пятница, 21 июля 2023 г.

«Наше наследие: мастера искусств Узбекистана»

 


        В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана 18.07.23 открылась традиционная ежегодная выставка «Наше наследие: мастера искусств Узбекистана». Она представила творчество художников-юбиляров этого года, известных и малознакомых массовому зрителю. Среди них живописцам: академику М. Саидову – 100 лет; М. Калонтарову и А. Луневу – 115 лет; С. Колыбанову – 125 лет; В. Жмакину, Л. Резникову, Н. Ковининой-Скориковой,        К. Эминову, В. Волкову, Е. Мельникову – 95 лет; К. Насырову, П. Тахирову, Б. Токмину – 90 лет. Скульпторы В. Дегтярев и П. Иванов достигли 85 лет. Их произведения хранятся в Дирекции художественных выставок, частных собраниях и семейных архивах.


          
Выставка знакомит новое поколение художников и любителей искусства с интересной эпохой истории искусства Узбекистана: с 40-х годов прошлого века с главным методом соцреализма в литературе и изобразительном искусстве по 2000-ые годы с их многообразием индивидуальных художественных стилей и направлений в искусстве.

          «Интернациональный состав мастеров искусства, при всём их стилистическом различии, - отметила на открытии вернисажа заместитель директора ДХВ по научной деятельности – Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева, - объединяет живая летопись искусства Узбекистана, характерный  пафос ушедшей эпохи – дух надежды и веры в светлые социалистические идеалы, красоту и доброту, спасающие мир, и, конечно, высокий профессионализм представленных свыше 200 произведений художников, достойных нашего внимания, изучения, памяти и почестей.

          Людмила Кодзаева в своём выступлении отметила, что экспозиция знакомит нас не только с художниками разных возрастов, но и разных школ. Так, например, С. Колыбанов оканчивал в своё время ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские — учебные заведения, созданные в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918 года. Московский ВХУТЕМАС был образован в 1920 году путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Портрет С. Колыбанова на выставке изобразил И. Енин в момент творческого озарения художника, в котором автор зафиксировал мельчайшие отличия внешнего и внутреннего облика модели.

          М. Саидов – один из первых выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской Академии художеств на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в прошлом Императорской Академии художеств в Петрограде. Большую часть своей жизни он посвятил педагогической деятельности, соединяя её с  творческими достижениями в живописи.

          На выставке представлена большая часть экспозиции Е. Мельникова, представителя ташкентской художественной школы, и живописца-монументалиста - В. Жмакина, воспитанника московской художественной школы, чьи ученики сейчас успешно преподают в художественных вузах монументальную живопись.



   Художники-шестидесятники Е. Мельников, Б. Токмин были поклонниками французского постимпрессионизма и позволяли себе обогащать метод соцреализма новыми исканиями свободной линии, яркой формы, активного цвета, вопреки жёсткой цензуре советского времени, не пропускавшей на выставки работы с элементами новизны живописного языка. Это поколение шестидесятников привнесло много нового в искусство живописи Узбекистана.






      В их числе были художники: К. Насыров, П. Тахиров, Н. Ковинина-Скорикова, представители семейных династий самаркандского художника             М. Калонтарова, художников В.А. Волкова, Л. Резникова, К. Эминова. Мы до сих пор не знаем даты смерти Кучкара Насырова, работавшего в Доме художника в Ташкенте. Нам не известна дальнейшая судьба Нины Ковининой-Скориковой, уехавшей в 90-ые годы прошлого века из Ташкента в Москву. Есть несколько таких открытых дат жизни и творчества художников, но мы знаем, что их работы высочайшего профессионального мастерства принадлежат вечности, поэтому они в наши дни демонстрируются на этой юбилейной выставке. Свой краткий экскурс в историю живописи Узбекистана Людмила Кодзаева закончила пожеланием: «Желаю вам приятного просмотра!»

          Выступивший на открытии выставки заслуженный деятель искусств Узбекистана, академик АХУз Садулла Абдуллаев назвал мастеров-юбиляров своими учителями, у которых ещё многому может научиться не только молодое поколение, но и зрелые художники. Академик живописи вспоминал, как их старшие учителя приглашали молодых художников в свои мастерские и учили их непосредственно на своих работах познавать секреты мастерства:

- Жизнь и творчество этих мастеров пронизано интересом к мировой и национальной культуре, истории, народной жизни, что позволило им раскрыть в своих произведениях интернациональные общечеловеческие ценности, на которых держится наш современный хрупкий мир.

          В экспозиции широко представлены жанровая и историческая живопись, портреты и натюрморты, мастерски исполненные пленэрные этюды, за которыми стоят яркие творческие индивидуальности, каждая из которых продемонстрировала свой оригинальный стиль живописного и пластического изложения – от соцреализма до постимпрессионизма и модернизма. В центре экспозиции внимание зрителей приковали к себе картины академика Мамона Абдусаматовича Саидова. Среди почитателей его живописи на вернисаже выделялась дочь художника Диларам. Я попросила её рассказать, каким она запомнила своего отца и вот что она мне коротко рассказала:

-   По профессии я провизор, но своим троим детям – мне, брату и младшей сестре – наш отец с детства внушил любовь к живописи и созданным им героям – простым людям из народа. Мой папа был всегда молчаливым, спокойным, человеколюбивым, трудолюбивым, сосредоточенным на своих творческих замыслах. Папины работы отличаются его жадным интересом к узбекской истории и национальным традициям, любовью к простым хлопкоробам и деятелям культуры, верностью нравственным семейным устоям в жизни и творчестве. Мы, его родные дети, не пошли по стопам отца, но зато наши дети, его внуки, все учатся в специализированных художественных школах, побеждают на республиканских художественных олимпиадах и мечтают стать настоящими мастерами живописи, как их прославленный дед. Я благодарна Дирекции художественных выставок, что она к столетию отца для нас, и для жителей, и гостей Ташкента подготовила такой бесценный памятный подарок.





            Перед глазами зрителей в работах М. Саидова наряду с простыми дехканами-хлопкоробами и тружениками села, пастухами, разнорабочими, учителями («Портрет М. Саматовой, старейшей учительницы Узбекистана», 1987), портретами детей («Наш балкон»,  1973) проходят перед глазами такие известные исторические деятели культуры, как узбекский поэт, драматург, общественный деятель, защитник науки и просвещения, раскрепощения женщины Востока Хамза Хакимзаде Ниязи. На нескольких полотнах он изображён вместе с первыми артистами передвижной театральной труппы – женщинами с красивыми открытыми одухотворёнными лицами, обслуживавшими новым советским идейным искусством части Красной армии на Туркестанском фронте и уверенно глядящими в будущее («На концерт», 1977).  Во времена СССР именем Хамзы были названы улицы, школы, театры, станция Ташкентского метро и другие памятные места в нашем регионе. С началом эпохи независимости Узбекистана под давлением реакционного духовенства новым правительством Хамза был объявлен врагом узбекского народа и ислама, в связи с чем все объекты городской инфраструктуры были, к сожалению, переименованы.


В 50-60-ые годы прошлого века художники не только были живыми летописцами мирных послевоенных лет, прославляющими подъём народного хозяйства и культурную революцию в стране, героев социалистического труда и выдающихся деятелей культуры. Очень часто они обращались к теме Великой Отечественной войны, героизма народа-воина и народа-победителя, а также подвига простых граждан в южном тылу, принявших в свои семьи полтора миллиона соотечественников с временно оккупированных фашистами территорий России, Беларуси, Украины. Так, например, Н. Ковинина-Скорикова наряду с изображением современниц («Мухаббат», 1965) в камерной жанровой работе «Весна 1945 года» наравне с другими художниками живо передала чувства и переживания, гордость за Победу над фашизмом ветеранов ВОв, кто собственными руками ковал её на просторах Европы – от Москвы до Берлина.




       Победное окончание Великой Отечественной войны принесло в живопись много новых тем и образов, изменило её эмоциональное содержание, заставило художников по-новому увидеть окружающий мир и самих себя. В жизни народа и его непосредственных выразителей-художников появилась уверенность в торжестве созидательной силы справедливости и добра. Однако тема войны никуда не ушла из соборной памяти народа и продолжала находить место в искусстве, в частности живописи, в сложной многогранной интерпретации. Свидетельство тому – картины на военную тему, в которых необычайно возросло эмоциональное начало и расширилась сфера душевных переживаний: «Маки, маки… Скорбная память земли» А. Лунёва и многие другие живописные полотна на выставке.




Зрители подолгу рассматривают портреты, пейзажи, жанровые картины, анималистические композиции с лошадьми народного художника Узбекистана Е. Мельникова (1928 – 2010). Он называл себя «Узбекским художником». Портрет художника Г. Зильбермана (1975) Е. Мельникова в стиле позднего Сезанна можно разглядывать бесконечно, внимательно изучая натуру модели. В его собственном «Автопортрете» читается долгий тернистый путь выдающегося мастера портретной живописи, натюрморта, пейзажа и анималистических композиций («Время цветения трав», 1970; «Скачки на Ташкентском ипподроме», 1984; «Белые лошади», 1974), оказавшего большое влияние на развитие национальной школы современной живописи Узбекистана.

«Узбекский художник» родился в г. Бузулуке Оренбургской области. С 1948 по 1953 учился в Самарканде в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова. Его педагогами были А.А. Гольдрей, А.П. Лунев, А. А. Пузыревич, А.И. Ардабадская. В 1954—1960 годах учился на отделении живописи Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского у Р.А. Ахмедова, его педагогами были также О.К. Татевосян, Ю.И. Елизаров, Б.И. Урманче, В.В. Подгурский. Одновременно с 1955 года работал в художественных мастерских Узбекского отделения Художественного фонда СССР. Участник выставок с 1960 года. Персональные выставки прошли в Ташкенте, в 1989 и 2004. В 1990-е имел несколько персональных выставок в странах Западной Европы и США. Работы представлены в ГМИ Узбекистана и художественных музеях Нукуса, Самарканда, Ургенча, Бухары и частных собраниях многих стран мира.




Биографии других художников так или иначе связаны с Узбекистаном, его историей и богатой природой. В портретную галерею Е. Мельникова и М. Саидова органично вписывается реалистичный портрет К. Насырова кисти А. Мирзаева, групповой портрет «Монументалисты» (1973) самого К. Насырова.







На выставке можно сравнить камерные горные пейзажи Акташа («Лето в Акташе»), Сукока («Май в Сукоке», 1989; «Старые тополя в Сукоке», 1987; «Весеннее небо над кишлаком Сукок», 1986) Евгения Мельникова с монументальными пейзажами П. Тахирова «Осень. Дорога в Байсун» (1988);  «Золотая осень» (1982), «Горные пастбища» (1983) К. Насырова и ещё раз убедиться, что узбекистанские советские художники не проходили   мимо творчества своих предшественников. Они использовали их опыт при построении пространственных, панорамных композиций, а также в решении колористических задач. Преемственность художественных традиций заключается в том, что живописцев объединяет мысль о единстве человека и природы: она пронизывает художественный строй лучших картин послевоенного времени.





Если мы бегло затронем натюрморты С. Колыбанова («Натюрморт с лепёшками», 1967; «Натюрморт с глиняными игрушками-свистульками») и натюрморты А. Лунёва («Бульдонежи», 1977), то должны признаться, что при всём их различии, они проникнуты интимным переживанием природы, словно художники в них разговаривают наедине с дарами природы и изделиями человеческих рук.



Скульптура на выставке представлена разными жанрами: это приковывающие к себе внимание посетителей портреты «Мудрость» (пластмасса, 1974) В. Дегтярёва, групповой портрет «Моя семья» (инкрустация, 1965) П. Иванова и многими другими, достаточно широко представленными на выставке. В экспозиции выделяется обобщённая пластическая композиция «Девушка с косой» П. Иванова – извечная тема скульптуры, изображение обнажённого тела, не получившая в нашем региональном искусстве особого развития. В этой фигуре юной девушки интересна попытка автора выразить философски обобщённое представление о женском целомудрии и наметить свой идеал женской красоты.







Автору статьи от имени первых посетителей вернисажа осталось поблагодарить коллектив научных сотрудников отдела выставок и отдела фондов Дирекции выставок за интересную экспозицию, ставшей добрым поводом почтить творчество художников старшего поколения.  Художественная ретро-выставка продолжит работу до 20 августа 2023 года.

  Гуарик Багдасарова

Фото автора, Елены Ветвиковой и Владимира Гранкина

 

         

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий