четверг, 22 октября 2015 г.

Осенний бал «Болдинская осень» в Российском центре науки и культуры


         Осенний бал «Болдинская осень»  в РЦНК  Республики Узбекистан (21 10 15) продолжил пушкинский праздник,  начавшийся 19 октября около памятника Пушкину в Ташкенте. Казалось,  на время Александр Сергеевич сошёл с бронзового пьедестала и  закружился в вихре вальса с молодыми  «благородными девицами», обучающимися в Российском центре науки и культуры Узбекистана.  Во дворе парадно гремела музыка. Юные барышни в  роскошных бархатных и шёлковых бальных танцах с кружевными  пелеринами в парах с их молодыми элегантными  кавалерами  в чёрных фраках, белых манишках с  чёрными бабочками отплясывали мазурку и вальс такт в такт с музыкой М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Грибоедова,  Е. Доги.  
     



         В перерыве между танцами звучали фрагменты из произведений  А.С. Пушкина:  «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Руслан и Людмила», «19 октября», любовная лирика и романсы на стихи великого русского поэта. Улугбек Пожиматов  с лёгким  акцентом и полной эмоциональной самоотдачей исполнил сложный  романс М. Глинки  на стихи Пушкина  «Не пой красавица при мне…». Музыка Глинки, автора оперы «Руслан и Людмила»,  всегда отличалась  чрезвычайным богатством и глубиной, доступной пониманию весьма немногих знатоков музыки пушкинской эпохи в России. Улугбек справился с поставленной задачей и смог донести до публики  всё музыкальное и поэтическое очарование этого музыкального шедевра «золотого века».


Студентка третьего курса лицея при УзГУМЯ  Мария Яковлева, талантливый декламатор,  выразительно прочитала наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», перевоплотившись в образ главной сказочной героини Людмилы. Антон Ястребков смог проникнуться противоречивым характером Сальери из маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».  Выбранный им литературный персонаж, как известно, разрывался между восторгом перед гением Моцарта и мучительной завистью к своему сопернику. Монолог Сальери завершается признанием: «…А ныне – сам скажу – я ныне Завистник.  Я завидую глубоко, мучительно завидую. – О, небо…» и роковым восклицанием: «О, Моцарт, Моцарт!».  Поразительно, сколько молодой  непрофессиональный чтец-декламатор  мог вложить в  пушкинские строки бесконечного смысла и душевной зрелости и напомнить  ещё раз зрителям и слушателям, что поэзия Пушкина сложна, как жизнь: она в вечной динамике и в вечном преображении.



И таких выступлений было много. Особенно тронула драматическая сценка первой встречи друзей в Царскосельском лицее, напомнившая нам воспоминания Пушкина о Царском селе  в лицейские годы и на протяжении всей последующей жизни от 1814 до 1836 года. На «Осеннем балу»  прозвучало   знаменитое пушкинское обращение к друзьям из стихотворения «19 октября»  (1825), написанного в ссылке в Михайловском, куда приедет  его навестить первый бесценный лицейский друг И. Пущин:

  «Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен.
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина.
Отечество нам Царское Село».


Бал между тем продолжался и изумлял публику новыми репризами: Илья Халмурзаев в роли Евгения Онегина отчаянно признавался в письме к  Татьяне в своём  позднем вспыхнувшем чувстве: «Я вас люблю, хоть я бешусь…». Плеяда сказочных персонажей ворвалась на бал и прошлась чередой олицетворённых волшебных образов.  «Русалка»,  «Учёный кот», «Белка» «ступа с Бабою Ягой», «Избушка на курьих ножках»,  «царь Кащей» и, конечно, «тридцать витязей прекрасных», «и с ними  дядька их морской», - эта удачная находка  в сценарии  оживила  «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А. Пушкин). Пластический танец «Маски» таил в себе  веселье, гротеск сатиры и какую-то трагическую роковую тайну последней дуэли на Чёрной речке и гибели Пушкина, когда  поэт , «гонимый роком самовластья», остался один на один со своей неизбежной судьбой. Никто из друзей Пушкина не знал о предстоящей дуэли, кроме сестры  жены - Александры, но и она его не спасла от неминуемой смерти.


А бал всё продолжался: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас, - писал поэт. Пушкин, которого прекрасно воплотили  актёр театра «Ильхом»  Руслан Ергашев (он читал: «Я памятник себе воздвиг нерукотоворный…»)    и курсант Даян Юсупов,  словно наблюдал со стороны и  напряжённо следил за бегом времени. Пушкин переосмыслил в ликующих строках  победу над временем: «Душа в заветной лире мой прах переживёт…». 

После бала Руководитель Россотрудничества в Узбекистане В.Н. Шулика поблагодарил всех участников  пушкинского литературно-музыкального вечера с хореографическими вставками и  пожелал молодёжи продолжить плодотворное творческое общение с выдающимся русским поэтом А.С. Пушкиным, который  не только понял лучше других своё время, но и опередил его.
Гуарик Багдасарова











Комментариев нет:

Отправить комментарий