воскресенье, 5 марта 2023 г.

Народный камерный хор «Мелодия» подарил ташкентцам весенние напевы к Международному женскому празднику

 

         В преддверии 8 марта Народный камерный хор «Мелодия» преподнёс зрителям заветный музыкальный подарок – концерт из лучших песен советской эпохи, воспевающих женщину-мать, -сестру, -возлюбленную… Концерт состоялся 04.03.23 в Центре культуры Юнусабадского района Ташкента, совершенно обновлённого после его капитального ремонта, к сожалению, сократившего вместимость зрительного зала почти наполовину.

Предусмотрительные почитатели хоровой музыки заблаговременно заняли свободные места; опоздавшие, люди даже преклонного возраста, плотной стеной стояли в дверях, чтобы насладиться мотивами своей кипучей молодости.      Народный камерный хор «Мелодия», в котором преобладает женский состав, вышел к публике под грохот аплодисментов: милые  очаровательные дамы -  в  костюмах цвета голубого неба с солнечными блёстками; немногочисленные мужчины – в строгих парадных костюмах. Хоровой коллектив  «Мелодия» существует 24 года. Его репертуар включает больше 200 песен на 12 языках. Дирижировал хором его бессменный художественный руководитель Александр Геннадьевич Скрипин. Концерт вела Любовь Разумкова, совмещая краткие преамбулы в стихах и прозе к каждому номеру. Весь праздничный вечер за роялем одухотворённо концертировала Татьяна Алдунгарова. Большинство ярких номеров программы прозвучали в обработке Александра Скрипина. Программу концерта открыла песня М. Бурханова «Бахор кушиги» на слова Т. Тулы на узбекском языке.

          Праздничное настроение создали в зале произведения советских композиторов, знакомые старшему поколению с романтической молодости. Очень душевно прозвучали: песня «Когда весна придёт – не знаю» Б. Мокроусова на слова А. Фатьянова из кинофильма «Весна на Заречной улице»; «Ландыши» О. Фельцмана на стихи О. Фадеевой; редко исполняемые в наше время «Верба» (музыка: Э. Ханка, слова Ю. Рыбчинского); «Прощай, любовь моя» М. Панаса и К. Манро на стихи Д. Лойда.

Ностальгические чувства по России вызвал букет, в который вошли:  «Белая Черёмуха» В. Добрынина на слова А. Жигарева в эмоциональном исполнении солистки хора – Саодат Маматовой; «Тополя» Г. Пономаренко на стихи Г. Колесникова; «Берёзка» Е. Дрейзина в соавторстве с поэтом А. Безыменским. Солист хора Мансур Шерназаров своим доходчивым исполнением убедил зрителей, что героиня песни «Взрослая женщина» И. Слуцкого на стихи Л. Рубальской не имеет возраста: она всегда душой молода. В дуэте с Дилярой Джиянбаевой они оба подтвердили эту истину, исполнив лирическую песню  Р. Паульса на стихи Р. Рождественского «Любовь настала», заставив в неё поверить  всех зрителей без исключения, жарко аплодировавших солистам.

Ни один стоящий праздничный концерт не обходится без юмора, ведь здоровый смех всерьёз продляет нашу жизнь. Зрители долго аплодировали удачной «Шутке» в исполнении хора, сочинённой в 60-ые годы ХХ в. ленинградским композитором В. Гаврилиным и поэтом А. Шульгиной, сумевшим в песне рассказать о самых чистых, нежных человеческих чувствах влюблённых. В каждом произведении кроется разгадка творческой судьбы композитора. 

Георгий Васильевич Свиридов так отзывался о своём друге: «Гаврилин — композитор народный, как были народны композиторы-классики. И эта народность в самом высоком понимании, как народное творчество Пушкина или Кольцова, Некрасова или Есенина. <.> Музыка Гаврилина —  это музыка высокого духовного содержания, музыка, наполненная благородством чувств, нет в ней ни грязных музыкальных гармоний, ни грязных душевных помыслов. Она зовёт человека к добру, к внутреннему совершенству». Валерий Гаврилин позже нашёл своего поэта — Альбину Шульгину. В её поэзии композитор обрел главное — простоту, доступность, естественность, а нередко - приближенность к фольклору. Стремясь к простоте, он отметает всё, что непонятно, связано с позой, профессиональным чванством», что является следствием и проявлением дурного вкуса. Вот что писал ленинградский композитор о весне в своих дневниках:

«Весна, весна! Вы идёте по улице, и она, молодая и радостная, встречает вас своей чудесной улыбкой. Звонкая капель отбивает нежнейшую дробь на промерзшей и загрубевшей коже тротуаров, а разноцветные глаза луж искрятся и переливаются озорными радужками, и солнце, большеротое и яркое, хохочет им в ответ. Весна, весна!..  И воздух звенит, весь настроенный на одну чистую, непостижимо и огромно высокую ноту.

  Весна, весна! Треснули тихо, незаметно и лопнули первые почки, и любопытные зеленые носики застенчиво выглянули из них в огромный и удивительный мир и потянулись к нему», - все эти чувства слышны в его музыке и песнях.

Таким изысканным вкусом отличались и другие произведения, которые Александр Скрипин включил в концертную программу в своей обработке. «Король Венского вальса» звучит гордо! Именно так величественно нарекли великого композитора, имя которому Иоганн Штраус. Он вдохнул в этот жанр новую жизнь, подарил ему «поэмную трактовку». Известный хоровой вальс с первоначальным названием «На прекрасном голубом Дунае» пережил несколько поколений восторженных почитателей и десятки поэтических редакций благодаря большой мелодийной музыке, богатой разнообразием выразительных средств. Один из них - «Весенний вальс» И. Штрауса («Над голубым Дунаем») – прозвучал в исполнении Народного камерного хора на концерте, вызвав шквал аплодисментов.


Программу завершила песня Яна Райбурга «Дарите женщинам цветы». Зрители простые и очень важные слова для себя в припеве подпевали вместе с хором:

 

Дарите женщинам цветы,

Дарите женщинам улыбки,

Дарите женщинам стихи,

Прощайте женщинам ошибки.

Дарите женщинам любовь,

Дарите женщинам удачу,

Пусть заиграет в жилах кровь,

И пусть они от счастья плачут.

 



С таким настроением и растроганные до слёз, зрители долго аплодировали артистам из народа, среди которых были люди разных профессий и возраста: их награждали букетами весенних цветов и словами признательности. Это была встреча людей с нашим общим счастливым прошлым и реализованная в музыке возможность заглянуть с надеждой в наше светлое будущее. Часовой концерт помог многим исцелиться от накипи повседневья и обрести себя, истинных, и главное, свои мечты о счастье и веру в праздник жизни. Концерт Народного камерного хора по просьбе зрителей повторится в Русском культурном центре Узбекистана 12 марта  2023 г. в 12 часов дня и, уверена, продлит женский праздник. Приглашаем на концерт всех желающих и любящих хоровое пение!

 

          Гуарик Багдасарова

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий