Государственной Консерватории. Позже стал там первым заведующим кафедрой эстрадно-джазового факультета. Вместе с Батыром Закировым они начинали работать в Эстрадном оркестре Узбекистана. ВИА «Ялла» начал свои первые шаги с песни Энмарка Салихова «Киз бола». Энмарк Шакирович много лет проработал в Узбекконцерте. В советское время Энмарк был знаком с Яном Френкелем, Леонидом Утёсовым, Соловьёвым-Седым, Андреем Эшпаем, Иосифом Кобзоном, Ильёй Резником и многими другими известными композиторами и исполнителями. В 2005 году с семьей он переехал в Россию. В Москве Энмарк Шакирович не терял связи с родиной — Узбекистаном, постоянно общался со многими узбекскими музыкантами.

Музыка в спектакле прекрасная: дирижёр Дильшод Муталов и актёры театра вполне справляются с музыкальным материалом, чтобы донести его в полном объёме и богатстве звучания. Я видел премьеру оперетты в начале 80-х годов прошлого века. В 1981 году театр возглавил главный режиссёр, заслуженный деятель искусств России Кирилл Васильев. Свою творческую деятельность в Узбекистане Кирилл Васильев начал с постановки первой узбекской оперетты, написанной в содружестве с композитором Энмарком Салиховым «Ходжа Насреддин», впоследствии ставшей визитной карточкой театра. Пресса писала: «Ташкентскому театру оперетты принадлежит честь создания первой узбекской оперетты. Поистине солнечная музыка, сочетающая красоту узбекских мелодий и современные ритмы, созданная Э. Салиховым, послужила основой подлинно народного спектакля».

Там было всё немножко по-другому: спектакль начинался с фойе, когда первые аккорды прелюдии – карнаи и сурнаи -  заманивали зрителей и заводили их в зал, где уже на сцене начиналось основное действие. Та постановка была построена по-другому, более ярко и зрелищно, и надо признаться, актёры были посильнее - это был конгломерат талантливых выпускников ведущих музыкальных вузов Москвы и Ленинграда. На премьере присутствовали композитор Тихон Николаевич Хренников, выдающийся скрипач Игорь Давидович Ойстрах, легендарный артист балета Игорь Александрович Моисеев и другие светила музыкальной культуры.

- На ваш взгляд, какая должна быть современная национальная музыка?

- «Ходжа Насреддин» - первый и пока если не последний, то единственный национальный мюзикл: равных ему нет. Это синтез национальной и европейской музыки. Мои воспитанники в школе имени Глиэра учатся на этой музыке. В Москве хотят организовать международный конкурс эстрадных исполнителей имени Энмарка Салихова. В современной эстрадной музыке мало осталось от наследия советского прошлого: много компьютерной электронной музыки, в которой не хватает души автора и человеческих эмоций. В целом, я благодарен коллективу и руководству Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана за новое творческое обращение к наследию Энмарка Салихова в память о нём.

Нынешняя успешная премьера национальной оперетты «Ходжа Насреддин» ещё раз подтвердила старую истину: «Восток - дело тонкое, здесь сила приказов повелителей оказывается гораздо слабее ума и мудрой стратегии смельчака из народа…. Театр — это люди, судьбы, взлёты и разочарования, извечный поиск новых форм. История театра — это традиции, а традиции - это то, чем мы богаты сегодня».



          P. S. После премьеры национальной оперетты «Ходжа Насреддин» в Ташкенте многим снова захотелось побывать в благословенной Бухаре и поприветствовать бессмертного «Возмутителя спокойствия», знавшего цену Жизни, и его неутомимого верного спутника. Прав оказался создатель народного героя писатель Леонид Соловьёв, завершивший свою повесть такими словами: «Душою мы, конечно, ещё не раз вернёмся к нему и вступим в мысленную беседу с ним по различным поводам и случаям, что нам встретятся на жизненном пути, но пером, на бумаге, никогда уже не вернёмся, ибо сказали о нём всё, что знаем и что хотели сказать».

Гуарик Багдасарова

Фото из спектакля предоставил ГТМК (оперетты) Узбекистана


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий