Двенадцатого июля 2024 г. мы отмечали
Всемирный день фотографа. О фотографии говорят, что она всегда пребывает в «фокусе
времени». Фотография – это запечатлённое время. Хорошая фотография требует
много сил, времени и терпения, а самое главное - мастерства и таланта самого
фотографа. В моей новой книге «Дорога без конца…» есть глава «Искусство
фотографии: «поэзия света и тени», в которой я рассказываю о лучших фотохудожниках
нашего края и зарубежья, запечатлевших и навсегда остановивших время. Но жизнь
продолжается и не перестаёт удивлять новыми гранями и именами мастеров фотоискусства.
Название
выставки, открывшейся 07.09.24 в Ташкентском доме фотографии, с английского на
русский язык переводится так: «Фотограф года дикой природы» - 2024 и абсолютно
соответствует её форме и содержанию. Стоит вам переступить выставочный зал ТДФ
и вы окажетесь в густых зарослях лесов, просторных озёр, необозримых степей, но
не бойтесь заблудиться в этом диком анклаве посреди цивилизации – вас
сопровождают молодые мастера фотосъёмки. Они не только передадут атмосферу
этих чудесных видов природы, но ещё
заставят вас задуматься над их значением на планете и в вашей личной жизни.
Меня
эта выставка покорила и удивила не только высоким искусством фотографии, но её воспитательным
и даже философским значением. Она демонстрирует, что фотография – это мощный
инструмент для передачи вдохновляющих историй о природе. Она может восхищать
людей красотой окружающего мира, заставлять задуматься о проблемах, с которыми
мы сталкиваемся, и давать силу тем, кто готов действовать в защиту природы.
Джахонгир Нуруллаев
заметил и показал на фотографии, как «природа постепенно превращается в место
выброса мусора». Диёра Зияудинова засняла противостояние человека – мнимого
«хозяина вселенной» и истинного, самого чистого и беззащитного царства природы.
Она так и подписала свой снимок: «Пакет, зацепившийся за ветвь дерева с
множеством иголок, которые контрастируют с предметом и придают чувство
тревожности и дисгармонии чистой нетронутой природы и вмешательство в неё
человека». Другие фотохудожники просто предлагают вместе с ними полюбоваться чудесными
видами природы. Так, Мария Закирова поймала объективом момент из жизни древнекрылого насекомого на
дикой природе и поделилась им со зрителями: «Просто стрекоза». Этот кадр воссоздал в моей памяти чудесное
стихотворение А.К. Толстого: «Где гнутся над омутом лозы, / Где летнее солнце
печёт, / Летают и пляшут стрекозы, / Весёлый ведут хоровод. / Дитя, подойди к
нам поближе, / Тебя мы научим летать, / Дитя, подойди, подойди же, / Пока не
проснулася мать! / Под нами трепещут былинки, / Нам так хорошо и тепло, / У нас
бирюзовые спинки, / А крылышки точно
стекло! / Мы песенок знаем так много, / Мы так тебя любим давно — / Смотри,
какой берег отлогий, / Какое песчаное дно!» - и все эти нюансы восприятия
отражены в одном снимке!
Диёр
Бахромов заснял падающие с шумом каскады водопада и образно назвал свой снимок «Юность»,
сравнив бурлящие воды со стремительно летящей ранней молодостью. Как тут не вспомнить поэтическую
оду «Водопад» Г. Державина? В июле 1785 года на Киваче побывал
Г. Р. Державин. Дикая красота северного уголка оставила глубокий след
в душе поэта, и из под его пера вылилась величественная ода.
До сих пор не померкли ее строки, которыми восхищался и сам А.С.
Пушкин. Для Державина водопад символизирует вечность, он отождествляет его
с Потёмкиным и со всеми земными владыками, «водопадами мира»: «О
водопад! в твоем жерле / Всё утопает в бездне, в мгле!»
Камилла Рамазанова подписала горный пейзаж загадочно
и глубокомысленно: «Чужой среди своих»: пусть зритель сам определит, кто здесь «чужой»
и кто «свои» на снимке. Абдуазимхон Муминов представил совершенно другой горный
пейзаж и поэтично подписал его так: «Река поёт свою вечную песню, мелодию
благодати природы, когда ветви дерева танцуют с течением» - разве это не ода нашему горному краю? Другой его снимок не менее
поэтичен, как и подпись к нему: «Мгновение покоя среди хаоса, когда яркие цветы находят своё место в
дикой необузданной красоте реки». Артур Виноградов зафиксировал две
трогательные мальвы на фоне скалы таким образом: «И даже камень любит жизнь… /
Храня цветы в своих объятьях». Самира Бекчанова любуется бабочками-однодневками
и свой снимок сопровождает таким наброском: «Лёгкость бабочки – мудрость
природы в каждом взмахе крыла».
Нынешняя
фотовыставка в Ташкентском доме фотографии посвящена результатам программы «Wildlife
Photographer of the Year Academy» в Узбекистане и представляет работы
пятнадцати подростков из Ташкента.
Это уникальная
молодёжная программа конкурса «Wildlife Photographer of the Year
от Natural History Museum» в Лондоне, организованного в партнёрстве
с the British Council и MOC. Программа была разработана для
подростков, увлечённых природой и фотографией, и предложила
им возможность учиться у Клауса Нигге, известного фотожурналиста
дикой природы и фотографа, неоднократно удостоенного наград WPY.
На выставке
представлены фотографии, созданные участниками программы во время обучения
мастерству фотосъёмки. Эти работы демонстрируют, как подростки смогли освоить
основные принципы фотосъёмки и выразить свое видение окружающей среды.
Посетители смогут увидеть мир природы глазами молодых фотографов, оценить
их уникальные перспективы и талант, а также вдохновиться
их творчеством.
Осталось добавить, что
выставка будет работать до 28 сентября ежедневно, с 10-17 часов, кроме
понедельника.
Гуарик Багдасарова,
искусствовед, член СЖ Узбекистана
Комментариев нет:
Отправить комментарий