Опера в трёх действиях Джузеппе
Верди на либретто (по-итальянски) Антонио Сомма. Основана на тексте Огюстина
Эжена Скриба, написанном в своё время для Даниеля Обера, который уже
использовал его для своей оперы «Густав III, или Бал-маскарад». Время действия:
XVIII век. Место действия: Бостон. Первое исполнение: Рим, театр
"Аполло", 17 февраля 1859 года.
Опера не раз ставилась в
Мариинском в Санкт-Петербурге, Большом театре в Москве и во многих других
театрах Европы, Америки и России. В Узбекистане впервые опера была успешно
поставлена в 1992 году в ГАБТ имени Алишера Навои режиссёром Фирудином
Сафаровым и дирижёром Дильбар Абдурахмановой - тогда в виде абсолютно
классической сценической версии. Таким образом, опера эта имеет и на нашей
сцене свою насыщенную историю жизни… Вот и режиссёр-постановщик, народный
артист Российской Федерации Александр Титель, сохранив Америку и город
Бостон штата Массачусетс, время достаточно
сокращённого действия перенёс в середину ХХ века, в конец 50-х - 60-х
годов, когда расцвёл рок-н-ролл, родился твист, в моду вошли длинные авто с
агрессивными плавниками и мощным мотором, и, конечно же – полная
раскрепощенность устремлений, страстей, порывов, агрессивности, разборок…
Двухактная опера в версии Александра
Тителя 19-20 октября 2023 г. в ГАБТ им. А. Навои исполнялась на итальянском
языке. Но проблема в том, что аппарат русского текста начисто испортился, а
нового так и не нашли. Это, конечно, затрудняло языковое восприятие сюжета. К
тому же, для всех зрителей не хватило программок, так что оставалось просто
отдаться прекрасной музыке Верди, стремительному действию на сцене
многочисленных персонажей, как в кино, где массовка сменяется интимными кадрами
двух главных героев, и вдоволь
наслаждаться пением и сценической жизнью
исполнителей высокого класса и захватывающим зрительным рядом роскошной
сценографии, но, к сожалению, без глубокого понимания оттенков интриги,
приведшей к трагическому финалу главных героев.
Действие происходит в Бостоне и
его окрестностях, в середине XХ века. Мотивы личной ревности, таинственных
предчувствий (предсказание колдуньи Ульрики), борьбы между любовью и долгом —
всё это объединяет идейное содержание драмы. По всему миру постановка данной
оперы осуществляется с огромным успехом, благодаря замечательным достоинствам
музыки Верди. Музыка оперы отличается живостью, красотой и богатством мелодий,
выразительностью оркестровых красок. Действие изобилует яркими контрастами:
мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне
бала-маскарада. Композитор широко использовал песенные и танцевальные жанры,
что придало музыке особую выразительность. Драматургическое мастерство Верди
наиболее полно проявилось в превосходных хоровых и ансамблевых сценах. Увертюра
построена на двух противостоящих друг другу лейтмотивах — лирической теме любви
Ричарда и зловеще звучащей «колючей» теме заговорщиков.
Напряжённое действие движется по
нарастающей силе конфликтов к развязке. Заключительная картина оперы —
блестящий бал. К сожалению, по версии постановщиков, филигранные и озорные
куплеты Оскара «Мы то скрываем» — изящный вальс, полный наивного лукавства! –
вообще выпали из ткани спектакля. Но общая атмосфера предстала во всей своей
значимости. Прощальный дуэт Амелии и Ричарда, написанный в ритме менуэта,
глубоко драматичен. В заключительном ансамбле участвуют почти все действующие
лица оперы: смертельно раненный, прощающийся с жизнью Ричард; охваченный
раскаянием Ренато; глубоко скорбящие Амелия и Оскар; потрясённые великодушием
графа заговорщики.
Собственно говоря, никаких специфических
«красок» Америки в партитуре Верди нам не найти. А вот некие «мостики» в строй
и мелодию резвых раскованных танцев более позднего и даже практически нашего
времени – в музыке налицо. Это позволяет режиссёру и исполнителям обрести в
этой органике некие оригинальные плоды этих творческих поисков. Вместо
мистического кладбища, куда приходит смятенная Амелия, чтобы по совету колдуньи
Ульрики нарвать магической травы, которая исцелит её от страсти к Ричарду, – мы
видим заброшенную бензозаправку. Может быть, мистики в этом образе и не уловить
– но вот дискомфортность тайной любви
героев, их трагическое отсутствие гармонии в мёртвом, пустом и зловещем
антураже – в этих условиях становятся
явными. И вот эта несовместимость настоящих страстей с заданной
«архитектоникой» некоей конструкции, внешне как бы и красивой, но – и
ограничивающей пространство и свободы характеров – читается в каждый момент
спектакля. И ещё раз со всей полнотой углублённости вдумываешься в
символическое значение названия оперы. Ведь «Бал-маскарад» - это не только
ознаменование финального бала – это символ сообщества людей, стремящихся скрыть
свои чувства и устремления под масками – и в запутанности этих противоречий не
находящих исхода своих судеб вплоть до трагического финала спектакля…
Мне довелось присутствовать на первой премьере. Итак, по версии А.Б. Тителя, мы попадаем в некоторое современное «условно-американское» пространство, в котором главным лицом является некий «шеф» Ричард (Дамир Рахмонов). А его ближайшим другом и секретарём – Ренато (Рахим Мирзакамалов), женой Ренато и возлюбленной Ричарда - Амелия (Феруза Юсупова). Есть в спектакле и обаятельный, динамичный и изящный Оскар – юный «референт» Ричарда (Ленара Закирова). В образе колдуньи Ульрики убедительно предстала Яника Багрянская, а военизированных заговорщиков Самуэля и Тома воплотили заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов и Шухрат Чориев; Сильвано, моряк (бас) – Мухамадали Джураев; Судья (тенор) – Александр Полонский; Слуга Амелии (тенор) – Саидасрор Йигиталиев.
Весь этот динамичный калейдоскоп
судеб и характеров героев спектакля был убедительно продемонстрирован
талантливыми исполнителями, хором, балетом, мимансом и оркестром театра. В
течение всего спектакля чувствовалась огромная детальная работа над каждым
моментом жизни героев, тщательная отделка хоровых массовых сцен с
персонификацией каждого участника. И хочется выразить искреннюю радость по
поводу убедительных как вокальных, так и сценических удач работ каждого из
талантливых исполнителей.
«Бал-маскарад» поставлен в
Государственном академическом Большом театре Узбекистана имени Алишера Навои по
государственному заказу. Над постановкой спектакля более девяти месяцев
работала большая творческая команда театра и приглашённого выдающегося
режиссёра из Российской Федерации Александра Тителя. Строилась огромная
декорация по эскизам талантливого художника-сценографа Виктора Шилькрота.
Оркестром руководил главный дирижёр ГАБТ, маэстро Денис Власенко. Над хореографией
работал народный артист Каракалпакстана, заслуженный артист Узбекистана Замир
Нуримбетов. Партии героев в исполнении молодых оперных солистов театра,
безупречная работа оркестра, хора и балетной труппы показали всю красоту
совместной работы творческого коллектива спектакля.
Своим отзывом о
премьерном спектакле поделился заслуженный деятель искусств Узбекистана,
режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои
Андрей Слоним:
-
Художника, как мы знаем, надо судить «по законам, им самим над собою признанным»
(А.С. Пушкин). Новая премьера спектакля «Бал-маскарад», к счастью, имеет свою
убеждающую логику действия и свою художественную правду. По этим законам
постановщика Александра Тителя спектакль вполне убедительно получился вне
разрыва с музыкальной драматургией автора – Джузеппе Верди. К сожалению, в мире
главенствуют поистине варварские «эксперименты» над оперной драматургией, когда
некомпетентная «авторитарность»
постановщика отметает логику и строй драматургии и сочиняет вне музыки и
сюжета некое «своё» действо, спорящее и с драматургией, и с замыслом
композитора.
К счастью,
решение А.Б. Тителя, при всей парадоксальной экспериментальности, - ни в один
момент не спорит с законами музыкальной драматургии великого Верди. И заявляет
своё право на признаваемую возможность существовать и убеждать. Оно только
наделяет сюжет оперы приближёнными к современности законами и атрибутами жизни
героев, запутавшихся в своих страстях. Высоко ценю как коллега Александра
Борисовича, зная его ещё с давних ташкентских юношеских лет, когда мы оба
начинали работу в нашей сложной профессии, а позднее – по его весомым этапам
работы в Екатеринбурге и в Москве. И
особо хочу отметить его детальную, весьма «музыкальную» и насыщенную динамичным
психологизмом, работу с солистами и хором.
Да, артисты
искренне проживают каждый момент существования своих образов и несут органичную
энергетику их душ, совмещённую и с прекрасным осмысленным пением, и с
полноценной физической жизнью своих героев. Рад поздравить и главного дирижёра театра
- Д.Г. Власенко с отличной, динамичной вокально-музыкальной образностью
спектакля – насыщенной контрастностью,
неразрывно связанной с действием. Артисты хора и миманса по этим законам
работают столь же органично и полноценно...
Убеждён, опера «Бал-маскарад»
в этой интересной версии займет свою нишу, особую и ни с кем не делимую, в
репертуаре театра – и будет жить в нём долго и благоприятно.
Эту перспективу подтвердили долгие громкие овации и море осенних цветов исполнителям в зрительном зале ГАБТ имени А. Навои после окончания спектакля в первый день премьеры.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Комментариев нет:
Отправить комментарий