Можно уверенно сказать, общение с
театром стало в сложном современном мире одной из незаменимых форм
интеллектуального и эстетического развития современной молодёжи. Зрительный зал Молодёжного театра Узбекистана
был переполнен: в основном, это была студенческая молодёжь. Они пришли сюда,
многие со своими кураторами, на спектакль «Миры в столкновении» после
занятий. Мировая премьера «Миров в Столкновении» состоялась в Ташкенте на сцене
Молодёжного театра Узбекистана почти четыре года назад — с тех пор каждый раз спектакль проходит с
аншлагом. В чём же секрет такого
длительного успеха у театральных
критиков и у зрителей в разных городах
СНГ и дальнего зарубежья — хотелось разобраться мне самой.
Идо Нетаньяху – израильский драматург, автор и врач. Среди его книг
— повесть «Последний бой Йони», повествующая о спасательной операции Энтеббе в
1976 г., «Итамар К.» — политическая и
социальная сатира на современное общество Израиля, а также книга коротких
рассказов «Спасатели». С 2008 года после создания нескольких книг Нетаньяху
сосредоточился на написании пьес. Его пьесы появились во всем мире, в том числе
вне Бродвея в Нью-Йорке, Тель-Авиве, Санкт-Петербурге, Москве и Ташкенте, в
других городах. Недавно идеи его произведений подхватил израильский
Национальный театр «Хабима» в Тель-Авиве.
Его пьеса «Хэппи Энд» о
Холокосте была поставлена во многих странах, включая премьеры в Нью-Йорке и у
нас в Ташкенте несколько лет назад. Она имела большой успех у критики. И.
Нетаньяху живёт в Иерусалиме, посвящая своё время писательству и врачеванию.
Мировая премьера его «Миров в Столкновении» состоялась в Ташкенте на сцене
Молодёжного Театра Узбекистана 28 апреля 2015 года.
Постановка заслуженного деятеля
искусств Узбекистана Наби Абдурахманова осуществлена в новаторском жанре
интерактивного театра. Художники – сам режиссёр-постановщик и Васса Васильева (она же художник по
костюмам, точно выполненным в стиле 50 –х годов прошлого века), — не перегружая
сцену, точно и конструктивно прочувствовали драматический жанр спектакля и
сдержанную поэтику драматурга Идо
Нетаньяху. На сцене ничего лишнего, кроме самой необходимой скромной комнатной
мебели, дающей нам в течение двухчасового действия (с антрактом) ощущение присутствия при многочисленных «разборках» учёных в двух симетричных кабинетах,
разделённых относительным городским пространством. В них царит привычный «творческий
беспорядок», за которым свершаются судьбы великих современников-учёных, двух главных и
единственных героев одноимённой пьесы израильского драматурга. На задворках
сцены стоит парковая скамейка, на
которой иногда будут встречаться и
дискутировать оба учёных, так и не придя к общему знаменателю своих
противоположных воззрений. По краям сцены – несколько приземистых, круглых, из
матового стекла, фонарей: они не только призваны освещать авансцену, но и символизировать свет далёких звёздных
галактик. Видео-дизайн к спектаклю, выполненный компанией
Евгения Фузулова: «FZfilms
- Theatre & show stage visual» — расширяет границы пространства сцены и
углубляет визуальное восприятие действия.
Необычная игра света и музыки была
неотъемлемой частью спектакля. Композитор
– Альберт Халмурзаев — не довлеет
над сценическим действием: музыкальные вкрапления в спектакле звучат уместно,
лаконично и выразительно.
Во время действия зрители
наблюдают уникальное редкое сочетание озвучивания актёрами документов, рукописей,
переписки учёных. Их непосредственные
встречи, горячие дискуссии дополняет
живая импровизация актёров: они с полной,
сжигающей себя отдачей, проживают на
сцене жизнь и смерть, величие и падение своих выдающихся персонажей — всё
это делает каждый спектакль неповторимым. Многие зрители ходят на него по
несколько раз для того, чтобы увидеть разные варианты развития событий в
интонациях, настроении героев и скрытых нюансах художественной постановки.
Итак, на сцене правят бал только
два талантливых актёра: Альберт
Халмурзаев (Альберт Эйнштейн) и Обид
Абдурахманов (Иммануэль Великовский). У каждого свои секреты мастерства.
Альберт, на глазах у зрителей надевая парик, тотчас превращается в своего
немолодого героя: меняется, тяжелеет его походка, понижается голос,
сосредоточивается выражение лица на внутреннем размышлении. Он нашёл для своего
знаменитого героя совершенно домашние
очеловеченные интонации, иногда даже переходящие в сокровенный шёпот;
искорки юмора и самоиронии в монологах
изредка оживляют его глаза; пластический рисунок разнообразный, но при этом
достаточно сдержанный, характерный для зрелого учёного, рассудительного, осторожного, неимпульсивного,
в отличие от его друга и оппонента
Иммануэля Великовского.
Обид
Абдурахманов (Иммануэль Великовский), такой же «Летучий голландец» с
невидимым развевающимся на ветру
парусом, нервный, экспрессивный и обаятельный, как его отец – Наби Абдурахманов. Я заметила, что актёр
полностью погружён в свою роль во время
речи и в минуты молчания, когда он внимательно слушает своего партнёра и
еле сдерживает себя, чтобы не броситься на него, как разъярённый лев, и не разорвать его на куски. Оба ещё молодых
актёра в совершенстве владеют даром ансамблевой игры, поэтому и могут удержать
интерес зрителей от начала до конца спектакля. На протяжении всего сценического
действия зрители боялись пропустить не только какую-нибудь реплику или фразу,
но даже взгляд, мимику, движения актёров – настолько всё было продумано,
связано, спаяно в их ансамбле. Публика, затаив дыхание, следила за действием и не
смела ни разу нарушить блистательный
словесный поединок героев рукоплесканием. Зрители боялись по ходу действия пропустить что-то очень важное в их научных
дискуссиях, в которых простым смертным была, прежде всего, интересна не внешняя
«учёная» сторона, а внутреннее драматургическое
развитие событий, когда на кон были поставлены честь и достоинство, научная
карьера, тщеславие и честолюбие, да и сама жизнь…
Один из главных персонажей — известный
основатель «Теории относительности», лауреат Нобелевской премии по
физике 1921 г. и общественный деятель-гуманист – Альберт
Эйнштейн (1879-1955). Жил в Германии, Швейцарии и США. Почётный доктор
около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук. Эйнштейн —
автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в
области истории и философии науки, публицистики. Создав Теорию относительности,
перевернувшую представление человечества о Вселенной, он всю оставшуюся жизнь
пытался найти «универсальный ключ» от
неё, стремясь создать Единую теорию поля. Он обещал, но умер, так и не дав
своим бесспорным авторитетом в расцвете своей всемирной славы «зелёной дороги»
своему оппоненту доказать правоту его «бредовых» идей.
Иммануэль Великовский (1895-1979), его друг и оппонент, врач и
психоаналитик, непризнанный создатель нетрадиционных теорий, «ревизионистской
хронологии» в области истории, геологии и астрономии, автор произведших научный
переполох книг «Миры в столкновении», «Века в хаосе» прослыл при жизни
«сумасшедшим». Весь драматизм действия построен на противоречии этих двух
миров, сознаний и полярных направлений в науке и в самой жизни. Вот как об этом
говорит израильский драматург, автор и врач Идо Нетаньяху:
— Эйнштейн и Великовский… Слава
и бесславие… В написании «Миров в столкновении» я попытался исследовать пределы
Человека в стремлении достичь Высшего Совершенного Знания, а также ту цену,
которую ему приходится за это платить. Эйнштейн, один из двух героев пьесы,
произвёл настоящую революцию в нашем понимании Вселенной и добился великого
признания, в то время как Великовский, второй персонаж пьесы, попытался сделать
то же, но в другом направлении, и остался в бесславии. Почему такая разница?
Это один из тех интригующих вопросов, которые отражены в пьесе.
В интервью
российским и отечественным журналистам Наби
Абдурахманов назвал главный ключ к
постановке спектакля: «Однажды, беседуя с
Великовским, Альберт Эйнштейн сказал, что случайным было положение кресла в
этой комнате, но не их встреча: они не могли не встретиться. Самое великое
желание учёного, да и любого человека – постичь Божий замысел».
По мнению
зрителей, Молодёжный театр Узбекистана представил, по своей сути,
«интеллектуальный детектив», в котором зрители стали невольными сотворцами
великого научного открытия. Обид Абдурахманов в роли Великовского так глубоко и
убедительно вжился в образ гениального учёного, так виртуозно овладел его
научной концепцией, что вполне мог бы
претендовать на почётное членство в любой научной академии мира.
Зрители
уходили из театра в каком-то оцепенении: у многих из них на глаза наворачивались
слёзы, ведь они не столько оценили и поняли всю научную подоплёку «Миров в столкновении», сколько пережили
внутренний катарсис — непримиримое «столкновение
миров» — обывательского, обыденного,
бюрократического и творческого, самоотверженного, героического, примерив эту
постоянную борьбу с самими собой к нашей обыденной жизни. Многие на выходе
благодарили администрацию театра за такой душераздирающий спектакль и
талантливую игру актёров и искренне признавались, что если до конца и не поняли
глубины и противоречия научных теорий великих
современников — Эйнштейна и Великовского
— зато усвоили для себя главную идею спектакля: «Есть ли что-либо, способное объять
бесконечную Вселенную? Да, это человеческий разум!»
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий