пятница, 27 октября 2023 г.

Концерт артистов ГАБТ им. А. Навои «Устремлённость в служении»: к 70-летию митрополита Викентия

 

В воскресный день 22 октября 2023 г. в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии состоялся вокально-поэтический вечер, посвящённый 70-летию митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Высокопреосвященнейшего Викентия.

Владыка Викентий (в миру –  Виктор Александрович Морарь)  родился четвёртого октября 1953 года в с. Скуляны Унгенского района Молдавской ССР в семье служащих. Пройдя долгий жизненный и духовный путь, он 27 июля 2011 г. решением Священного Синода был назначен главой учреждённого Среднеазиатского митрополичьего округа. В связи с данным назначением, указом Святейшего Патриарха Кирилла возведён в сан митрополита. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. назначен постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви; освобождён от должности  ректора Екатеринбургской духовной семинарии и назначен ректором Ташкентской духовной семинарии. Председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария. Митрополиту Викентию принадлежат следующие константы его служения Господу: «Мы свидетельствуем о нашем единстве"; «Мы должны созидать в мире среду для взаимоуважения»; «Узбекистан — пример толерантности для всего мира».

В день назначенного концерта владыка Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода РПЦ, отслужил литургию и причастил прихожан в осиротевшей церкви Св. Ермогена. Три часа длился чин отпевания и прощания с отцом Андреем Тугушевым и потом его похороны. Однако концерт и чествование владыки не были отменены, и к радости всех собравшихся, митрополит Викентий занял своё почетное место на вечере в свою честь.

С особой духовной силой в этот вечер звучали слова традиционной троекратной здравицы - многолетия в исполнении талантливых солистов ГАБТ им. А. Навои: «Многая и благая лета желаем Вам, владыка Викентий!..».



          Открывая концерт, автор композиции, режиссёр и ведущий, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним анонсировал программу торжественными словами: «Этот вечер - наше творческое приношение Личности и Подвигу Служения владыки Викентия». При всей своей занятости, митрополит Викентий, задержавшись на полчаса по причинам, о которых сказано выше, всё-таки, как и обещал, присутствовал в течение всего вечера, продолжавшегося чуть меньше двух часов вместе с артистами, прихожанами и общественностью нашей столицы.


          
Юбилейный вокально-поэтический вечер по недавно установившейся традиции открыл самодеятельный ансамбль при Свято-Успенском кафедральном соборе «Русский лапоток». Дети в национальных русских костюмах порадовали не только виновника торжества, но и всех зрителей исполнением двух народных песен под аккомпанемент баяна.

В основной части вечера, приготовленной  по инициативе творческой группы ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои, – свои приношения юбиляру со всей полнотой творческой отдачи и одарённости  совершили ведущие мастера оперы: заслуженные артистки Узбекистана - Ольга Александрова и  Гульшан Азизова; лауреаты международных конкурсов - Анастасия Юдина, Лятифе Абиева, Анжилика Мухаметзянова, Елена Шавердова, Галина Голубкова, Бекзот Садыков, Эмине Джевдетова, а также –  почётная гостья вечера – известная певица-исполнительница народных песен и романсов – Ксения Захарова-Воловик. Весь объём разнохарактерной вокальной программы был приготовлен с солистами и вдохновенно исполнен в живом и эмоционально насыщенном ансамбле с певцами неизменным музыкальным руководителем, концертмейстером и композитором Людмилой Слоним.

В качестве пролога к вечеру Андрей Слоним прочитал в классической одической форме стихотворное приношение владыке Викентию и таким образом настроил всех присутствующих на возвышенный лад. А затем возвышенно-патетично и одновременно сокровенно прозвучали романс П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого «Горними тихо летела душа небесами…» в исполнении Анжилики Мухаметзяновой и полный страстной веры в Светлое Монолог Сони из чеховской драмы «Дядя Ваня» на музыку Сергея Рахманинова в эмоциональной интерпретации Лятифе  Абиевой. Золотой век русской поэзии и музыки в разнообразии его строя и стилей трепетно и живо представили Анастасия Юдина («Легенда» Петра Чайковскиого (стихи А. Плещеева); Галина Голубкова («Бедный певец» Михаила Глинки (стихи В. Жуковского); Лятифе Абиева («Уж ты, нива моя…»  Сергея Рахманинова (стихи А. К. Толстого).

Оригинальный шедевр романсовой музыки рубежа XIX-XX вв. преподнесла зрителям заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова – это были «Колокола» Василия Калинникова на слова К. Р. (Великого князя Константина Романова). В нём аллегорически воплощена патриотическая тема: за пределами Родины и звон колоколов на чужбине представляется истинному россиянину недостаточно звучным – и ему вспоминается звонкий переливчатый, осветляющий душу благовест колоколов родного русского села! Неоднократно исполняемый и любимый романс снова покорил зрителей сдержанным элегическим настроением, мечтательной созерцательностью и изобретательными модуляциями. Ольга Александрова тонко передала переходы из одной тональности в другую, как и смену настроений этого романса, полного искренних чувств и тончайших нюансов.




Анжилика Мухаметзянова в ансамбле с Людмилой Слоним виртуозно донесли до слушателей уникальное произведение Сергея Рахманинова, опубликованное в 1912 году как последняя из его «Четырнадцати песен, опус 34». Автор лаконично и скромно назвал его «Вокализом». Написанный для голоса (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом, он не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя). По сути – он насыщен горестной оценкой и оплакиванием человеческим голосом  всех многоступенчатых и многоликих утрат мятежного ХХ века – а в современном понимании – и драм каждой эпохи человеческой жизни… Этот «Вокализ» был посвящён великой русской певице Антонине Неждановой и неоднократно с невероятной эмоциональностью исполнялся ею и другими великими артистами. И в этот вечер проникновенное эмоциональное исполнение Анжиликой Мухаметзяновой замечательного рахманиновского «Вокализа» стало поистине «знаковым», никого не оставило равнодушным и вызвало в зале гром аплодисментов.


       Тенор Бекзот Садыков запомнился любителям классической музыки по прошлым концертам и ярким исполнениям главных партий во многих репертуарных спектаклях ГАБТ им. А. Навои. В этом году исполняется 70 лет со дня ухода Ивана Бунина (1870–1953 гг.) – знаменитого писателя и поэта, первого русского обладателя Нобелевской премии в области литературы. По словам дочери Рахманинова, который всего лишь на три года был моложе Бунина, Сергей Васильевич всегда «ценил Ивана Алексеевича как поэта», его привлекала внутренняя музыкальность бунинских стихов. Романс «Я опять одинок» был написан на стихи «Как светла, как нарядна весна». Он основан на эмоциональных контрастах: ликующие краски весны и душевная боль, вызванная одиночеством. Молодой тенор Бекзот Садыков со всей неудержимой страстью смог передать не только порыв одинокой любящей души на фоне ликующей весны, но и сам трагический момент утраты собственной «Весны души». Концертмейстер Людмила Слоним в тонком ансамбле с солистом и
  в экспрессивных развёрнутых фортепианных «отыгрышах» смогла передать тему отчаяния и органично подвести певца к скорбному финалу его эмоционального монолога…

Предсмертная Ария Каварадосси Дж. Пуччини из оперы «Тоска» представляет собой образец высокого музыкально-драматургического накала и требует вокального и сценического мастерства от исполнителя. Бекзот Садыков, как и на сцене ГАБТ им. А. Навои, смог снова потрясти зрителей силой своего душевного воздействия на их сердца. Публика заслуженно кричала тенору «Браво!» и долго не отпускала его за кулисы.


Музыка романса «Отчего?..» самого романтического русского композитора П.И. Чайковского на стихи Л. Мея из Г. Гейне, как кажется вначале, более нежна, созерцательна – в ней красиво переплетены народно-песенные и романсно-речитативные интонации, которая точно и выразительно передала Эмине Джевдетова... Но напряжение нарастает с каждым моментом, осознание неизбежной утраты своей любви органично и искренне передала молодая певица в ансамбле с Людмилой Слоним.

Зрители порадовались новой встрече с заслуженной артисткой Узбекистана Гульшан Азизовой. Она исполнила лирическую песенку Ю. Милютина на слова Е. Долматовского "Всё стало вокруг голубым и зелёным" из к-ф «Сердца четырёх», наполненную весенним настроением: «Всё стало вокруг голубым и зелёным, / В ручьях забурлила, запела вода. / Вся жизнь потекла по весенним законам, /  Теперь от любви не уйти никуда, Не уйти никуда,..»


Анастасия Юдина в ансамбле с Людмилой Слоним, автором музыки, отдали дань памяти «трагическому тенору эпохи», как называла Александра Блока Анна Ахматова: «И ветер с залива. А там, между строк, / Минуя и ахи, и охи, / Тебе улыбнётся презрительно Блок – / Трагический тенор эпохи».  Блок не умел петь, но любил музыку, ходил в оперу и на концерты, ездил слушать цыганский хор, собирал романсы и записывал их в отдельную тетрадку. Эту скорбную интонацию «трагического тенора эпохи» смогли воплотить на концерте в романсе «Когда в листве, сырой и ржавой…» Анастасия Юдина (вокал) и Людмила Слоним (автор, партия фортепиано). И драматически-смятенное ощущение трагедии России в преддверии смятений и бурь мятежного ХХ века было передано во всей полноте притихшему залу, горячо принявшему и авторскую композицию, и эмоциональное исполнение романса Анастасии Юдиной.


          В программе весьма достойно, разнообразно и ярко прозвучало ещё много классических произведений: «Редеет облаков летучая гряда…» Н.А. Римского-Корсакова на стихи А. Пушкина (Лятифе Абиева); трагический «Христос воскрес!..» С. В. Рахманинова на стихи Д. Мережковского (Ольга Александрова); полный страшного предчувствия Романс Нины из музыки к драме «Маскарад» А.И. Хачатуряна на стихи Михаила Лермонтова (Галина Голубкова); гармонично- элегическая миниатюра «Здесь хорошо!..» С.В. Рахманинова на стихи Гл. Галиной (Эмине Джевдетова); блестящий виртуозной техникой «Соловей» А.А. Алябьева на стихи А. Дельвига (Анжилика Мухаметзянова). А затем в ткань концерта органично вплелись и бессмертные, любимые каждым из нас хиты-ретро ХХ века: «Лирическая песня» из к-ф «Сердца четырёх» Ю.С. Милютина (Гульшан Азизова); «На крылечке твоём…» Б. Мокроусова на  стихи А. Фатьянова из к-ф «Свадьба с приданым» (Елена Шавердова); «Счастье моё!..» Е. М. Розенфельда на стихи Г. Намлегина (Ольга Александрова).

Неожиданным приятным сюрпризом на концерте оказалось приношение владыке Викентию от почётной гостьи вечера Ксении Захаровой-Воловик – известной певицы-исполнительницы народных песен и романсов. Она подарила владыке и всем зрителям со всей русской широтой исполнения легендарную песню, написанную в 1962 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Львом Ошаниным «Течёт река Волга…» и «Песню о родном крае» Е.П. Крылатова на стихи Л. Дербенёва, таким образом выразив всю свою огромную любовь к России и глубокое почтение владыке Викентию.

          Завершила концерт «женщина-праздник», ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои Елена Шавердова. Она преподнесла публике «Гуси-лебеди» Я.А. Френкеля на стихи М. Танича из к-ф «Женщины». Расправив широко руки, певица одним взмахом словно впустила в концертный зал белых лебедей – символ верности и образного олицетворения России с её неизбывным светом, любовью и открытостью души: «Гуси-лебеди роняют пёрышки, / Чтобы сказка на земле жила».

На вечере, по традиции, прозвучали лирико-философские стихи Андрея Слонима в исполнении автора. Они были разными – и устремлёнными к вышним началам («Троица»), и предстающими в виде Притчи о незадачливом Ослике – именно том, которому было суждено ввезти Спасителя в город. Этот Ослик принял на свой счёт…  приветственные крики толпы, обращённые к Христу – в чём, благодаря ироничной мудрости Мамы-ослицы, был вынужден горько разочароваться: «А ты задумайся немного / Над смыслом, что к тебе пришёл: / Запомни, сын мой – ведь без Бога / Ты в этом мире лишь – осёл…». А полное драматизма стихотворение «Над пропастью во ржи» гласило о «красной черте» мира в его смятениях и вражде – и о том, что эту черту нельзя переступать.

Ещё один гость вечера – известный писатель-публицист и общественный деятель Владимир Фетисов преподнёс владыке и всем собравшимся стихи Ольги Слеги (Паниной). И вновь прозвучало троектратное «многолетие» владыке Викентию в его честь от всех поющих участников торжественного вечера. По окончании концерта народ хлынул к митрополиту Викентию с поздравлениями и цветами: среди них руководитель отдела культуры и спорта Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Игорь Анатольевич Феденко: ответственный секретарь клуба «Наше Родословие» Галина Викторовна Воротникова; руководитель ЛТО «Данко» при РКЦ Узбекистана Татьяна Андреевна Грушина; руководитель «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» при Русском Доме в Ташкенте Ирина Анатольевна Парамонова  и многие другие общественные деятели и прихожане.









Митрополит Викентий с необычайной теплотой поблагодарил артистов ГАБТ им. А. Навои за чудесный концерт и всех присутствующих за внимание к себе.  Владыка от всей души заверил, что и впредь продолжит самоотверженно служить Господу на благо всем людям на земле. Благодарны были и зрители, заполнившие в этот вечер светлый и уютный зал Епархии и горячо воспринявшие этот вечер-приношение поистине на одном дыхании. На такой излучающей истинное Добро ноте завершился этот удивительный вечер «Устремлённость в служении», всем искренним порывом его участников и зрителей посвящённый нашему замечательному владыке и связующий и соединяющий людские души в устремлении к высшим началам во имя Добра и Света…

 

Гуарик Багдасарова

Фото Ирины Щур и Татьяны Грушиной



Комментариев нет:

Отправить комментарий