суббота, 2 декабря 2023 г.

Вечер памяти Джасура Исхакова и презентация его книги «Как подскажет сердце…» в Доме кино «Ренессанс»

 


            Жаль, что неизбежна смерть

        Но возможна сатисфакция:

Уходя, оставить свет -

Это больше, чем остаться.

Пётр Вегин

 

В Доме кино «Ренессанс» в Ташкенте 30.11.23 состоялся очень душевный, почти семейный, по-домашнему тёплый вечер, посвящённый памяти известного сценариста, кинорежиссёра, драматурга Джасура Исхакова (1947- 2021) и презентации его новой книги «Как подскажет сердце…».

Джасур Исхаков - писатель, автор десятков рассказов, лауреат международных конкурсов «Литературная Вена» (2011), обладатель диплома Ассоциации русскоговорящих авторов в Австралии и Новой Зеландии; кинорежиссёр и сценарист, снявший более сорока художественных, документальных и мультипликационных фильмов. В их числе: «Останься», «Проклятие золотого коня», «Охота для настоящих мужчин», «Приключения в стране Чатранга», «День истины», «Прощай, зелень лета!» (сценарист Джасур Исхаков и кинорежиссёр Эльёр Ишмухамедов), завоевавший на кинофестивале в Дели в 1986 г. главный приз Гран-При «Золотой павлин», а также эпохальные документальные киноленты: «Дети войны», «Столица дружбы и тепла» и многие другие.

Необыкновенную родственную атмосферу на вечере памяти смогли создать вдова, писатель и радиожурналист, обладающая природной красотой, элегантной внешностью, профессиональным молодым поставленным голосом и, главное, верным любящим сердцем, мать общих с Джасуром троих взрослых детей и шестерых внуков, Мастура Исхакова, а также руководство «Агентства Кинематографии Узбекистана» и руководство Дома кино «Ренессанс». Вечер проходил в камерном овальном зале, где с центрального и боковых экранов на посетителей смотрел, улыбаясь, Джасур Исхаков, словно с небес спустившийся на землю, чтобы два часа побыть с нами и рассказать о себе и своих новых героях, но только теперь голосами ведущих – Мастуры Исхаковой и актёра театра “Ильхом” - Владимира Юдина.



Вечер открыл Генеральный директор Агентства Кинематографии Фирдавс Фридунович Абдухаликов:

- Два года назад мы потеряли Джасура-ака, и с каждым годом мы всё больше осознаём глубину этой потери. Я горжусь теми редкими встречами с режиссёром, сценаристом, писателем, которого я знал чуть больше года. К его профессиональным регалиям я бы сегодня добавил слово «великий», которое он заслужил. Память о нём продляют Мастура-опа, его близкие и вы, присутствующие здесь в зале друзья и почитатели таланта Джасура-ака, каждому из вас есть что вспомнить о нём. Я восхищаюсь Вами, Мастура-опа, потому что Вы делаете всё, чтобы эту народную память о своём муже и других деятелях нашей культуры сохранить и приумножить.

Мы должны ценить новый формат Узбеккино. Наш уважаемый президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев создал все условия для того, чтобы мы здесь проводили не только вечера памяти выдающихся деятелей кинематографа, но и чаще встречались со студентами филиала ВГИКа, чтобы молодёжь могла изучать наше богатое национальное наследие на просмотрах и обсуждениях фильмов. Мы запустили этот маховик на Международном ташкентском фестивале в этом году и надеемся и впредь укреплять нерушимый мост между старшим и новым поколениями и сохранять нашу память о деятелях культуры, оставивших глубокий след в истории кинематографа.

Новый сборник «Избранные» под названием «Как подскажет сердце…» Мастура Исхакова вместе с детьми подготовила ко дню памяти мужа. В книгу вошли пьесы и сценарии разных лет. Каждый из них имеет свою историю, не всегда счастливую... О них рассказала подробно Мастура Исхакова.

В сборнике есть пьеса «Сатурналии – праздники для рабов». Действие происходит во времена завоевания Римской империей Балкан, куда входила Древняя Греция. Больше всего Сатурналии ждали рабы, ведь в эти дни они превращались в господ. Они облачались в одежды хозяев и занимали их места за столом. При этом сами хозяева были обязаны им прислуживать. Автор поставил перед собой задачу через призму развития разных исторических формаций жизни человечества показать, что главным была и остаётся – борьба за власть, умение выстраивать политическую карьеру, используя все методы - коварство, обман… и так далее.

Вот как об этом писал Эдвард Радзинский: «Исторические сюжеты порой очень современны, ибо люди не меняются, они всего лишь переодеваются – тога, камзол, джинсы, – но остаются теми же, потому что движут ими всё те же страсти: власть, похоть и деньги. И оттого рассказ о прошлом становится повествованием о настоящем и, что ещё хуже, о будущем». Так что эта пьеса не утратила своей актуальности и в наши дни, и «может быть, когда-нибудь найдётся смелый режиссёр и подарит зрителям эту философскую трагикомедию», - выразила свою заветную мечту Мастура Исхакова.

История сценария «Алпамыш» складывалась довольно хорошо… В 2012 году в Южной Корее был проведён второй «Международный конкурс сценариев по мотивам мифов, сказок и эпосов стран Азии». Джасур и Мастура Исхаковы завоевали Гран-при за сценарий игрового фильма «Алпамыш»… На этом сказка о народном герое закончилась… Мастура и её семья надеются, что когда-нибудь об этом сценарии тоже вспомнят.

Сценарий «Золотой фазан», написанный Джасуром Исхаковым в девяностые годы прошлого века, в своё время одобрил руководитель Сценарной мастерской на студии «Узбекфильм», заслуженный деятель искусств УзССР и позднее РФ, Одельша Александрович Агишев: «Хороший сценарий! Тонкий, с юмором! Надо срочно приступать к постановке!» - словам Мастера не суждено было сбыться при жизни Джасура. Он тоже до сих пор ждёт своего воплощения в кино.

В 1994 году Джасур написал пьесу «Мардикор», которая два года шла в Национальном театре Узбекистана. Она пользовалась большим успехом у зрителей. Но болезнь актрисы Риммы Ахмедовой, единственной героини спектакля, повлиял на его судьбу… Светлая память актёрам, которые играли в этом спектакле… Теперь с этой пьесой читатели могут познакомиться в книге «Как подскажет сердце…».  

Пьеса «Ах, Кашгарка, или сны о старом Ташкенте» сохранила размышления автора с режиссёром: «Понимаешь, старик, - начал свою речь Главный, - зритель совсем не тот, каким ты его себе представляешь… Ему нужна сейчас развлекаловка, хохмы, простенький сюжетец, голые попки… - покуривая, продолжал Главный, - Театр, практически, на хозрасчете… Ну, поставил я как-то недавно классику, сыграли три спектакля, и зритель не стал ходить на него… А деньги-то истрачены! Кстати, знаешь, мои спектакли, почти все, идут с аншлагом…».

          Конечно, это был уже серьёзный довод. Бабки, деньги, мани, лава, баксы и баксюты, «зелёные» и «деревянные», они заняли в нашем обиходном словаре значительное место… Без них – ни шагу… В этом он был прав и понял, что я его понимаю и могу простить его безмолвный отказ. Он улыбался, рассказывал ещё что-то, и я в ответ тоже, как дурак, рассказывал какие-то анекдоты и улыбался… Как водится, он пригласил меня на свой спектакль, деловито порывшись в программке. Я обещал прийти. Мы мило распрощались, и я ушёл…».

         И таких немало историй в книге о нереализованных творческих замыслах Джасура Исхакова, включая два сценария для детей по мотивам узбекских сказок: «Страшнее кошки зверя нет» и «Притча о старых каушах». Все они ждут своего воплощения в театре и кино. Эта книга предназначена для определённой публики – она адресована продюсерам, режиссёрам, сценаристам, актёрам, художникам и тем, кто любит и интересуется кино и театром.

На экране мелькали кадры – яркие мгновения из личной, семейной, профессиональной и общественной жизни Джасура Исхакова, связанной с разными деятелями культуры - литературы, эстрады, кино. Джасур Ильхомович больше пятидесяти лет отдал любимой работе в кино. В стенах Узбекфильма и Кинохроники прошла его творческая жизнь. Он работал в разных жанрах. Это – художественные, документальные и мультипликационные фильмы, озвучки, радиопередачи, творческие встречи! И всегда рядом были родственники, близкие друзья и коллеги. Этот семейный тандем крепко связывала общая любовь к театру и кино. Эту любовь подтверждает книга самой Мастуры: «Имя в истории. ХХ век. Узбекистан» - плоды её многолетней работы в литературно-драматической редакции на республиканском радио. Эту книгу можно было наряду с сочинениями Джасура Исхакова приобрести в фойе Дома кино и получить  заветный автограф на память у автора.                                                                        

      На вечере Мастура Исхакова коротко рассказала о жизненном и творческом пути своего мужа и соратника, уготованном свыше. Отец Джасура Ильхом Исхаков работал в Министерстве просвещения. Он преподавал философию в двух ведущих ВУЗах - «Национальном университете Узбекистана» и в ТашМи, а мама Хабиба Зияханова, по профессии врач-стоматолог, занималась переводами с русского на узбекский язык. Благодаря этой женщине - узбекский читатель познакомился с произведениями русской и зарубежной классики: Достоевский - «Униженные и оскорблённые», Флобер – «Госпожа Бовари», Голсуорси – «Сага о Форсайтах», Чехов - «Собственник» и многие другие его рассказы. 

          Уникальное творчество Джасура Исхакова наполнено добром, юмором, любовью к родине и к людям, которые его окружали. С большой нежностью он относился к родному Ташкенту. Его первый сборник рассказов «Сны о Ташкенте» убеждает читателей, что «людей неинтересных в мире нет». Именно так назвал своё вступительное слово к этой удивительной книге Бах Ахмедов. На вечере о плодотворном сотрудничестве с самокритичным и  ироничным, покладистым и чутким к стилистическим замечаниям автором книг «Сны о старом Ташкенте», «Ночь жёлтой луны», «Как подскажет сердце…» - с восхищением говорила их редактор Елена Долгополова. 

Ведущая Мастура и выступавшие родные, друзья, коллеги и соратники Джасура Ильхомовича отмечали, что в творчестве писателя и сценариста их поражало разнообразие литературных жанров: трагикомедии, психологические драмы и комедии! Он в жизни был таким же лёгким, с юмором, а иногда очень строгим и серьёзным человеком. Но это было редко. Даже тогда, когда его сценарии и пьесы годами ждали постановки, он не отчаивался и загружал себя интересной работой. Снимал документальное кино, писал рассказы, пьесы, сценарии, статьи для журналов и газет, тексты для песен.                                                      



                
              Жена народного поэта Узбекистана Александра Файнберга (1939-2009), журналист Инна Коваль-Файнберг выразила свою благодарность Джасуру Исхакову за лучший документальный фильм «Александр Файнберг» (2006 г.) и очерк «Поющий тростник» (Монолог поэта), вошедший в коллективный сборник воспоминаний «Лист с неровными краями, сохрани мои стихи», изданный в Ташкенте в 2016 году.

Вечер, в целом, носил позитивный непротокольный характер.  В музыкальной части программы прозвучала песня «Ассалом Алейкум»  в исполнении группы «Караван» и заслуженной артистки Узбекистана, любимой ученицы легендарной Тамары Ханум – танцовщицы Гульчехры Юсуповой. Акбар Атамухамедов, солист группы «Садо», подарил зрителям советский хит «Как молоды мы были…» Александры Пахмутовой. Двоюродная сестра Джасура, талантливая «всеядная» в хорошем смысле, певица Нодира, продолжательница рода Зияхановых, исполнила романтическую песню «Маргаритес» на греческом языке (музыка и слова Маргриты Маргаро) и душевный романс «А напоследок я скажу…» Андрея Петрова на стихотворение Беллы Ахмадулиной «Прощание» из кинофильма режиссёра Эльдара Рязанова «Жестокий романс».    

                                                          





Особенно проникновенно прозвучала песня Евгения Ширяева «Здравствуй, мой театр!» на стихи Джасура Исхакова в исполнении группы «Шарк». Созданная в 1987 году по просьбе Бернары Кариевой, она была посвящена Дню театра. Припев к этой светлой и одновременно грустной песне подпевал весь зал. В последний момент собравшиеся получили видеообращение от Фарруха Каримовича Закирова, сообщившего, что Джасур не только обладал особой энергетикой, был добрым и обаятельным, замечательным отцом и мужем, но ещё и профессионалом, мастером своего дела. Эти слова подтвердил почти автобиографический видеоклип с песней «Судьба» на слова Джасура Исхакова в исполнении Фарруха Закирова. Вместе с музыкальной группой «Караван» зрители воодушевлённо пропели любимую ими «Кашгарку» на слова Джасура Исхакова, которую уже больше 30-ти лет поют в разных странах, с различными аранжировками.  Уже под занавес  Эльдор Исхаков, врач по образованию,  подвёл итог всему сказанному за этот вечер в честь его отца песней «Дорогие мои старики» Игоря Саруханова, предварив её сердечной преамбулой: «Это дань памяти нашим родителям, друзьям, коллегам…».                                                                                                                                                                                        



               В заключение вечера Мастура Исхакова поблагодарила всех участников концерта и организации этого вечера, а также всех пришедших почтить память Джасура Исхакова. Близкие друзья и соратники вместе с Мастурой Исхаковой выразили искреннюю веру в то, что творчество Джасура Исхакова навсегда останется в наших сердцах, и надежду, что сборник киносценариев «Как подскажет сердце…» привлечёт к нему внимание нового поколения кинематографистов, потому что семья теперь уже более полувека живёт под девизом: «Мы им еще покажем!».




P.S. Если кто-то заинтересуется книгами Джасура Исхакова - можете обратиться к Мастуре Абдурахимовне Исхаковой по номеру телефона:
 +998 97 736 13 66
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 Фото автора и Ирины Безруковой

Комментариев нет:

Отправить комментарий