понедельник, 21 ноября 2022 г.

Вечер романсов и неаполитанских песен в ГАБТ им. А. Навои доставил радость любителям вокальной классики

 

         Вечер романсов и неаполитанских песен состоялся 19-го ноября 2022 года в ГАБТ им. А. Навои и вызвал горячие эмоции в публике. Масштабный и разнообразный концерт в двух отделениях длился около трёх часов – и совершенно ясно, что нагрузка на внимание и восприятие зрителей была, конечно, физически достаточно весомой. Но эмоциональное обогащение душ многочисленной публики, бесспорно, было ещё более ощутимым. Своими светлыми и яркими впечатлениями долго делились представители ташкентской общественности в фойе театра, а по окончании - и на  безлюдных в достаточно поздний час  автобусных остановках…

          Программа концерта была очень насыщенной, так как включала не только чарующий мир романсов композиторов разных стран, но и солнечные неаполитанские песни, воспевающие величие любви, красоты и устремлений души к прекрасной мечте, которая обуревает нами на протяжении всей жизни. Их подарили зрителям ведущие мастера и талантливая творческая      молодёжь в ансамбле с лучшими концертмейстерами Большого театра. Разобраться в этом классическом наследии и по достоинству оценить мировые шедевры помогли не только участники концерта, но и сам автор композиции, режиссёр и ведущий программы, заслуженный деятель искусств Узбекистана - А.Е. Слоним. Вот о чём поведал зрителям Маэстро в этот раз, не сходя со сцены в течение всего концерта: то на авансцене в полном контакте с залом, то уютно устроившись за маленьким «салонным» столиком, на котором весь вечер горела свеча. Именно так, как это было принято во времена, когда люди долгими вечерами не устремляли свой взор в не существующий (к великому благу!) в те времена телевизор, а посвящали свой вечерний досуг музицированию, слушанию романсов и сердечному общению, обогащающему души…

- Мир романсов велик, разнообразен и многоцветен. А каждый романс - это не только красиво спетое произведение, звучащие ноты и поэтические слова, слитые воедино. Каждый романс, вдохновенно исполненный и прожитый артистом, - это своеобразный моноспектакль со всеми перипетиями жизни и чувств героя и героини; со всеми устремлениями к любви, свету, очищению души. И со всеми смятением и сомнениями духа, главными вопросами жизни, часто не находящими ответа; со всеми не всегда сбывающимися помыслами и грёзами... А душа всё с тем же порывом стремится обрести свой свет и гармонию...

Десятки романсов разных композиторов, напевность и стили разных стран, озвученные стихи высокой поэзии будут представлены вам, дорогие зрители на сцене ГАБТ имени А. Навои в концерте-композиции "Вечер романсов и неаполитанской песни". Да, - и солнечная, и страстная неаполитанская песня будет сплетаться со звучанием романсов  в единый прекрасный венок. На сцену выйдут как опытные мастера, так и совсем молодые певцы нашего театра, которым тоже хочется поведать о вечных и неизменных чувствах и устремлениях духа - в ансамбле с лучшими пианистами-концертмейстерами. Наряду со знакомыми произведениями будут исполнены и абсолютно редкие, почти не звучащие, но весьма интересные и значительные, искренние и яркие. Мы надеемся, что он подарит вам немало приятных минут и встреч с мировыми шедеврами романсовой лирики.

Роскошная программа вечера, реализовавшая во всей полноте романтику романса, оправдала все ожидания зрителей своим разнообразием и расширила наше представление о национальной форме и общечеловеческом содержании, буквально, каждого произведения, так как артисты Большого театра старались передать самобытность каждого произведения и своё личное понимание его. Очень порадовало и то, что это был не просто концерт в привычном понимании, а увлекательная вокально-музыкальная театрализованная композиция в жанре спектакля-концерта – как это всегда разнообразно проявляется в проектах Андрея Евсеевича Слонима. Чувствовалась большая скрупулёзная работа над каждым нюансом очередного номера – в результате которой и опытные мастера, и совсем молодые солисты, только начавшие свой        путь – предстали разнообразно, ярко и внятно. Нельзя не отметить своеобразный «парад» ведущих концертмейстеров театра самых различных творческих индивидуальностей – от опытнейших Людмилы Слоним и Диляры Ахметшиной до впечатляющих молодых - Шахнозы Ташпулатовой, Зарины Шаметовой, Азизбека Сохибова.

В программе прозвучали достаточно известные классические романсы на узбекском языке: «Севимли ёрим…» Х. Рахимова и «Кашмирида» М. Ашрафи (Малика Акмалжонова, Партия фортепиано -  Диляра Ахметшина). Широкий пласт русской романсной лирики конца XIX- ХХ веков, разнообразной по своему характеру, интонации, техническим сложностям исполнения раскрыли Алиса Мансурова, Елена Шавердова, Эльмира Мамедова, Мадина Мухаммадиева, заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова,  Анжилика Мухаметзянова, Яника Багрянская, Бекзод Садыков, Далай Жаргалов, исполнив произведения Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, П. Чайковского, А. Верстовского, М. Мусоргского, Г. Свиридова, Б. Прозоровского в ансамбле с яркими и разными в своих индивидуальностях концертмейстерами: Людмилой Слоним, Дилярой Ахметшиной, Шахнозой Ташпулатовой, Зариной Шаметовой, Азизбеком Сохибовым.

Весьма сильное впечатление на зрителей произвели молодые начинающие солистки - Фатима и Зухра Турсунбаевы, подарившие взыскательной публике романс М. Глинки изысканно и с большим вкусом «Не искушай меня без нужды…» и «Кушча» («Птичка») С. Юдакова, исполнив их слаженным органичным дуэтом в ансамбле с Зариной Шаметовой. Такой же восторг вызвало исполнение Зухрой Турсунбаевой знаменитого романса «Соловей» А. Алябьева на стихи А. Дельвига (партия фортепиано – Зарина Шаметова). Молодая Ульяна Ким энергично перенесла нас вначале в светлую праздничную Италию, зажигательно исполнив задорное и обаятельное "Приглашение" Дж. Россини. Затем воплотила светлую страстность и изысканность "Болеро" Л. Делиба в динамичном и гибком ансамбле с Дилярой Ахметшиной.

Зрители имели возможность сравнить две музыкальных интерпретации одного из самых трогательных в творчестве Пушкина стихотворения: «Не пой, красавица, при мне…». Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях в салоне Олениных, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина. Пушкин вспомнил далёкое время своего первого путешествия по Кавказу. Пушкин вспоминает в нём о своем пребывании летом 1820 г. на Северном Кавказе с семьёй Раевских. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку Елену Влодек, когда-то очень нравившуюся ему. Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом. Оно содержит в себе переживание об утраченной любви. Существуют три версии русского романса: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова и С. Рахманинова. Фатима Турсунбаева представила самую популярную версию С. Рахманинова (партия фортепиано – Зарина Шаметова), вызвав восторг в публике.

Романс «Не пой, красавица, при мне…» Сулеймана Юдакова открыл собой узбекскую Пушкиниану. В нём родоначальник этого жанра в узбекской музыке, сохранив элегическое начало пушкинского стихотворения, внёс в музыку национальный колорит с общевосточными элементами. Этот романс на узбекском языке («Куйлама, сохибжамол…») представил Отемис Джуманиязов в весьма колоритном музыкальном ансамбле с Азизбеком  Сохибовым.

И ещё одно сопоставление двух совершенно разных вокально-музыкальных версий романса на единый поэтический текст было красноречиво раскрыто в вечере-концерте. Трепетное, пронизанное ностальгией по безвозвратно ушедшим дням и чувствам юности стихотворение А.К. Толстого совершенно по-разному вдохновило на создание романса двух великих композиторов – П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. И если у Римского-Корсакова мы услышали в исполнении Елены Шавердовой истинно «импрессионистическое» настроение, погружение в светлое воспоминание – то в совершенно иной версии Чайковского Эльмира Мамедова подчеркнула драматизм прощания и с утраченными грёзами, и со светлым призраком любви. Даже строка «То на любовь мою в ответ ты опустила вежды» у Римского-Корсакова олицетворяет согласие молодой героини в её ответе на первое чувство – а у Чайковского, напротив,  здесь явственно ощущается «зависание» ответа, неприятие порыва. Оба этих шедевра романсового творчества были исполнены в трепетном, живом ансамбле с Людмилой Слоним.

Нельзя обойти вниманием интереснейшее включение в композицию вечера-концерта произведений, практически не звучащих с концертной эстрады. В их числе – и замечательный романс Б. Прозоровского «Минареты». Мы с особой силой оцениваем это произведение именно потому, что великий певец Л.В. Собинов, приехавший в 30-е годы на гастроли на туркестанскую землю, – был очарован таинственной красотой восточной культуры. Он написал прекрасную поэтическую миниатюру о минаретах, которые «мягко режут апельсиновую даль» неба на рассвете. Образность этих стихов вдохновила известного композитора Бориса Прозоровского (трагически закончившего свою жизнь в печально памятном конце тридцатых годов). Анжилика Мухаметзянова в тонком ансамбле с Людмилой Слоним передала и красоту этого восприятия, и тончайший лиризм этого прекрасного романса. Обаятельно прозвучал в этом же исполнении полный душевной гармонии и единства с природой романс С. Рахманинова «Здесь хорошо…» на стихи Г. Галиной.

В числе опытных мастеров убедительно представила лучшие образцы романсовой лирики разных периодов и стилей заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова. Она раскрыла высший надчеловеческий смысл прекрасного творения П.И. Чайковского: «Горними тихо летела душа небесами…». А затем – неожиданно! –  изящно и утончённо представила обаятельный опус Бориса Мандруса (знаменитого пианиста-аккомпаниатора Клавдии Ивановны Шульженко!) – обработку арагонской хоты «Фраскита».  В полном слиянии с её пением и энергетикой образно «действовала» музыкой фортепианной партии Шахноза Ташпулатова.

Палитру современной узбекской музыки обогатила Феруза Юсупова, тонко и изысканно исполнив «Бахор кушиги» М.  Бурханова и «Мухаббат» Ш. Рамазанова на стихи Т. Тулы (партия фортепиано – Диляра Ахметшина).

 

    Народный артист Узбекистана Аваз Раджабов дополнил эту музыкальную картину, очень искренне, доверительно и сердечно представив «от своего имени» любимую в народе песню Т. Кулиева «Красота, мой друг, не вечна…» на стихи Р. Рза (партия фортепиано – Азизбек Сохибов) и «Лунный сад» М. Отажонова в ансамбле с автором, исполнившим партию фортепиано. Эту галерею органично дополнило и поэтичное исполнение молодой Мадиной Мухаммадиевой одного из прекраснейших романсов выдающегося узбекского композитора Рустама Абдуллаева «Согинч», в котором единение выразительного пения и фортепиано (Людмила Слоним) воссоздало мир души, ищущей своего прорыва к счастью и свету. А затем Мадина Мухаммадиева уверенно и искренне раскрыла драму неразделённой любви в романе-моноспектакле П.И. Чайковского «Забыть так скоро…» на стихи А. Апухтина.

Романтический цикл вечера органично обогатило выступление молодого яркого тенора Бекзода Садыкова. Он с мощным излучением экспрессии раскрыл трагическую суть романса-миниатюры С. Рахманинова на стихи Д. Мережковского «О нет, молю, не уходи…», а затем, переместившись в преддверие наших дней, – светло подарил зрителю обаятельный шлягер «Be my love!..» Н. Бродски.

Яника Багрянская со всей полнотой внутреннего излучения порывов души и голоса воплотила трагический романс С. Рахманинова на стихи А. Апухтина «О, не грусти по мне…». А через мгновение ведущая солистка артистично включилась в иронично-саркастичный ряд образов «Гопака» М. Мусоргского на острые сатирические стихи Т. Шевченко. И вновь в разнообразном и разнохарактерном ансамбле с певцами была Людмила Слоним.

В обширной программе концерта прозвучали также неаполитанские песни «Катари» (С. Кардилло) и «Не плачь…» (Э. Де Куртис), наполненные горячим солнцем и страстью жителей Италии в исполнении заслуженного артиста Узбекистана Неъмата Хабибова (партия фортепиано - Людмила Слоним). А затем на сцене предстал замечательный дуэт теноров, уже завоевавший горячий приём зрителей, - Абдуллы Ширинова и совсем молодого тенора Саидасрора Йигиталиева. Непосредственно и живо, играя в некое «соревнование» взаимодействия, они подарили залу «Скажите, девушки…» Р. Фальво на стихи В. Фуско и «Неаполитанскую тарантеллу» Дж. Россини, вызвав истинный восторг зала. Здесь молодой концертмейстер Зарина Шаметова поистине блеснула и чуткостью ансамбля, и блестящей филигранной фортепианной техникой.

Сюрпризом для всех предстал гость из Москвы, выпускник Центра подготовки певцов Галины Вишневской, Далай Жаргалов. Он не является официально солистом оперной труппы ГАБТ им. А. Навои, но изъявил желание выступить в качестве гостя и проникновенно раскрыл полный экспрессии романс С. Рахманинова «В молчанье ночи тайной» и таинственную образность Петербурга в непростом и редко звучащем романсе «Г. Свиридова «Петербургская песня» на стихи А. Блока.

Песенную лирику Андрей Слоним традиционно обогатил декламацией стихов из классической поэзии. Он представил зрителям, по своей сути, два моноспектакля: символическое таинственное стихотворение А. Блока «В голубой далёкой спаленке…» и героическое произведение «Старый капрал» П. Беранже в переводе В. Курочкина. Это стихотворение написано в жанре куплетов и стало впоследствии «драматической песней», принадлежащей к числу лучших произведений А. Даргомыжского. «Старый капрал»

 А. Даргомыжского – это, в сущности, драматическая сцена: монолог старого капрала, приговорённого к смерти за оскорбление молодого офицера, прекрасно сыгранная Андреем Слонимом в глубоко трагическом ключе. Несмотря на своеобразие куплетной формы, авторские повторы рефрена в исполнении Андрея Евсеевича наряду с драматизмом основного действия – каждый раз были разнообразны и несли в себе глубокий смысл…


Завершая программу, А.Е. Слоним всем пожелал благоприятной осени и зимы, здоровья и – непременного прорыва к Весне! Сославшись на слова великого тенора Плачидо Доминго, который всегда провозглашает, «чтобы приблизить приход новой Весны, надо как можно больше петь!», - он посоветовал всем любителям романсов свято хранить святое свойство «пения души». И заверил от всех участников концерта, что они будут с удовольствием дарить своё пение и впредь в дальнейших программах и проектах, чтобы человеческие души стали красивее, добрее и гармоничнее…

Гуарик Багдасарова

Фото Юрия Полянского

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий