среда, 1 марта 2023 г.

ГТМК (оперетты) Узбекистана отметил 140-летие Имре Кальмана премьерой спектакля-концерта "Последний чардаш"

 

           В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 26 февраля 2023 года по госзаказу Министерства культуры и туризма Республики Узбекистан состоялась премьера спектакля-концерта "Последний чардаш" Имре Кальмана.

«Сильва», «Марица», «Баядера», «Мистер Икс», «Цыган-премьер» -названия этих оперетт знакомы миру благодаря необыкновенно яркой одарённости их создателя – венгерского композитора Имре Кальмана (1882–1953). В 2022 году музыкальный мир отметил 140-летие композитора, который сумел вложить в свою музыку весь темперамент венгерских мелодий, насытив их национальным колоритом, духом мечты, тайны и праздника, вплетённого в общую канву произведений.  «Последний чардаш» - история любви из оперетт, рассказанная второй женой композитора Верой Кальман… в её мемуарах «Помнишь ли ты?..» (1989), которые позволяют сегодня глубже понять личность композитора.

Настоящая фамилия Имре Кальмана – Копштейн. Oн был сыном коммерсанта-зерноторговца еврейского происхождения, впоследствии разорившегося, вырос в Венгрии, в Шиофоке, на озере Балатон. Eго классические произведения не имели успеха у публики. Зато весёлые куплеты, которые он писал под псевдонимом, распевал весь Будапешт. Произведения Имре Кальмана сегодня известны по всему миру. К опереттам Имре относился несерьезно, хотя именно они прославили его. Он написал 17 оперетт, несколько симфонических и фортепианных произведений. Лучшими творениями Кальмана считают оперетты; «Цыган-премьер», «Королева чардаша», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра». После премьеры «Принцессы цирка» Кальман стал признанным «королём оперетты» и «императором Вены». По мнению биографов Кальмана, «Сильва», «Графиня Марица» и «Принцесса цирка» «кормили» венгерского композитора и его семью всю жизнь.

          Перед началом спектакля мне удалось побеседовать с режиссёром-постановщиком Натальей Владимировной Салиховой.

          - Что нового вносит «Последний чардаш» в массовое представление о композиторе Имре Кальмане, ведь название спектакля-концерта зрителям почти ничего не говорит об этом?

          - Задача постановщиков была рассказать не только о парадной сценической, но и закулисной жизни композитора через воспоминания его возлюбленной, Музы и жены - Веры Макинской-Кальман, разделившей последние трудные годы жизни и творчества Короля оперетты. В нашем  спектакле её играют Виктория Рудзинская и дублёр - Олеся Зварцева.

          Казалось, между русской эмигранткой и известным венгерским композитором не могло быть ничего общего. Имре Кальман поначалу всего лишь проявил дружеское участие к бедной молоденькой девочке. Тогда никто и предположить не мог, что Вере Макинской, девушке русского происхождения, суждено было стать последним счастьем гения. Наш спектакль-концерт основан на истории их взаимоотношений и тем самым придаёт жизненное правдоподобие актёрской игре и историческую  достоверность представлению, в котором мы рассказываем о творческих поисках и музыкальных достижениях композитора в хронологическом порядке. Верушке, как любя называл свою супругу Кальман, матери его троих поздних детей, он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку Монмартра».

В жизни великого композитора значительное место занимала также первая жена. Её звали Паола Дворжак, уроженка Зальцбурга, до встречи с Кальманом была актрисой. Увидев талант в Имре, она решила посвятить свою жизнь и своё небольшое состояние его развитию. Они переехали в Вену – тогдашнюю столицу Австро-Венгерской империи, где начался новый виток жизни и творчества Кальмана. Паола была старше своего возлюбленного на десять лет. К тому же, она тяжело болела и с каждым годом чувствовала себя всё хуже и хуже, а последние годы жизни была прикована к инвалидному креслу. Кальман преданно заботился о ней, у него и мысли не было оставить женщину, которая столько для него сделала…

В жизни композитора вскоре появилась «легкомысленная» Муза, женщина, вдохновившая маэстро на создание «Сильвы», «Марицы»  и «Принцессы Цирка». «Неповторимый и единственный взгляд. Глаза любимой словно звезды горят…» – эту арию в «Принцессе цирка» маэстро Кальман посвятил своей возлюбленной, одной из красивейших женщин своего времени, звезде немого кино - графине Агнес Эстерхази. Главная героиня спектакля Вера Кальман (В. Рудзинская) упоминает её наряду с другими увлечениями композитора в своём захватывающем монологе. Он растянулся на всё действие спектакля и связал отдельные концертные номера в единое повествование, полное театральных интриг, каламбурных острот, поиска счастья, триумфа и разочарований, и апофеоза праздника жизни.


          В целом, спектакль-концерт посвящён музыкальным шедеврам Короля оперетты. В программе более полутора часов без перерыва звучит в исполнении симфонического оркестра театра под управлением дирижёра – заслуженного деятеля искусств Узбекистана, кавалера ордена «Дустлик»  Батыра Расулова великолепная, не утратившая актуальности звучания музыка Имре Кальмана: Увертюра из оперетты «Цыган – премьер»; Сцена и дуэт Сильвы (заслуженная артистка Узбекистана и Татарстана Динара Миняева) и Эдвина (Валерий Климов) из оперетты «Сильва»; Выходная ария Сильвы ( Динара Миняева) из оперетты «Сильва»; Песенка Бони (Хабиб Рахматов) из оперетты «Сильва»; 


Выходная ария Марицы (Гульнара Самыкова) из оперетты «Марица»; Чардаш Тасилло (Бабур Чулиев) из оперетты «Марица»; 

Сцена  и дуэт Божены - Тамара Мадонова и Пенижека -кавалер ордена «Дустлик» Валерий Юлдашев из оперетты «Марица» «Танец с шарфом» из оперетты «Голландочка»; Сцена и дуэт Элли (Наргиза Баратова) и Штерцеля (Константин Морозов) из оперетты «Голландочка»;

 Ария Раджами (Шерзод Аширов) из оперетты «Баядера»;

Сцена и дуэт «Шимми» (Мариэтта – Диана Шерезданова; Филипп – заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков) из оперетты «Баядера»; «Мавританский танец»  из оперетты «Баядера», полный огня и страсти;


Дуэт Юлишки (Рузанна Рахимова) и Лачи (Ильёс Алижанов) из оперетты «Цыган-Премьер»; 

Темпераментный, яркий, динамичный «Цыганский танец» из оперетты «Цыган-Премьер»; Ария Пали Рача (Махмуд Рузиев) из оперетты «Цыган-Премьер»; Ария Мистера Икса (Валерий Климов) из одноимённой оперетты, носившей в период создания название «Принцесса цирка»; 

Дуэт Тони (Тимур Айсин) и Мари (Зинаида Тупикова) из оперетты «Мистер Икс»; 




Ария Виолетты (Рузанна Рахимова) из оперетты «Фиалка Монмартра»;

зажигательная «Карамболину-Карамболетту» – визитная карточка оперетты «Фиалка Монмартра» - исполняли  солистки, хор и балет театра. Солистка оркестра – скрипачка Влада Липатова.

         В танцевальных и массовых сценах были заняты артисты хора: хормейстер Яна Карабанова; артисты балета: балетмейстеры – заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева и кавалер ордена «Дустлик» Валентина Ульянова. Они придали особую яркость спектаклю, в котором сольные номера ведущих солистов театра гармонировали с хоровым звучанием некоторых произведений и с национальными танцами. Возглавляет прекрасную певческую труппу  главный режиссёр театра Гульрух Нажидова.

Режиссёр-постановщик спектакля-концерта Наталья Владимировна Салихова в интервью рассказала, как много и тщательно пришлось работать с каждым артистом, чтобы на одном дыхании с оркестром передать всё богатство музыки Кальмана, в которой сочетаются национально-самобытный венгерский характер, глубокое постижение интонационной природы народного искусства и виртуозное претворение разнообразных музыкальных форм. При этом надо было сохранить индивидуальность исполнителей, среди которых были и звёзды театра, и молодые артисты Ш. Аширов, Т. Айсен, И. Алижанов, набирающие опыта у старших мастеров сцены, для которых спектакль-концерт стал дебютным.

Прекрасные вокальные партии «Помнишь ли ты...», «Без женщин жить нельзя на свете», «Красотки кабаре», «Снова туда, где море огней…», ровно и слаженно звучащий оркестр, профессиональный балет - превосходно дополнили общее впечатление. В наши дни, как у нас в Ташкенте, эти бессмертные арии исполняют на лучших сценах мира.

          «В итоге история любви Веры Макинской и Имре Кальмана, - продолжает наш разговор Наталья Салихова, - преодолевая политические, социальные и личные противоречия, их встречу и разлуку, в конце концов, побеждает все отпущенные им испытания и невзгоды жизни - сегодня эта тема звучит весьма актуально». Приход к власти Гитлера, победное шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь сначала во Францию, затем в Америку. В 1950 году семья возвращается в Европу – в Париж. Их любовь преодолевает обман, давление фашистского режима, социальное неравенство, развод и новое счастливое воссоединение. Неожиданно обретённое второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению композитора после перенесённого инсульта в 1949 году – Имре ещё достаточно долго жил славой былых оперетт и умер в Париже в 1953 году.

          Хорошая музыка, как драгоценный камень, требует дорогой оправы, то есть работы многих людей – артистов, музыкантов, художников, гримёров, костюмеров. В спектакле-концерте были заняты около 80 человек.  Только благодаря их единению праздник мог состояться. Постановочная группа создала стильный, яркий спектакль художественными средствами. Классические театральные декорации сочетаются с современными сценографическими технологиями. Пространство сцены трансформируется благодаря мобильным декорациям и незаметно меняющимся деталям в них, характерных для расцвета стиля модерн в Европе начала ХХ века.

Режиссёр-постановщик, кавалер ордена «Дустлик», Наталья Салихова в творческом союзе с автором либретто  - кавалером ордена «Дустлик» Людмилой Бессарабовой и художниками-постановщиками - Захро Касымовой (она же художник по костюмам) и Рифатдином Ибраймовым, помощниками режиссёра – Константином Морозовым, Дилярой Уруновой, главным дирижёром - заслуженным деятелем искусств Узбекистана, кавалером ордена «Дустлик» - Батыром Расуловым - смогли уйти от стереотипов. В творческом содружестве, не меняя текст мемуаров Веры Макинской, сюжетных линий и особенного музыкального звучания оперетт Кальмана, время и место действия, они создали спектакль, в котором много простора, света и воздуха, насыщенного богатыми эмоциями для активной работы зрительского воображения. Благодаря такому новаторскому подходу к постановке публика увидела в этом спектакле-концерте не просто развлечение, не только набор остроумных реплик и комических трюков. Режиссёру-постановщику Наталье Салиховой вполне удалось сценическими средствами донести до зрителей яркость чувств и переживаний героев из различных оперетт Кальмана, в которых исполнители чувствовали себя органично, потому что эти классические спектакли много лет не сходят с афиши их родного театра.


Уже под занавес публика, до предела заполнившая весьма холодный  зрительный зал, ещё долго не хотела расходиться и горячими аплодисментами, стоя, неоднократно вызывала на поклон всех, причастных к успеху премьерного спектакля-концерта, так как узнала в нём заветное воплощение мечты о любви и верности и предчувствие  долгожданной весны, когда сбываются наши надежды.

 

Гуарик Багдасарова

Фото предоставлены ГТМК (оперетты) Узбекистана

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий