Моё первое заочное знакомство с Иссык-Кулем состоялось, как у многих других любителей литературы, через повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход». Одно из лучших произведений киргизского классика, главным героем которого является простой семилетний мальчик, было написано в 1970 году. Не в силах смириться с окружающей несправедливостью, главный герой решает по-своему проблему противостояния добра и зла, детской мечты и жестокой реальности.
Мальчик любил брать полевой бинокль, которым «премировали деда за
долгую службу на кордоне» и взбираться на Караульную гору, с вершины которой
хорошо просматривалось озеро Иссык-Куль, посёлок животноводов, скотные дворы,
школа-четырехлетка, в которую мальчику предстояло пойти в первый класс.
Маленький герой упорно взбирался на гору не для того, чтобы полюбоваться
окрестностями: он ожидал появления белого парохода, который пленял его
воображение. Мальчик «не помнил ни отца, ни матери». После того, как родители
разошлись, мать оставила его на попечение деда Момуна, а сама уехала в город. О
своем отце мальчик знал только то, что он «был матросом на Иссык-Куле». Он
мечтал оказаться на белом пароходе, чтобы рассказать отцу «про всю свою жизнь».
Белый пароход был для мальчика словно сказка. Когда он исчезал из поля зрения,
мальчишка с грустью возвращался домой, где злобный Орозкул избивал тетку Бекей
и обзывал её самыми последними словами, а любимый дед страдал, глядя на
унижение дочери.
От сильных душевных переживаний мальчик заболел: его лихорадило,
«то в жар, то в холод кидало». Он слышал, как бабка давила на Момуна, чтобы тот
извинился перед Орозкулом, от которого они все зависели. Она считала, что «если
у человека отбирают жалованье, он уже не человек. Он никто», и дед должен был
переступить через себя, свою совесть, но задобрить зятя. Мальчика всё чаще
мучили мысли: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и
несчастливые?». Он мечтал о справедливости, но уже понимал, что не всегда можно
её добиться.
На
следующее утро мальчик был вынужден пропустить школу из-за плохого самочувствия.
Он признался деду, что видел маралов. Орозкул понял, как отомстить Момуну: он
заставил старика пристрелить марала. Совершив чёрное дело, старик впервые в
жизни сильно напился. Когда мальчик увидел, как Орозкул разделывал во дворе
тушу, ему стало плохо. Он хотел стать рыбой и уплыть далеко от этих жестоких,
бессердечных людей, которые издевались над самой природой. Никем не замеченный,
мальчик спустился к реке и уплыл рыбой. Он «прожил, как молния, однажды
сверкнувшая и угасшая»…
В своей книге Айтматов поведал нам печальную историю об
одиночестве, несправедливости и человеческой жестокости. Внутренний протест
мальчика против насилия не смог найти отклика в окружающих его людях, и он был
вынужден покинуть этот равнодушный и жестокий мир. Таким образом, писатель через
современный миф и невыдуманную реальность призывал прекратить уничтожение
природы, относиться к ней с уважением и любовью. Айтматов пророчит: если
человек не научится бережно с ней обращаться, его ждёт неминуемая трагичная
расплата. С той далёкой поры я мечтала увидеть легендарное озеро вживую и
плывущих белых кораблей по нему: вскоре это случилось.
Второе, тогда уже очное, моё знакомство с Иссык-Кулем состоялось в
середине 70-х годов прошлого века. Мы с мужем, мастером спорта по мототуризму,
Э.А. Фоминым в составе экспедиций объехали на мотоцикле «Ява» (я, конечно, в
качестве пассажира и репортёра) почти весь Советский Союз, включая Среднюю
Азию. Один из маршрутов Новосибирск-Ош-Хорог-Душанбе-Ташкент пролегал через
Пржевальск и посёлок Рыбачий на озере Иссык-Куль. Пристань Пржевальск
— посёлок городского типа в Киргизии. Подчинён администрации города Каракол
Иссык-Кульской области. Расположен в 12 километрах к северо-западу от Каракола
на берегу озера Иссык-Куль, места впадения в озеро реки Каракол с населением
около трёх тысяч жителей. Рядом с Пристанью Пржевальской мы посетили могилу и
мемориальный комплекс известного русского путешественника Николая Михайловича
Пржевальского, завещавшего похоронить себя на берегу Иссык-Куля. Посёлок связан
шоссейными дорогами: с городом Каракол (бывший Пржевальск), селом Михайловка и
селом Липенка.
Иссы́к-Ку́ль
(кирг. Ысык-Көл — «горячее озеро») — бессточное озеро в Киргизии, зимой не
замерзает. Входит в 30 крупнейших по площади озёр мира и занимает седьмое место
в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики
между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кюнгёй-Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте
1608 метров над уровнем моря. Озеро и его окрестности с 2001 года включены во
всемирную сеть биосферных заповедников (азиатско-тихоокеанская часть); в
Рамсарском списке водно-болотных угодий с 1976 года. В 2006 году на дне озера
археологическая экспедиция Кыргызско-Российского Славянского университета, работавшая
под руководством вице-президента Академии наук Киргизии Владимира Плоских,
открыла неизвестную древнюю цивилизацию, существовавшую 2,5 тысячи лет назад. По
мнению географа и топонимиста Эдуарда Мурзаева, представление о святости озера
и почтительное отношение к нему со стороны киргизов уходят корнями в далёкое
прошлое и сохраняются по сей день.
Здесь
мы с мужем задержались на несколько дней, подолгу купались,
раскачиваясь на ласковых солёных волнах озера. На песчаном берегу объедались
спелым абрикосом и мечтали, чтобы когда-нибудь ещё раз побывать в этом
благословенном краю, с которым связано так много легенд и героических страниц истории, а также яркое
ощущение радости жизни.
На
Фестивале была организована торговля продуктами питания, напитками, включая
лёгкое пиво «Барс», питьевой водой, а также ярмарка народного промысла,
сувенирной продукции, аудио- и видеозаписей авторских песен. Торговля
осуществлялась только по согласованию с Оргкомитетом согласно ранее поданной
заявке.
Главной составляющей любого фестиваля, где бы он ни проходил, является Гала-концерт участников, успешно прошедших предварительный кастинг. В состав жюри входили: поэт, бард, публицист Анэс Зарифьян - председатель жюри (Бишкек); Фарит Сахабутдинов (Алматы); Олег Пронин (Барнаул), организатор алтайских фестивалей авторской песни; Жанна Симонова (Ташкент); Талант Джолдошбеков (Бишкек). Главное требование жюри к конкурсантам, по мнению Анэса Зарифьяна, - изначально Поэзия, а уж потом бардовская песня; прежде всего, тонкая лирика, и лишь вторично – музыкальное дополнение к тексту.
Оргкомитет решил провести Гала-концерт в этнокомплексе «Дордой
Номад» («Кочевник») в селе Бостери на побережье озера Иссык-Куль. Об этой архитектурно-природной
достопримечательности, воплотившей в себе всё лучшее из национального
художественного наследия и современного ландшафта, хочется сказать отдельно. Вряд
и где ещё можно увидеть такое органичное слияние архитектуры с природой, когда
открытая круглая сцена, окружённая амфитеатром, выходит на берег Иссык-Куля!..
Зрители в течение двух часов могли не только наслаждаться выступлениями
лауреатов фестиваля, но и любоваться нежным закатом на горизонте и даже зыбкой
лунной дорожкой на поверхности озера от взошедшей в ночных сумерках полной
луны. Все номера программы в этот вечер на открытой сцене звучали особенно
значительно, трогая сердца людей.
Во
второй части Гала-концерта выступили новоиспечённые лауреаты в разных
номинациях фестиваля. Среди них были представители из разных городов: поэты –
кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией приборостроения АН
Узбекистана Александр Симонов, для которого «поэзия – понятие интимное,
ранимое» в наш прагматичный и жёсткий век, и Олег Каплан, опубликовавший
более двух с половиной тысяч своих стихотворений в электронном варианте на
одном из сайтов для поэтов, человек с невероятным чувством юмора, прекрасной
дикцией и внешностью; Алексей Ли (туристическая песня); Андрей и Лариса Цой
(песня о родном крае – «Мой город» О. Бурханова); Трио Андрей Цой, Лариса Цой,
Алексей Ли (дипломанты фестиваля); Фатима Джандосова (автор музыки); Чета Екатерина и
Андрей Борисовских, поющие прекрасные
авторские песни, которые берут за душу. Известный орнитолог в Киргизии Эрик
Шукуров и Евгения Зыкова (дуэты
и ансамбли); поэт Марина Телевная (юмористическая песня); группа «Трель» (дуэты
и ансамбли); ансамбль «Белая птица»
донесла до зрителей песню «Пьяный ветер»; обладатель Гран-При – доцент, кандидат
технических наук, и.о. заведующего кафедрой "Механика" естественно -
технического факультета Кыргызского государственного технического университета
им. И. Раззакова - Азамат
Джаманкулов сумел воспроизвести под аккомпанемент гитары народную песню акына
на киргизском языке. Выступавший сохранил
в душе и передал новому поколению тот священный момент прикосновения к чуду, к
голосу предков. В заключение концерта все участники исполнили песню Леонида
Неверова «Пой ветер».
Выступивший на Гала-концерте руководитель Русского дома в Киргизии
Альберт Фархадович Зульхарнев поблагодарил Оргкомитет в лице Лунары Жумабек за хорошую
организацию Первого фестиваля «Поющий Иссык-Куль» и подарил ей томик стихов и
песен Владимира Высоцкого. Он подчеркнул:
- Представительство Россотрудничества в Киргизии отвечает за
культурные и научные связи этой страны с Россией. У нас немало научных и
культурных проектов, которые связывают Киргизстан с Россией и, в целом, со
странами СНГ. Так, например, мы ежегодно проводим конкурсы молодых исполнителей
русских романсов - «Романсиаду». Победители конкурса потом едут поступать в
консерватории в Москву, Санкт-Петербург и другие российские города. Желаю,
чтобы фестиваль «Поющий Иссык-Куль» продолжил своё триумфальное шествие в
будущее и продолжил объединять поэтов и бардов всего СНГ.
Многие участники обменивались между собой сувенирами и подарками. Олег
Пронин из Барнаула подарил Владимиру Коновалову из Бишкека книгу Александра
Городницкого «След в океане». Александр Симонов подарил свой авторский сборник
стихов «В стране заоблачных высот» (Т., 2009) Анэсу Гургеновичу Зарифьяну. Я привезла домой от поклонников моих стихов
шёлковые косынку и шарфик, а также холщовую голубую сумочку с логотипом «Поющий
Иссык-Куль». Провожая узбекистанскую группу домой, Лунара Жумабек заявила на
прощанье: «Теперь Иссык-Куль будет всегда с вами».
В Ташкенте на первом заседании ТО «Арча» 05.07.23 громко обсуждали
итоги прошедшего фестиваля. По мнению ветерана авторского
движения, руководителя делегации из Узбекистана, Владимира Григорьевича
Шабалина, несмотря на некоторые недостатки, связанные с неудовлетворительной подготовкой технической
аппаратуры; некоторыми проходными произведениями, не соответствующими жанру авторской песни, и других мелких недочётов,
главная цель прошедшего фестиваля «Поющий Иссык-Куль» достигнута.
Жанр
бардовская песня возник как альтернатива массовой эстраде. Каждой такой песней автор как бы говорит:
«Это – я, это – моё, сокровенное, никем не внушённое. Как сказал Булат
Окуджава: «Это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с
действительностью». Такие песни рождаются спонтанно как свободная реализация личной
потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поётся в одной из
песен Окуджавы, «Каждый пишет… как он дышит…, не стараясь угодить…». Такие
песни не пишутся «на потребу» в расчете на сбыт – они рождаются… и живут вечно.
Такие
песни, идущие от сердца, воспитывают патриотизм и любовь к Родине через лучшие
культурные традиции в авторском песенно-поэтическом творчестве и развитие жанра
авторской песни. Стихо- и песенная терапия ненавязчиво пропагандирует духовные
и семейные ценности, создаёт условия для всестороннего развития личности.
Фестивали авторской песни и поэзии, подобные «Поющему Иссык-Кулю» выявляют и
поддерживают в профессиональном становлении талантливых авторов и исполнителей
авторской песни. Выступления мэтров наряду с молодыми начинающими авторами из разных регионов
гарантируют обмен опытом творческих коллективов, авторов и исполнителей, укрепляют
и развивают творческие связи между клубами и с другими странами. Фестивали
должны, по крайней мере, бороться с безвкусицей попсовой музыки, заполонившей
теле- радиоэфир и концертные площадки; пропагандировать здоровый образ жизни,
экологическое мышление и бережное отношение к природе. Фестивали обязаны
прививать чувство прекрасного начинающим поэтам и бардам через творчество,
музыку, стихи и внушать им главное – не бояться критики и смело заявлять о себе
в творческих состязаниях.
«Нынешний
фестиваль вполне создал условия для творческого самовыражения и взаимодействия
с соотечественниками, живущими за рубежом, и способствовал развитию
межэтнического и межкультурного диалога», - заключил своё выступление
Владимир Шабалин на заседании ТО «Арча».
Руководитель
клуба Темур Шангареевич озвучил своё послание организаторам I Международного фестиваля авторской песни и
поэзии "Поющий Иссык-Куль":
- Лунара и сподвижники по организации и
проведению фестиваля! Примите мои горячие поздравления за прекрасное проведение
праздника песни и поэзии! Внимательно
следили за ходом фестиваля и сожалели, что мы не с вами!
Участники
со всего СНГ съехались к вам! Уверен, что фестиваль станет доброй традицией
продолжения дружбы между авторами, композиторами, исполнителями и фанами наших
стран! Персональный привет и пожелание здоровья Мэтру Анэсу! Спасибо ему за участие и поддержание высокого
статуса фестиваля!
С
уважением, Валитов Темур - автор-исполнитель, организатор международных
фестивалей авторской песни "Чимганское эхо" и "Осенний
аккорд" (Ташкент).
Александр
Симонов прочитал стихотворение «Память моря» и
посвятил его фестивалю «Поющий Иссык-Куль-2023»:
Да,
Иссык-Куль не озеро, а море,
он
вдохновляет нас писать стихи.
Рождаются
на творческом просторе −
мелодий
новых чудо – родники…
Кто
в водах, отразится – тот рассказчик,
принёсший
вести из далёких стран.
Вода
воспримет весть, как чуткий датчик
и
впишет строки в вековой роман.
Запомнит
море личность человека,
парящего
в лазоревой воде,
в
прозрачной капле, как в библиотеке,
сказ
интересный есть и о тебе.
В
воде скользят, как тени, стихиали,
что
созданы природой из любви.
Они
бы нам так много рассказали,
когда
бы люди вслушаться смогли.
Негромко
волны шепчутся о тайном,
в
морских глубинах пишется рассказ…
Свиданье
с чудом вовсе не случайно
и
мудрый Иссык-Куль запомнил нас.
Я
возвращаюсь в дом, где лампа с абажуром,
Где
Файнберга сонеты прочитаны не раз,
Где
время не летит пришпоренным аллюром,
Где
мы с судьбою пишем свой собственный рассказ.
Я
в комнату войду, где откровенность правит,
Оставлены
за дверью – сомненья и упрёк,
Где
мир чужих страстей на миг меня оставит
И
я найду ответы среди любимых строк.
Мы
государство «Нежность» придумали с тобою,
Где
главные законы: Доверье и Любовь,
А
город шумных улиц остался за стеною
И
марево иллюзий нас не затянет вновь.
Усталость
с моих плеч твои ладони снимут,
Тепло
прикосновений подарит счастье мне.
И
льётся мягкий свет сквозь абажур старинный,
Мелодия
трепещет в серебряной струне.
Как
часто времена к молитвам безответны,
Но
в лучшее надежду храню я в глубине,
Я
верю, мир земной не пропадет бесследно,
Пока
играет музыка, пока стихи в цене.
Догорят наши
письма, и будет заветный июнь.
Отшумят перемены,
и всех нас минуют печали.
Горьковатый покой
разольют по сердцам
Свет над садом
расцветшим и летний букетик в бокале.
Мы залечим обиды,
забудем, как прячут глаза,
Соберёмся все
вместе и сдвинем весёлые вина,
И с улыбкою
вспомним, как мы в суете позабыли,
Что живём друг для
друга и счастье наше в друзьях.
Дни проходят в
заботах, забвенье тревожных минут.
Снова лето звенит
за окном и гонит нас в синие горы.
Мы с друзьями
встречаем на горной вершине рассвет,
И поют до зари
барды песни на вольном просторе.
Плач и радость
гитарных аккордов смягчают сердца.
В них звенит
колокольчик, над лугом танцует пчела.
Покидая зубчатый
Чимган, посылаем завет облакам:
«Мы спускаемся в
город, открывая сердца небесам».
Зале Мурат прислал в
группу «Поющий Иссык-Куль» на телеграмм-канале своё субъективное освещение фестиваля:
Каким-то
чудом оказался
На
Иссык-Куле летом я,
И
захотелось там остаться,
И
стали вечностью три дня.
Вокруг
тебя крутые горы
В
прямом и переносном смысле,
И
озеро, нет, всё же море,
Меж
гор раскинулось как песня.
Немой
восторг от первой встречи,
Был
оглушен я красотой,
Глаза
привыкнуть не успели
К
горам, пленились синевой
Слияния
неба и воды.
Да,
нет синее синевы.
На
фоне этой красоты
Друзей
Лунара собрала -
Тех,
кто с гитарою на ты,
Акынов,
мастеров пера.
Не
отдыхала там струна,
Сливались
в песнях голоса.
Перкуссия
там не нужна -
Гораздо
лучше треск костра.
Три
дня с начала до конца
Накрыла
песен нас волна...
Да,
там я был, мёд-пиво пил,
Да
усы лишь обмочил...
Что ещё можно к этому добавить: «Пусть как можно дольше продлится этот "вещий миг просветленья" (выражение А. Слонима)! И пусть, как выразился Анэс Зарифьян, «Во все отпущенные годы // Мне будет сниться Иссык-Куль...».
Гуарик Багдасарова
Фото Александра Симонова, Сергея Мартыненко и других участников фестиваля «Поющий Иссык-Куль»
Комментариев нет:
Отправить комментарий