суббота, 8 апреля 2023 г.

Новый балет «Спартак» Валентина Елизарьева очаровал сердца ташкентцев

 


       В эти весенние дождливые дни с пятого по девятое апреля в ГАБТ имени Алишера Навои проходит грандиозный фестиваль «Очарование балета». В день открытия фестиваля, пятого апреля 2023 года, после большого перерыва был показан легендарный балет Арама Хачатуряна «Спартак» в новой версии народного артиста СССР и Беларуси - Валентина Елизарьева. В рамках программы ташкентские зрители также увидели  «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Тысячу и одну ночь» Фикрета Амирова и другие классические постановки.

Впервые узбекистанцы посмотрели балет «Спартак» в 1967 году на сцене ГАБТ им. А. Навои. Тогда к нам в Ташкент приехал композитор Арам Ильич Хачатурян (1903—1978). Его «Спартак» представлял собой балет в четырёх актах, девяти картинах. Идея создать балет «Спартак» пришла Араму Хачатуряну в непростое время для нашей страны – в декабре 1941 года. Этой работой композитор хотел показать героический образ человека древней истории, что было особенно актуально в условиях военных событий, для поддержания волевого духа народа в борьбе за свою свободу и независимость. События спектакля развиваются в 73-71 годах до н.э. в Римской империи. Спартак – это фракиец, захваченный в плен вместе со своей женой и вынужденный теперь быть подневольным, участвует в гладиаторских боях. Он поднимает восстание среди борцов, мотивируя их покончить с такой жизнью и бороться за свою свободу. Остальные гладиаторы поддерживают его, и поднимается народное восстание. К их лагерю по приказу полководца Красса примыкает фракиец Гармоний. Он узнаёт все планы Спартака и в нужный момент рассказывает о них своему хозяину. Благодаря этому римляне устраивают восставшим засаду и нападают на них. В результате жесточайшей схватки погибает Спартак, а предателя Гармония Красс приказывает убить. Уцелевшие воины фракийцев находят тело поверженного Спартака и поднимают его на щит. В этот момент линию горизонта озаряет золотое сияние - восходит солнце.

Партитуру балета Хачатурян начал в 1950 году после поездки в Рим. В Ташкенте он одобрил музыкальную и хореографическую составляющие легендарной постановки. Оркестром дирижировал классик узбекской музыки, народный артист СССР и Узбекистана Мухтар Ашрафи. Сохранилась фотография встречи выдающихся деятелей театрального и музыкального искусства с Арамом Хачатуряном после спектакля, среди которых рядом с ним запечатлены Ядгар Садыковна Насриддинова, Рафик Нишанович Нишанов, Прима-балерина Бернара Кариева и другие партийные и культурные работники.

На сцене Большого театра Беларуси маэстро Елизарьев в честь своего 70-летия представил публике новую версию легендарного «Спартака», причём одобренную в своё время Арамом Хачатуряном. Балет «Спартак» в постановке Валентина Елизарьева живет на белорусской сцене вот уже более 40 лет. Постановки Валентина Елизарьева – наследие мирового искусства, а первый балет («Кармен-сюита» Бизе-Щедрина) в своё время был признан сенсацией. «Спартак» Елизарьева был показан на сценах более 20 государств и всегда сопровождался триумфом. «Спартак» — одна из массовых постановок театра, в спектакле принимают участие около 50 артистов. Именно они рассказали зрителям историю известного восстания против Рима — под предводительством благородного фракийца Спартака.

          Загадку этого триумфа в мировом балете частично мне приоткрыл в эксклюзивном интервью академик Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, художественный руководитель Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь - Валентин Елизарьев. Незадолго до начала спектакля мы сидели в артистической буфетной и смаковали горячий чёрный кофе в одноразовых стаканчиках. Маэстро как патриот своей родины и Большого театра Беларуси начал беседу издалека. Он рассказал, как после войны белорусский народ самоотверженно восстанавливал из руин сожжённые фашистами города и посёлки; как пленные немцы участвовали в строительстве Большого театра и как, в целом, с нуля поднимались и развивались экономика, социальная сфера и культура Белорусской республики, достигнув нынешних прочных высот, несмотря ни на какие западные санкции, закрывшие белорусским артистам гастроли в Европу. Зато теперь для них широко открылись дороги в Центральную Азию и на Дальний Восток.

          Уже своими первыми работами хореограф заявил о себе как художник, чье творчество, талант неразрывно связаны с вечными проблемами, волнующими человечество. Поставленные В.Н. Елизарьевым на белорусской сцене балеты «Кармен-сюита» (1974), «Сотворение мира» (1976), «Тиль Уленшпигель» (1978, 2004), «Спартак» (1980, обновление в 2017), «Щелкунчик» (1982), «Кармина Бурана» (1983), «Болеро» (1984), «Весна священная» (1986, 1997), «Ромео и Джульетта» (1988), «Дон Кихот» (1989), «Страсти (Рогнеда)» (1995), «Жар-птица» (1998), «Спящая красавица» (2001) сформировали новый тип балетной драматургии, основанной на сквозном развитии действия, полифонии музыкально-хореографических образов, на метафоричности и многообразии пластики, сопоставлении, контрасте и гармонии отдельных сцен, на единстве всех компонентов спектакля. Спектакли В. Н. Елизарьева оценены специалистами и музыкально-театральной общественностью как явления, значение которых выходит далеко за рамки национального искусства. Они вывели хореографа в число наиболее интересных деятелей европейского балетного театра ХХ столетия и стали классикой современной хореографии. Балетная труппа Елизарьева с гастролями проехала полмира, а смотреть его балеты в Минске публика приезжала со всего Советского Союза.

          Редчайший случай, когда автор либретто, хореографии и постановки в одном лице, привозит за тысячи километров в Ташкент балетную труппу в полном составе и со своей сценографией. Для Валентина Елизарьева было важно показать свой музыкально-хореографический спектакль, ни на что не похожий, поэтому его постановка сопровождается фонограммой, подготовленной Большим театром Беларуси (запись 2023 г.): она точно и чисто передаёт исполнение симфонического оркестра и хора Большого театра Беларуси. И главное - Маэстро раскрывает секрет потрясающего музыкального сопровождения балета - это последняя прижизненная редакция партитуры Арама Хачатуряна, давшего добро на такую музыкальную версию своего сочинения. При этом Елизарьев, сократив некоторые партии, сохранил все характерные особенности оригинала и чёткую цельность постановки.

Вот что о своей музыке к балету «Спартак» писал Арам Хачатурян: «…Балет «Спартак» представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развёрнутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы Спартака. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы».

В современной концепции балетного спектакля, - рассказал В.Н. Елизарьев, - он использует основной драматургический принцип – противостояние двух сил – восставших гладиаторов во главе со Спартаком и пресыщенного Рима с его мощной военной машиной. Полярны и центральные образы - с одной стороны, благородный, нравственно безупречный Спартак (народный артист Беларуси Антон Кравченко) и с другой – развращённый сластолюбец Красс (заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Ковалёв). Ташкентские зрители подолгу аплодировали солистам балета, так как оба артиста были на высоте хореографического мастерства, не уступая друг другу в безукоризненной сложнейшей технике своих партий. 



Сценическая площадка явилась прообразом римского Колизея, который использовался для боёв гладиаторов. Она была подавляюще окружена гигантскими статуями римских полководцев и напоминала о том, что её настил был сделан из прочных брёвен, поверх которых рассыпали песок, позволявший убирать кровь и готовить арену для новых выступлений. О культе императоров, наместников богов, в Древнем Риме напоминал и чёрный занавес с именами и портретными изображениями великих мира сего: он открывался перед началом каждого действия, заставляя публику чувствовать себя многочисленными зрителями тех жестоких боёв, которые проводились в Колизее вплоть до 405 года и только с принятием христианства в качестве государственной религии были запрещены. Сцена служила помостом или ареной для битв и преимущественно была освещена красным светом, что ещё больше подчёркивало кровавую арену истории, на которой происходил «крестный» путь восставших гладиаторов, их поражение и смерть Спартака. Восстание Спартака вошло в историю как самое мощное массовое движение за свободу угнетённых и эксплуатируемых классов Древнего мира.

…Повержены, разбиты восставшие гладиаторы в I веке до н.э., но погибший Спартак остаётся жить вечно в народной памяти как борец за свободу. В коде партитуры потрясающе звучит хор как глас народа, осеняя крылья бессмертной античной богини Победы Ники, вдохновляющей легендарных воинов, готовых к новым битвам за свободу.    

Часто "Спартак" называют "мужским балетом", но маэстро Елизарьев с этим не согласен: "Любовь всегда находится в центре спектакля. В этом балете она - его душа… А там, где торжествует любовь, - там прежде всего царит женщина… - отметил он в беседе со мной. – Я полвека служу балетному искусству и своим творчеством прославляю женщину».

Дуэт Спартака и Фригии (заслуженная артистка Республики Беларусь Людмила Хитрово) занимает особое место в спектакле и отражает всю глубину переживаний героев. Он дан в психологическом развитии и полон возвышенного лиризма в час встречи после долгой разлуки героев; полной самоотдачи, решимости и готовности жертвовать собой ради общего дела; отчаяния и, конечно, безысходного трагизма в сцене гибели Спартака. Фригия в последние минуты прощания с героем словно продляет дыхание его жизни: она прозрачными крыльями своего хитона хочет спасти обречённого мужа от неминуемого конца.  И как в баховской фуге, это отчаяние, переходящее в скорбь, нарастает в танце рук, вобравшем мольбы, жалобы и плач пленённых рабов.

Главные партии на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои исполняли ведущие солисты Большого театра Беларуси: народный артист Антон Кравченко; заслуженные артисты Юрий Ковалёв, Людмила Хитрова, Марина Вежновец, а также Татьяна Уласень, Владимир Руда, Александр Мисиюк, Денис Шпак, Михаил Борознов и другие. Кордебалет в спектакле не отдыхает ни минуты, он также динамичен и выразителен, как танцы главных героев. Воины Спартака, рабы, рабыни, легионеры Красса, патриции, куртизанки – артисты балета и миманы театра работают на сцене непрерывно, оживляя характерными танцами события давно минувших дней.


          С таким невиданным триумфом был открыт в Ташкенте международный фестиваль «Очарование балета». В блиц-интервью журналистам директор ГАБТ имени А. Навои, народный артист Узбекистана Рамиз Усманов, сообщил, что руководство театра договорилось с  В.Н. Елизарьевым поставить балет «Спартак» на сцене нашего Большого театра. В ближайшей перспективе ГАБТ имени А. Навои планирует гастрольную поездку в Беларусь с оперой «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе, отсутствующей в репертуаре белорусских коллег. Фестиваль «Очарование балета» запомнится жителям и гостям узбекской столицы следующими яркими открытиями в хореографическом искусстве. Ведущие солисты театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев седьмого апреля выступили в знаменитом «Лебедином озере» Петра Чайковского. Ещё один спектакль, воссоздающий мир Востока, с изысканными костюмами и оригинальной хореографией — балет «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова был показан восьмого апреля. В главных партиях — ведущие солисты азербайджанского Академического театра оперы и балета Аян Эйвазова и Анар Микаилов. В рамках фестиваля на сцене Большого театра девятого апреля состоится показ национального балета «Жалолиддин Мангуберди» заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Рустама Абдуллаева.

   За последние годы репертуар театра пополнился новыми интересными спектаклями, были приглашены зарубежные постановщики, состоялись международные фестивали оперы и балета, появились новые проекты долгосрочного сотрудничества, взлёт и поддержка молодых кадров — всё то, к чему так неустанно шёл и чего добивался ГАБТ имени А. Навои в годы независимости страны. Всем отечественным и зарубежным театральным деятелям, нашим гостям, и зрителям хочется пожелать новых совместных открытий в многогранном мире искусства без границ во времени и пространстве, дарующем нам счастье полноценно жить и больше всего в этом мире ценить Любовь, Мир, Братство и Свободу.

Гуарик Багдасарова

Фото Юрия Полянского и другие

Комментариев нет:

Отправить комментарий