четверг, 19 сентября 2024 г.

Презентация книги Г. Багдасаровой «Дорога без конца…» стала истинным праздником творчества

 


  Презентаций различных книг в наши дни множество. И каждая из них своеобразна тем, как и в какой форме её организаторы выстраивают «лицо» вышедшего в свет издания, его содержания, своеобразие раскрытия автором различных тем и проблем и многого-многого иного. И тем важнее, интереснее и поучительнее, что состоявшаяся на днях презентация второй книги «Дорога без конца» авторской трилогии «Мои дорогие попутчики» Гухарик Багдасаровой предстала в своём удивительном своеобразии и редкостной доверительности всех её участников.

    Да – эта вторая книга трилогии, созданная из многочисленных рецензий, эссе, размышлений о жизни и творчестве известного журналиста Гухарик Багдасаровой уже и сама по себе достойна и особого внимания, и небывалого уважения многих и многих представителей творческой общественности Ташкента. Начнем с её поистине небывалого объёма – толщина тома составляет десять сантиметров и превышает 1540 страниц! Поистине, издания такого объёма можно встретить крайне редко. И дело не только в том, что Г. Багдасарова решила объединить в одном фундаментальном томе темы и материалы, достойные в каждом случае отдельного достаточно полновесного книжного издания. Да и темы особые, значительные и по смыслу, и по охвату событий, личностей, явлений творчества самых разных жанров. Одни названия циклов тем говорят сами за себя: «Пушкиниана. навстречу 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина», «Музыка», «Ташкентская и Узбекистанская епархия Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ московского Патриархата», «Я поведу тебя в музей…», Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Узбекистана», «Искусство фотографии: “Поэзия света и тени”» и «Весь мир – театр…».

         Поистине ошеломляет необъятная широта охвата тем, жанров, исследовательских и биографических очерков. Гухарик Багдасарова обладает счастливым свойством опережать своей неутомимой энергией события и факты и стремиться успеть отразить в своих глубоких заметках многие впечатления от восприятия Искусства в его самых различных видах и жанрах. Причём, весьма существенно то, что в любом «круге» этих тем автор вникает в суть творчества и личностей, умудряясь ни в одно мгновение, ни в одном из моментов не погрешить против истинной высоты уровня высокопрофессионального взгляда, оценок, рассуждений, размышлений. И в многоцветном спектре тем и разнообразных видах Творчества точно, тонко, умно и доверительно вскрывает и основы замыслов, и пути их раскрытия. Всё существо этой антологии отличает стремления автора проникнуть в суть замысла создателей произведений различных видов и жанров искусства, а также в те индивидуальные способы раскрытия и воплощения этих замыслов в поисках ответа – КАК, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ каждый из творцов прибегает именно к этим, а не иным формам выражения. Существенна и поистине редкостна авторская позиция Гухарик  Багдасаровой – она не опускается ни до восторженного «экстаза» оценок, ни до критиканских неприятий по принципу «всё не так». Её позиция являет даже не сам результат, а вдумчивый и последовательный процесс осмысления явления, выявление его и зримых, и скрытых черт. Её особенность исследовательского процесса включает и ассоциативность, и восстановление многих исторических обстоятельств создания того или иного явления искусства. И всё то, что излагается в эмоциональном повествовании, – выявляет истинное лицо произведения живописи, литературы, театрального спектакля, поэтического вечера, концертов-композиций в зримом воссоздании образов каждого участника.

И это имеет особое значение. Ведь общеизвестно, что лет через 20-30, когда сменятся поколения творцов и тех, кто воспринимает творчество, – о том, что происходило в искусстве, - новые поколения смогут судить лишь по тому, что было запечатлено в печатном слове. В особенности это касается такого эфемерного жанра как «Искусство театра», которое одномоментно в своем представлении творений и по прошествии определённого времени или меняет исполнительские краски спектакля, или же, вообще, уводит данное творение лишь в сферу воспоминаний. Да, существуют и видеозаписи спектаклей, концертов, выступлений. Они запечатлевают ФОРМУ, но вне живой связи исполнителя с публикой не в силах запечатлеть тот необъяснимый энергетический обмен между творцами сцены и зрительным залом.

Гухарик Багдасарова ведёт свой процесс познавания сути единственно верным проникновением в существо замысла творцов, исполнителей и в стремлении разгадать главное в замысле и его воплощении проходит этот путь и «от себя», и в полной доверительности и открытости души к читающим её строки. Она не допускает ни менторства, ни характерной для нашего времени «единственности» собственных мнений и оценок. Она помогает тем, кто читает её статьи, исследования, размышления, – вместе с нею пройти эти непростые пути постижения и осознания художественного материала. И вместе с тем – истинная доброта её натуры пронизывает всё ее творчество и подтверждает добрый афоризм: «Талант видит и ценит талантливое в окружающем, а комплексующая бездарность рада усматривать бездарное и недостойное внимания во всём окружающем мире». 

   Невероятно трудно сформировать такое фундаментальное собрание своих многочисленных творческих трудов. Но ещё труднее подготовить его к изданию, пройдя поистине мученический путь многочисленных вычитываний каждой строчки в поисках опечаток, технических погрешностей – а они в компьютерном процессе корректур не только не исчезают, а дарят на каждом шагу новые и новые «сюрпризы». Давайте задумаемся и оценим и весь неимоверный труд вычитывания по строчкам и буквам тома в 1543 страницы, и невероятное терпение в совместных трудах с теми, кто осуществляет вёрстку и готовит эти материалы к изданию. В данном случае надо отдать должное утончённому мастеру дизайна и вёрстки -  художественному редактору журнала «Экономический вестник Узбекистана» («ЭВУ») Елене Беляцкой; художнику, изящно и с проникновенной любовью оформившему  трилогию «Мои дорогие попутчики», - заслуженному работнику культуры Узбекистана - Александру Батыкову и поблагодарить за информационную поддержку - известного телерадиожурналиста, киносценариста, руководителя и главного редактора сайта  «Культура.Уз» Бориса Бабаева. И вот этот невероятный, непредсказуемый путь пройден – и второй том трилогии «Мои дорогие попутчики» вышел в свет в доступном печатном тираже. Вышел, храня в своём неповторимом книжном облике и энергию души автора, и его волю и терпение, и устремления многих и многих людей, кто готовил это издание к выходу, включая типографщиков!

     И настал день презентации этого замечательного издания. Примечательно, что оно состоялось в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ, который по благословению Владыки Викентия стал истинным культурно-просветительским центром Ташкента. Представить этот объёмный труд крайне непросто – ведь по благоприятному замыслу автора в презентации должны отразиться и темы разделов книги, и явления, о которых идёт речь на её страницах. Да и в первую очередь – люди, которые в разных видах и жанрах искусства раскрывали и раскрывают своё видение мира, отношение к событиям жизни, образы и характеры персонажей… Было совершенно ясно, что здесь главная тонкость и целесообразность замысла должна с одной стороны – отразить многообразие объектов творчества, а с другой – не перегрузить сознание собравшихся чрезмерно увеличенным форматом самой презентации. И стоит лаконично и ёмко отметить в одной   фразе тот замечательный факт, что, ко всеобщей радости, это удалось в полной мере.



Встреча-презентация второго тома «Дорога без конца…» трилогии «Мои дорогие попутчики» Г. Багдасаровой прошла отлично - доверительно, искренне, динамично. Интересными были все выступавшие, каждый в своём роде. Огромного масштаба и объема труд Гухарик Багдасаровой был принят на должном уровне и оценён людьми дружественными, понимающими и внимательными. Участники презентации разных поколений, возрастов составили многоцветный коллаж излучений душ. Непростая задача презентационного вечера, посвящённого выходу в свет объёмной и содержательной антологии рецензий, репортажей, очерков, эссе на самые разные темы - была выполнена в лучшем виде и в самом полном объёме. И добавлю к этому, что и сам темпоритм вечера получился динамичным, непосредственно-живым и устремляющим к восприятию всего обилия того, что было высказано. Очень символично и то, что эта благодатная акция прошла под эгидой известного клуба «Наше родословие» и по благодатному благословению Владыки Викентия.









    Своеобразно и живо открыл вечер студент четвёртого курса факультета «Академическое пение и оперная подготовка» ГКУз Даниёр Джумаев. Молодой певец красивым баритоном с большой экспрессией исполнил песню «Дорога без конца» (музыка С. Баневича, стихи Т. Калининой). Это стало своеобразным эпиграфом вечера- презентации. Сменяя друг друга, по своеобразным ступеням вечера восходили на подиум: заместитель руководителя клуба «Наше родословие» Г.В. Воротникова; председатель ЛТО «Данко» при Русском культурном центре РУз Татьяна Грушина; мэтр поэзии, член СП РУз Олег Бордовский, поэт и бард Ольга Абишева, автор этой заметки, заслуженный деятель искусств Узбекистана  Андрей Слоним; председатель секции искусствоведов Творческого союза художников АХУз Эльмира Ахмедова; заслуженный работник культуры Узбекистана Александр Батыков; известный фотокорреспондент газеты «Народное слово» Владимир Гранкин, зафиксировавший мгновения и лица этой незабываемой творческой встречи, и сама «виновница» торжества – Гухарик Багдасарова.


          - Эта книга для тех, кто интересуется вопросами теории, истории изобразительного искусства, фотографии, кино, театра, литературы, развития современной культуры Узбекистана. Она интересна и познавательна для широкого круга читателей. Эта книга – летопись общественной и культурной жизни 33-летней эпохи государственной независимости, возможно, станет важным памятником запечатлённому времени – так заключила Гухарик Багдасарова своё приветственное обращение к собравшимся вместе с ней разделить день рождения её новой книги. 

В многочисленных искренних выступлениях участников программы из разных сфер культуры сформировались для зрителей творческий облик автора издания - Г. Багдасаровой и основы творческой палитры всего вечера. Здесь довелось и мне поделиться размышлениями о значении этого события, о личности автора и об облике книги. Свои краски, искренние чувства и редкостную доброжелательность привнесли в вечер мэтр поэзии, член СП Узбекистана, всеми нами высокочтимый Олег Бордовский, своим стихотворным посвящением «С Гуарик Багдасаровой – поэтом…». Палитру вечера обогатила поэтическим и вокальным приношением («Люблю твой голос звонкий» и «Осенняя песня» на стихи Г. Багдасаровой) лауреат Международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-2016» Ольга Абишева.


   Пушкинский раздел книги был раскрыт во вдохновенной мелодекламации самой Гухарик Багдасаровой под аккомпанемент Ольги Абишевой («Времена года. Осенняя песня. Октябрь» П.И. Чайковского).  Знаменательно, что декламатор со всей искренностью донесла до собравшихся знакомый многим, но вечно новый пушкинский текст знаменитого стихотворения «19 октября» (1825), являющегося своеобразным заветом  молодого, но творчески уже зрелого Поэта будущим поколениям о преданности в дружбе и верности юношеским идеалам свободы и любви к родному Отечеству. Затем был прочитан авторский цикл «Венок Пушкину», в котором Г. Багдасарова горячо и со всей душевной полнотой коснулась многих черт личности и творчества любимого Поэта.



    
Раздел «Музыка» был достойно представлен ансамблем солистов Народного камерного хора «Мелодия» в составе Людмилы Декановой, Людмилы Саутиной, Марины Тангриевой, Любови Разумковой и Анны Хусайновой. Они доверительно и задушевно исполнили песню Сергея Трофимова «За тихой рекой…». Многое и многое в замечательных материалах Г. Багдасаровой посвящено вечерам, концертам, встречам в зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ. И хочется особо отметить вдохновенное исполнение на этом творческом вечере истинным героем многих епархиальных вечеров Русланом Шамсутдиновым «Золотого танго» Арно Бабаджаняна и «Утиной охоты» Александра Розенбаума, вызвавших добрую оценку зрителей.



     Посвящение и приношение музеям как источникам истинной культуры и просвещения совершила руководитель «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой», эмоциональная и неутомимая Ирина Парамонова, бережно хранящая традиции, заложенные основателем ахматовского музея – Альбины Витольдовны Маркевич. С присущей ей позитивной энергетикой и полнотой творческой отдачи она рассказала о насыщенных буднях и планах ахматовского музея в Ташкенте и подарила собравшимся знаменитое стихотворение  из цикла «Луна в зените», где есть такие строки: «Мангалочий дворик, / как дым твой горек, / И как твой тополь высок… / Шехерезада / Идёт из сада… / Так вот ты какой, Восток!»  поэта Серебряного века, три весны пребывавшей в южной эвакуации в Ташкенте во время Великой Отечественной войны (1941-1944) и воспевшей наш «азийский» край в своих стихах.



Истинной интеллигентностью, глубиной творческих основ покорила собравшихся председатель секции искусствоведов Творческого союза художников Узбекистана Эльмира Ахмедова. Она в краткой и ёмкой форме поведала о богатстве собрания Государственного музея искусств Узбекистана с его более чем вековой историей и о новом художественном проекте. В настоящее время готовится интереснейшая экспозиция из фонда ташкентского музея: «Искусство России в Узбекистане - от древнерусских икон до живописи ХХ века». Ведущий искусствовед Узбекистана также поблагодарила Г. Багдасарову за её творческую активность и профессионализм аналитических статей об изобразительном, декоративно-прикладном и театрально-декорационном искусстве Узбекистана на платформах социальных сетей и в печатных СМИ.





Доверительно и искренне прозвучали и приветствия замечательного художника, заслуженного работника культуры Узбекистана Александра Батыкова, долгие годы успешно сотрудничающего с Гухарик Багдасаровой в различных формах, в том числе – и в прекрасной графике на страницах её поэтических сборников, а также – данного издания. Убедительно высказался о ценности этого уникального издания и выдающийся фотохудожник Владимир Гранкин, фотокорреспондент газеты «Народное слово».



Под эгидой рубрики «Весь мир – Театр…» нам – творческим деятелям Государственного академического Большого театра имени А. Навои было особенно приятно и отрадно выступить на этом вечере, зная, что примерно 40% статей Г. Багдасаровой в её объёмном издании детально и доброжелательно посвящено многим нашим спектаклям театра, концертам-композициям и на сцене ГАБТ, и в зале епархии, и на многих иных сценических площадках Ташкента. Мы исполнили два номера, которые показались нам весьма интересными и по сути, и по существу. Анастасия Юдина в целостном ансамбле с концертмейстером Людмилой Слоним с большим чувством исполнила замечательный романс Георгия Свиридова «Изгнанник» на стихи Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока. Здесь был ярко выражен глубокий драматизм и сострадание крестьянского поэта-«пандуха»  и русского композитора  ко многим «спюркам» - рассеянному по свету армянству, лишённому родного крова в начале ХХ века (1915-1923) после пережитого геноцида, учинённого властями Османской империи. А вторым контрастным произведением в её исполнении стал «испанский» романс-болеро Д. Шостаковича «Звёздочки». Публика горячо восприняла наши вокальные приношения. Так на примере двух замечательных творений русских композиторов было продемонстрировано тонкое проникновение первого в глубины истоков армянской поэзии, а второго – в  изысканно-утончённую суть испанской песни. В качестве приношения акции и я прочитал две своих стихотворных притчи – «Кузнец и Смерть» и «Счастье».




    Приятным сюрпризом стало приношение Детской музыкально-драматической студии «Маяк» при ГТМК (оперетты) Узбекистана под талантливым руководством режиссёра-постановщика, ведущей солистки, мастера сцены, кавалера ордена «Дустлик» Натальи Салиховой. В прекрасно продуманной и поставленной театрализованной композиции с большой творческой отдачей ранние стихи Г. Багдасаровой не просто своеобразно прочитали, а воплотили сценически и обаятельно «прожили» юные студийцы –  Анна Юсупова, Микаэл  Назарьян, Ильяс  Гайсин и Мария Юсупова, чем вызвали горячую овацию в зале.





         Порадовали также и ведущие солисты нашего театра оперетты. Олеся Зварцева искренне и красиво исполнила знаменитую арию Лауретты из оперы Джакомо Пуччини «Джанни Скикки», а Валерий Климов горячо и экспрессивно спел знаменитый «магомаевский» хит – «Королеву красоты» Арно Бабаджаняна. А затем их голоса и чувства слились в прекрасном эстрадном дуэте – «Ноктюрне» Арно Бабаджаняна, вызвав горячий отклик зала. Поистине замечательно, искренне и со вкусом прочитала ведущая актриса ГАРДТ Узбекистана Александра Андреева знаменитый «Монолог Мерлин Монро» Андрея Вознесенского, насытив его правдой эмоций и поразительной связью с тревожностью и смятенностью нынешнего мира. И обрамляя всё действо, вновь сочный баритон Даниёра Джумаева исполнил знаменитый хит 80-х годов прошлого века - «Дорогу без конца», замыкая в единый круг всё представленное собравшимся гостям.

    Вечер завершился запечатлением группового портрета всех участников программы и гостей. Тёплые отзывы зрителей согревали добротой и искренностью:

    «В зале не было равнодушных зрителей. Гуарик нам всем устроила грандиозный праздник!!! Было всё так трепетно, трогательно и божественно!!! На протяжении всей презентации в зале светило "солнышко". Благодарю Вас за грандиозную презентацию!!! Всё было отточено!!! В зале не было человека, которого не тронуло это  чудо!!! МОЛОДЕЦ!!!» (Диляра Байрамова).

***

 «Хочу еще раз поздравить Вас с большим событием — изданием Книги и поблагодарить за замечательный душевный вечер!!! Удачи!!! Успехов!!!» (Эльмира Ахмедова).

***

 «Гухарик, поздравляем и благодарим за удовольствие сегодняшней презентации. С радостью приобрели экземпляр вашего труда. Большой вклад. Вы большая молодец. Желаем дальнейших успехов!» (Татьяна Ли).

***

"Уверена , что сегодняшняя встреча в конференц-зале Епархии, посвящённая презентации книги Гухарик Багдасарова «Дорога без конца…», озарившая нас необычайным светом, согревшая сердечным теплом, останется лучшим прожитым днём не только в моей памяти. А  по-другому и быть не могло, ведь виновница торжества не только профессионал во многих творческих сферах , но и очень щедрой души Человек, доброжелательный и любящий людей. Дорогая Гухарик, всем сердцем благодарю Вас! Было прекрасно! Вдохновения! Творчества! Сил и крепкого здоровья для реализации всего намеченного!" (Елена Ветвикова).

Откликнулись из Москвы и Новосибирска, многих других городов далёкие друзья - все те, кто узнал об этом вечере-презентации из социальных сетей. Они поддержали автора проекта и композиции, ведущей программы тёплыми напутствиями. И таких добрых высказываний было очень и очень много. Благодарные зрители и гости щедро одаривали Гухарик Багдасарову благодарными тёплыми словами, букетами осенних цветов и сердечными  пожеланиями дальнейших творческих успехов и обретения новых дорогих попутчиков.


    Доброй жизни этому замечательному фундаментальному труду неутомимой Гухарик Сарухановны! И да будет её новая жизнь так же сплетена с творчеством, с открытием истинно Прекрасного в трудах многих мастеров. И, конечно, в воссоздании многокрасочного и полноценно яркого цветника искусств в жизни современного Узбекистана, уверенно делающего новые уверенные шаги в созидании своей новейшей истории в её достижениях и одолении новых и новых рубежей.

Андрей СЛОНИМ

режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои,

заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, поэт, публицист

Фото В. Гранкина, Е. Ветвиковой, 

Т. Грушиной, О. Афониной

 

 

 

 

  

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий