пятница, 15 апреля 2016 г.

«МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»: 100-летие со дня рождения Сулеймана Юдакова отметили в Ташкенте


Четырнадцатого апреля  после весенних проливных дождей, омывших землю, словно по заказу свыше,  выдался яркий солнечный  день. В Ташкенте отмечали столетний юбилей гениального композитора, блестящего наставника, верного друга  и потрясающе солнечного  жизнерадостного человека -  классика узбекской музыки – Сулеймана Юдакова (1916-1990).
  Творческое  наследие выдающегося  композитора,  Народного артиста Узбекистана, создателя первой национальной комической оперы «Проделки  Майсары»,  первого национального комического балета «Юность Насреддина»,  гимна Таджикистану,  песен: «Родной Узбекистан» (на слова Аскада Мухтара), «Карнавальный вальс» (на слова Тураба Тулы), «Застольная» (на слова Гафура Гуляма), вокально-симфонической сюиты «Мирзачуль» (на стихи Х. Гуляма),  цикла романсов: «Не пой, красавица, при мне…», «Соловей» (на стихи А. Пушкина) и  других  известных произведений С.А. Юдакова не только у нас, но в ближнем и дальнем зарубежье,  - одна из самых ярких страниц узбекской национальной музыкальной культуры ХХ века.





В Государственной консерватории Узбекистана состоялась научно-практическая конференция, посвящённая  100-летию  со дня рождения классика узбекской музыки второй половины прошлого столетия Сулеймана Юдакова, подготовленная Союзом композиторов Узбекистана. Открывая ее, проректор консерватории Анвар Норбеков сказал, что Сулейман Юдаков оставил неизгладимый след в истории музыкального искусства нашей страны, его произведения тщательно изучаются студентами, на их основе воспитываются новые поколения узбекских певцов, музыкантов, композиторов. 
 Участники конференции – видные представители узбекской культуры и искусства Анвар Норбеков, Рустам Абдуллаев, Ахмет Джаббаров, Равшан Юнусов, Тухтасин Гафурбеков, Феликс Янов-Яновский, Ирина Галущенко, журналист Борис Бабаев -делились своими ценными воспоминаниями о С. Юдакове. Студенты консерватории Валерий Климов, Зарина Хамзина, Галина Аметова представили доклады о разных аспектах творчества  С. Юдакова и выразили своё отношение к образному  и многожанровому миру одного из самых ярких представителей музыкального искусства Узбекистана. Участники конференции посмотрели документальный фильм  «Сулейман Юдаков. Избранник музыки созвездий» по сценарию Б. Бабаева режиссёра Сардора Исхакова . В нём  прозвучали рубаи народного поэта Узбекистана А. Файнберга, выражавшие в слове лирико-философские идеи  восточной музыки, в которой дивно сочетались  живительный источник узбекского национального фольклора и отголоски  европейской, иранской, таджикской, азербайджанской и других музыкальных культур.



На конференции состоялась презентация книги-фотоальбома «Сулейман Юдаков. Музыка на все времена». Её  авторы  показали, что  творчество  Сулеймана Юдакова продолжает жить в благодарной памяти народа, увековечившего его в бронзовом памятнике скульптора  Шапиро; мемориальном музее-квартире композитора в центре Ташкента, где проходят интересные творческие встречи двух  литературно-творческих объединений  – «Майсары» и «Данко»; воспоминаниях  современников;  на театральных подмостках ГАБТ имени А. Навои  и на сцене Ташкентского государственного театра музыкальной комедии (оперетты), где в 2014году состоялась долгожданная премьера музыкальной комедии   «Майсара». Она создана  А. Васильевой (автор либретто) и композитором  Анваром Эргашевым  по мотивам первой узбекской национальной комической оперы  Сулеймана Юдакова «Проделки Майсары». В спектакле звучала увертюра Сулеймана Юдакова к опере и оригинальная музыка Анвара Эргашева.
Время вносит свои коррективы в восприятие  классики и требует её нового прочтения, обновления. В пьесе «Прежние судьи», или «Проделки Майсары» основоположник узбекской советской литературы,  прозаик, драматург, поэт-песенник, композитор и режиссёр Хамза  Хаким-Заде Ниязи (1889-1929) высмеивал уродливость эксплуататорского общества и разоблачал врагов народа, пытавшихся помешать расцвету нового Узбекистана. Традиционная версия спектакля бережно сохранена в трёхактной опере С. Юдакова «Проделки Майсары» на сюжет одноименной пьесы Хамзы Хаким-заде Ниязи. Классическая опера  успешно идёт на сцене ГАБТ им. А.Навои с  1959 г. и почти уже 60 лет радует зрителей своим оптимизмом, «редкой общительностью интонации», пронзительной чистотой, «искренностью музыкальной речи без  звуковых нагромождений» (В. Плунгян).


Старейший музыковед Узбекистана Ахмет Джаббаров поблагодарил  создателя и директора мемориального музея Бориса Бабаева за то, что в его стенах с 2008 года поныне продолжается  активная  жизнь творческих людей, как при жизни композитора и радушного хозяина С. Юдакова. Накануне  100-летия со дня его рождения в музее-квартире композитора состоялся творческий вечер в честь  этого события, в котором принимали участие  члены литературно-музыкальных объединений при этом музее - «Майсара» и «Данко», а также немецкая делегация из  Института Гёте в Ташкенте во главе с молодым писателем из ФРГ Маттиасом Юглером. Союз композиторов в дар музею преподнёс партитуру и клавир первого комического балета «Проделки Насреддина» С. Юдакова.

Надолго у всех гостей  праздника в памяти сохранятся живые  воспоминания о С. Юдакове его  современников - композиторов, музыковедов, преподавателей  Государственной консерватории Узбекистана, биографа  Юдакова с 50-летним стажем  профессора ГК Уз Веры Плунгян, собранные в новой книге, а также  журналиста и преданного друга С. Юдакова, кавалера ордена «Дустлик» Бориса Бабаева, много реально  сделавшего для сохранения памяти и продвижения музыкального наследия выдающегося классика узбекской музыки в современную жизнь. Но особенно памятным останется для ташкентской аудитории   соприкосновение с  живым вдохновенным звучанием  идущей от сердца музыки С. Юдакова  и её потрясающим эмоциональным воздействием на умы и сердца слушателей.



Всю красоту музыки композитора  продемонстрировал  концерт в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана, состоявшийся в этот же день сразу по окончании конференции в честь 100-летнего юбилея  С. Юдакова. В программе прозвучали многие лучшие его произведения. Арию Ойхон из оперы «Проделки Майсары», полную задушевного лиризма, и песню «Дугоналар» блестяще исполнила народная артистка Узбекистана Муяссар Раззакова. Ария  Майсары в исполнении солистки ГАБТа им. А. Навои Азизы Мухамедовой была пронизана дыханием народного искусства, в котором  легко можно было обнаружить  интонационную связь  со многими  народными песнями-прототипами. Лауреат международных и республиканских конкурсов Дамир Рахмонов  сумел передать  всю  светлую печаль романса «Не пой, красавица, при мне…»  на стихи А. Пушкина, ставший поистине шедевром узбекского романса. Известно, как ответственно к исполнению этого романса относился народный артист Узбекистана Куркмас Мухитдинов.





На научно-практической конференции бакалавр Валерий Климов перед исполнением куплетов Ходжи из комической оперы «Проделки Майсары» вспоминал и другое высказывание К. Мухитдинова, исполнителя партии главного сатирического персонажа - судьи в комической опере на сцене ГАБТ им. Навои,   о том, что музыкальная драматургия Юдакова ещё до конца не открыта нами.   
Исполнение В. Климова арии Ходжи Дарги можно было сравнить с дуэтом братьев Бахтиёра и Шохруха Баходировых, по-разному исполнивших в концерте отрывки из оперы «Проделки Майсары»: каждый вокалист  внёс в персонаж  индивидуальные неповторимые акценты особой смысловой нагрузки. От  молодых исполнителей, действительно,   исходил заряд бодрости, приподнятости и веселья, характерный для своеобразной  «юдаковской ветви»  в  современной узбекской музыке. Зрители воспринимали   молодых артистов  с восторгом. 




Долго не отпускали со сцены и дважды вызывали на «бис» Хужаназара Жумаева, исполнившего арию Чупона из оперы «Проделки Майсары» и вместе с ним сожалели только об одном, что светлые, мелодичные, эффектные арии  С. Юдакова в этом спектакле небольшие, ввиду стремительной динамики и ускоренного темпо-ритма жанра комической оперы.

         В программе также феерически празднично прозвучал «Карнавальный вальс»  (на слова Тураба Тулы) в исполнении Максуды Отабоевой. Молодая певица передала всю прелесть  лирически-распевной, парящей мелодии, готовой вырваться  из  концертного зала на простор нашего цветущего солнечного края.  Это прекрасное произведение вокальной музыки по сей день является символом Ташкента, родного Узбекистана.
 В заключение концерта его ведущая, доцент консерватории, музыковед Инесса Гульзарова заключила, что музыка Сулеймана Юдакова будет жить и в XXI веке.



Заместитель Председателя Союза композиторов Хабибула Рахимов выразил своё  отношение к празднованию 100-летнего юбилею Сулеймана Юдакова в Ташкенте:
- Вы знаете, творчество  Сулеймана Александровича – это жизнерадостный пир музыки, всегда привлекавший наших и зарубежных слушателей.
В настоящее время во многих концертных программах в Узбекистане и за его пределами звучат два его шедевра: «Фестивальная увертюра» и «Хорезмское праздничное шествие». Сегодня «Хорезмское праздничное шествие» прочно вошло в репертуар главного руководителя  Национального симфонического оркестра Узбекистана Азиза Шохакимова. Он пропагандирует музыку С. Юдакова в России и
планирует исполнить её в Монте-Карло и Монако.
Кроме того, в феврале 2016 года в концертном зале «Туркистон» в Ташкенте прошёл концерт с участием  талантливого скрипача Сергея Крылова и дирижёра Азиза Шохакимова, где помимо скрипичного концерта  П.И. Чайковского, прозвучало «Хорезмское праздничное шествие» С. Юдакова.
В современную учебную программу  Государственной консерватории Узбекистана включены почти все произведения Сулеймана  Юдакова. Скоро  состоится  пятый республиканский конкурс вокалистов имени Назари Ахмедова, в котором каждый участник в рамках обязательной  программы  должен исполнить романс Юдакова: «Не пой, красавица, при мне…», а также арии из оперы «Проделки Майсары» и другие  его вокальные произведения, так что Сулейман  Юдаков – это композитор на все времена. Его произведения – достояние мирового искусства. Он всегда будет жить!

Гуарик Багдасарова




[1] Сулейман Юдаков в воспоминаниях современников. – Т., 2003. С. 77

Комментариев нет:

Отправить комментарий