В
эти весенние дождливые дни с пятого по девятое апреля в ГАБТ имени Алишера
Навои проходит грандиозный фестиваль «Очарование балета». В день открытия
фестиваля, пятого апреля 2023 года, после большого перерыва был показан
легендарный балет Арама Хачатуряна «Спартак» в новой версии народного артиста
СССР и Беларуси - Валентина Елизарьева. В рамках программы ташкентские зрители
также увидели «Лебединое озеро» Петра
Чайковского, «Тысячу и одну ночь» Фикрета Амирова и другие классические постановки.
Впервые
узбекистанцы посмотрели балет «Спартак» в 1967 году на сцене ГАБТ им. А. Навои.
Тогда к нам в Ташкент приехал композитор Арам Ильич Хачатурян (1903—1978). Его «Спартак»
представлял собой балет в четырёх актах, девяти картинах. Идея создать балет
«Спартак» пришла Араму Хачатуряну в непростое время для нашей страны – в
декабре 1941 года. Этой работой композитор хотел показать героический образ
человека древней истории, что было особенно актуально в условиях военных
событий, для поддержания волевого духа народа в борьбе за свою свободу и
независимость. События спектакля развиваются в 73-71 годах до н.э. в Римской
империи. Спартак – это фракиец, захваченный в плен вместе со своей женой и
вынужденный теперь быть подневольным, участвует в гладиаторских боях. Он
поднимает восстание среди борцов, мотивируя их покончить с такой жизнью и
бороться за свою свободу. Остальные гладиаторы поддерживают его, и поднимается
народное восстание. К их лагерю по приказу полководца Красса примыкает фракиец
Гармоний. Он узнаёт все планы Спартака и в нужный момент рассказывает о них
своему хозяину. Благодаря этому римляне устраивают восставшим засаду и нападают
на них. В результате жесточайшей схватки погибает Спартак, а предателя Гармония
Красс приказывает убить. Уцелевшие воины фракийцев находят тело поверженного
Спартака и поднимают его на щит. В этот момент линию горизонта озаряет золотое
сияние - восходит солнце.
Партитуру
балета Хачатурян начал в 1950 году после поездки в Рим. В Ташкенте он одобрил
музыкальную и хореографическую составляющие легендарной постановки. Оркестром
дирижировал классик узбекской музыки, народный артист СССР и Узбекистана Мухтар
Ашрафи. Сохранилась фотография встречи выдающихся деятелей театрального и
музыкального искусства с Арамом Хачатуряном после спектакля, среди которых
рядом с ним запечатлены Ядгар Садыковна Насриддинова, Рафик Нишанович Нишанов, Прима-балерина
Бернара Кариева и другие партийные и культурные работники.
На сцене Большого театра
Беларуси маэстро Елизарьев в честь своего 70-летия представил публике новую
версию легендарного «Спартака», причём одобренную в своё время Арамом
Хачатуряном. Балет «Спартак» в постановке Валентина Елизарьева живет на
белорусской сцене вот уже более 40 лет. Постановки Валентина Елизарьева –
наследие мирового искусства, а первый балет («Кармен-сюита» Бизе-Щедрина) в своё
время был признан сенсацией. «Спартак» Елизарьева был показан на сценах более
20 государств и всегда сопровождался триумфом. «Спартак» — одна из массовых
постановок театра, в спектакле принимают участие около 50 артистов. Именно они
рассказали зрителям историю известного восстания против Рима — под предводительством
благородного фракийца Спартака.
Загадку
этого триумфа в мировом балете частично мне приоткрыл в эксклюзивном интервью академик
Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), член Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь, художественный руководитель
Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
- Валентин Елизарьев. Незадолго до начала спектакля мы сидели в артистической
буфетной и смаковали горячий чёрный кофе в одноразовых стаканчиках. Маэстро как
патриот своей родины и Большого театра Беларуси начал беседу издалека. Он
рассказал, как после войны белорусский народ самоотверженно восстанавливал из
руин сожжённые фашистами города и посёлки; как пленные немцы участвовали в
строительстве Большого театра и как, в целом, с нуля поднимались и развивались
экономика, социальная сфера и культура Белорусской республики, достигнув
нынешних прочных высот, несмотря ни на какие западные санкции, закрывшие
белорусским артистам гастроли в Европу. Зато теперь для них широко открылись
дороги в Центральную Азию и на Дальний Восток.
Редчайший случай, когда автор
либретто, хореографии и постановки в одном лице, привозит за тысячи километров в
Ташкент балетную труппу в полном составе и со своей сценографией. Для Валентина
Елизарьева было важно показать свой музыкально-хореографический спектакль, ни
на что не похожий, поэтому его постановка сопровождается фонограммой,
подготовленной Большим театром Беларуси (запись 2023 г.): она точно и чисто
передаёт исполнение симфонического оркестра и хора Большого театра Беларуси. И
главное - Маэстро раскрывает секрет потрясающего музыкального сопровождения
балета - это последняя прижизненная редакция партитуры Арама Хачатуряна,
давшего добро на такую музыкальную версию своего сочинения. При этом Елизарьев,
сократив некоторые партии, сохранил все характерные особенности оригинала и чёткую
цельность постановки.
Вот
что о своей музыке к балету «Спартак» писал Арам Хачатурян: «…Балет «Спартак»
представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко
развёрнутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной
интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал
необходимым привлечь для раскрытия высокой темы Спартака. Поэтому балет написан
современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной
формы».
В современной концепции
балетного спектакля, - рассказал В.Н. Елизарьев, - он использует основной
драматургический принцип – противостояние двух сил – восставших гладиаторов во
главе со Спартаком и пресыщенного Рима с его мощной военной машиной. Полярны и
центральные образы - с одной стороны, благородный, нравственно безупречный
Спартак (народный артист Беларуси Антон Кравченко) и с другой – развращённый
сластолюбец Красс (заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Ковалёв).
Ташкентские зрители подолгу аплодировали солистам балета, так как оба артиста
были на высоте хореографического мастерства, не уступая друг другу в безукоризненной
сложнейшей технике своих партий.
Сценическая площадка явилась
прообразом римского Колизея, который использовался для боёв гладиаторов. Она была
подавляюще окружена гигантскими статуями римских полководцев и напоминала о
том, что её настил был сделан из прочных брёвен, поверх которых рассыпали
песок, позволявший убирать кровь и готовить арену для новых выступлений. О
культе императоров, наместников богов, в Древнем Риме напоминал и чёрный
занавес с именами и портретными изображениями великих мира сего: он открывался
перед началом каждого действия, заставляя публику чувствовать себя
многочисленными зрителями тех жестоких боёв, которые проводились в Колизее
вплоть до 405 года и только с принятием христианства в качестве государственной
религии были запрещены. Сцена служила помостом или ареной для битв и
преимущественно была освещена красным светом, что ещё больше подчёркивало
кровавую арену истории, на которой происходил «крестный» путь восставших
гладиаторов, их поражение и смерть Спартака. Восстание Спартака вошло в историю
как самое мощное массовое движение за свободу угнетённых и эксплуатируемых
классов Древнего мира.
…Повержены, разбиты
восставшие гладиаторы в I
веке до н.э., но погибший Спартак остаётся жить вечно в народной памяти как борец
за свободу. В коде партитуры потрясающе звучит хор как глас народа, осеняя
крылья бессмертной античной богини Победы Ники, вдохновляющей легендарных
воинов, готовых к новым битвам за свободу.
Часто "Спартак"
называют "мужским балетом", но маэстро Елизарьев с этим не согласен:
"Любовь всегда находится в центре спектакля. В этом балете она - его душа…
А там, где торжествует любовь, - там прежде всего царит женщина… - отметил он в
беседе со мной. – Я полвека служу балетному искусству и своим творчеством
прославляю женщину».
Дуэт Спартака и Фригии
(заслуженная артистка Республики Беларусь Людмила Хитрово) занимает особое
место в спектакле и отражает всю глубину переживаний героев. Он дан в психологическом
развитии и полон возвышенного лиризма в час встречи после долгой разлуки
героев; полной самоотдачи, решимости и готовности жертвовать собой ради общего
дела; отчаяния и, конечно, безысходного трагизма в сцене гибели Спартака. Фригия
в последние минуты прощания с героем словно продляет дыхание его жизни: она
прозрачными крыльями своего хитона хочет спасти обречённого мужа от неминуемого
конца. И как в баховской фуге, это
отчаяние, переходящее в скорбь, нарастает в танце рук, вобравшем мольбы, жалобы
и плач пленённых рабов.
Главные партии на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои исполняли ведущие солисты Большого театра Беларуси: народный артист Антон Кравченко; заслуженные артисты Юрий Ковалёв, Людмила Хитрова, Марина Вежновец, а также Татьяна Уласень, Владимир Руда, Александр Мисиюк, Денис Шпак, Михаил Борознов и другие. Кордебалет в спектакле не отдыхает ни минуты, он также динамичен и выразителен, как танцы главных героев. Воины Спартака, рабы, рабыни, легионеры Красса, патриции, куртизанки – артисты балета и миманы театра работают на сцене непрерывно, оживляя характерными танцами события давно минувших дней.
Гуарик Багдасарова
Фото Юрия Полянского и
другие
Комментариев нет:
Отправить комментарий