«Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!»
В. Высоцкий. Баллада о любви. 1975.
Я люблю, и значит - я живу!»
В. Высоцкий. Баллада о любви. 1975.
К 75-летию со дня рождения
Владимира Высоцкого
Владимир
Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен
под акустическую семиструнную «русскую» гитару. Высоцкий написал свыше 100
стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), а также неоконченный "Роман о девочках" - прозаический опыт последних лет жизни. Его перу
принадлежат приблизительно 700 поэтических произведений.
В Российском
центре науки и культуры по-своему
отметили 75 лет со дня рожденья Владимира
Высоцкого. Музыкально-поэтический вечер, в котором приняли участие
любители и знатоки авторской песни, в
истоках которой стоял поэт-песенник В.
Высоцкий, открывал Советник Посольства России в Узбекистане Валерий Викторович Кайер.
Мне посчастливилось побывать
на этом вечере среди моих друзей и
коллег – преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы НУУЗ имени М.
Улугбека - Андрея Юрьевича Кучинского; заведующего этой же кафедрой Артура Варгесовича Попова;
известного литератора, автора 5 поэтических сборников и переводов из узбекской
и армянской поэзии, редактора отдела научно-методического журнала «Преподавание
языка и литературы» Николая Дмитриевича Ильина.
Думаю, среди всех программ,
подготовленных к 75-илетнему юбилею В. Высоцкого – в театре «Аладдин» и Республиканском
интернациональном культурном центре - она
выделялась экспериментальным творческим подходом. Во-первых, эта творческая встреча была по-домашнему не официозной, камерной и сокровенной. Казалось, Владимир
Высоцкий присутствовал среди нас и по привычке занял место в последнем ряду:
«Может, сзади и не так
красиво,
Но – намного шире кругозор,
Больше и разбег, и
перспектива,
И ещё – надёжность и обзор»
Песня про первые ряды.
Три свидетеля эпохи В.
Высоцкого собрались вместе с друзьями отдать дань памяти человеку, чьё
пребывание на земле изменило мировосприятие народа. У каждого из нас есть свой
Высоцкий – и каждый из трёх ведущих этой
программы сумел для себя выбрать то, что близко только ему – Николай Ильин в поэзии, Артур Попов – в песнях своего кумира с подросткового
возраста, Андрей Кучинский – в
творческой биографии артиста Московского театра на Таганке, поэта-песенника.
Андрей подобрал многоликую слайд-понораму, отражающую различные вехи жизни, повлиявшие на формирование личности поэта. Перед собравшимися зрителями
на большом экране проходила документальная чёрно-белая слайд-панорама длиной в
жизнь главного и единственного героя: расставание родителей; вынужденные
«путешествия» в детстве – из коммуналки в эвакуацию; затем несколько лет в новой семье отца;
следом Большой Каретный – не самый
благополучный район послевоенной Москвы, где Высоцкий впервые почувствовал себя дома; уход из МИСИ по итогам первой сессии;
школа-студия МХАТ и чёткое осознание своей «непохожести» и неспособности идти
на компромиссы; бесконечная череда ролей в массовке в театре имени Пушкина;
наконец, счастливый случай, определивший всю его дальнейшую судьбу и
одновременно счастье-проклятие на всю жизнь - возникновение «социокультурного
феномена» на уровне страны - театра на Таганке, куда его пригласил главный режиссёр Юрий Любимов, ставший его
духовным крестным отцом, врачевателем и
защитником. Именно здесь В. Высоцкий сыграл
классические роли: Хлопушу,
Галилея, Лопахина, Керенского, Свидригайлова и наконец – Гамлета с его
знаменитым монологом: «Быть или не быть?». За неделю до смерти 18 июля 1980 г.
он сыграл последний раз Гамлета на сцене Таганки.
Высоцкий сыграл 30 ролей в кино, из которых треть – главные
и самая, пожалуй, известная роль в кино в 1980 году, в которой актёр блистал
– в сериале С. Говорухина «Место
встречи изменить нельзя». Но ведущий Андрей Кучинский в сценарии делал акцент на потрясающей нереализованности
таланта Высоцкого: 80 раз он получал отказы и сталкивался с безжалостной
цензурой, препарировавшей его лучшие роли. При его жизни было опубликовано лишь
одно стихотворение «Из дорожного дневника» (альманах «День поэзии», 1975), к
тому же в усечённом варианте. В то же время
его хриплый проникновенный голос
звучал с магнитофонных лент повсюду. Магнитофонный
крик висел над всей страной - «от Москвы
до самых до окраин».
«Магнитиздат» делал своё дело. Его песни были
народными, и сам он был не признанным
властью, не отмеченный никакими
правительственными званиями и наградами, но народным артистом, как сейчас бы сказали,
«суперзвездой». С середины 60-х годов В. Высоцкий мечтает о выпуске диска-гиганта…
В 70-ые в Еропе и США вышло 14 дисков с записями песен Высоцкого. Но поэту было
важно признание на родине. При жизни Высоцкого вышли 5 пластинок «миньонов» -
менее 20 песен.
Друзья подарили
на сорокалетие непризнанному
официальной властью поэту первое самиздатовское собрание его сочинений -
двухтомник – переплетённые машинописные
листы. И это была настоящая в пастернаковском
значении книга: «кубический кусок
горячей, дымящейся совести – и больше ничего».
У Высоцкого была при множестве
его увлечений одна любовь к Марине
Влади, на которую он возлагал большие надежды в течение 12 лет. Это ей он
признавался: «Я люблю, и значит - я живу!». Жить друг без друга они просто не могли.
Не имея возможности официально
издать ни тексты, ни песенные произведения, Высоцкий весь выкладывался в
публичных выступлениях. Сегодня в
десятках городов страны на стенах домов культуры, актовых залов НИИ и заводов
самодельные мемориальные доски увековечили всенародное признание поэта-песенника.
Николай Ильин читал свои
стихи, которые внутренним содержанием
перекликались с песнями Высоцкого, и это ещё раз доказывало непреходящую
актуальность проблем, затронутых в них. Для
Ильина было важно, как и для каждого из нас, заново «открыть и познать» Высоцкого:
«Не ждать грядущего, не
грезить о былом,
Но осознать сейчас и
проясниться в нём».
Двух поэтов сближала доверительная интонация и
желание поговорить "с глазу на глаз" - их роднила камерность
общения и выверенная простота слога, которая не мешала Владимиру
Высоцкому писать
и петь о непростых проблемах нашего бытия в 20 в., так Николаю Ильину - на стыке "века нынешнего и
века минувшего".
Артур Попов, с 12 лет
исполняющий песни В. Высоцкого, вырос и
созрел вместе с ними, даже по сравнению с прошлогодним концертом в музее
Есенина. Каждый раз он поёт, не повторяясь, и слушатели его воспринимают
по-новому, потому что живое искусство, как и творца, нельзя заключить в гранит
окостенелой формы.
Творческая
энергетика Высоцкого обладала такой мощью, что он живёт среди нас уже более 30 лет и после ухода на небеса. И
сегодня любят его песни за правду жизни,
о которой автор говорит хриплым рыком своей лужёной глоткой, способной пропеть даже
согласные буквы. Кое-кто и сейчас побаивается и
ненавидит его за то, что он
наперекор волне инфантилизма, захлестнувшей в своё да и наше время всё песенное творчество, шокировал
эстетов, выдававших за правду милые картинки сочинённой ими жизни. Он был донельзя свободным и открытым для всех человеком: противостоял
власти, бюрократии чиновников, мещанской пошлости, фальши в искусстве и бесчеловечности, возведённой в
ранг политики, возможно, пустившей метастазы в век будущий, с которыми ещё
долго предстоит бороться нам и нашим потомкам.
Высоцкий в жизни и актёрском творчестве влезал в чужую шкуру, вникал в позицию собеседника, мог «думать двояко, а делать одинако» и придерживаться
своей чёткой и определённой логики «некоего
чудака» – совершенно неповторимым стилем
личности, формой и содержанием, в
которых равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи.
«Мой путь один…» - говорил он
о себе. Поэтому многочисленные эпигоны, пытающиеся подражать Высоцкому, терпят
на этом пути крах.
Владимир Высоцкий и сегодня
продолжает честный беспристрастный
диалог с современниками 21 века.
Слушатели разного возраста, в основном, молодёжь, вместе с тремя
ведущими-проводниками творческой встречи
с Владимиром Высоцким пытались снова разгадать до конца его монологические
признания, пройти вместе с ним «по канату, натянутому, как нерв». И где здесь
граница между прошлым и настоящим, между
поэзией и прозой в его стихах, между «учебником жизни» и «задачником без
готового ответа», между его песнями и нашей жизнью? Песни Владимира
Высоцкого, прочно связанные с
проблематикой прошлого столетия, однако своей болевой чувствительностью,
как его любимый монолог Гамлета, в
равной мере обращены к нашей современности:
«Но знаю я, что лживо, а что
свято –
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один,
ребята, -
Мне выбора, по счастью, не
дано».
Гуарик Багдасарова, журналист-искусствовед,
guarik-guhar.blogspot.com
Если бы такая статья о поэте Высоцком, была положена в основу современного фильма о нем, " Высоцкий: Спасибо что живой", то фильм бы получился более интересным, и более содержательным чем то что получилось.
ОтветитьУдалитьГуарик очень точно проанализировала не только все грани творчества В.Высоцкого, но и освятила отношение к нему нашего поколения. Статья стирает грань между высоцким и временем. и поясняет, что творчество всегда любимо, и бессмертно.
Александр Евсеев.