В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 26 февраля 2023 года по госзаказу Министерства культуры и туризма Республики Узбекистан состоялась премьера спектакля-концерта "Последний чардаш" Имре Кальмана.
«Сильва», «Марица»,
«Баядера», «Мистер Икс», «Цыган-премьер» -названия этих оперетт знакомы миру
благодаря необыкновенно яркой одарённости их создателя – венгерского
композитора Имре Кальмана (1882–1953). В 2022 году музыкальный мир отметил
140-летие композитора, который сумел вложить в свою музыку весь темперамент
венгерских мелодий, насытив их национальным колоритом, духом мечты, тайны и
праздника, вплетённого в общую канву произведений. «Последний чардаш» - история любви из
оперетт, рассказанная второй женой композитора Верой Кальман… в её мемуарах
«Помнишь ли ты?..» (1989), которые позволяют сегодня глубже понять личность
композитора.
Настоящая фамилия Имре
Кальмана – Копштейн. Oн был сыном коммерсанта-зерноторговца еврейского
происхождения, впоследствии разорившегося, вырос в Венгрии, в Шиофоке, на озере
Балатон. Eго классические произведения не имели успеха у публики. Зато весёлые
куплеты, которые он писал под псевдонимом, распевал весь Будапешт. Произведения
Имре Кальмана сегодня известны по всему миру. К опереттам Имре относился
несерьезно, хотя именно они прославили его. Он написал 17 оперетт, несколько
симфонических и фортепианных произведений. Лучшими творениями Кальмана считают
оперетты; «Цыган-премьер», «Королева чардаша», «Графиня Марица», «Принцесса
цирка», «Фиалка Монмартра». После премьеры «Принцессы цирка» Кальман стал признанным
«королём оперетты» и «императором Вены». По мнению биографов Кальмана, «Сильва»,
«Графиня Марица» и «Принцесса цирка» «кормили» венгерского композитора и его
семью всю жизнь.
Перед
началом спектакля мне удалось побеседовать с режиссёром-постановщиком Натальей
Владимировной Салиховой.
-
Что нового вносит «Последний чардаш» в массовое представление о композиторе
Имре Кальмане, ведь название спектакля-концерта зрителям почти ничего не
говорит об этом?
-
Задача постановщиков была рассказать не только о парадной сценической, но и
закулисной жизни композитора через воспоминания его возлюбленной, Музы и жены -
Веры Макинской-Кальман, разделившей последние трудные годы жизни и творчества Короля
оперетты. В нашем спектакле её играют Виктория
Рудзинская и дублёр - Олеся Зварцева.
Казалось,
между русской эмигранткой и известным венгерским композитором не могло быть ничего
общего. Имре Кальман поначалу всего лишь проявил дружеское участие к бедной
молоденькой девочке. Тогда никто и предположить не мог, что Вере Макинской,
девушке русского происхождения, суждено было стать последним счастьем гения.
Наш спектакль-концерт основан на истории их взаимоотношений и тем самым придаёт
жизненное правдоподобие актёрской игре и историческую достоверность представлению, в котором мы
рассказываем о творческих поисках и музыкальных достижениях композитора в
хронологическом порядке. Верушке, как любя называл свою супругу Кальман, матери
его троих поздних детей, он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку
Монмартра».
В жизни великого
композитора значительное место занимала также первая жена. Её звали Паола
Дворжак, уроженка Зальцбурга, до встречи с Кальманом была актрисой. Увидев
талант в Имре, она решила посвятить свою жизнь и своё небольшое состояние его
развитию. Они переехали в Вену – тогдашнюю столицу Австро-Венгерской империи,
где начался новый виток жизни и творчества Кальмана. Паола была старше своего
возлюбленного на десять лет. К тому же, она тяжело болела и с каждым годом
чувствовала себя всё хуже и хуже, а последние годы жизни была прикована к
инвалидному креслу. Кальман преданно заботился о ней, у него и мысли не было
оставить женщину, которая столько для него сделала…
В
жизни композитора вскоре появилась «легкомысленная» Муза, женщина, вдохновившая
маэстро на создание «Сильвы», «Марицы» и
«Принцессы Цирка». «Неповторимый и единственный взгляд. Глаза любимой словно
звезды горят…» – эту арию в «Принцессе цирка» маэстро Кальман посвятил своей
возлюбленной, одной из красивейших женщин своего времени, звезде немого кино - графине
Агнес Эстерхази. Главная героиня спектакля Вера Кальман (В. Рудзинская) упоминает
её наряду с другими увлечениями композитора в своём захватывающем монологе. Он растянулся
на всё действие спектакля и связал отдельные концертные номера в единое
повествование, полное театральных интриг, каламбурных острот, поиска счастья,
триумфа и разочарований, и апофеоза праздника жизни.
Сцена и дуэт Божены - Тамара Мадонова и Пенижека -кавалер ордена «Дустлик» Валерий Юлдашев из оперетты «Марица» «Танец с шарфом» из оперетты «Голландочка»; Сцена и дуэт Элли (Наргиза Баратова) и Штерцеля (Константин Морозов) из оперетты «Голландочка»;
Ария Раджами (Шерзод Аширов) из оперетты «Баядера»;
Сцена и дуэт «Шимми» (Мариэтта – Диана Шерезданова; Филипп – заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков) из оперетты «Баядера»; «Мавританский танец» из оперетты «Баядера», полный огня и страсти;
Темпераментный, яркий, динамичный «Цыганский танец» из оперетты «Цыган-Премьер»; Ария Пали Рача (Махмуд Рузиев) из оперетты «Цыган-Премьер»; Ария Мистера Икса (Валерий Климов) из одноимённой оперетты, носившей в период создания название «Принцесса цирка»;
Дуэт Тони (Тимур Айсин) и Мари (Зинаида Тупикова) из оперетты «Мистер Икс»;
зажигательная «Карамболину-Карамболетту» – визитная карточка оперетты «Фиалка Монмартра» - исполняли солистки, хор и балет театра. Солистка оркестра – скрипачка Влада Липатова.
Режиссёр-постановщик спектакля-концерта Наталья Владимировна Салихова в интервью рассказала,
как много и тщательно пришлось работать с каждым артистом, чтобы на одном
дыхании с оркестром передать всё богатство музыки Кальмана, в которой сочетаются
национально-самобытный венгерский характер, глубокое постижение интонационной
природы народного искусства и виртуозное претворение разнообразных музыкальных
форм. При этом надо было сохранить индивидуальность исполнителей, среди которых
были и звёзды театра, и молодые артисты Ш. Аширов, Т. Айсен, И. Алижанов, набирающие
опыта у старших мастеров сцены, для
которых спектакль-концерт стал дебютным.
Прекрасные вокальные партии «Помнишь ли
ты...», «Без женщин жить нельзя на свете», «Красотки кабаре», «Снова туда, где
море огней…», ровно и слаженно звучащий оркестр, профессиональный балет - превосходно
дополнили общее впечатление. В наши дни, как у нас в Ташкенте, эти бессмертные
арии исполняют на лучших сценах мира.
«В итоге история
любви Веры Макинской и Имре Кальмана, - продолжает наш разговор Наталья Салихова,
- преодолевая политические, социальные и личные противоречия, их встречу и
разлуку, в конце концов, побеждает все отпущенные им испытания и невзгоды жизни
- сегодня эта тема звучит весьма актуально». Приход к власти Гитлера, победное
шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь
сначала во Францию, затем в Америку. В 1950 году семья возвращается в Европу –
в Париж. Их любовь преодолевает обман, давление фашистского режима, социальное
неравенство, развод и новое счастливое воссоединение. Неожиданно обретённое
второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению
композитора после перенесённого инсульта в 1949 году – Имре ещё достаточно
долго жил славой былых оперетт и умер в Париже в 1953 году.
Хорошая музыка, как драгоценный
камень, требует дорогой оправы, то есть работы многих людей – артистов,
музыкантов, художников, гримёров, костюмеров. В спектакле-концерте были заняты около
80 человек. Только благодаря их единению
праздник мог состояться. Постановочная группа создала стильный, яркий спектакль
художественными средствами. Классические театральные декорации сочетаются с
современными сценографическими технологиями. Пространство сцены трансформируется
благодаря мобильным декорациям и незаметно меняющимся деталям в них,
характерных для расцвета стиля модерн в Европе начала ХХ века.
Режиссёр-постановщик, кавалер ордена «Дустлик», Наталья Салихова в творческом союзе с автором либретто - кавалером ордена «Дустлик» Людмилой Бессарабовой и художниками-постановщиками - Захро Касымовой (она же художник по костюмам) и Рифатдином Ибраймовым, помощниками режиссёра – Константином Морозовым, Дилярой Уруновой, главным дирижёром - заслуженным деятелем искусств Узбекистана, кавалером ордена «Дустлик» - Батыром Расуловым - смогли уйти от стереотипов. В творческом содружестве, не меняя текст мемуаров Веры Макинской, сюжетных линий и особенного музыкального звучания оперетт Кальмана, время и место действия, они создали спектакль, в котором много простора, света и воздуха, насыщенного богатыми эмоциями для активной работы зрительского воображения. Благодаря такому новаторскому подходу к постановке публика увидела в этом спектакле-концерте не просто развлечение, не только набор остроумных реплик и комических трюков. Режиссёру-постановщику Наталье Салиховой вполне удалось сценическими средствами донести до зрителей яркость чувств и переживаний героев из различных оперетт Кальмана, в которых исполнители чувствовали себя органично, потому что эти классические спектакли много лет не сходят с афиши их родного театра.
Гуарик Багдасарова
Фото предоставлены ГТМК (оперетты) Узбекистана
Комментариев нет:
Отправить комментарий