вторник, 12 декабря 2023 г.

Премьера спектакля «Пушкин жив» в Молодёжном театре Узбекистана и многое другое объяснили, почему «Пушкин наше всё»!

 


            «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии. В каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отобразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» - заметил  Николай Васильевич Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине», 1832
   В Государственном молодёжном театре Узбекистана 10.12.23  состоялась премьера спектакля «Пушкин жив». Он приурочен к 225-летию в 2024 году родоначальника русской классической литературы и современного русского языка, формирование которого началось его предшественниками в XVIII веке.


У каждого из нас свой Пушкин, но одновременно, выходит, он и один на всех. В раннем детстве мы знакомимся с его волшебными сказками; в отрочестве и юности –  любовной и философской лирикой поэта; в более зрелые годы открываем для себя «Маленькие трагедии» и прозу Пушкина и понимаем навсегда, что Пушкин остаётся для нас до конца дней «поэтом вечно новым» (Эдуард Бабаев). Вот почему зрительный зал в Молодёжном театре был на премьере спектакля до предела переполнен молодыми людьми. Руководству театра, несмотря на незавершённый капитальный ремонт помещения и холод в зрительном зале, пришлось дополнительно ставить стулья в первом ряду для страждущих попасть сюда, чтобы заново погрузиться в поэтический мир Александра Сергеевича Пушкина.


          
Но как охватить такой огромный поэтический мир, в котором гармонично звучат и «гимны важные, внушённые богами, и песни мирные фригийских пастухов» («Муза», 1821)? Режиссёр-постановщик Мария Лычковская (Россия, СПб) нашла ключ к такому волшебству преображения, когда вся команда молодых актёров играла с полным вдохновением  и самозабвением Пушкина и его окружение на протяжении двух с половиной часов с небольшим антрактом, чтобы зрители могли чуточку передохнуть, прийти в себя, выпить в буфете спасительную чашечку горячего кофе и снова бежать на свои места и продолжать наслаждаться шаловливой Музой Поэта.

          В итоге получился весёлый и трагичный, комичный и очень серьёзный глубокий спектакль о Пушкине с использованием исторических документов, писем, воспоминаний современников, эпиграмм и критических заметок самого Поэта, о которых он говорил в своё время в «Истории Пугачёва» второго ноября 1833 г. в своём имении в селе Болдино: «Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцева, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства».

При создании спектакля одним из ключевых слов было «Игра». Перед зрителем проходит «Игра в Пушкина». «У кого цилиндр, тот и Пушкин»,  – заявляют актёры в самом начале спектакля. Спектакль «Пушкин жив» предлагает зрителю в увлекательной форме окунуться в биографию поэта, взглянуть на него глазами его современников. При этом ткань спектакля создаётся не только из документов – она наполнена поэзией Пушкина. Сцены из самых ярких произведений врываются в биографическую линию спектакля.

Спектакль щедро наполнен сквозными образами – историческими и реальными спутниками Пушкина: от его прадеда «Арапа Петра Великого» - Абрама Петровича Ганнибала, крестника Петра I; знаменитой няни Арины Родионовны; родителей - Сергея Львовича и Надежды Осиповны, рождённой Ганнибал; близких родных – дяди поэта В.Л. Пушкина, младшего брата – Льва и старшей сестры – Ольги; лицейских друзей – Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера и других; директора лицея – Е.А. Энгельгардта; а также плеяды поэтов Золотого и даже Серебряного века в лице Марины Цветаевой с её исповедальным очерком «Мой Пушкин». В спектакле затронута тема казнённых пяти декабристов, которых Пушкин называл своими друзьями, братьями, товарищами и воспроизведён его откровенный диалог с Николаем I, свидетельствующий, что Пушкин всем сердцем и в свободолюбивых стихах  от «Деревни», оды «Вольность» до «Памятника» был неразрывно связан с восстанием 14 декабря 1825 года. Деревенские знакомцы Пушкина в Михайловском, находившиеся в самых разнообразных отношениях с Поэтом, ассоциативно олицетворяют прелестные девушки-голубки (Ф. Рахматова, В. Молчанова, А. Марусина, Е. Игнатович, А. Ахмеджанова) в спектакле.

Во втором акте перед нами является нежный образ 16-летней Натальи Гончаровой (Рената Ашрапова) на светском балу в Москве в декабре 1828 г.  – впоследствии жена и мать четверых детей Пушкина -  «чистейшей прелести чистейший образец» («Мадонна», 1830)С ней связаны часы страстной влюблённости, муки долгого отчаянного сватовства, помолвка и, наконец, венчание Поэта в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот («Участь моя решена. Я женюсь». 1831 г.). За этим недолгим счастьем («Я женат — и счастлив…») последовали семейные осложнения, обострившееся противостояние Поэта и царя, травля гонителей Поэта анонимными письмами-пасквилями, оскорбляющими честь жены и самого Пушкина. Они привели к роковой дуэли с французским подданным, кавалергардом Дантесом 27 января 1837 г.  и гибели Поэта 29 января (10-го февраля по новому стилю) 1837 г. в два часа сорок пять минут пополудни. «Солнце нашей поэзии закатилось», - сказал в день смерти Пушкина В.Ф. Одоевский.

