Презентаций различных книг в наши дни множество. И каждая из них своеобразна тем, как и в какой форме её организаторы выстраивают «лицо» вышедшего в свет издания, его содержания, своеобразие раскрытия автором различных тем и проблем и многого-многого иного. И тем важнее, интереснее и поучительнее, что состоявшаяся на днях презентация второй книги «Дорога без конца» авторской трилогии «Мои дорогие попутчики» Гухарик Багдасаровой предстала в своём удивительном своеобразии и редкостной доверительности всех её участников.
Да – эта
вторая книга трилогии, созданная из многочисленных рецензий, эссе, размышлений
о жизни и творчестве известного журналиста Гухарик Багдасаровой уже и сама по
себе достойна и особого внимания, и небывалого уважения многих и многих
представителей творческой общественности Ташкента. Начнем с её поистине
небывалого объёма – толщина тома составляет десять сантиметров и превышает 1540
страниц! Поистине, издания такого объёма можно встретить крайне редко. И дело
не только в том, что Г. Багдасарова решила объединить в одном фундаментальном
томе темы и материалы, достойные в каждом случае отдельного достаточно
полновесного книжного издания. Да и темы особые, значительные и по смыслу, и по
охвату событий, личностей, явлений творчества самых разных жанров. Одни
названия циклов тем говорят сами за себя: «Пушкиниана. навстречу 225-летию со
дня рождения А.С. Пушкина», «Музыка», «Ташкентская и Узбекистанская епархия
Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ московского Патриархата», «Я поведу
тебя в музей…», Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Узбекистана», «Искусство фотографии: “Поэзия света и тени”» и «Весь мир –
театр…».
Поистине ошеломляет необъятная широта охвата тем, жанров, исследовательских и биографических очерков. Гухарик Багдасарова обладает счастливым свойством опережать своей неутомимой энергией события и факты и стремиться успеть отразить в своих глубоких заметках многие впечатления от восприятия Искусства в его самых различных видах и жанрах. Причём, весьма существенно то, что в любом «круге» этих тем автор вникает в суть творчества и личностей, умудряясь ни в одно мгновение, ни в одном из моментов не погрешить против истинной высоты уровня высокопрофессионального взгляда, оценок, рассуждений, размышлений. И в многоцветном спектре тем и разнообразных видах Творчества точно, тонко, умно и доверительно вскрывает и основы замыслов, и пути их раскрытия. Всё существо этой антологии отличает стремления автора проникнуть в суть замысла создателей произведений различных видов и жанров искусства, а также в те индивидуальные способы раскрытия и воплощения этих замыслов в поисках ответа – КАК, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ каждый из творцов прибегает именно к этим, а не иным формам выражения. Существенна и поистине редкостна авторская позиция Гухарик Багдасаровой – она не опускается ни до восторженного «экстаза» оценок, ни до критиканских неприятий по принципу «всё не так». Её позиция являет даже не сам результат, а вдумчивый и последовательный процесс осмысления явления, выявление его и зримых, и скрытых черт. Её особенность исследовательского процесса включает и ассоциативность, и восстановление многих исторических обстоятельств создания того или иного явления искусства. И всё то, что излагается в эмоциональном повествовании, – выявляет истинное лицо произведения живописи, литературы, театрального спектакля, поэтического вечера, концертов-композиций в зримом воссоздании образов каждого участника.
И
это имеет особое значение. Ведь общеизвестно, что лет через 20-30, когда
сменятся поколения творцов и тех, кто воспринимает творчество, – о том, что
происходило в искусстве, - новые поколения смогут судить лишь по тому, что было
запечатлено в печатном слове. В особенности это касается такого эфемерного
жанра как «Искусство театра», которое одномоментно в своем представлении
творений и по прошествии определённого времени или меняет исполнительские
краски спектакля, или же, вообще, уводит данное творение лишь в сферу
воспоминаний. Да, существуют и видеозаписи спектаклей, концертов, выступлений.
Они запечатлевают ФОРМУ, но вне живой связи исполнителя с публикой не в силах
запечатлеть тот необъяснимый энергетический обмен между творцами сцены и
зрительным залом.
Гухарик
Багдасарова ведёт свой процесс познавания сути единственно верным
проникновением в существо замысла творцов, исполнителей и в стремлении
разгадать главное в замысле и его воплощении проходит этот путь и «от себя», и
в полной доверительности и открытости души к читающим её строки. Она не
допускает ни менторства, ни характерной для нашего времени «единственности»
собственных мнений и оценок. Она помогает тем, кто читает её статьи,
исследования, размышления, – вместе с нею пройти эти непростые пути постижения
и осознания художественного материала. И вместе с тем – истинная доброта её
натуры пронизывает всё ее творчество и подтверждает добрый афоризм: «Талант
видит и ценит талантливое в окружающем, а комплексующая бездарность рада
усматривать бездарное и недостойное внимания во всём окружающем мире».
Невероятно трудно сформировать такое
фундаментальное собрание своих многочисленных творческих трудов. Но ещё труднее
подготовить его к изданию, пройдя поистине мученический путь многочисленных
вычитываний каждой строчки в поисках опечаток, технических погрешностей – а они
в компьютерном процессе корректур не только не исчезают, а дарят на каждом шагу
новые и новые «сюрпризы». Давайте задумаемся и оценим и весь неимоверный труд
вычитывания по строчкам и буквам тома в 1543 страницы, и невероятное терпение в
совместных трудах с теми, кто осуществляет вёрстку и готовит эти материалы к
изданию. В данном случае надо отдать должное утончённому мастеру дизайна и
вёрстки - художественному редактору
журнала «Экономический вестник Узбекистана» («ЭВУ») Елене Беляцкой; художнику,
изящно и с проникновенной любовью оформившему
трилогию «Мои дорогие попутчики», - заслуженному работнику культуры
Узбекистана - Александру Батыкову и поблагодарить за информационную поддержку -
известного телерадиожурналиста, киносценариста, руководителя и главного
редактора сайта «Культура.Уз» Бориса
Бабаева. И вот этот невероятный, непредсказуемый путь пройден – и второй том
трилогии «Мои дорогие попутчики» вышел в свет в доступном печатном тираже. Вышел,
храня в своём неповторимом книжном облике и энергию души автора, и его волю и
терпение, и устремления многих и многих людей, кто готовил это издание к
выходу, включая типографщиков!
И настал день презентации этого
замечательного издания. Примечательно, что оно состоялось в конференц-зале
Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ, который по благословению Владыки
Викентия стал истинным культурно-просветительским центром Ташкента. Представить
этот объёмный труд крайне непросто – ведь по благоприятному замыслу автора в
презентации должны отразиться и темы разделов книги, и явления, о которых идёт
речь на её страницах. Да и в первую очередь – люди, которые в разных видах и
жанрах искусства раскрывали и раскрывают своё видение мира, отношение к
событиям жизни, образы и характеры персонажей… Было совершенно ясно, что здесь
главная тонкость и целесообразность замысла должна с одной стороны – отразить
многообразие объектов творчества, а с другой – не перегрузить сознание
собравшихся чрезмерно увеличенным форматом самой презентации. И стоит лаконично
и ёмко отметить в одной фразе тот
замечательный факт, что, ко всеобщей радости, это удалось в полной мере.
Встреча-презентация
второго тома «Дорога без конца…» трилогии «Мои дорогие попутчики» Г.
Багдасаровой прошла отлично - доверительно, искренне, динамично. Интересными
были все выступавшие, каждый в своём роде. Огромного масштаба и объема труд
Гухарик Багдасаровой был принят на должном уровне и оценён людьми
дружественными, понимающими и внимательными. Участники презентации разных
поколений, возрастов составили многоцветный коллаж излучений душ. Непростая
задача презентационного вечера, посвящённого выходу в свет объёмной и
содержательной антологии рецензий, репортажей, очерков, эссе на самые разные
темы - была выполнена в лучшем виде и в самом полном объёме. И добавлю к этому,
что и сам темпоритм вечера получился динамичным, непосредственно-живым и
устремляющим к восприятию всего обилия того, что было высказано. Очень
символично и то, что эта благодатная акция прошла под эгидой известного клуба
«Наше родословие» и по благодатному благословению Владыки Викентия.
- Эта книга для тех, кто интересуется вопросами теории, истории изобразительного искусства, фотографии, кино, театра, литературы, развития современной культуры Узбекистана. Она интересна и познавательна для широкого круга читателей. Эта книга – летопись общественной и культурной жизни 33-летней эпохи государственной независимости, возможно, станет важным памятником запечатлённому времени – так заключила Гухарик Багдасарова своё приветственное обращение к собравшимся вместе с ней разделить день рождения её новой книги.
В
многочисленных искренних выступлениях участников программы из разных сфер
культуры сформировались для зрителей творческий облик автора издания - Г.
Багдасаровой и основы творческой палитры всего вечера. Здесь довелось и мне
поделиться размышлениями о значении этого события, о личности автора и об
облике книги. Свои краски, искренние чувства и редкостную доброжелательность
привнесли в вечер мэтр поэзии, член СП Узбекистана, всеми нами высокочтимый
Олег Бордовский, своим стихотворным посвящением «С Гуарик Багдасаровой –
поэтом…». Палитру вечера обогатила поэтическим и вокальным приношением («Люблю
твой голос звонкий» и «Осенняя песня» на стихи Г. Багдасаровой) лауреат
Международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-2016» Ольга
Абишева.
Доверительно и искренне
прозвучали и приветствия замечательного художника, заслуженного работника
культуры Узбекистана Александра Батыкова, долгие годы успешно сотрудничающего с
Гухарик Багдасаровой в различных формах, в том числе – и в прекрасной графике
на страницах её поэтических сборников, а также – данного издания. Убедительно
высказался о ценности этого уникального издания и выдающийся фотохудожник
Владимир Гранкин, фотокорреспондент газеты «Народное слово».
Под эгидой рубрики «Весь мир – Театр…» нам – творческим деятелям Государственного академического Большого театра имени А. Навои было особенно приятно и отрадно выступить на этом вечере, зная, что примерно 40% статей Г. Багдасаровой в её объёмном издании детально и доброжелательно посвящено многим нашим спектаклям театра, концертам-композициям и на сцене ГАБТ, и в зале епархии, и на многих иных сценических площадках Ташкента. Мы исполнили два номера, которые показались нам весьма интересными и по сути, и по существу. Анастасия Юдина в целостном ансамбле с концертмейстером Людмилой Слоним с большим чувством исполнила замечательный романс Георгия Свиридова «Изгнанник» на стихи Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока. Здесь был ярко выражен глубокий драматизм и сострадание крестьянского поэта-«пандуха» и русского композитора ко многим «спюркам» - рассеянному по свету армянству, лишённому родного крова в начале ХХ века (1915-1923) после пережитого геноцида, учинённого властями Османской империи. А вторым контрастным произведением в её исполнении стал «испанский» романс-болеро Д. Шостаковича «Звёздочки». Публика горячо восприняла наши вокальные приношения. Так на примере двух замечательных творений русских композиторов было продемонстрировано тонкое проникновение первого в глубины истоков армянской поэзии, а второго – в изысканно-утончённую суть испанской песни. В качестве приношения акции и я прочитал две своих стихотворных притчи – «Кузнец и Смерть» и «Счастье».
Приятным сюрпризом стало приношение Детской
музыкально-драматической студии «Маяк» при ГТМК (оперетты) Узбекистана под
талантливым руководством режиссёра-постановщика, ведущей солистки, мастера
сцены, кавалера ордена «Дустлик» Натальи Салиховой. В прекрасно продуманной и
поставленной театрализованной композиции с большой творческой отдачей ранние
стихи Г. Багдасаровой не просто своеобразно прочитали, а воплотили сценически и
обаятельно «прожили» юные студийцы –
Анна Юсупова, Микаэл Назарьян,
Ильяс Гайсин и Мария Юсупова, чем
вызвали горячую овацию в зале.
Вечер завершился запечатлением группового портрета всех участников программы и гостей. Тёплые отзывы зрителей согревали добротой и искренностью:
«В зале не было равнодушных зрителей.
Гуарик нам всем устроила грандиозный праздник!!! Было всё так трепетно,
трогательно и божественно!!! На протяжении всей презентации в зале светило
"солнышко". Благодарю Вас за грандиозную презентацию!!! Всё было
отточено!!! В зале не было человека, которого не тронуло это чудо!!! МОЛОДЕЦ!!!» (Диляра Байрамова).
***
«Хочу еще раз поздравить Вас с большим
событием — изданием Книги и поблагодарить за замечательный душевный вечер!!!
Удачи!!! Успехов!!!» (Эльмира
Ахмедова).
***
«Гухарик, поздравляем и благодарим за
удовольствие сегодняшней презентации. С радостью приобрели экземпляр вашего
труда. Большой вклад. Вы большая молодец. Желаем дальнейших успехов!» (Татьяна Ли).
***
"Уверена , что сегодняшняя встреча в
конференц-зале Епархии, посвящённая презентации книги Гухарик Багдасарова
«Дорога без конца…», озарившая нас необычайным светом, согревшая сердечным
теплом, останется лучшим прожитым днём не только в моей памяти. А по-другому и быть не могло, ведь виновница
торжества не только профессионал во многих творческих сферах , но и очень
щедрой души Человек, доброжелательный и любящий людей. Дорогая Гухарик, всем
сердцем благодарю Вас! Было прекрасно! Вдохновения! Творчества! Сил и крепкого
здоровья для реализации всего намеченного!" (Елена
Ветвикова).
Откликнулись из Москвы и
Новосибирска, многих других городов далёкие друзья - все те, кто узнал об этом
вечере-презентации из социальных сетей. Они поддержали автора проекта и
композиции, ведущей программы тёплыми напутствиями. И таких добрых высказываний было очень и очень много. Благодарные
зрители и гости щедро одаривали Гухарик Багдасарову благодарными тёплыми
словами, букетами осенних цветов и сердечными
пожеланиями дальнейших творческих успехов и обретения новых дорогих
попутчиков.
Доброй
жизни этому замечательному фундаментальному труду неутомимой Гухарик
Сарухановны! И да будет её новая жизнь так же сплетена с творчеством, с
открытием истинно Прекрасного в трудах многих мастеров. И, конечно, в
воссоздании многокрасочного и полноценно яркого цветника искусств в жизни
современного Узбекистана, уверенно делающего новые уверенные шаги в созидании
своей новейшей истории в её достижениях и одолении новых и новых рубежей.
Андрей СЛОНИМ
режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои,
заслуженный
деятель искусств Республики Узбекистан, поэт, публицист
Фото В. Гранкина, Е. Ветвиковой,
Т. Грушиной, О. Афониной
Комментариев нет:
Отправить комментарий