Первого сентября 2023 г., когда Узбекистан праздновал 32-ую годовщину государственной независимости, у наших граждан был большой выбор, куда пойти и как незабываемо провести этот знаменательный праздник - в парках культуры и отдыха, музеях, художественных выставках, концертах под открытым небом. Любители музыкальных сказок и оперетты пришли вместе со своими детьми в ГТМК (оперетты) Узбекистана на утренний благотворительный спектакль «Аладдин» - мюзикл по мотивам любимой всеми арабской сказки о бездомном бродяге из народа.
Молодой
режиссёр-постановщик Руслан Шерезданов взял за основу текст Ховарда Эшмана, Тима Райса, Чада Беглина,
музыку композитора – Алана Менкена и
в творческом содружестве с музыкальным руководителем И. Назаровым,
художником-постановщиком – кавалером ордена «Дустлик» Н. Глубокиной, художником
по костюмам – З. Касымовой, балетмейстером – заслуженной артисткой РУз - Ф. Исаевой,
хормейстером – Я. Карабановой, а также помощниками
режиссёра – Д. Уруновой, К. Морозовым - создали свою оригинальную версию
музыкальной сказки.
Не только
дети, но и взрослые тепло приняли мюзикл, в котором захватывал воображение
зрителей интригующий сюжет, прозвучало много
хитов ХХ века, исполнено незаурядных танцев артистами балета театра. Однако
главный режиссёр театра Руслан Шерезданов даёт себе отчёт в том, что
новоиспечённому «детскому мюзиклу» ещё придётся набирать обороты, и как малому
дитя, расти, совершенствоваться, расширять аудиторию и покорять публику новыми
находками и более отточенным мастерством, которого пока не хватает молодым
артистам, пробующим себя в «свежем» амплуа в начале нового театрального сезона.
Во второй праздничный день, а именно 02.09.23
ГТМК (оперетты) Узбекистана подарил любителям классической лёгкой музыки
спектакль-концерт «Последний чардаш» на музыку Имре Кальмана (режиссёр-постановщик
Наталья Салихова). В 2022 году музыкальный мир отметил 140-летие
композитора, который сумел вложить в свою музыку весь темперамент венгерских
мелодий, насытив их национальным колоритом, духом мечты, тайны и праздника,
вплетённого в общую канву произведений. Этой постановкой ГТМК (оперетты) Узбекистана с небольшим опозданием
отметил в марте этого года юбилей «Короля оперетты». Спектакль-концерт так
полюбился зрителям, что был по праву удостоен открыть новый 51-ый театральный сезон
в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. Теперь уже
можно смело говорить о закономерном зрительском признании этого
спектакля-концерта, так как дважды случайностей не бывает. Публика на
протяжении полутора часов овациями встречала каждый выход на сцену
исполнителей, так как они своей игрой и пением олицетворяли не только галерею
ярких характерных образов, но также передавали романтическую музыку любимых
оперетт венгерского композитора Имре Кальмана.
«Сильва»,
«Марица», «Баядера», «Мистер Икс», «Цыган-премьер» -названия этих оперетт
знакомы миру благодаря необыкновенно яркой одарённости их создателя –
венгерского композитора Имре Кальмана (1882–1953). «Последний чардаш»[1] - история любви из
оперетт, рассказанная второй женой композитора Верой Кальман… в её мемуарах
«Помнишь ли ты?..» (1989), которые позволяют сегодня глубже понять личность
композитора.
В отличие от предыдущей постановки, нынешний
спектакль-концерт прошёл в новом составе, за исключением нескольких главных
ролей. Так, Веру Кальман сыграла Виктория Рудзинская. Это сложная роль,
так как актриса не просто практически находилась на сцене и удерживала внимание
публики полтора часа - она своим исповедальным монологом, нужной доверительной
интонацией и внешним элегантным видом объединила все музыкально-вокальные и
хореографические номера из разных оперетт, сделав концерт единым целостным
спектаклем. Публика с ликованием
встретила завоевавших её любовь ведущих и совсем молодых солистов театра в
романтических образах целой плеяды героев Имре Кальмана, словно встретившихся
на этом долгожданном праздничном балу под залпы вдохновенно играющего оркестра
под руководством главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Узбекистана -
Батыра Расулова. На сцене
блистали своим актёрским мастерством: заслуженная артистка Узбекистана и
Татарстана Динара Миняева - Сильва; Феруз
Сафаров – Губерт; Валерий Климов – Эдвин: Хабиб Рахматов – Бони; Гульнара
Самыкова – Марица; Бабур Чулиев – Тасилло: Тамара Мадонова – Божена; кавалер
ордена «Дустлик» Валерий Юлдашев – Пенижек; Диана Шерезданова - Элли; Константин Морозов –
Штерцель; Бегзот
Садыков – Раджами; Диана Шерезданова – Мариэтта в органичной паре с кавалером
ордена «Дустлик» - Игорем Бухаидзе – Филиппом; Елена Баронина – Юлишка; Ильяс
Алижанов – Лачи; Сардор Норматов –
Пали Рач; Валерий Климов - Мистер Икс; Тимур Айсин – Тони; Алия Исмагулова – Мари;
Рузанна Рахимова – Виолетта. Даже самые юные, не всегда попадавшие в ноту
артисты, заслужили шквала оваций, так как играли с полной отдачей, и их молодая
энергетика передавалась в зрительный зал и находила горячий отклик у зрителей.
Это
впечатление яркого музыкального праздника дополнили и усилили артисты балета и
хора, которым зрители громко скандировали «Браво!». Постоянные фанаты отметили,
что театр пополнился талантливой молодёжью: все поколения на сцене работают
слаженно, гармонично, единым ансамблем. Новое руководство театра всячески
старается расширить творческий диапазон
актёров, помогает их росту, обогащает репертуар театра классикой – произведениями,
принадлежащими к Золотому фонду мирового музыкального театра во все времена и современной национальной драматургией — эти постановки
принадлежат к числу лучших спектаклей, завоевавших немалые симпатии
зрителей и прекрасные отзывы критиков.
Главный
режиссёр театра Руслан Шерезданов, чья карьера сформировалась в стенах
ГТМК (оперетты) Узбекистана, после последних трёх лет работы в ГАБТ им. А.
Навои, вернулся в родную обитель обогащённый новыми творческими планами. Перед началом спектакля-концерта в своей
поздравительной речи от имени руководства и всего театрального коллектива в
честь 32-ой годовщины Независимости и открытия 51- го театрального сезона
молодой режиссёр-новатор охотно поделился ими с поклонниками классической
лёгкой музыки. Он, в частности, отметил:
- Мы
с вами живём в эпоху Ренессанса – возрождения высших мировых человеческих ценностей. Об этом
свидетельствует обновление Конституции РУз и реформирование различных
сфер человеческой деятельности, включая образование, просвещение и культуру. Театру,
как воздух, нужен обмен опытом с другими творческими коллективами. Как отметил заслуженный деятель искусств
Узбекистана Андрей Слоним, «За годы Независимости существенно обогатилась
гастрольная жизнь наших артистов. Совершается интенсивный обмен творческими
силами, регулярно проходят Международные фестивали и конкурсы, наши артисты
выезжают на гастроли в страны ближнего и дальнего зарубежья, а в Узбекистан
приезжают со спектаклями и концертами лучшие силы зарубежных стран». Наш единственный
музыкальный театр в Узбекистане с полувековой историей далеко не исключение в
этом прогрессивном обновлении театральной жизни. Этой осенью наш творческий коллектив планирует принять участие в XII Международном
фестивале оперетты и мюзикла «DosStar». Он пройдёт в Караганде в Казахстане.
ГТМК (оперетты) Узбекистана примет участие в VIII Международном
фестивале музыкальных театров "Видеть музыку" со спектаклем
"Ребёнок напрокат".
Наш
театр является организатором гастролей Новосибирского музыкального театра с
большим гала-концертом "Виват, оперетта". Концерт пройдёт в Узбекском
государственном музыкальном театре имени Мукими и Самаркандском областном
театре музыкальной драмы.
В этом сезоне при финансовой поддержке
Министерства культуры Республики Узбекистан по государственному заказу будет
поставлен мюзикл " Человек-амфибия". Мы пригласили для постановки этого грандиозного музыкального
спектакля заслуженного деятеля искусств
России, лауреата Государственной премии Президента России, президента
Ассоциации музыкальных театров России,
стран СНГ и Ближнего зарубежья, главного режиссёра Московского
государственного академического Детского музыкального театра имени Натальи Сац
- профессора Георгия Исаакяна.
Следуя
многолетней традиции, ГТМК (оперетты) Узбекистана сохраняет свою самобытность в
мировом театральном сообществе – наряду
с мировой классикой всячески популяризирует произведения современной
национальной драматургии. В этом сезоне театр оперетты планирует поставить
музыкальный национальный спектакль "Олтин девор" ("Золотая
стена") по мотивам произведений Эркина Вахидова (1936-2016) на русском и
узбекском языках. Этим спектаклем театральный коллектив постарается реализовать
заветную мечту советского узбекского поэта, драматурга и общественного деятеля:
«Если б строка моя тронула души, если б к людским прикоснулась сердцам…» (Эркин
Вахидов). Сегодня многонациональные читатели знакомятся с
произведениями Эркина Вахидова благодаря превосходным русскоязычным переводам Александра
Файнберга, Сергея Иванова, Юрия Казанцева, Николая Ильина и других мастеров
слова.
…Неожиданно
в зале из публики раздался вопрос: «Существует слух, что театр оперетты могут
закрыть – это правда?». Руслан Шерезданов с улыбкой и уверенным голосом ответил:
«Это фейк. Не верьте слухам! А вот капитальный ремонт обещают сделать в нашем
театре. Не будем заглядывать далеко в будущее, но уже в эти дни мы начинаем
готовиться в 2024 году достойно провести II
Международный
форум музыкальных театров OPERETTA.UZ , надеемся, в отремонтированном помещении.
Зрители
в этот праздничный вечер уходили из театра в хорошем воодушевлённом настроении,
а мы с приятельницей даже вспоминали стихи Бориса Пастернака:
…Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не
засоряясь впредь,
Всё это – не
большая хитрость…
Гуарик Багдасарова
Фото предоставлено ГТМК (оперетты)
Узбекистана
[1] Подробно об этой постановке читайте на сайте «Близкое эхо» 1 марта 2023 г.: «ГТМК (оперетты) Узбекистана отметил 140-летие Имре Кальмана премьерой спектакля-концерта "Последний чардаш"» - http://guarik-guhar.blogspot.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий