Приморский академический краевой драматический театр имени Максима Горького
— один из старейших на Дальнем Востоке. Он был создан в 1932 году, тогда же ему
присвоили имя советского писателя и драматурга Максима Горького. Гастроли при
поддержке губернатора Приморского края Олега Николаевича Кожемяко и
правительства Приморского края проходили со второго по 10 июля 2025 г. во
Дворце искусств «Туркистон» в Ташкенте и ещё продлятся до 25 июля в Самарканде
и Фергане. Лучший в Приморье театр показал в узбекской столице спектакли:
«Мастер и Маргарита», «По морозу босиком…», «Небесный тихоход. Мотивы», «В
джазе только девушки», «Не Сильва, не оперетта, не драма, не комедия в двух
действиях по оперетте И. Кальмана “Королева чардаша”».
Чем удивил Приморский академический
краевой драматический театр имени Максима Горького наших зрелых искушённых и
молодых наивных зрителей? Это были самые разные постановки, привязанные к
конкретной исторической эпохе и выдающимся лицам в мировой истории. Этим
объясняется в гастрольном репертуаре разнообразие спектаклей по своему жанру,
стилю, манере исполнения. Яркие, смелые динамичные постановки были рассчитаны
на большой спектр аудитории. Они были интересны зрителям самого разного
возраста как русскоязычным, так и национальным – язык подлинного искусства
понятен всем без перевода.
В первый день гастролей до начала
спектакля "Мастер и Маргарита" – визитной карточки Приморского
академического краевого драматического театра - в столичном
"Туркистоне" перед зрителями выступила председатель правительства
Приморского края Вера Щербина. Она отметила, что Приморский край
выстраивает тесные, взаимовыгодные отношения с Узбекистаном. И очень серьёзное
направление сейчас — это межрегиональное сотрудничество:
- У нас общая с вами история. У нас очень
много общего, чем мы можем делиться друг с другом. Наши дети должны познавать
культуры двух стран: Российской Федерации и Узбекистана. У нас есть, что
посмотреть и что показать. Уже очень много мероприятий проведено. Мы очень
нуждаемся с вами друг в друге.
Первый замминистра культуры РУз Авазхон Таджиханов поприветствовал
гостей и добавил, что за последние годы культурный обмен между Узбекистаном и
Россией возрос. В 2023 году с успехом прошли "Русские сезоны", в
прошлом году — Дни узбекской культуры в Кремлёвском дворце и совсем недавно —
Дни российской культуры в Узбекистане. Благодаря проектам Россотрудничества и
МФГС тесно развивается наше сотрудничество в образовательной сфере. И
единственный филиал ВГИКа находится именно у нас в Ташкенте, — отметил он.
Не много можно назвать романов, которые бы породили столько споров, как «Мастер и Маргарита». Спектакль «Мастер и Маргарита», открывший гастроли и дважды показанный в «Туркистоне», шёл в полной тишине, т.к. зрителям важно было не только увидеть блестящую игру актёров, но и услышать текст классика со всеми стилистическими параллелями и парафразами и до конца понять концепцию режиссёра и художественного руководителя театра Ефима Звеняцкого, неоднократно утверждавшего, что Михаил Булгаков повернулся к создателям спектакля своим лицом. Тем самым постановщик брал на себя ответственность приоткрыть одну из загадок романа Мастера об Иешуа и Пилате: «рукописи не горят».
Актёры театра, прежде всего, хотели донести до зрителей смыслы, а не эмоции – в итоге спектакль, в отличие от других, получился не столько живой, сколько мистический и монотонный. Во всяком случае, «Мастер и Маргарита» в постановке Приморского драматического театра подтвердил слова дьявола Воланда, только прочитанные по-современному: талантливое произведение литературы, в своё время не увидевшее свет, ни при каких обстоятельствах не пропадёт, не погибнет в огне.
В
постановке «Мастер и Маргарита» участвовали народные артисты РФ Владимир
Сергияков и Александр Славский, заслуженные артисты, лауреаты
правительственной премии и почётные работники культуры. Спектакль смог донести
до зрителей всепобеждающий дух творчества, стойкую веру в победу Любви,
Красоты, Правды и Справедливости. Зрители, аплодировавшие стоя артистам,
уходили со спектакля с оптимизмом и надеждой на торжество Добра, какие бы
преграды на его пути ни возникали.
Гастроли в Ташкенте завершились, пожалуй,
самым ярким музыкальным спектаклем «Не Сильва, не оперетта, не драма, не
комедия в двух действиях по оперетте И. Кальмана “Королева чардаша”» с
нестареющим сюжетом про Любовь, преодолевающую все преграды. Оперетта о романтической истории любви
актрисы кабаре Сильвы Вареску и князя Эдвина ставится на российских сценах уже
более ста лет и до сих пор вызывает неподдельный интерес у зрителя. Ташкентские
театралы хорошо знают оперетту «Сильва», или «Королева чардаша», т.к. она много
лет под этими названиями в двух сценических версиях («Сильва» и «Последний
чардаш») стоит в афише Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)
Узбекистана. Вопреки названию, зрители в
своём большинстве восприняли оригинальную трактовку оперетты Имре Кальмана
«Королева чардаша» от режиссёра-постановщика – мастера масштабных спектаклей и
грандиозных шоу, народного артиста России Ефима Звеняцкого в сценической
редакции московского драматурга Елены Исаевой как художественно целостный
спектакль, воплощавший одновременно три жанра в одной органичной постановке. Всемирно
известная классика жанра и при этом новый взгляд на старинную оперетту и новая
трактовка вечной истории о превратностях любви никого не оставили равнодушными!
Оперетта вновь зазвучала во всей красе - как волшебная сказка для взрослых.

Спектакль с великолепной музыкой
венгерского композитора Имре Кальмана, прекрасными вокальными номерами,
классической и современной хореографией, чудесными парадными костюмами вызвал
бурю эмоций и самые восторженные отзывы у зрителей, среди которых было много
артистов ГАБТ имени А. Навои и ГТМК (оперетты) Узбекистана. На этом спектакле
публика завелась сразу же и словно участвовала во всех перипетиях судеб главных
героев до самого финала, когда запутанное дело с помолвками заканчивалось
двойной свадьбой. В спектакле были заняты: заслуженные артисты России: Евгений
Вейгель, Сергей Миллер; почётный работник культуры Приморского края Наталья
Овчинникова, лауреат Премии правительства России Валентин Запорожец,
Валерия Запорожец, Яна Мялк, Ольга Налитова и многие другие ведущие солисты
театра. Прозвучали популярные искромётные арии и ариозо из оперетты «Сильва» Имре
Кальмана: выходная ария звезды варьете Сильвы Вареску «Хей-я, О хей-я!»; ария
Эдвина; Дуэт Сильвы и Эдвина «Да, вот так, мои господа!»; Дуэт Стасси и Бони; Дуэт
князя Леопольда и его жены Цецилии, а также ансамблевые номера и хор в
танцевальных ритмах вальса и канкана. Оперетта имела в узбекской столице грандиозный
успех: её жизнеутверждающие мелодии, как например, хотя бы вслед за обаятельным
графом Бони Канчиану «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» или «Помнишь ли ты…»;
«Красотки кабаре»; «Частица чёрта в нас…», - ещё долго будут повторять ташкентцы,
как более ста лет назад их напевали вся Европа и Россия.
По окончании гастролей в Ташкенте, прощаясь
со зрителями 10 июля 2025 г. после спектакля «Не Сильва…», художественный
руководитель Приморского драмтеатра, народный артист РФ, лауреат премии
«Золотая Маска», Ефим Семёнович Звеняцкий, искренне признался:
- Наш
театр впервые гастролирует в Узбекистане. Нас приехало сто человек, мы привезли
четыре шестидесятифутовых контейнера. Мы очень хотели вам понравиться,
продолжая историю русского психологического театра. Мы завтра уезжаем в Самарканд,
а ещё через 10 дней мы уезжаем в Фергану и поэтому позвоните вашим друзьям –
пусть не пропускают наши спектакли... (тут же раздался голос из зала: «Уже
позвонили!» - примеч. авт).
Я сегодня по видео в режиме оn-line разговаривал с губернатором Приморского
края Олегом Николаевичем Кожемяко: он интересовался, как прошли гастроли в
Ташкенте, ведь во многом благодаря ему и правительству в целом Приморского края
мы оказались здесь за 10 тысяч километров от Владивостока. Я заверил его, что
гастроли проходят успешно. Он поблагодарил артистов нашего театра, а их в
спектаклях задействовано не меньше 50 человек, всех служителей театра,
привёзших с собой множество декораций и реквизит и создавших на вашей сцене
особую художественную атмосферу в каждой постановке. По окончании гастролей в
Ташкенте, мы, действительно, испытываем чувство глубокого удовлетворения и
удовольствия, так как мы очень волновались перед поездкой и потом с полной
отдачей работали перед публикой, которая была нам до сих пор совсем неведома, а
сейчас мы стали друзьями. Мы справились, несмотря на сложные переезды и новые
площадки для выступления. Мы закончили. Вы очень-очень хорошая театральная
публика, друзья! Пока!.. Спасибо!..»
Гастроли Приморского краевого академического драмтеатра продолжатся до 25
июля 2025 г. и охватят также Самарканд и Фергану. Помимо "Мастера и
Маргариты", будут представлены спектакли: "По морозу босиком…",
"Небесный тихоход. Мотивы", "В джазе только девушки", "Не
Сильва, не оперетта…".
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Комментариев нет :
Отправить комментарий