среда, 11 сентября 2024 г.

Выставка «Wildlifе Photographеr of the Year» в ТДФ занимательна и познавательна

 

 Двенадцатого июля 2024 г. мы отмечали Всемирный день фотографа. О фотографии говорят, что она всегда пребывает в «фокусе времени». Фотография – это запечатлённое время. Хорошая фотография требует много сил, времени и терпения, а самое главное - мастерства и таланта самого фотографа. В моей новой книге «Дорога без конца…» есть глава «Искусство фотографии: «поэзия света и тени», в которой я рассказываю о лучших фотохудожниках нашего края и зарубежья, запечатлевших и навсегда остановивших время. Но жизнь продолжается и не перестаёт удивлять новыми гранями и именами мастеров фотоискусства.

Название выставки, открывшейся 07.09.24 в Ташкентском доме фотографии, с английского на русский язык переводится так: «Фотограф года дикой природы» - 2024 и абсолютно соответствует её форме и содержанию. Стоит вам переступить выставочный зал ТДФ и вы окажетесь в густых зарослях лесов, просторных озёр, необозримых степей, но не бойтесь заблудиться в этом диком анклаве посреди цивилизации – вас сопровождают молодые мастера фотосъёмки. Они не только передадут атмосферу этих  чудесных видов природы, но ещё заставят вас задуматься над их значением на планете и в вашей личной жизни.

          Меня эта выставка покорила и удивила не только высоким искусством фотографии, но её воспитательным и даже философским значением. Она демонстрирует, что фотография – это мощный инструмент для передачи вдохновляющих историй о природе. Она может восхищать людей красотой окружающего мира, заставлять задуматься о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, и давать силу тем, кто готов действовать в защиту природы.  









Джахонгир Нуруллаев заметил и показал на фотографии, как «природа постепенно превращается в место выброса мусора». Диёра Зияудинова засняла противостояние человека – мнимого «хозяина вселенной» и истинного, самого чистого и беззащитного царства природы. Она так и подписала свой снимок: «Пакет, зацепившийся за ветвь дерева с множеством иголок, которые контрастируют с предметом и придают чувство тревожности и дисгармонии чистой нетронутой природы и вмешательство в неё человека». Другие фотохудожники просто предлагают вместе с ними полюбоваться чудесными видами природы. Так, Мария Закирова поймала объективом  момент из жизни древнекрылого насекомого на дикой природе и поделилась им со зрителями: «Просто стрекоза».  Этот кадр воссоздал в моей памяти чудесное стихотворение А.К. Толстого: «Где гнутся над омутом лозы, / Где летнее солнце печёт, / Летают и пляшут стрекозы, / Весёлый ведут хоровод. / Дитя, подойди к нам поближе, / Тебя мы научим летать, / Дитя, подойди, подойди же, / Пока не проснулася мать! / Под нами трепещут былинки, / Нам так хорошо и тепло, / У нас бирюзовые спинки, /  А крылышки точно стекло! / Мы песенок знаем так много, / Мы так тебя любим давно — / Смотри, какой берег отлогий, / Какое песчаное дно!» - и все эти нюансы восприятия отражены в одном снимке!



Диёр Бахромов заснял падающие с шумом каскады водопада и образно назвал свой снимок «Юность», сравнив бурлящие воды со стремительно  летящей  ранней молодостью. Как тут не вспомнить поэтическую оду «Водопад» Г. Державина? В июле 1785 года на Киваче побывал Г. Р. Державин. Дикая красота северного уголка оставила глубокий след в душе поэта, и из под его пера вылилась величественная ода. До сих пор не померкли ее строки, которыми восхищался и сам А.С. Пушкин. Для Державина водопад символизирует вечность, он отождествляет его с Потёмкиным и со всеми земными владыками, «водопадами мира»: «О водопад! в твоем жерле / Всё утопает в бездне, в мгле!»

  Камилла Рамазанова подписала горный пейзаж загадочно и глубокомысленно: «Чужой среди своих»: пусть зритель сам определит, кто здесь «чужой» и кто «свои» на снимке. Абдуазимхон Муминов представил совершенно другой горный пейзаж и поэтично подписал его так: «Река поёт свою вечную песню, мелодию благодати природы, когда ветви дерева танцуют с течением» - разве это не ода нашему  горному краю? Другой его снимок не менее поэтичен, как и подпись к нему: «Мгновение покоя среди  хаоса, когда яркие цветы находят своё место в дикой необузданной красоте реки». Артур Виноградов зафиксировал две трогательные мальвы на фоне скалы таким образом: «И даже камень любит жизнь… / Храня цветы в своих объятьях». Самира Бекчанова любуется бабочками-однодневками и свой снимок сопровождает таким наброском: «Лёгкость бабочки – мудрость природы в каждом взмахе крыла».





Нынешняя фотовыставка в Ташкентском доме фотографии посвящена результатам программы «Wildlife Photographer of the Year Academy» в Узбекистане и представляет работы пятнадцати подростков из Ташкента.

Это уникальная молодёжная программа конкурса «Wildlife Photographer of the Year от Natural History Museum» в Лондоне, организованного в партнёрстве с the British Council и MOC. Программа была разработана для подростков, увлечённых природой и фотографией, и предложила им возможность учиться у Клауса Нигге, известного фотожурналиста дикой природы и фотографа, неоднократно удостоенного наград WPY.

На выставке представлены фотографии, созданные участниками программы во время обучения мастерству фотосъёмки. Эти работы демонстрируют, как подростки смогли освоить основные принципы фотосъёмки и выразить свое видение окружающей среды. Посетители смогут увидеть мир природы глазами молодых фотографов, оценить их уникальные перспективы и талант, а также вдохновиться их творчеством.



Осталось добавить, что выставка будет работать до 28 сентября ежедневно, с 10-17 часов, кроме понедельника.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий