суббота, 21 октября 2023 г.

Премьера оперы Джузеппе Верди "Бал-маскарад" в ГАБТ им. А. Навои в оригинальной трактовке народного артиста РФ Александра Тителя

 


"Бал-маскарад» — единственная из опер Верди, место действия которой Соединенные Штаты Америки. В истории оперы, пожалуй, не найдется ещё одного шедевра, имеющего два комплекта главных героев, к тому же столь далёких друг от друга: шведских аристократов в одном случае и американских чиновников – в другом. Такова главная интрига создания седьмой по популярности оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад», которая и в наши дни исполняется в обеих сюжетных вариациях.

Опера в трёх действиях Джузеппе Верди на либретто (по-итальянски) Антонио Сомма. Основана на тексте Огюстина Эжена Скриба, написанном в своё время для Даниеля Обера, который уже использовал его для своей оперы «Густав III, или Бал-маскарад». Время действия: XVIII век. Место действия: Бостон. Первое исполнение: Рим, театр "Аполло", 17 февраля 1859 года.

Опера не раз ставилась в Мариинском в Санкт-Петербурге, Большом театре в Москве и во многих других театрах Европы, Америки и России. В Узбекистане впервые опера была успешно поставлена в 1992 году в ГАБТ имени Алишера Навои режиссёром Фирудином Сафаровым и дирижёром Дильбар Абдурахмановой - тогда в виде абсолютно классической сценической версии. Таким образом, опера эта имеет и на нашей сцене свою насыщенную историю жизни… Вот и режиссёр-постановщик, народный артист Российской Федерации Александр Титель, сохранив Америку и город Бостон штата Массачусетс, время достаточно  сокращённого действия перенёс в середину ХХ века, в конец 50-х - 60-х годов, когда расцвёл рок-н-ролл, родился твист, в моду вошли длинные авто с агрессивными плавниками и мощным мотором, и, конечно же – полная раскрепощенность устремлений, страстей, порывов, агрессивности, разборок…

Двухактная опера в версии Александра Тителя 19-20 октября 2023 г. в ГАБТ им. А. Навои исполнялась на итальянском языке. Но проблема в том, что аппарат русского текста начисто испортился, а нового так и не нашли. Это, конечно, затрудняло языковое восприятие сюжета. К тому же, для всех зрителей не хватило программок, так что оставалось просто отдаться прекрасной музыке Верди, стремительному действию на сцене многочисленных персонажей, как в кино, где массовка сменяется интимными кадрами двух  главных героев, и вдоволь наслаждаться пением и сценической жизнью  исполнителей высокого класса и захватывающим зрительным рядом роскошной сценографии, но, к сожалению, без глубокого понимания оттенков интриги, приведшей к трагическому финалу главных героев.

Действие происходит в Бостоне и его окрестностях, в середине XХ века. Мотивы личной ревности, таинственных предчувствий (предсказание колдуньи Ульрики), борьбы между любовью и долгом — всё это объединяет идейное содержание драмы. По всему миру постановка данной оперы осуществляется с огромным успехом, благодаря замечательным достоинствам музыки Верди. Музыка оперы отличается живостью, красотой и богатством мелодий, выразительностью оркестровых красок. Действие изобилует яркими контрастами: мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала-маскарада. Композитор широко использовал песенные и танцевальные жанры, что придало музыке особую выразительность. Драматургическое мастерство Верди наиболее полно проявилось в превосходных хоровых и ансамблевых сценах. Увертюра построена на двух противостоящих друг другу лейтмотивах — лирической теме любви Ричарда и зловеще звучащей «колючей» теме заговорщиков.

Напряжённое действие движется по нарастающей силе конфликтов к развязке. Заключительная картина оперы — блестящий бал. К сожалению, по версии постановщиков, филигранные и озорные куплеты Оскара  «Мы то скрываем»  — изящный вальс, полный наивного лукавства! – вообще выпали из ткани спектакля. Но общая атмосфера предстала во всей своей значимости. Прощальный дуэт Амелии и Ричарда, написанный в ритме менуэта, глубоко драматичен. В заключительном ансамбле участвуют почти все действующие лица оперы: смертельно раненный, прощающийся с жизнью Ричард; охваченный раскаянием Ренато; глубоко скорбящие Амелия и Оскар; потрясённые великодушием графа заговорщики.

 Собственно говоря, никаких специфических «красок» Америки в партитуре Верди нам не найти. А вот некие «мостики» в строй и мелодию резвых раскованных танцев более позднего и даже практически нашего времени – в музыке налицо. Это позволяет режиссёру и исполнителям обрести в этой органике некие оригинальные плоды этих творческих поисков. Вместо мистического кладбища, куда приходит смятенная Амелия, чтобы по совету колдуньи Ульрики нарвать магической травы, которая исцелит её от страсти к Ричарду, – мы видим заброшенную бензозаправку. Может быть, мистики в этом образе и не уловить – но вот дискомфортность  тайной любви героев, их трагическое отсутствие гармонии в мёртвом, пустом и зловещем антураже  – в этих условиях становятся явными. И вот эта несовместимость настоящих страстей с заданной «архитектоникой» некоей конструкции, внешне как бы и красивой, но – и ограничивающей пространство и свободы характеров – читается в каждый момент спектакля. И ещё раз со всей полнотой углублённости вдумываешься в символическое значение названия оперы. Ведь «Бал-маскарад» - это не только ознаменование финального бала – это символ сообщества людей, стремящихся скрыть свои чувства и устремления под масками – и в запутанности этих противоречий не находящих исхода своих судеб вплоть до трагического финала спектакля…

Мне довелось присутствовать на первой премьере. Итак, по версии А.Б. Тителя, мы попадаем в некоторое современное «условно-американское» пространство, в котором главным лицом является некий «шеф» Ричард (Дамир Рахмонов). А его ближайшим другом и секретарём – Ренато (Рахим Мирзакамалов), женой Ренато и возлюбленной Ричарда  - Амелия  (Феруза Юсупова). Есть в спектакле и обаятельный, динамичный и изящный Оскар – юный «референт» Ричарда (Ленара Закирова). В образе колдуньи Ульрики убедительно предстала Яника Багрянская, а военизированных заговорщиков Самуэля и Тома воплотили заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов и Шухрат Чориев; Сильвано, моряк (бас) – Мухамадали Джураев; Судья (тенор) – Александр Полонский; Слуга Амелии (тенор) – Саидасрор Йигиталиев.

Весь этот динамичный калейдоскоп судеб и характеров героев спектакля был убедительно продемонстрирован талантливыми исполнителями, хором, балетом, мимансом и оркестром театра. В течение всего спектакля чувствовалась огромная детальная работа над каждым моментом жизни героев, тщательная отделка хоровых массовых сцен с персонификацией каждого участника. И хочется выразить искреннюю радость по поводу убедительных как вокальных, так и сценических удач работ каждого из талантливых исполнителей.

«Бал-маскарад» поставлен в Государственном академическом Большом театре Узбекистана имени Алишера Навои по государственному заказу. Над постановкой спектакля более девяти месяцев работала большая творческая команда театра и приглашённого выдающегося режиссёра из Российской Федерации Александра Тителя. Строилась огромная декорация по эскизам талантливого художника-сценографа Виктора Шилькрота. Оркестром руководил главный дирижёр ГАБТ, маэстро Денис Власенко. Над хореографией работал народный артист Каракалпакстана, заслуженный артист Узбекистана Замир Нуримбетов. Партии героев в исполнении молодых оперных солистов театра, безупречная работа оркестра, хора и балетной труппы показали всю красоту совместной работы творческого коллектива спектакля.

Своим отзывом о премьерном спектакле поделился заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои

Андрей Слоним:

          - Художника, как мы знаем, надо судить «по законам, им самим над собою признанным» (А.С. Пушкин). Новая премьера спектакля «Бал-маскарад», к счастью, имеет свою убеждающую логику действия и свою художественную правду. По этим законам постановщика Александра Тителя спектакль вполне убедительно получился вне разрыва с музыкальной драматургией автора – Джузеппе Верди. К сожалению, в мире главенствуют поистине варварские «эксперименты» над оперной драматургией, когда некомпетентная «авторитарность»  постановщика отметает логику и строй драматургии и сочиняет вне музыки и сюжета некое «своё» действо, спорящее и с драматургией, и с замыслом композитора.

К счастью, решение А.Б. Тителя, при всей парадоксальной экспериментальности, - ни в один момент не спорит с законами музыкальной драматургии великого Верди. И заявляет своё право на признаваемую возможность существовать и убеждать. Оно только наделяет сюжет оперы приближёнными к современности законами и атрибутами жизни героев, запутавшихся в своих страстях. Высоко ценю как коллега Александра Борисовича, зная его ещё с давних ташкентских юношеских лет, когда мы оба начинали работу в нашей сложной профессии, а позднее – по его весомым этапам работы в Екатеринбурге и в Москве.  И особо хочу отметить его детальную, весьма «музыкальную» и насыщенную динамичным психологизмом, работу с солистами и хором.

Да, артисты искренне проживают каждый момент существования своих образов и несут органичную энергетику их душ, совмещённую и с прекрасным осмысленным пением, и с полноценной физической жизнью своих героев. Рад поздравить и главного дирижёра театра - Д.Г. Власенко с отличной, динамичной вокально-музыкальной образностью спектакля –  насыщенной контрастностью, неразрывно связанной с действием. Артисты хора и миманса по этим законам работают столь же органично и полноценно...

Убеждён, опера «Бал-маскарад» в этой интересной версии займет свою нишу, особую и ни с кем не делимую, в репертуаре театра – и будет жить в нём долго и благоприятно.

Эту перспективу подтвердили долгие громкие овации и море осенних цветов исполнителям в зрительном зале ГАБТ имени А. Навои после окончания спектакля в первый день премьеры.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 Фото Юрия Полянского  

Комментариев нет:

Отправить комментарий