Режиссёр-постановщик также умело вводит в сценарий не только героев сказок, стихов, поэм («Цыганы»), романа в стихах «Евгений Онегин» и «Маленьких трагедий» Пушкина («Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов»), но и совершенно комичный образ из наших советских школьных будней. Так, например, весь спектакль ведёт Учительница – Афсона Азимова. Она так дотошно следует казённым идеологизированным «матрицам» старых учебников по литературе, что даже сам Александр Сергеевич в спектакле неоднократно возмущается: «Скучно» - и спорит с ней на глазах у зрителей своей непосредственной игрой, которой он пытается до нас донести нехрестоматийного «живого Пушкина». Кстати, Пушкина на сцене великолепно воплощают два актёра – в первом акте Анастасис Димиропулос и во втором – Руслан Мамадалиев.

        Для актёра и режиссёра в процессе создания было важно, чтобы каждый, кто увидит этот спектакль, вышел с собственным представлением о Пушкине, нашёл в его жизненном пути что-то близкое себе, возможно, захотел подробнее погрузиться в те или иные этапы жизни поэта. Они  сменяют друг друга на всём протяжении спектакля и на каждом переломном жизненном моменте обретают новое звучание, приобретая необычайную протяжённость поэтического голоса Пушкина.

Одна из многих режиссёрских находок в том, что герои Пушкина в некоторых сценах плавно, органично переходят с русского на узбекский язык, тем самым доказывая истинность суждения Л. Толстого, что «область поэзии – бесконечна», а пушкинские образы в человеческом плане близки и понятны всем.

В 16 лет Пушкин написал эпитафию самому себе:

 Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,

С любовью, леностью провёл весёлый век,

Не делал доброго, однако был душою,

Ей-богу, добрый человек.

 

Эти слова по-разному звучат в начале спектакля из уст юного лицеиста и в финале перед злополучным смертельным выстрелом Дантеса.

Но мы помним осознанное всей краткой, но полной жизнью пророчество Поэта в нерукотворном «Памятнике» в 1836 году незадолго до его ухода в вечность:

 Нет, Весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

 


«Пушкин жив» - спектакль-путешествие, где время и пространство переплетаются в причудливых узорах. Спектакль, где Пушкин срывает лекцию, посвящённую самому себе, а Юродивый (Анвар Картаев) играет в пятнашки с повешенными декабристами. В конце спектакля звучит  жизнеутверждающая песня Владимира Качана на стихи Леонида Филатова.

Режиссёр-постановщик Мария Лычковская живёт и работает под девизом: «Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду...» (Иосиф Бродский). После сдачи спектакля накануне премьеры она поздравила всю постановочную группу и актёров, занятых в спектакле, такими словами:

- Ну, что, со сдачей нас!!! Сквозь все трудности, поломки, помехи, общими усилиями и верой мы сделали это! Спасибо, Государственный молодёжный театр Узбекистана! Наш Пушкин жив и чувствует себя прекрасно!..  Я вчера и сегодня всем говорю: «Спасибо: цехам, актёрам, руководству театра». И отдельно хочу обнять и поблагодарить постановочную команду: художника-постановщика Валерия Полуновского и композитора Альберта Халмурзаева. Как говорит Пушкин-Руслан Мамадалиев во втором акте: "…А  всё-таки неплохо вышло... ".

К этой справедливой самооценке коллективного труда благодарные зрители добавили долгие рукоплескания, стоя, актёрам и режиссёру и одарили их зимними букетами цветов после премьерного спектакля «Пушкин жив», надолго обогатившего репертуар Молодёжного театра Узбекистана.

          …Пушкиниана в юбилейный год великого русского Поэта продолжает торжественное шествие по театрам узбекской столицы. Государственный академический русский драматический театр Узбекистана 20-21 января приглашает на премьерный спектакль «Пушкин. Последние дни» (режиссёр-постановщик – главный режиссёр ГАРДТ РУз Валихан Умаров). Государственный академический Большой театр имени А. Навои 25 января 2024 г. покажет одноактную обновлённую оперу «Алеко» Сергея Рахманинова по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» в постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима. Во втором отделении прозвучат романсы С. Рахманинова на стихи русских поэтов Золотого века в исполнении ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои.

          "Свободный роман" о любви, о времени и о нас в постановке Марка Вайля в театре «Ильхом», премьера которого состоялась 10 сентября 1999 года, снова и снова покоряет публику. Ближайший спектакль состоится 22 февраля этого года. Пушкин в восьмой главе «Евгения Онегина» рассказывает: «И даль свободного романа / Я сквозь магический кристалл / Ещё не ясно различал». В «Свободном романе» будут показаны сцены из сочинений Александра Сергеевича Пушкина: «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Каменный гость», «Пир во время чумы» и «Гаврилиада». В нём новое поколение зрителей не найдёт фраков и крахмальных воротничков XIX века: все герои современные молодые люди и поэтому рассказ ведётся языком современного театра, современной музыки, написанной молодыми композиторами Ташкента, композиции которых обрамляет лирическая музыка Петра Чайковского и пронзительная -  Руичи Сакамото.

Театральная Пушкиниана в узбекской столице успешно воплотила и доходчиво объяснила нам до конца не распознанную мысль Аполлона Григорьева его современниками, высказанную в 1859 году о том, почему «Пушкин — наше всё».

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото любезно предоставил Государственный молодёжный театр Узбекистана

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий