В фестивальном
концерте прозвучали мировые шедевры разных народов: «Forte
Trio (фортепиано, скрипка, виолончель): “Ashitaka and San”; казахскую сюиту Евгения Брусиловского «Боз-Айгыр» исполнили
Максат Жусупов, Мурат Нарбеков и ударник из прославленного узбекского ансамбля «Регистан»
Ихтиёр Пулатов. Продолжили программу мастера искусств Узбекистана. Лауреаты
международных конкурсов, ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои - Азиза Мухамедова
в ансамбле с пианисткой Ферузой Мухамедовой исполнили: «Сегидилья» из оперы «Кармен»
(Ж. Бизе); Отабек Назиров – «Песенка Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди;
дуэт Азизы Мухамедовой и Отабека Назирова - «Карнавальный вальс» Сулеймана
Юдакова. Ансамбль народных инструментов «Регистан» под руководством его основателя
– Зухорбека Турапова, представляющий искусство нашей страны во многих странах
мира, в том числе и в Японии, исполнил попурри на темы восточных мелодий и вызвал
в публике горячую овацию. Завершили небольшой концерт все его участники японской
песней-гимном этому фестивалю: «Завтрашний день». После концерта все участники и
гости фестиваля «Японская осень» имели возможность познакомиться с фотовыставкой
Шигеру Йошида на втором этаже музея и пообщаться с ним в кинозале ГМИ
Узбекистана.
Известный
фотограф-художник Шигеру Йошида показал в трёх странах Центральной
Азии уникальную фотовыставку, посвящённую природной катастрофе – землетрясению
и последующему Цунами 2011 года в провинции Фукусима, когда погибло более 20
тысяч человек. Разрушения после ядерной аварии на атомной электростанции
«Фукусима Дайити» отражены в фотографиях и фильмах Шигеру Йошида, показанных на
фестивале.
-
Мы, люди, живущие на Земле, все очень разные. И всё у нас разное –
вероисповедание, культура, традиции, опыт жизни. Часто нас разделяют стены, и,
как бы ни были они высоки, крепки, несокрушимы, всё же сила культуры, искусства
намного сильнее. И когда мы строим культурные мосты, то, подобно дипломатам,
способствуем пониманию между странами и народами. Мы, люди культуры, даём
надежду на благополучное, полное гармонии будущее.
Экспозиция
включает в себя чёрно-белые фотографии с видами океана после страшного
природного катаклизма; портреты людей, рассказывающих о себе, как они выжили,
обрели себя заново в новой среде обитания на новом месте или вернувшись на
старое место проживания. Рядом с каждой фотографией расположена краткая
исповедь человека о пережитом отчаянии и несломленной вере в продолжение жизни.
Так, одна пожилая пара посадила три с половиной тысячи деревьев сакуры, чтобы
привлечь молодёжь вернуться в места обетованные. Другая пожилая пара садовников
к 2022 году вырастила 2300 кустов роз и теперь они благоухают на прежней
мёртвой земле, превращая её в райский уголок. Молодые люди выращивают лошадей,
чтобы участвовать в ежегодных традиционных исторических играх самураев. Кто-то
вместо риса стал выращивать лук, а кто-то занялся гончарным делом. В ком-то проснулось желание петь и в своих
песнях искренне рассказывать о пережитом и о своей несокрушимой вере в жизнь.
Священники во вновь построенных храмах дзэн-буддизма и синтоизма внимательно
выслушивают прихожан и дают им советы, укрепляющие «японский дух» и
монолитность нации.
Герои
фотографий Шигеру Йошида – героически выжившие после стихии люди, не утратившие
крепкую спасительную связь с природой, веру в жизнь и светлое будущее даже
после потери близких и своей работы, привычного уклада жизни. Они продолжают
молиться морю и просить у него милосердия, тишины бушующего океана и ответа на
главный вопрос, как построить мост в будущее. Фотограф с помощью своего
отточенного ремесла участвует в строительстве виртуального моста. На его сваях в
этом сооружении начертано: «Нужно быть благодарным природе».
Японцы, по словам Шигеру Йошида, любят
не только весну, но и осень, и другие времена года. Они по-разному отвечают на
вопрос, почему именно на них обрушилась стихия. Одни думают, что всё исходит по
воле Бога, другие считают, что всё плохое – это «дело рук» тёмной силы,
стремящейся погубить людей.
-
Это сложный вопрос, почему людям выпадает то или иное испытание. Но именно
молитва – самый правильный ответ на этот вопрос, - размышляет вслух
фотограф.
Фотовыставка и фильм, показанный на фестивале о природной катастрофе 2011 года в провинции Фокусима, напомнили зрителям Чернобыльскую катастрофу 1986 года. Волны высотой до 13-14 метров почти разрушили аварийные дизельные генераторы АЭС, и они остановились. Следствием стала беспрецедентно грозная ядерная авария, не виданная со времён Чернобыльской катастрофы. Разрушения после ядерной аварии на атомной электростанции «Фукусима Дайити» отражены в фотографиях и фильмах Шигеру Йошида. Они раскрывают перед посетителями фестиваля, которых со школьной скамьи воспитывали быть «царями природы» и «хозяинами своей судьбы», совершенно другой менталитет японцев: смирение перед природой, Богом, принятие всего, что посылает человеку судьба, признание себя малой частичкой мироздания.
На
выставке «Мост в завтрашний день» много сюжетов, посвящённых дамбе, выстроенной
после трагедии в Фукусиме. Высота бетонного ограждения оказалась такой же,
какой были волны цунами, — 14 метров. Обретя защиту в виде дамбы, жители
побережья потеряли возможность созерцать океан, рыбаки не могут теперь свободно
ловить рыбу. Но они не ропщут, идут к проходам, вырубленным в мощной дамбе,
чтобы снова встретиться с океаном. И японцы, созерцая океан, склоняют голову в
беззвучной молитве:
- Мы возносим молитвы не только Создателю,
но и великой Природе. У нас принято в молитве благодарить за всё Господа и
Природу, выказывать глубокое почтение, уважение окружающему миру. Я же
стремился в своих работах воплотить скрытую мощь молитвы.
Шигеру
Йошида считает, что он вносит свой вклад в ситуацию на родине, в мире: «Истина
открывается через созерцание…». Шигеру ищет истину и приглашает к поиску истины
зрителей. В своей фотоэкспозиции, в каждом снимке, он материализовал молитву:
«Одна минута. Границы для молитвы», цикл «Морская стена. Надежда и отчаяние», "Послание от Фукусимы". Пространство
фотографии становится живым, объёмным, стереоскопичным и даже стереофоничным –
тишина имеет звучание. Океан дышит.
Шигеру
Йошида тему 400-километровой дамбы высотой в 14 метров, возведённой после
цунами в провинции Фукусима, а также чёрно-белые виды океана комментирует так:
- На
самом деле я хотел, чтобы в этой бесцветности человек, созерцая черно-белую
гамму, почувствовал что-то для себя. Чтобы зритель сам нарисовал собственную
картину в тех цветах, которые были вызваны его чувствами. Может быть,
черно-белые оттенки передают тишину, спокойствие души, в первую очередь.
Поэтому я выбрал эти краски.
Бетонная
дамба в своем безмолвии оглушает человека. И она той же высоты, что и волны
цунами. Зритель видит тысячи оттенков чёрного, серого, белого, где абсолютно
белый – это сияние. Видимо, только японцам удается в минималистичном стиле выразить
столь многое. После пребывания в черно-белом пространстве мастеру чёрно-белой
фотографии Шигеру Йошида яркие цвета внешнего мира кажутся избыточными.
- Не знаю, к какой именно религии можно
отнести эти молитвы. Они близки к синтоизму, есть в них моменты буддизма,
христианства. Но моя собственная вера – это вера в природу, благодарность
природе, людям, всему тому, что за этим стоит. Молитва для меня – это
благодарность. В молитве можно передать всё, что тебя окружает, тишину и
спокойствие души»,
-говорит фотохудожник.
Фотомастер поднимается над трагедией, стремясь увидеть суть жизни, заглянуть в око Бога. Океан, водная стихия и есть для японцев олицетворение Создателя. Автор фотовыставки и документального фильма хотел донести до зрителей стилистику искусства и культуры японцев, показать отношение к миру своего народа. Фотографии и фильм вызвали много эмоций у гостей фестиваля. Фотовыставка Шигеру Йошида «Мост в завтрашний день» в рамках Международного фестиваля «Японская осень» продлится до 27.11.22 в ГМИ Узбекистана. Она призывает людей сделать всё от нас зависящее, чтобы завтрашний день был наполнен молитвой, добротой и дружбой.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий