Четырнадцатого
апреля после весенних проливных дождей,
омывших землю, словно по заказу свыше,
выдался яркий солнечный день. В
Ташкенте отмечали столетний юбилей гениального композитора, блестящего
наставника, верного друга и потрясающе солнечного жизнерадостного человека - классика узбекской музыки – Сулеймана Юдакова
(1916-1990).
Творческое наследие выдающегося композитора,
Народного артиста Узбекистана, создателя первой национальной комической
оперы «Проделки Майсары», первого национального комического балета
«Юность Насреддина», гимна
Таджикистану, песен: «Родной Узбекистан»
(на слова Аскада Мухтара), «Карнавальный вальс» (на слова Тураба Тулы),
«Застольная» (на слова Гафура Гуляма), вокально-симфонической сюиты «Мирзачуль»
(на стихи Х. Гуляма), цикла романсов:
«Не пой, красавица, при мне…», «Соловей» (на стихи А. Пушкина) и других
известных произведений С.А. Юдакова не только у нас, но в ближнем и
дальнем зарубежье, - одна из самых ярких
страниц узбекской национальной музыкальной культуры ХХ века.
В
Государственной консерватории Узбекистана состоялась научно-практическая
конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения классика узбекской музыки
второй половины прошлого столетия Сулеймана Юдакова, подготовленная Союзом
композиторов Узбекистана. Открывая ее,
проректор консерватории Анвар Норбеков сказал, что Сулейман Юдаков оставил
неизгладимый след в истории музыкального искусства нашей страны, его
произведения тщательно изучаются студентами, на их основе воспитываются новые
поколения узбекских певцов, музыкантов, композиторов.
Участники конференции – видные представители
узбекской культуры и искусства Анвар Норбеков, Рустам Абдуллаев, Ахмет Джаббаров, Равшан Юнусов, Тухтасин Гафурбеков, Феликс Янов-Яновский, Ирина
Галущенко, журналист Борис Бабаев -делились своими ценными воспоминаниями о С.
Юдакове. Студенты консерватории Валерий Климов, Зарина Хамзина, Галина Аметова
представили доклады о разных аспектах творчества С. Юдакова и выразили своё отношение к
образному и многожанровому миру одного
из самых ярких представителей музыкального искусства Узбекистана. Участники
конференции посмотрели документальный фильм «Сулейман
Юдаков. Избранник музыки созвездий» по сценарию Б. Бабаева режиссёра Сардора Исхакова . В нём
прозвучали рубаи народного поэта Узбекистана А. Файнберга, выражавшие в
слове лирико-философские идеи восточной
музыки, в которой дивно сочетались
живительный источник узбекского национального фольклора и отголоски европейской, иранской, таджикской, азербайджанской
и других музыкальных культур.
На конференции
состоялась презентация книги-фотоальбома «Сулейман Юдаков. Музыка на все
времена». Её авторы показали, что
творчество Сулеймана Юдакова
продолжает жить в благодарной памяти народа, увековечившего его в бронзовом
памятнике скульптора Шапиро;
мемориальном музее-квартире композитора в центре Ташкента, где проходят
интересные творческие встречи двух
литературно-творческих объединений
– «Майсары» и «Данко»; воспоминаниях
современников; на театральных
подмостках ГАБТ имени А. Навои и на
сцене Ташкентского государственного театра музыкальной комедии (оперетты), где
в 2014году состоялась долгожданная премьера музыкальной комедии «Майсара». Она создана А. Васильевой (автор либретто) и композитором Анваром Эргашевым по мотивам первой узбекской национальной
комической оперы Сулеймана Юдакова
«Проделки Майсары». В спектакле
звучала увертюра Сулеймана Юдакова к опере и оригинальная музыка Анвара
Эргашева.
Время вносит
свои коррективы в восприятие классики и
требует её нового прочтения, обновления. В пьесе «Прежние судьи», или «Проделки
Майсары» основоположник узбекской советской литературы, прозаик, драматург, поэт-песенник, композитор
и режиссёр Хамза Хаким-Заде Ниязи
(1889-1929) высмеивал уродливость эксплуататорского общества и разоблачал
врагов народа, пытавшихся помешать расцвету нового Узбекистана. Традиционная
версия спектакля бережно сохранена в трёхактной опере С. Юдакова «Проделки
Майсары» на сюжет одноименной пьесы Хамзы Хаким-заде Ниязи. Классическая опера успешно идёт на сцене ГАБТ им. А.Навои с 1959 г. и почти уже 60 лет радует зрителей
своим оптимизмом, «редкой общительностью интонации», пронзительной чистотой,
«искренностью музыкальной речи без
звуковых нагромождений» (В. Плунгян).
Старейший музыковед
Узбекистана Ахмет Джаббаров поблагодарил создателя и директора
мемориального музея Бориса Бабаева за то, что в его стенах с 2008 года поныне
продолжается активная жизнь творческих людей, как при жизни
композитора и радушного хозяина С. Юдакова. Накануне 100-летия со дня его рождения в музее-квартире
композитора состоялся творческий вечер в честь этого события, в котором принимали
участие члены литературно-музыкальных
объединений при этом музее - «Майсара» и «Данко», а также немецкая делегация
из Института Гёте в Ташкенте во главе с
молодым писателем из ФРГ Маттиасом Юглером. Союз композиторов в дар музею
преподнёс партитуру и клавир первого комического балета «Проделки Насреддина»
С. Юдакова.
Надолго у всех
гостей праздника в памяти сохранятся
живые воспоминания о С. Юдакове его современников - композиторов, музыковедов,
преподавателей Государственной
консерватории Узбекистана, биографа
Юдакова с 50-летним стажем
профессора ГК Уз Веры Плунгян, собранные в новой книге, а также журналиста и преданного друга С. Юдакова,
кавалера ордена «Дустлик» Бориса Бабаева, много реально сделавшего для сохранения памяти и
продвижения музыкального наследия выдающегося классика узбекской музыки в
современную жизнь. Но особенно памятным останется для ташкентской
аудитории соприкосновение с живым вдохновенным звучанием идущей от сердца музыки С. Юдакова и её потрясающим эмоциональным воздействием на
умы и сердца слушателей.
Всю красоту музыки композитора продемонстрировал концерт в Органном зале Государственной
консерватории Узбекистана, состоявшийся в этот же
день сразу по окончании конференции в честь 100-летнего юбилея С. Юдакова. В программе прозвучали многие
лучшие его произведения. Арию Ойхон из оперы «Проделки Майсары», полную
задушевного лиризма, и песню «Дугоналар» блестяще исполнила народная артистка Узбекистана Муяссар Раззакова.
Ария Майсары в исполнении солистки ГАБТа
им. А. Навои Азизы Мухамедовой была пронизана дыханием народного искусства, в
котором легко можно было обнаружить интонационную связь со многими
народными песнями-прототипами. Лауреат международных и республиканских конкурсов
Дамир Рахмонов сумел передать всю светлую
печаль романса «Не пой, красавица, при мне…»
на стихи А. Пушкина, ставший поистине шедевром узбекского романса.
Известно, как ответственно к исполнению этого романса относился народный артист
Узбекистана Куркмас Мухитдинов.
На
научно-практической конференции бакалавр Валерий Климов перед исполнением
куплетов Ходжи из комической оперы «Проделки Майсары» вспоминал и другое высказывание
К. Мухитдинова, исполнителя партии главного сатирического персонажа - судьи в комической
опере на сцене ГАБТ им. Навои, о том,
что музыкальная драматургия Юдакова ещё до конца не открыта нами.
Исполнение В. Климова арии Ходжи Дарги можно
было сравнить с дуэтом братьев Бахтиёра и Шохруха Баходировых, по-разному
исполнивших в концерте отрывки из оперы «Проделки Майсары»: каждый вокалист внёс в персонаж индивидуальные неповторимые акценты особой
смысловой нагрузки. От молодых
исполнителей, действительно, исходил
заряд бодрости, приподнятости и веселья, характерный для своеобразной «юдаковской ветви» в
современной узбекской музыке. Зрители воспринимали молодых
артистов с восторгом.
Долго не отпускали
со сцены и дважды вызывали на «бис» Хужаназара Жумаева, исполнившего арию
Чупона из оперы «Проделки Майсары» и вместе с ним сожалели только об одном, что
светлые, мелодичные, эффектные арии С.
Юдакова в этом спектакле небольшие, ввиду стремительной динамики и ускоренного
темпо-ритма жанра комической оперы.
В
программе также феерически празднично прозвучал «Карнавальный вальс» (на слова Тураба Тулы) в исполнении Максуды
Отабоевой. Молодая певица передала всю прелесть
лирически-распевной, парящей мелодии, готовой вырваться из
концертного зала на простор нашего цветущего солнечного края. Это прекрасное произведение вокальной музыки
по сей день является символом Ташкента, родного Узбекистана.
В заключение концерта его ведущая, доцент
консерватории, музыковед Инесса Гульзарова заключила, что музыка Сулеймана
Юдакова будет жить и в XXI веке.
Заместитель
Председателя Союза композиторов Хабибула Рахимов выразил своё отношение к празднованию 100-летнего юбилею
Сулеймана Юдакова в Ташкенте:
- Вы
знаете, творчество Сулеймана
Александровича – это жизнерадостный пир музыки, всегда привлекавший наших и
зарубежных слушателей.
В
настоящее время во многих концертных программах в Узбекистане и за его
пределами звучат два его шедевра: «Фестивальная увертюра» и «Хорезмское
праздничное шествие». Сегодня «Хорезмское праздничное шествие» прочно вошло в
репертуар главного руководителя
Национального симфонического оркестра Узбекистана Азиза Шохакимова. Он
пропагандирует музыку С. Юдакова в России и
планирует
исполнить её в Монте-Карло и Монако.
Кроме
того, в феврале 2016 года в концертном зале «Туркистон» в Ташкенте прошёл
концерт с участием талантливого скрипача
Сергея Крылова и дирижёра Азиза Шохакимова, где помимо скрипичного
концерта П.И. Чайковского, прозвучало
«Хорезмское праздничное шествие» С. Юдакова.
В
современную учебную программу Государственной
консерватории Узбекистана включены почти все произведения Сулеймана Юдакова. Скоро состоится
пятый республиканский конкурс вокалистов имени Назари Ахмедова, в
котором каждый участник в рамках обязательной
программы должен исполнить романс
Юдакова: «Не пой, красавица, при мне…», а также арии из оперы «Проделки
Майсары» и другие его вокальные
произведения, так что Сулейман Юдаков –
это композитор на все времена. Его произведения – достояние мирового искусства.
Он всегда будет жить!
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий