«Интернациональный состав мастеров
искусства, при всём их стилистическом различии, - отметила на открытии
вернисажа заместитель директора ДХВ по научной деятельности – Людмила
Ходжи-Мурзаевна Кодзаева, - объединяет живая летопись искусства Узбекистана,
характерный пафос ушедшей эпохи – дух
надежды и веры в светлые социалистические идеалы, красоту и доброту, спасающие
мир, и, конечно, высокий профессионализм представленных свыше 200 произведений
художников, достойных нашего внимания, изучения, памяти и почестей.
Людмила Кодзаева в своём
выступлении отметила, что экспозиция знакомит нас не только с художниками
разных возрастов, но и разных школ. Так, например, С. Колыбанов оканчивал в
своё время ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские — учебные
заведения, созданные в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918
года. Московский ВХУТЕМАС был образован в 1920 году путём объединения Первых и
Вторых Государственных свободных художественных мастерских, созданных ранее на
основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища
живописи, ваяния и зодчества. Портрет С. Колыбанова на выставке изобразил И.
Енин в момент творческого озарения художника, в котором автор зафиксировал
мельчайшие отличия внешнего и внутреннего облика модели.
М. Саидов – один из первых выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской Академии художеств на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в прошлом Императорской Академии художеств в Петрограде. Большую часть своей жизни он посвятил педагогической деятельности, соединяя её с творческими достижениями в живописи.
На выставке представлена большая часть экспозиции Е. Мельникова, представителя ташкентской художественной школы, и живописца-монументалиста - В. Жмакина, воспитанника московской художественной школы, чьи ученики сейчас успешно преподают в художественных вузах монументальную живопись.
Выступивший на открытии выставки
заслуженный деятель искусств Узбекистана, академик АХУз Садулла Абдуллаев
назвал мастеров-юбиляров своими учителями, у которых ещё многому может
научиться не только молодое поколение, но и зрелые художники. Академик живописи
вспоминал, как их старшие учителя приглашали молодых художников в свои
мастерские и учили их непосредственно на своих работах познавать секреты
мастерства:
-
Жизнь и творчество этих мастеров пронизано интересом к мировой и национальной
культуре, истории, народной жизни, что позволило им раскрыть в своих
произведениях интернациональные общечеловеческие ценности, на которых держится
наш современный хрупкий мир.
В экспозиции широко представлены
жанровая и историческая живопись, портреты и натюрморты, мастерски исполненные
пленэрные этюды, за которыми стоят яркие творческие индивидуальности, каждая из
которых продемонстрировала свой оригинальный стиль живописного и пластического
изложения – от соцреализма до постимпрессионизма и модернизма. В центре
экспозиции внимание зрителей приковали к себе картины академика Мамона
Абдусаматовича Саидова. Среди почитателей его живописи на вернисаже выделялась
дочь художника Диларам. Я попросила её рассказать, каким она запомнила своего
отца и вот что она мне коротко рассказала:
- По профессии я провизор, но своим троим
детям – мне, брату и младшей сестре – наш отец с детства внушил любовь к
живописи и созданным им героям – простым людям из народа. Мой папа был всегда
молчаливым, спокойным, человеколюбивым, трудолюбивым, сосредоточенным на своих
творческих замыслах. Папины работы отличаются его жадным интересом к узбекской
истории и национальным традициям, любовью к простым хлопкоробам и деятелям
культуры, верностью нравственным семейным устоям в жизни и творчестве. Мы, его
родные дети, не пошли по стопам отца, но зато наши дети, его внуки, все учатся
в специализированных художественных школах, побеждают на республиканских
художественных олимпиадах и мечтают стать настоящими мастерами живописи, как их
прославленный дед. Я благодарна Дирекции художественных выставок, что она к
столетию отца для нас, и для жителей, и гостей Ташкента подготовила такой
бесценный памятный подарок.
В 50-60-ые годы прошлого века художники не только были живыми летописцами мирных послевоенных лет, прославляющими подъём народного хозяйства и культурную революцию в стране, героев социалистического труда и выдающихся деятелей культуры. Очень часто они обращались к теме Великой Отечественной войны, героизма народа-воина и народа-победителя, а также подвига простых граждан в южном тылу, принявших в свои семьи полтора миллиона соотечественников с временно оккупированных фашистами территорий России, Беларуси, Украины. Так, например, Н. Ковинина-Скорикова наряду с изображением современниц («Мухаббат», 1965) в камерной жанровой работе «Весна 1945 года» наравне с другими художниками живо передала чувства и переживания, гордость за Победу над фашизмом ветеранов ВОв, кто собственными руками ковал её на просторах Европы – от Москвы до Берлина.
«Узбекский художник» родился в г. Бузулуке Оренбургской области. С 1948 по 1953 учился в Самарканде в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова. Его педагогами были А.А. Гольдрей, А.П. Лунев, А. А. Пузыревич, А.И. Ардабадская. В 1954—1960 годах учился на отделении живописи Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского у Р.А. Ахмедова, его педагогами были также О.К. Татевосян, Ю.И. Елизаров, Б.И. Урманче, В.В. Подгурский. Одновременно с 1955 года работал в художественных мастерских Узбекского отделения Художественного фонда СССР. Участник выставок с 1960 года. Персональные выставки прошли в Ташкенте, в 1989 и 2004. В 1990-е имел несколько персональных выставок в странах Западной Европы и США. Работы представлены в ГМИ Узбекистана и художественных музеях Нукуса, Самарканда, Ургенча, Бухары и частных собраниях многих стран мира.
Биографии других художников так или иначе связаны с Узбекистаном, его историей и богатой природой. В портретную галерею Е. Мельникова и М. Саидова органично вписывается реалистичный портрет К. Насырова кисти А. Мирзаева, групповой портрет «Монументалисты» (1973) самого К. Насырова.
На
выставке можно сравнить камерные горные пейзажи Акташа («Лето в Акташе»),
Сукока («Май в Сукоке», 1989; «Старые тополя в Сукоке», 1987; «Весеннее небо
над кишлаком Сукок», 1986) Евгения Мельникова с монументальными пейзажами П.
Тахирова «Осень. Дорога в Байсун» (1988); «Золотая осень» (1982), «Горные пастбища»
(1983) К. Насырова и ещё раз убедиться, что узбекистанские советские художники
не проходили мимо творчества своих
предшественников. Они использовали их опыт при построении пространственных,
панорамных композиций, а также в решении колористических задач. Преемственность
художественных традиций заключается в том, что живописцев объединяет мысль о
единстве человека и природы: она пронизывает художественный строй лучших картин
послевоенного времени.
Если
мы бегло затронем натюрморты С. Колыбанова («Натюрморт с лепёшками», 1967;
«Натюрморт с глиняными игрушками-свистульками») и натюрморты А. Лунёва
(«Бульдонежи», 1977), то должны признаться, что при всём их различии, они
проникнуты интимным переживанием природы, словно художники в них разговаривают
наедине с дарами природы и изделиями человеческих рук.
Скульптура
на выставке представлена разными жанрами: это приковывающие к себе внимание
посетителей портреты «Мудрость» (пластмасса, 1974) В. Дегтярёва, групповой
портрет «Моя семья» (инкрустация, 1965) П. Иванова и многими другими,
достаточно широко представленными на выставке. В экспозиции выделяется
обобщённая пластическая композиция «Девушка с косой» П. Иванова – извечная тема
скульптуры, изображение обнажённого тела, не получившая в нашем региональном
искусстве особого развития. В этой фигуре юной девушки интересна попытка автора
выразить философски обобщённое представление о женском целомудрии и наметить
свой идеал женской красоты.
Автору
статьи от имени первых посетителей вернисажа осталось поблагодарить коллектив
научных сотрудников отдела выставок и отдела фондов Дирекции выставок за
интересную экспозицию, ставшей добрым поводом почтить творчество художников
старшего поколения. Художественная
ретро-выставка продолжит работу до 20 августа 2023 года.
Гуарик Багдасарова
Фото автора, Елены Ветвиковой и Владимира Гранкина
Комментариев нет:
Отправить комментарий