Необычная праздничная сутолока в фойе Большого зала консерватории - с незапланированной фотосессией с друзьями на парадной лестнице; беготнёй телевизионщиков, на ходу берущих блиц-интервью у артистов и зрителей; стихийными очередями возле гардероба и выяснением, куда лучше засунуть фетровую женскую шляпку – в карман или рукав демисезонного плаща; стремительным и не всегда успешным поиском своего заветного места в зрительном зале - истинный ажиотаж ташкентской публики, до предела заполнявшей Большой зал нашей консерватории и упорно ищущей свои места задержал концерт на 15 минут.
Но вот, наконец-то, на сцене
расселись оркестранты, молодой дирижёр занял центральное место перед пюпитром,
и к публике вышел Маэстро – автор композиции и преамбул, режиссёр ГАБТ,
заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Евсеевич Слоним. В зале тотчас
установилась гробовая тишина, в которой набатом прозвучало стихотворение Бориса Пастернака, посвящённое
«Гамлету» («Гул затих. Я вышел на подмостки…»). Этот суровый и жёсткий
«портрет» мятежного ХХ века, без пощады ломающего судьбы людей и жизненных
укладов, оказался необыкновенно кстати в непривычно-парадоксальном, но верном
сопоставлении его со всей драматической судьбой высокоодарённого Певца, волею
резкого «взлома» судьбы оказавшегося оторванным и от Родины, и от высоко
ценившего его российского зрителя:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно: "Авва, отче,
Чашу эту мимо пронеси".
Я люблю твой замысел
упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Оркестр начал тонко и проникновенно исполнять
«Симфоническую картину «Рассвет на Москва-реке»из оперы М.П. Мусоргского
«Хованщина» и в одно мгновение увлёк зрителей в конец XIX - начало XX веков, где начиналась целая эпоха русского искусства
в лице Фёдора Шаляпина. Смысл этого великого произведения начертался и в
расцвете таланта великого Шаляпина, и в неслыханном подъёме искусства и
культуры России в этот период.
Ведущий Андрей Слоним в течение всей программы
выходил на авансцену и в виде кратких преамбул раскрывал публике тот или иной
яркий эпизод из жизни и творчества великого певца, детали его творческих особенностей,
конкретно связанных с каждым текущим номером программы. Как точно и ёмко выразился
наш Маэстро: «Нам сегодня важны не даты и не хронология, а сама глубинная суть
творчества Фёдора Ивановича Шаляпина и его новаторских открытий в оперном
исполнительстве».
Выходец из крестьянской семьи, Федор Шаляпин
сформировал как Личность себя сам под влиянием выдающихся дарований своего
времени – художников, композиторов, писателей, деятелей театра. В ярком
расцвете своего исключительного дарования
и в непрерывном труде над самосовершенствованием он достиг подлинных
высот искусства. Ему довелось выступать в самых престижных театрах мира —
Большом, Мариинском, Метрополитен-опере, Ла Скала. Среди поклонников и
сподвижников его таланта были композиторы Сергей Рахманинов и Антон Рубинштейн,
великий режиссёр Константин Станиславский, актёр Чарли Чаплин и будущий
английский король Эдуард VI – и ещё многие-многие другие. Критик Владимир
Стасов называл его «великим художником», а Максим Горький — отдельной «эпохой
русского искусства». Так из церковного хора простой крестьянин совершенно
самостоятельно вырастил свой дар до возможности удачно дебютировать в
Мариинском, Большом театрах – а затем расширил сферы своих творческих поисков и
открытий на многие великие оперные сцены мира.
В 22 года Фёдор Шаляпин ярко дебютировал в
Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Необычность его
трактовок вызвала неприятие ревнителей рутинного «академизма». Спустя год
выдающийся меценат Савва Иванович Мамонтов пригласил молодого певца в
Московскую частную оперу. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне
возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего
темперамента», — говорил Шаляпин. Молодой бас удивительным сочетанием яркого и
выразительного пения с выдающимся актёрским мастерством собирал своим
исполнением полный зал. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова,
Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского – предстали
во всей своей глубине, многогранности и новизне воплощения Певцом. «Одним
великим художником стало больше», — писал о Шаляпине музыкальный критик
Владимир Стасов.
Успех был настолько грандиозный, что современники
шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор
Шаляпин». Шаляпинский высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии,
Америке, Великобритании. Восторженный приём публики вызывали и его выступления
в спектаклях, и концертное исполнение оперных арий и камерных произведений
- романсов и народных песен. Где бы ни
пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей, даже во
время отдыха на даче.
Остановила триумфальные гастрольные турне Первая
мировая война. Певец на собственные средства организовал работу двух лазаретов
для раненых. После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге и был
художественным руководителем Мариинского театра. Год спустя Царь-бас первым из
деятелей искусств получил звание народного артиста республики, которого вынужденно
лишился, отправившись в эмиграцию.
В 1922 году артист не вернулся из гастрольной
поездки по США, хотя считал, что покидает Россию лишь на время. Объехав с
концертами весь мир, певец много выступал в «Русской опере» и создал целый
«театр романса». Шаляпинский репертуар насчитывал около 400 произведений.
«Люблю граммофонные записи. Меня волнует и творчески
возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную
публику, а миллионы слушателей», — говорил певец и записал около 300 арий,
песен и романсов. Оставив богатейшее наследие, на родину Фёдор Шаляпин не
вернулся, но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. В 1938
году Фёдор Иванович умер в Париже, а спустя полвека сын Фёдор добился
разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище. Этому
справедливому акту способствовали активные порывы крупных мастеров оперы –
Ивана Семёновича Козловского, Марка Осиповича Рейзена и многих других
выдающихся личностей. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули
звание народного артиста.
Предваряя ёмкими преамбулами каждый номер, автор композиции режиссёр и ведущий Андрей Слоним чётко обозначил смысл концертных выступлений современных певцов: «Мы ни в коем случае не стремимся сопоставить, сравнивать наши выступления с божественным даром Шаляпина. Мы сегодня только совершаем приношения его памяти и великому таланту и исполняем его репертуар так, как его понимают и осознают певцы наших дней». В чёткой, многокрасочно и разнообразно разработанной постановщиком композиции-программе юбилейного вечера ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои бережно передали разноликие образы Шаляпина и атмосферу каждого спектакля, в котором пел этот неподражаемый гигант оперного искусства.
Зрители с замиранием сердца слушали и горячо аплодировали заслуженному артисту Узбекистана Кириллу Борчанинову, принявшему на себя, пожалуй, самые сложные басовые номера шаляпинского репертуара. Открывая программу, он с большой экспрессией исполнил полную драматизма и осознания своего одиночества Арию Короля Филиппа из оперы «Дон Карлос» Дж. Верди.
Следом
за этим номером молодая солистка ГАБТ им. А. Навои Валерия Шароватова уверенно и с большой энергетической устремлённостью
раскрыла образ принцессы Эболи в её знаменитой «арии раскаяния», где она
укоряет себя в том, что оклеветала перед королем его супругу Елизавету, намекая
на её неверность королю. Эта сложная и технически, и психологически ария была
исполнена молодой певицей в богатстве контрастов, в своей особой правде
раскрытия характера героини.
В конце сентября 1896 года московская пресса
рассказывала о спектаклях Русской частной оперы С.И. Мамонтова с участием Ф.И.
Шаляпина в роли Мефистофеля: «…г. Шаляпин обнаружил недюжинный сценический
талант».
В
мае 1900 года Ф.И. Шаляпин выступал в миланском театре Ла Скала и поразил
итальянскую публику образом Мефистофеля.
«Образ шаляпинского Мефистофеля не соответствовал оперным шаблонам, -
рассказывал А.Е. Слоним, - но Шаляпин новизной своих трактовок убедил даже
великого итальянского дирижёра Артуро Тосканини. Резко оборвав попытки главы
итальянской «клаки» вынудить певца оплатить его аплодисменты в театре «Ла
Скала», Шаляпин своим пением и игрой заставил самих клакерских аферистов…
бешено аплодировать его выступлениям! А сама премьера оперы Арриго Бойто
«Мефистофель» с Шаляпиным превратилась в настоящий оглушительный триумф
русского оперного искусства».
«Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды
оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр…
Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и
непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими
певцами, но и в целом на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в
том числе произведений Верди… Да и произведения других композиторов мира –
например, французских – тоже преломились через призму гениальных шаляпинских
открытий», - продолжал Андрей Слоним. «Наши отечественные артисты, - заметил
режиссёр ГАБТ им. А. Навои, - в сценической разработке роли за основу, вне
всякого сомнения, берут шаляпинские образы, но при этом они вносят свою
энергетику и современное смысловое понимание роли».
Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов на
вечере-концерте великолепно и совершенно по-своему исполнил злые и едкие
куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно о власти всемогущего золота, которые можно назвать
главной «визитной карточкой» оперы. Он также остро и своеобразно исполнил Серенаду Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно. Издевательская серенада Мефистофеля
завершается саркастическим "Ха! ха! ха! ха!", звучащем в дерзком
контрасте голосовых регистров. Именно эта саркастическая серенада выводит из
себя Валентина, брата Маргариты, предрекая его гибель, – и конечно же,
неизменно вызывает бурную реакцию в
зрительном зале, как произошло и в этот раз.
Народный артист Узбекистана Аваз Раджабов в совершенно ином стиле исполнил Каватину Валентина
из оперы «Фауст» Ш. Гуно, раскрыв образ антипода Сатаны, который боготворит
чистоту своей сестры и впоследствии жертвует своей жизнью, отстаивая ее честь.
Это обращение к Всевышнему: "Бог всесильный, бог любви!" – несёт свет
и надежду в противовес дьявольским козням Мефистофеля. Аваз Раджабов
убедительно раскрыл устремлённость души Валентина, молящего Творца защитить
сестру от Зла. . Мелодия Каватины Валентина завершается хоральной темой
торжества истинного Добра и светлых надежд.
…В дни пушкинского юбилея (отмечавшего 100-летие со дня рождения великого поэта) в Петербурге на торжественном вечере в Таврическом дворце среди других произведений на сюжеты Пушкина была поставлена и опера Сергея Рахманинова «Алеко». Партию Алеко пел Шаляпин. Критики восторженно оценили исполнение гениального артиста, однако упрекали Шаляпина за то, что он загримировался Пушкиным. Действительно ли так не прав был Шаляпин, попытавшийся хотя бы внешне отождествить Алеко с А. С. Пушкиным? – вопрос остаётся открытым по сей день.
Заслуженный артист Узбекистана Руслан Гафаров в классической манере исполнил Каватину Алеко из лирико-психологической камерной оперы «Алеко» молодого 19-летнего Сергея Рахманинова по мотивам последней южной пушкинской поэмы «Цыганы». Она по психологическому драматизму занимает центральное место в опере:
Судьбы,
коварной и слепой;
Но,
боже! Как играли страсти
Моей
послушною душой. –
А вскоре после этого Руслан Гафаров со всей романтической страстностью
исполнил Арию Демона из оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна, открыв новую
страницу из жизни и творчества Фёдора Шаляпина в истории русской музыки. Воистину
– мятущийся, непримиримый, эгоцентричный в жажде самоутверждения Демон Шаляпина был его очередным прорывом в
оперном искусстве в 1906 году. Художник Александр Головин запечатлел
удивительное разнообразие образов, созданных певцом. Они были во всем
многообразии представлены на экране наряду с другими сценическими образами
Шаляпина. О шаляпинской трактовке Демона Головин говорил: «Прежде его
изображали усталым, томящимся, разочарованным. Шаляпин показал не только тоску
и разочарование, но и страшную муку, отчаяние, крах полного душевного
опустошения». Впервые артист появился в этой роли в 1904 году на сцене Большого
театра в Москве, а спустя год — в Мариинском театре.
В ходе программы перед зрителями
поочерёдно сменялись образы из классических русских опер. Светло и чувственно
исполнил Аваз Раджабов страстную арию Роберта из оперы П.И. Чайковского «Иоланта».
Кирилл Борчанинов вновь взял на себя неимоверную весомость, и многоплановость,
и высокую энергетику мучительного монолога-раздумья Царя Бориса о безысходности
его устремлений из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Именно в образе царя
Бориса, затеявшего преступное убийство царевича Димитрия, чтобы утвердиться на
царском престоле, – на разных сценах в различных оттенках и нюансах, но в
равной мере гениально выступал Ф.И. Шаляпин, воистину сделав этот образ одним
из центральных в своей обширной галерее героев…
Приятным сюрпризом для зрителей стало
участие в концерте солиста театра
«Санктъ-Петербургъ-Опера» - Валерия
Каула. Молодой певец из России
покорил зрителей обаятельным артистизмом,
естественным проживанием классических образов на сцене в диалоговой форме с
публикой и даже дирижёром, словно и его приглашая подыграть ему. В его лёгкой
непринуждённой интерпретации Арии Мельника из оперы «Русалка» А.С.
Даргомыжского совершенно по-новому и свежо заиграли яркие краски этого
непростого образа русского крестьянина. А чуть позже Валерий Каула с той же
смелостью – по-юношески свежо и непринуждённо, с завидной пылкой живостью –
исполнил Арию дона Базилио «Клевета» из оперы «Севильский цирюльник» Дж.
Россини, покорив ташкентскую публику своим незаурядным воображением и
решительным индивидуальным прочтением
образа. Так оба знаменательных
творения Шаляпина – Мельник и Базилио! – были своеобразно и динамично раскрыты
в памятном вечере с особой искоркой задора и озорства, необычайно свойственных также
великому дару Шаляпина.
Уже под занавес зажигательно и филигранно прозвучали
Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» Ж. Бизе в дуэте Аваза Раджабова и Руслана
Гафарова. Исполнение в финале программы русской народной песни «Вдоль по
Питерской» Кириллом Борчаниновым в дуэте с Валерием Каула было похоже на захватывающее состязание двух басов, в
котором каждый солист сумел сохранить свою творческую индивидуальность и одновременно не нарушить целостность
произведения. Зал бушевал, громко аплодировал и скандировал: «Браво!». И тогда
под гром оваций на сцену вышел руководитель «Русского дома» в Ташкенте Михаил Вождаев и поблагодарил всех организаторов, участников
концерта и пришедших зрителей. А затем совершенно неожиданно среди вышедших на
поклон участников концерта Кирилл Борчанинов, Валерий Каула, дирижёр с
оркестром импровизированно (совершенно по-иному, чем в первый раз!) спели на «бис»
«Клевету» Базилио и «Вдоль по Питерской», удивив публику новым букетом художественных
экспромтов и артистического озорства.
Именно здесь, в апофеозе вечера, хочется особенно
отметить мастерство дирижёра оркестра Бобомурода
Худайкулова, на высоком
уровне и в глубоком тонком ансамбле с каждым солистом продирижировавшего
сложной и разнообразной программой. Зрители чувствовали на протяжении всего
концерта, как Маэстро умело раскрывал музыкальное и образное богатство программных
произведений и чутко выявлял исполнительские способности каждого солиста и
оркестра.
Видеопанорама из документальных фотографий и иллюстраций живописных произведений Александра Головина, Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Валентина Серова, Ильи Репина с образом Шаляпина на большом экране раскрывала художественную образность творений Певца и освещала ретроспекцию различных эпизодов его богатой жизни и давала возможность зрителям погружаться в жизнь и творчество гениального сына земли русской, запечатлённые в произведениях художников и фотографов того времени.
Именно такое несокрушимое триединство организаторов юбилейного вечера-концерта, его участников и зрителей подтвердило самый важный афоризм Фёдора Ивановича Шаляпина: «Искусство… вечно, как и сама жизнь». Это реализованное во плоти мудрое изречение дало всем, кто был в этот вечер в переполненном до верхнего яруса Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, – поистине незабываемые яркие впечатления, вселяющие добрые надежды и свет в человеческие души…
Гуарик
Багдасарова
Фото
автора и Ларисы Павлевой