среда, 3 апреля 2013 г.

«Поэзия – вселенная моя»




                «И смерти нет на этом свете,
                    Покуда  жив язык души»
                                                    Рим Юсупов.


  Ноев ковчег «Златоуст»  в этом году в  начале мая отмечает свой первый юбилей.  Пять лет назад в Ташкенте на Юнус-Абаде открылся новый мемориальный общественный клуб-музей «Златоуст» поэта Рима Юсупова. Он был создан его другом архитектором-дизайнером Ф.М. Гараевым при поддержке Председателя Русского культурного центра С.И. Герасимовой и инициативной группы общественного клуба-музея  Анны Ахматовой под руководством А.В. Маркевич. Так, трагически прерванная жизнь поэта в расцвете его творческих сил (1957- 2006), получила продолжение в близких ему по духу друзьях и поклонниках его таланта, в стенах музея и последующем издании четырёх сборников его стихов: «Сердце-конь» (2006), «Вселенная – Отечество моё», «Жив язык души»,  «Любовь – моя святыня», вышедших в свет в 2009 году в Ташкенте.


Рим Рафаилович Юсупов родился в Башкирии в Златоусте. С 17 лет много путешествовал по стране. Учился в Архитектурно-строительном институте в Ташкенте и в Литературном институте имени А. М. Горького  в Москве. Его жизнь, по рассказам друзей, была соткана из противоречий, но он был всегда верен  одной  Музе  лирической поэзии – Эвтерпе. Несмотря на внешне разгульную жизнь,  активное беспорядочное общение, ненасытную потребность в новых впечатлениях, он  испытывал сверхответственность творца перед зыбкостью мироздания, в основе которого он видел три незыблемых нравственных  ипостаси:

«Весь мир – мой храм,
Любовь – моя святыня,
Вселенная – Отечество моё».

Поэт превыше всего  ценил дружбу и творил во имя всеобщей любви: «И за все случившиеся встречи/ этот мир сегодня полюбил». Духовное единение людей в мире – главный  актуальный лейтмотив произведений Р. Юсупова. С его творчеством были знакомы в странах ближнего  зарубежья: его стихи печатались в «Звезде Востока», альманахах «Молодость» и «Есениана», сборнике ташкентских поэтов: «Признание» (2008), альманахе «АРК-3», во многих периодических изданиях.
Помимо поэтического амплуа, он  пробовал себя в прозе. Повести «Возвращение Марата», рассказы «Весна», «Три Толстых», «Запах Нового года», а также киносценарий «Безбожник», написанный в соавторстве с фотографом В. Никоновым,   пока ещё не дошли до массового читателя из-за экономических трудностей  дорогостоящего типографского издания. Однако с поэзией и прозой Р. Юсупова можно познакомиться  сегодня  в социальных сетях на сайтах: «Стихи. Ру», «Проза.ру», «Изба-читальня» и других  интернет-изданиях.
Кладезь колорита восточной культуры открывается не только в оригинальных стихах мыслителя, но и его вольных переводах творений узбекских  поэтов на язык нашего великого пращура – А.С. Пушкина, которого он очень высоко ценил и боготворил как гениального поэта и человека. Среди его переводов трогают такие простые песни как «Чули Ирок» («Степь далёкая») из Рауфа Парфи, философски афористичное стихотворение «Третий» из Абдуллы Арипова,  лаконичные четверостишия в стиле рубаи Омара Хайама и множество посвящений, в которых просочился дух  касыд из восточной поэзии, близких по жанру «одам» в русской  классической литературе. Его жизненным и творческим  кредо было самосознание себя как части народа:

«Но хмелея от счастья,
Понимал я навек,
Что превыше всех наций
На земле человек»

      Рим Юсупов - поэт, художник, по праву относящийся к числу необыкновенно талантливых мыслителей современности. Языком великого Пушкина он раскрыл нам правду жизни,  душевного сострадания, горизонты развития современного мира:

«В хлебном Ташкенте, хмельном и осеннем
Дружба пытается душу сберечь.
И конвоирует нашу беседу
Всепонимающе русская речь».

При этом, обладая, как и его великий духовный пращур А.С. Пушкин «всемирной отзывчивостью», он сумел сохранить в себе этнические корни, преданность уральскому городу Златоусту, где он родился и сложился как личность.

Анна Андреевна Ахматова писала о назначении поэта:

«Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -
Всё видит, слышит, всем владеет…».

О малоизвестных страницах творческой биографии посетители музея впервые узнали 5 лет тому назад из «первых уст» его близких друзей - Фарида Гараева, Рифата Гумерова, Айдара Гарапшина. Они  услышали песни на стихи Рима Юсупова под гитару ташкентского композитора и исполнителя Геннадия Арефьева, а также под клавишный аккомпанемент композитора  Лидии Володиной. Любители литературы живое художественное слово могли оценить из  документальных источников в виде фрагментов видео- и аудиозаписей, зафиксировавших голос и облик поэта, вдохновенно читающего свои стихи. В экспозиции музея также представлены выше перечисленные журналы с публикациями Р. Юсупова, четыре авторских поэтических сборника, рукописные наброски его прозы и поэзии и  полная его библиография.

Литературную экспозицию оживляют бытовые предметы, к которым прикасались руки поэта. Одежда, железная кровать, шахматная доска с деревянными резными фигурками, круглый столик и ворсистый палас на полу, кухонная утварь преображают мемориал в особенно уютный домашний уголок. Произведения декоративно-прикладного искусства – крылатый  конь Пегас, рисунки с незатейливыми пейзажами и фантастическими образами девушек, фрагменты национального орнамента, созданные совместно с хозяином квартиры и его бывшим  постояльцем,  придали крохотной комнате-лодочке облик Ноева ковчега. Вобрав в себя всё лучшее из творческой судьбы поэта, он беспрепятственно плывёт в будущее, наперекор трагическому финалу оборванного жизненного пути поэта и бюрократическому противостоянию чиновников утвердить официальный статус Общественного клуба-музея «Златоуст», отметившего в этом году свой пятый год рожденья.
К директору общественного мемориального  музея «Златоуст» Ф. Гараеву у меня возник вопрос:
-  «Какое главное событие Вы могли бы отметить за пятилетнее существование музея?»

--  В октябре 2009 года в   государственном музее Амира Тимура состоялась долгожданная презентация     трёхтомника стихов Рима Юсупова, изданная Общественным клубом-музеем «Златоуст».  Любители поэзии уже хорошо знакомы с первой книгой талантливого поэта «Сердце-конь», выпущенной в свет посмертно в 2006 г.  В  презентации новой книги приняли участие представители узбекской художественной интеллигенции, Русского и  Татарского культурных центров, поэты, художники, музыканты, композиторы. Гостями творческого вечера стали  близкие родственники поэта,  трагически погибшего в 2006 г. в возрасте 48 лет. Они приехали с родины  поэта - башкирского города Белебей  (Златоуст) на Урале, чтобы почтить память Рима.                 
  
         На вечере  прозвучали лучшие стихи Рима Юсупова  в моём  исполнении -  ведущего, чтеца-декламатора Ирины Парамоновой, кинорежиссёра Айдара Гарапшина, близкого друга Рима – Людмилы Малыгиной.
         Собравшиеся с воодушевлением восприняли премьеру гимна  музея «Златоуст»  в исполнении квартета друзей Рима (стихи Р. Юсупова, музыка Л. Володиной) с его вдохновенным припевом:

«Зовёт к барьеру дух Отчизны,
Чтоб доказать – мужчины есть.
И подлецам не будет жизни,
Пока жива мужская честь».

На вечере  прозвучали  также музыкально-песенные композиции Салиха  Абдусалямова. Песни на стихи Р. Юсупова представили  на суд слушателей композиторы  Геннадий Арефьев, Рашид Ахмедов, а также самые юные исполнители школьного возраста. Музыкальную программу вечера захватывающими душу русскими народными песнями и уральскими проигрышами  украсил  аккордеонист Илья-Кручина (И. Казаков).
Нам ещё предстоит услышать новые и старые лирические стихи, новые  эстрадные и авторские  песни на стихи Р. Юсупова, ближе и глубже познакомиться с его прозой. Впереди много интересных встреч с Римом, потому что музей,  не получивший за пять лет официального статуса, остаётся  «Родными пенатами», местом встречи его друзей – любителей художественной литературы.




      Действительно,  поэт  Рим Юсупов давно признан и любим литературной общественностью. Он страдал, падал, погибал и снова, как птица Феникс, духовно возрождался в творчестве, душевно спасался в женской любви и настоящей мужской дружбе. Его яркий талант проявляется через призму жизненного пути, воплощённого в стихах, дизайнерских работах и искренней любви к жизни. 
     Мыслящий читатель поймёт и прочувствует красоту стихосложения и глубину душевного порыва  поэта, одухотворённого идеями добра, любви и созидания.
      Поэт ценит дружбу и творит во имя любви. Духовное единение людей в мире - главный  лейтмотив произведений Рима. Он боготворит и прославляет женщину-мать, сестру, возлюбленную. Этим возвышенным чувством пронизана любовная лирика поэта.
     Обладая глубокими познаниями истории этноса, он просвещает и поражает читателей широтой мысли и душевным переживанием судьбы татарского народа в мировом геополитическом пространстве. Ему свойственно тонкое художественное восприятие  красоты природы, божественных истоков мироздания - в органическом слиянии чувства и стихотворного  образа раскрывается свободная чистая душа певца.
Увы, поэт смертен, как и все люди. Но созданные  им и опубликованные стихи способны жить бесконечно долго. Они несут новым поколениям эстафету жизни, борьбы, мужества, самообладания и любви к ближним.
Нам и нашим потомкам предстоит  глубже познакомиться  пока ещё с неизданными страницами прозы Рима Юсупова: повестями «Возвращение Марата», рассказами «Весна», «Три Толстых», «Запах Нового года», «На даче», киносценарием «Безбожник», а также услышать новые песни на его стихи.
Впереди много интересных встреч с Римом Юсуповым, потому что общественный  дом-музей на Юнус-Абаде отныне открыт не только для его близких друзей: «К нему не зарастёт народная тропа». Сам Рим Юсупов верил: «Звезда должна светить не только для избранных, но  для всех…».
Звезда Рима Юсупова, взошедшая на азиатском небосклоне над скромной лодочкой-музеем его имени, ярко горит на современном  литературном небосклоне, несмотря на равнодушие чиновников, и освещает путь в далёкое светлое будущее:

«Взорвались в небе звёзды,
И наступил рассвет.
В огнях, гудящих грозно,  
Где мраку места нет.

Пока ещё не поздно –
Покайся, моя смерть,
Травой с огнём желанным,
Как выжженная твердь».

Гуарик Багдасарова,


 Приложение


Рим Юсупов
В день совершеннолетия

В благословенный солнцем день,
Весною яркой осиянный,
Пусть радость плещется везде,
Как свет пророчества в тумане.

Да будет день рожденья чист,
Как взор у девушек прекрасных,
Да будет полной чашей жизнь
И крепким, как надежда, счастье.

И чтобы в возрасте пророка
С друзьями теми ж за столом
Ты поднял кубок так высоко,
Не переполненный грехом.

И чтобы верная подруга
Была с тобой в тот светлый день –
Богиней милого уюта
И мамой всех твоих детей.

И в ускользающих мгновеньях
Мужской характер сохрани.
И пусть друзья не будут тенью.
Ведь тень лишь в солнечные дни.

***
Ночной Ташкент, ночной Ташкент,
Огнями залитый проспект,
Луну ты спрятал за листву,
А сам – как сказка наяву.

Шумит деревьев сонный хор,
Лениво плещется Анхор,
Прекрасен ты в такой момент,
Ночной Ташкент, ночной Ташкент!

Когда мне хочется мечтать,
Люблю рассвет с тобой встречать,
Люблю по улицам бродить
И грусть с тобою разделить.

Пусть я меняю города,
Но ты в душе моей всегда
Живёшь, как самый лучший друг,
Свидетель счастья и разлук.




[1] Багдасарова Г.  «Вселенная – Отечество моё». //Гармония.,№№ 19,20 (152, 153), 28 05 – 03 06 2008.С.7
«Пока жива мужская честь…». //Гармония, №11 (196),  2009. С. 9

2 комментария:

  1. Спасибо за память, Гуарик!
    Вы - чудо!

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая и неповторимая Гуарик Сарухановна! Благодарю Вас за правдивую и замечательную статью о поэте Риме Юсупове. Ваша благородная деятельность и в журналистике, также как в талантливом поэтическом творчестве вдохновляет творческое братство на созидание во имя жизни и любви. Бережное и уважительное отношение к памяти собратьев по перу, достойно высшего признания Вашей деятельности. История будет благодарна тому, кто помнит и совершенствует наше человеческое сознание.
    Творческого долголетия и благополучия в этом нелёгком пути. Искренность и доброта - красота Вашей души покоряет наши сердца. Новых успехов! Прошу прощения, что по технической причине не мог сразу отозваться. Фарид Гараев

    ОтветитьУдалить