среда, 31 декабря 2014 г.

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!
ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, МИРА И БЛАГОПОЛУЧИЯ!!!



Заканчивается один год и начинается другой…  Дорогие друзья! Поздравляю вас всех с наступающим Новым годом! По восточному календарю этот год обозначен как "Год синей деревянной козы/овцы". И хотя наступит он только 19 февраля, примите уже сейчас мое новогоднее «козлиное»  послание. Александр Зараев, известный астролог, пишет: «После года страстной и неистовой Лошади 20 января 2015 г. в 16:15 (по московскому времени) наступит год Зеленой (Деревянной) артистичной и элегантной Козы (Овцы).


понедельник, 29 декабря 2014 г.

В Новый год - с джазом!



 Если плохо, что у вас,
Приходите в клуб на ДЖАЗ!
Он поднимет настроенье
И  оставит впечатленье.
                   И  в мажоре, и в миноре
                   Даст хорошего вам море!
                   И, конечно, жизнь у вас
                   Станет ярче, чем сейчас!
                                      Леонард  БАЮКОВ,  Ташкент

суббота, 27 декабря 2014 г.

Новый год под «Арчой»


«Всё начинается с любви»
Р. Рождественский.

Одними из первых, пожалуй, в узбекской столице 25 12 14 встретили Новый 2015 год («овцы, или козы» по восточному календарю) Ташкентский клуб авторской песни и поэзии «Арча». Зрительный зал узбекского ТЮЗа  в этот дождливый вечер был заполнен любителями бардовской песни и стихотворной лирики: это не совсем обычная публика, чувствительная к созвучию  сердца и слова, души и мелодии, если они исходят из  самого любящего сердца.

четверг, 25 декабря 2014 г.

Мастер-класс Н. Ильина в ЛТО «Данко»: разговор начистоту


В этот день  23 12 14 в столичном Доме-музее  композитора Сулеймана Юдакова, где  дважды в месяц собираются представители литературно-творческого объединения «Данко», было особенно оживлённо. На то были две причины. Во-первых, все  любители поэзии ещё пребывали в состоянии эйфории, вызванной  выходом  в этом году в издательстве «Национальная библиотека А. Навои» в честь 16-летия «Данко»  нового издания  альманаха «Созвездие».  Во-вторых, долгожданным гостем сообщества самодеятельных стихотворцев в этот раз стал известный ташкентский поэт, литературный критик, методист,  заместитель редактора  журнала «Преподавание языка и литературы в школе» Н.Д. Ильин. И разговор шёл  о различии литературного языка и художественной речи – вопроса, который волнует как начинающих, так и зрелых поэтов.


вторник, 23 декабря 2014 г.

Закрытие Фестиваля «Русская культура-2014» в узбекской столице


«Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя».
А.С. Пушкин. Поэт и толпа



Фестиваль «Русская культура-2014»  успешно завершился  22 12 14 гала-концертом молодых исполнителей  музыки и поэзии  в Органном зале Государственной консерватории Уз. Его организаторы – Представительство Россотрудничества в РУ, международный   женский  благотворительный  фонд  Sharq Ayoli  («Женщина  Востока») и Государственная  консерватория Уз  - подготовили обширную  литературно-музыкальную программу, охватившую богатейшее духовное наследие прошлого и современности.

четверг, 18 декабря 2014 г.

Узбекистан-Россия: новые грани сотрудничества


В  большом зале Учебного центра профсоюзов Узбекистана 16 12 14 состоялся круглый стол «Россия и Узбекистан: грани культурно-гуманитарного сотрудничества». Его преамбулой стал одноимённый документальный фильм узбекского журналиста, редактора интернет-сайта kultura.uz  Бориса Бабаева о первом визите Президента  РФ Владимира Путина в Республику Узбекистан в 2012 году и вхождении суверенного Узбекистана в зону свободной торговли,   об успешной работе в Узбекистане российской компании «Лукойл»,  а также о российском писателе и публицисте Георгии Пряхине,   по отцу Курбанове, судьба которого тесно переплетена с родными и близкими в селении Афшона в Бухарской области.

воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Распахнутое небо



В Национальной  библиотеке Уз имени Алишера Навои
  12 12 14 состоялась презентация двух книг  поэта и журналиста, зампредседателя ЛТО «Данко»  Алексея Кирдянова: «Три книги» и «Распахнутое небо».

«Под крылом Пегаса»


                            «Мал золотник, да дорог…»

В этом году клубу–музею «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК Уз  исполняется пятнадцать лет. Этот юбилей будет торжественно отмечаться 18 декабря в РКЦ УЗ. В минувший четверг 11 12 14 ветераны и друзья общественного клуба-музея  собрались отметить выход юбилейного поэтического альманаха литобъединения «Под крылом Пегаса», приуроченного   к  его пятнадцатилетию. Первый номер альманаха готовился не один год и вышел самиздатом в 2002 году  маленьким тиражом в чёрно-белой мягкой обложке: сюда вошли  16 авторов, включая автора этой заметки. По-разному сложились творческие пути «пегасовцев» Альбины Маркевич, Вадима Муратханова, Виктории Осадченко, Маргариты Тарсиной,  Виталия Севрюгина, но их навсегда породнила  любовь к живому  художественному слову и тяга к высокой поэзии.

пятница, 12 декабря 2014 г.

Профессионализм и дилетантство в поэзии



«Стихи – дарованная  милость»
Олег Бордовский.

В минувшую среду -10 12 14 – в библиотеке духовной семинарии  ташкентской и узбекистанской епархии состоялось совместное заседание ЛТО «Данко» и «ЛТО «Истоки». Ведущий литературного семинара режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана, поэт, председатель ЛТО «Истоки» А.Е. Слоним предложил для коллективного обсуждения одну из важных проблем прошлого и современности: «Профессионализм и дилетантство в художественном творчестве, включая поэзию».

воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Зима в Ташкенте


***
Доверимся жизни и солнцу,
Звучанью дудука  в стихе!
Мой дом, как и сердце-оконце,
Открыты настежь для всех.

Ноябрь приглушил звонарей.
Вбираю в тиши всё, что можно:
Приветы, молчанье друзей,
Которых забыть невозможно.

А дальше наступит зима.
И в первый же миг снегопада
Загадаю желанье увидеть Тебя
На земле или в пожарище  ада.

суббота, 6 декабря 2014 г.

Языческая красота и драматизм бытия в искусстве Яниса Салпинкиди


         В свои 70 лет энергичный, сияющий изнутри, харизматичный художник Янис Панаётович Салпинкиди похож на седовласого романтика с большими детскими горящими глазами. По поводу своей юбилейной персональной выставки, открытой в Выставочном зале АХ Уз пятого  декабря 2014 г.,  он радовался, как ребёнок – самому  главному дорогому подарку и всем гостям.

суббота, 29 ноября 2014 г.

«Мы вышли в сад…»



         
         Конец XIX - начало XX в. – это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и многими другими направлениями и методами. Оно вошло в историю как серебряный век русской культуры. Это сложный, противоречивый взлёт и одновременно упадок культуры: произошёл отход от канонов классического искусства и поиск утончённых, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился  «критический идеализм» - разновидность религиозно-философского учения, в частности, философии Вл. Соловьёва.

четверг, 27 ноября 2014 г.

Созвучие слова и сердца

           
         В Национальной библиотеке Уз им. А. Навои  26 11 14 состоялась презентация поэтического сборника Ташкентского литературно-творческого объединения  «Данко» при Русском культурном центре Уз, которому в этом году исполнилось 16 лет. Десятилетний юбилей ЛТО «Данко» был отмечен изданием коллективного сборника «Тропой созиданья»  и более расширенным вариантом: «Тропой вдохновения».

понедельник, 10 ноября 2014 г.

Романовы и русская культура

       

             
В минувшее, по-осеннему прохладное и по-южному солнечное,  воскресенье (девятое  ноября 2014 г.) в конференц-зале ташкентской и узбекистанской епархии Православной церкви, по благословению высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита ташкентского и узбекистанского,  главы среднеазиатского митрополичьего округа    состоялся просветительский историко-музыкальный вечер «Романовы и русская культура». Он был  посвящён прибытию в Узбекистан главы российского императорского дома, её императорского высочества государыни великой княгини Марии Владимировны.

пятница, 7 ноября 2014 г.

«Мангалочий дворик» отметил 75-летие А. Файнберга



«Я уйду к тем, кто ещё не родился…».
                                                        А. Файнберг.
                            

понедельник, 3 ноября 2014 г.

 4 ноября – День народного единства

"Приходите на баранки вечерком..."

«С Днем народного единства поздравляю,
Пусть над нами светит мир и благодать,
И пусть дружба еще крепче всех скрепляет,
Гордость мы друг друга сможем отстоять!

Не разрушит нашу мощь никто и силу,
Только вместе сможем все преодолеть,
И расскажем всей планете, всему миру,
Что народ един, его не одолеть!»
(WWW. Мой мир)

четверг, 9 октября 2014 г.

Цветаевские костры. К 122-летию со дня рождения Марины Цветаевой



Ежегодно Ташкентский общественный клуб-музей А. Ахматовой отмечает две даты – день рожденья (26 09 1892 - 8 октября, по новому стилю) и день гибели М. Цветаевой (31 08 1941) всемирными  «цветаевскими кострами», возле которых любители русской поэзии читают стихи выдающейся современницы А. Ахматовой. Они загорятся в Москве, тихой калужской Тарусе, Новосибирске, Ташкенте, Бухаре и других городах.

вторник, 7 октября 2014 г.

Седьмая Международная Ташкентская Фотобиеннале


«... Фотограф щёлкает, и птичка вылетает»
Б. Окуджава

         Седьмая международная  Ташкентская Фотобиеннале «Параллели, иллюзия и реальность»  открылась в Центральном выставочном зале  АХ Уз  06 10 14 и привлекла к себе много молодёжи. Она организована по инициативе АХ Уз и представляет зрителям серии работ ведущих фотохудожников из 32 стран мира: Узбекистана, Российской Федерации, Туркменистана, Киргизии, Франции, Италии, Индии, Японии, Армении, Саудовской Аравии и композицию Британского Совета «Инстаграмм». Торжественное открытие фотовыставки  состоялось у входа в   Центральный выставочный зал АХ Уз: в  концерте приняли участие ведущие оперные,   эстрадные  артисты и лучшие исполнители народной музыки и танца в Узбекистане. 

суббота, 4 октября 2014 г.

«Поэты - все единой крови…»

   


         День рожденья  Сергея Александровича Есенина (1895-1925), пусть даже не юбилейный,  в этом году в узбекской столице отметили  Литературно-творческое объединение «Данко» в Доме-музее Сулеймана Юдакова, Клуб «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» в Российском центре науки и культуры Уз и Государственный литературный музей Сергея Есенина.

У Сергея Есенина – День рождения


                Встреча с творчеством Сергея Есенина в  конференц-зале  РЦНК Уз открывалась мелодичным звучанием песен на его стихи и видео-панорамой села Константиново Рязанской области – родины  великого русского поэта. Они  позволили участникам и гостям литературно-музыкального  вечера проникнуться не только мелодичной поэзией С.А.  Есенина, но  ощутить себя неотъемлемой частью природы, которая послужила источником вдохновения поэта и помогла ему воплотить в жизнь свои неповторимые творческие замыслы.

На стыке пушкинской и есенинской эпох


        
         Азиатское жаркое  лето, казалось, не закончится  даже в сентябре. Первый день октября вдруг окропил улицы прохладным дождём, сбил в центре города на мокрый асфальт и в городских парках на внезапно пожелтевшие газоны  перламутровые багровые каштаны. Прохожие в этот день, раскрыв над собой цветные зонтики,  первыми ощутили на себе свежее дыхание  золотой осени. Многие из нас в эти  часы вспомнили нетленные стихи  русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925):

среда, 1 октября 2014 г.

Презентация книги «День ангела» Софии Демидовой




         Фестиваль авторской песни и поэзии в урочище Ходжакента в конце сентября был в разгаре, когда на пороге нашего павильона в детском оздоровительном лагере «Геолог» оказалась София Демидова с жизнерадостной улыбкой, вдохновенным огоньком в глазах и с распечатанным приглашением в руках. Она приглашала своих друзей на презентацию новой книги стихов «День ангела»  29 09 14 в Национальной библиотеке Узбекистана. 

понедельник, 22 сентября 2014 г.

Эстафета Независимости




        


         В центральном столичном парке имени Мирзо Улугбека в минувшее воскресенье – 21 09 14 - армянская община праздновала 23-ю годовщину Независимости Армении. Весь вечер на открытой летней эстраде звучали армянские народные песни в исполнении профессиональных и самодеятельных артистов эстрады: вокально-инструментальной группы «Ардзаканк», солистов Арсена Табекова, Николая Саркисяна,  гостя из США – джазмена и вокалиста Владимира Давтяна. 

Ташкентский джаз-клуб открыл ХIII сезон!

                      
                
     

       «Любили звуки джаза до самозабвенья»
                                          О. Бордовский.

         Вновь после летних каникул Ташкентский джаз-клуб имени Сергея Гилёва в обновлённом составе собрался в Ташкентском доме фотографии, чтобы открыть очередной XIII-й сезон. Волнение после долгой разлуки охватило как музыкантов, так и верных поклонников джаза, овацией встречавших выступление каждого коллектива.
  

 Программу открыл детский ансамбль Алины Алибековой зажигательной мелодией «Киз-бола» Энмарка Салихова  из репертуара легендарного отечественного ВИА «Ялла»,  попурри на тему «Абракадабра» Л. Бартока.
Самая маленькая  семилетняя  пианистка Согдиана Турсунходжаева   исполнила  «Вальс для «Барби» В. Сапарова и «Шестое чувство блюза» М. Корника. Потом к ней присоединилась Анастасия Ким, и они исполнили дуэтом  тему Я. Подольской «Немного блюз, немного регги» и   композицию  Скотта Джоплина в стиле рег-тайм  «Артист эстрады».
Ансамбль Ташкентского Эстрадно-циркового колледжа под руководством Виктора Курницкого в этот раз удивил слушателей не только  яркими молодыми талантами, среди которых выделялся первокурсник саксофонист Данияр Ризаев, но и смелой новаторской программой. Впервые в Ташкентском джаз-клубе прозвучала  знакомая любителям классической музыки лирическая «Песня Сольвейг» Эдварда Грига («Пер Гюнт») в стиле «блюз», а также пьесы современных западных композиторов: «Человек-арбуз» Херби Хенкока  и  композиция  «Blast».


Впервые два саксофониста – ветеран Александр Бризжунов и его  талантливый ученик Данияр Ризаев (играет в стиле Стен Гетца) дуэтом сыграли несколько джазовых композиций, самыми  яркими  из которых выделялись любимая многими  меломанами классическая  «Лунная серенада»  Глена Миллера  из кинофильма «Серенада солнечной долины», а также «Садитесь в поезд «А» Билли Стрейхорна.
Современная пьеса Д. Голощёкина «На солнечной стороне Невского проспекта» в их виртуозном исполнении  вызвала в сознании слушателей самые различные историко-литературные ассоциации, связанные с образом главной духовной артерии Северной Пальмиры. Музыканты не просто великолепно играли, они вели страстный диалог между собой, порой переходящий в лёгкую захватывающую дискуссию из вопросов и ответов. И не только поэзия, но и музыка сама в этот момент звучала как «одна великолепная цитата» (А. Ахматова).
Старейшая джаз-группа «Музыка для души» - А. Бризжунов (синтезатор) и Нелли Искандарова (скрипка) в честь открытия нового сезона подарили поклонникам лёгкой импровизированной музыки попурри из репертуара Стефана Граппелли  и знаменитую композицию «Опавшие листья» Мишеля Леграна.
         Армен Бугданов, талантливый джаз-музыкант в третьем поколении,  сыграл  любимые всеми немеркнущие классические произведения  для фортепиано: композицию  «Моя маленькая мечта» и  тему «Черный Орфей» - лейтмотив из кинофильма «Карнавал» композитора  Луиза  Бонфа.
В память об ушедшем из жизни  в этом году контрабасисте Рашиде Клеблеве (1946-2014),  Лауреате первого Ташкентского фестиваля  джазовой музыки в 1968 году в составе квартета Вячеслава Полянского,  гитарист Александр Горбенко сыграл грустный и нежный блюз.
Гостем программы открытия нового музыкального сезона стал
Джаз-музыкант и вокалист Владимир Давтян, уроженец Ташкента, ныне гражданин Израиля, приехавший к нам из Нью-Йорка. Он спел несколько популярных песен из своего многоязычного  интернационального репертуара: «Песню первой любви» Арно Бабаджаняна на армянском языке, а также несколько современных  англоязычных хитов в авторской  джазовой обработке.
         Председатель Ташкентского джаз-клуба имени С. Гилёва Владимир Ашотович Сафаров поздравил всех любителей джаза с праздником - открытием  ХШ-го сезона и подвёл итоги многолетней деятельности клуба:
         - Созданный в дни проведения первого Ташкентского фестиваля джазовой музыки в 1968 году, Ташкентский джаз-клуб по традиции в третье воскресенье сентября открыл свой новый тринадцатый сезон. За прошедшие годы было проведено более ста двадцати  заседаний джаз-клуба с концертными программами, встречами с джазменами – гостями столицы Узбекистана из дальнего и ближнего зарубежья. Участниками программ были более 70-и коллективов (дуэтов, трио, квартетов, составов типа «комбо» и др.) – детские, молодёжные, студенческие, ветераны джаза, а также отдельные солисты. Гостями наших программ были джазмены из США, Германии, Франции, Японии.
Горжусь, что все наши программы не имеют коммерческой основы, вход на наши концерты всегда свободный. Хочу поблагодарить всех участников прошедших и  сегодняшней  программ. Они бескорыстно, основываясь исключительно на искренней любви к этой необыкновенной музыке, популяризируют лучшие образцы джаза.
Хочу также поблагодарить Председателя  Академии художеств Узбекистана  Акмаля Вахобджановича Нуритдинова и директора Ташкентского дома фотографии Джахона Жалыбаевича Изентаева за предоставленную возможность проводить в ТДФ заседания Ташкентского джаз-клуба.
С праздником, вас, дорогие друзья,  и до новых встреч в нашем  джаз-клубе! Девятнадцатого октября  состоится целевой тематический концерт джаз-ансамбля «Шёлковый путь» (Бухара).


Всем любителям джаза  хочу напомнить, что в прошлом  году вышла книга В. Сафарова «С джазом по жизни» - по содержанию это энциклопедия не только семейной жизни музыкантов, братьев Сафаровых, но и  одна из страничек истории  джазовой музыки в Узбекистане. Её автор описывает свой  путь к джазу, участие в разнообразных программах, рассказывает о музыкантах джаза, проводимых в Узбекистане мероприятиях по популяризации импровизационной музыки. В  книге В.Сафаров охотно даёт возможность высказаться любителям джаза в форме стихов, газетных и журнальных публикаций, включая автора этой заметки:
        
«Джаз сквозь время»

 

Джаз-ансамблю «Братья Сафаровы и друзья»[1]


Сквозь время больше полувека играете вы  джаз.
О, эта музыка весны, стихии ветра и дождя.
О, эта музыка рокочущей любви - в тиши,
Когда аккорды расплескались на дне души.
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!

Тогда услышишь и познаешь смысл любви,
Как отсвет запоздалый загадочной судьбы.
Мелодия проникнет пылающим восходом
И светом дух ваш ободрит в любую непогоду.
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!

Романтики и бунтари, подвижники и бессребреники!
Искусство джаза пронесли сквозь  политические тернии.
Менялось всё вокруг -  названья века, улиц и страны.
А вы поныне «горячей музыке» верны - 
Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз!

         В своей книге В. Сафаров открывает секрет своей душевной молодости и неистощимого творческого энтузиазма: «Всю свою жизнь я руководствовался девизом: «Не в годах – в полноте жизни, вот в чём ценность бытия» (Фридрих Шиллер).
         Открытие XIII-го  сезона Ташкентского джаз-клуба имени С. Гилёва ещё раз подтвердило, что у джаза есть будущее и достойная смена.

Гуарик Багдасарова









[1]Восемнадцатого марта 1954 года ансамбль братьев Сафаровых в Ташкенте в ДК пищевиков дал первый концерт, посвящённый дню Парижской коммуны. Этот день считается  днём рожденья ансамбля. 

пятница, 19 сентября 2014 г.

«Дети великих поэтов»



         В клубе «Мангалочий дворик А. Ахматовой» при Российском центре науки и культуры в очередной раз (18 09 14) собрались любители поэзии Серебряного века. Тема «Дети великих поэтов» привлекла не только ветеранов клуба, но и молодёжь, не равнодушную к истории  русской литературы начала прошлого века и её  плодотворному развитию в наши дни в сознании современников.
         Руководитель и создатель клуба-музея А. Ахматовой (18 12 1999),  которому в этом году в декабре исполнится 15 лет, известный литератор, искусствовед А.В. Маркевич  рассказала о  жизни и деятельности  Татьяны Сергеевны и её брата Константина Сергеевича Есениных.
         В 1917 году Сергей Есенин женился на актрисе Зинаиде Райх. Через год у супругов родилась дочь Татьяна, а в 1920 году,  уже после развода родителей, сын Константин.  Три года этого брака с большим преувеличением можно назвать совместной жизнью. Зинаида надеялась, что дети скрепят их семейные узы, но тщетно. Они постоянно разъезжались, ссорились и, в конце концов, расстались. Обоих детей поэта усыновил Всеволод Мейерхольд, знаменитый режиссер и второй муж Зинаиды Райх. Как известно, Всеволод Эмильевич был арестован в 1937 году и расстрелян как японский и английский шпион, а Зинаида Николаевна жестоко убита в своей квартире при загадочных обстоятельствах.
Несмотря на все тяготы, выпавшие на долю детей поэта, они прожили  очень достойную жизнь, были  известными и уважаемыми людьми.
С войны Константин Есенин вернулся в 1944 году после нескольких тяжелых ранений с подорванным здоровьем и тремя орденами Красной Звезды. Дочь Татьяну, белокурую голубоглазую  красавицу, похожую на своего отца,  Есенин очень любил. Оставшись с младшим братом и маленьким ребенком на руках, выселенная из квартиры родителей, она спасла архив Мейерхольда, спрятав его на даче в Подмосковье, а в начале войны передала его на хранение С. М. Эйзенштейну.
Оказавшись в эвакуации в Ташкенте в 1943 году, дочь С. Есенина  осталась здесь на всю жизнь.  Татьяна Сергеевна жила в жутких условиях, помощь ей оказал Алексей Толстой, знавший и любивший  Есенина. Он, пользуясь своим положением депутата Верховного Совета, выбил для семьи Татьяны крохотную комнату в доме  барачного типа. Талантливый журналист, писатель, редактор Т. С. Есенина инициировала процесс реабилитации Мейерхольда и опубликовала воспоминания о Мейерхольде и Райх. Её  письма, адресованные  исследователю творчества Мейерхольда К. Л. Рудницкому до сих пор служат важнейшим источником для изучающих творчество великого режиссера ХХ века.

А.В. Маркевич встречалась с  Т.С.Есениной, когда в Ташкенте создавался музей С.А.  Есенина. (10 07 1981).  Краткое пребывание С. Есенина в Туркестане (он приехал в Ташкент 14 мая 1921 года, а 3 июня покинул город) навсегда оставило глубокий след в памяти и сердце поэта. Мы и сегодня повторяем пророческие слова Г. Гуляма: «Очень русский поэт Есенин стал родным и для нас, узбеков».
Экспонаты ташкентского  музея, второго по своему значению после музея Есенина на его родине в Константинове в Рязанской области,  свидетельствуют, что многие из членов семьи С. Есенина внесли существенный вклад в русскую культуру. Это популярная актриса театра В. Мейерхольда  Зинаида Николаевна Райх – мать Татьяны и Константина Есениных; это Софья Андреевна Есенина-Толстая – последняя супруга поэта; это талантливые литераторы Татьяна Сергеевна, Константин Сергеевич, Марина Константиновна Есенины, а также Надежда Давидовна Вольпин и Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. Документы,  фотографии, автографы рассказывают о  многолетней дружбе  поэта Александра Абрамова (Ширяевца) и Сергея Есенина, их шестилетней переписке, предшествующей приезду Есенина в Ташкент. Это была частная долгожданная поездка Сергея Есенина в Туркестан к своему давнему другу. Железнодорожный комиссар  Григорий Колобов взял с собой  С. Есенина в командировку на Среднеазиатскую железную дорогу. Он «ехал в Туркестан учиться», по воспоминаниям  Галины Бениславской – учиться  у восточной поэзии, и здесь он смог  встретиться с подлинным Востоком.
Экспозиция  музея тематически размещена в четырёх залах и воспроизводит различные этапы жизни русского поэта, включая траурный уголок с двумя редкостными экспонатами – посмертной гипсовой маской, снятой с лица поэта скульптором И. Золотаревским вслед за трагедией в «Англетере», и кожаным чемоданом, с которым С. Есенин отправился в роковую поездку в Ленинград. Рядом с чемоданом можно увидеть дарственную запись дочери поэта - Татьяны Сергеевны Есениной, рассказывающей, как реликвия попала на стенд ташкентского музея.        
Зал «Есенин и мы», где представлены некоторые факты биографии С. Есенина и его прямых потомков,  свидетельствует о том,  что жизнь и творчество поэта остаются важнейшей нравственной составляющей общества и культуры как России, так и Узбекистана.
Т.С. Есенина  умерла в 1992 году в Ташкенте  и похоронена на Боткинском кладбище, где стоит великолепный мраморный  памятник  с её гравированным портретом. В Москве живут  ее сын Сергей Владимирович и внучка Анна.
Константина Сергеевича Есенина, сына поэта, крестил Андрей Белый. В 1941-м году, будучи студентом четвертого курса Московского инженерно-строительного института, Константин Есенин добровольцем ушел на фронт. С войны он вернулся в 1944 году после нескольких тяжелых ранений с подорванным здоровьем и тремя орденами Красной Звезды. Всю жизнь Константин Есенин посвятил спортивной журналистике и спортивной статистике. Он написал несколько книг о футболе.  Много лет  он был заместителем председателя  Федерации футбола СССР. Умер в Москве в 1986 году. После него осталась дочь Марина.
         Автор этой статьи подготовила  доклад «Последний сын Серебряного века» о жизни и научной деятельности сына известных поэтов — Анны Ахматовой и Николая Гумилёва.  


Лев Николаевич Гумилёв родился в Царском селе (Санкт-Петербург) первого (14) октября 1912 г. Он прожил долгую жизнь, отмеченную драматическими коллизиями судьбы «врага народа» и умер 15 июня 1992 (79 лет) в родном городе  Санкт-Петербурге. По роду деятельности он был историком-этнологом, археологом, востоковедом, писателем, поэтом, переводчиком. Его занимали всю жизнь разные направления  естественных и гуманитарных наук: этнология, история, география.
Лев Никола́евич Гумилёв в  1930—1940-е годы, осознавая влечение к исторической науке, сочинял собственные стихи и прозу; на рубеже 1950—1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях (всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне). В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет.
Четырежды его арестовывали. В первый раз — в декабре 1933 года — через 9 дней был отпущен без предъявления обвинения. В 1935 году подвергся второму аресту, но благодаря заступничеству многих деятелей литературы, был отпущен на свободу и восстановлен в университете. В 1938 году подвергся третьему аресту и получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1944 году по собственному желанию вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции.
После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года; был осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован, несколько лет работал в Эрмитаже, с 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ.
         В 1961 году защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук, в 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию — по географии, но степень не была утверждена ВАК. Научное наследие включает 12 монографий и более 200 статей. В 1950—1960-х годах занимался археологическим исследованием Хазарии, историей хунну и древних тюрок, исторической географией, источниковедением. С 1960-х годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Подавляющее большинство профессиональных историков и этнологов считают её ненаучной. Крупным вкладом Гумилёва в науку считается теория периодического увлажнения центральной Евразии и популяризация истории кочевников. В исторических исследованиях Л. Н. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству.


         Мне посчастливилось слушать краткий курс  Льва Николаевича Гумилёва   «Этногенез и биосфера Земли»  в новосибирском Академгородке в декабре 1976 года прошлого века, где он с огромным удовольствием выступал с лекциями и перед студентами, и перед обычными слушателями. Его лекции по этногенезу пользовались неизменным успехом:
- Чем я объясняю успех своих лекций? Отнюдь не своими лекторскими способностями — я картавый, не декламацией и не многими подробностями, которые я действительно знаю из истории и которые включал в лекции, чтобы легче было слушать и воспринимать, а той основной идеей, которую я проводил в этих лекциях. Идея эта заключалась в синтезе естественных и гуманитарных наук, то есть я тем и возвысил историю до уровня естественных наук, исследуемых наблюдением и проверяемых способами, которые у нас приняты в хорошо развитых естественных науках — физике, биологии, геологии и других науках.
Основная идея такова: этнос отличается от общества и от общественной формации тем, что он существует параллельно обществу, независимо от тех формаций, которые оно переживает и только коррелирует с ними, взаимодействует в тех или иных случаях.
Таким образом, исторический процесс представляется мне не в виде прямой линии, а в виде пучка разноцветных нитей, переплетенных между собой. Они взаимодействуют друг с другом разным способом. Иногда они бывают комплиментарны, т. е. симпатизируют друг другу, иногда, наоборот, эта симпатия исключается, иногда это идет нейтрально. Каждый этнос развивается как любая система: через фазу подъема к акматической фазе, т. е. фазе наибольшего энергетического накала, затем идет довольно резкий спад, который выходит плавно на прямую — инерционную фазу развития, и как таковой он затем постепенно затухает, сменяясь другими этносами.
К социальным соотношениям, например к формациям, это не имеет прямого взаимоотношения, а является как бы фоном, на котором развивается социальная жизнь. Эта энергия живого вещества биосферы всем известна, все ее видят, хотя отметил ее значение я первый, и сделал я это, размышляя в тюремных условиях над проблемами истории. Я обнаружил, что у некоторых людей в большей или меньшей степени существует тяга к жертвенности, тяга к верности своим идеалам (под идеалом я понимаю далекий прогноз). Эти люди в большей или меньшей степени стремятся к осуществлению того, что для них является более дорогим, чем личное счастье и личная жизнь.
Этих людей я назвал пассионариями, а качество это я назвал пассионарностью. Это не теория «героя и толпы». Дело в том, что эти пассионарии находятся во всех слоях того или иного этнического или общественного коллектива, но количество их плавно снижается со временем. Но цели у них иногда бывают единые — правильные, подсказанные нужной в данном случае доминантой поведения, а в ином случае — противоречат им. Поскольку это энергия, то она от этого не меняется, она просто показывает степень их (пассионариев) активности. Эта концепция позволила мне определить, почему возникают подъемы и спады народов: подъемы, когда количество таких людей увеличивается, спады — когда оно уменьшается.
Эта теория категорически противоречит расовой теории, которая предполагает наличие прирожденных качеств, присущих тем или иным народам за все время существования человечества, и «теории героя и толпы». Но герой может вести ее только тогда, когда в толпе он встречает отзвук у людей менее пассионарных, но тоже пассионарных.
Применительно к истории, эта теория оправдала себя. И именно для того, чтобы понять, как возникли и погибли Древний Рим, Древний Китай или Арабский халифат, ко мне и ходили люди. Что касается применения этого в современности, то это может сделать любой человек, у которого достаточная компетенция в области новой истории, и осознать, какие перспективы есть, скажем, у Западного мира, у Китая, у Японии и у нашей родины России. Дело в том, что к этому я присоединил географический момент — жесткую связь человеческого коллектива с ландшафтом, т. е. понятие «Родина», и со временем, т. е. понятие «Отечество». Это как бы два  параметра, которые, перекрещиваясь, дают нужную точку, фокус, характеризующий этнос.
Что касается нашей современности, я скажу, что, по моей концепции, преимущество пассионарного напряжения стоит на стороне Советского Союза и входящих в него братских народов, которые создали систему, относительно Западной Европы молодую, и поэтому имеют больше перспектив для того, чтобы устоять в той борьбе, которая время от времени с XIII века возникала и, видимо, будет возникать и дальше. Но о будущем я говорить, естественно, не могу...».
В 1969 году судьба подарила Льву Николаевичу знакомство с художником-графиком из Москвы Наталией Викторовной Симоновской. Она была не только женой и другом, но и соратником. В интервью журналистам она рассказывала: «Мы познакомились со Львом Николаевичем в 1969 году. Наша жизнь началась в жутком «клоповнике» - коммуналке, каких уже нет даже в Петербурге. Мы прожили вместе счастливую жизнь. Это не противоречит тому, что я написала: счастливую - и трагическую. Да, его всю жизнь беспокоила и манила истина. Историческая – и он пустился на поиски ее, написав много книг. И человеческая – потому что он верующий и очень богословски одаренный человек, понимал, что человек подвержен влиянию страстей и искушению дьявола, но что Божественное в нем должно побеждать». 
В конце жизни Лев Николаевич писал в своем Автонекрологе:
«Единственное мое желание в жизни -  это увидеть мои работы напечатанными без предвзятости.  Тогда я уверен, что те 160 моих статей и 8 книг общим объемом свыше 100 печатных листов получат должную оценку и послужат на пользу науке нашего Отечества и ее дальнейшему процветанию».
К сожалению, с поэтическим наследием Льва Николаевича широкая публика познакомилась относительно  недавно. Литературный критик Вадим Кожинов писал: «Несколько опубликованных стихотворений в последние годы его (Л.Н.Гумилёва) не уступают по своей художественной силе поэзии его прославленных родителей» - то есть классиков русской литературы Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. 

Качается ветхая память 
В пространстве речных фонарей,
Стекает Невой меж камнями, 
Лежит у железных дверей.

Но в уличный камень кровавый
Ворвались огни из подков
И выжгли в нем летопись славы
Навек отошедших веков.

Сей каменный шифр разбирая 
И смысл узнавая в следах, 
Подумай, что доля святая
И лучшая – память в веках.
1936.
Одно из его стихотворений «Поиски Эвридики» было включено в антологию русской поэзии XX века «Строфы века» под редакцией Евгения Евтушенко. К 90-летию со дня рождения Льва Гумилёва в Москве вышел сборник «Чтобы свеча не погасла», в который впервые наряду с культурологическими статьями и эссе вошла большая часть его поэтических произведений. Однако ни одного полного собрания его литературных произведений так до сих пор и не появилось, хотя он был великолепным знатоком русской литературы вообще, и поэзии - в частности. Не зря он сам себя однажды назвал «последним сыном Серебряного века». Лев Гумилёв довольно много занимался также и стихотворными переводами, в основном, с языков Востока. В 1990 году Лев Гумилёв перенес инсульт, но продолжал работать. Сердце Льва Николаевича остановилось 15 июня 1992 года. Лев Гумилёв был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 
Памятник на кладбище и мемориальную доску на доме, где он жил, установили благотворители (мэрия Санкт-Петербурга и постпредство Татарстана в СПб). Наталья Викторовна передала квартиру Льва Николаевича городу для организации в ней не просто музея, но и научного центра. Она мечтала, чтобы идеи мужа жили и работали для многонациональной страны. Однако до сих пор  научного центра нет, а есть филиал при Музее Анны Ахматовой, и есть опасность, что научные труды Льва Гумилёва затеряются под грузом поэтического наследства великой матери. И для потомков не будет ученого Льва Гумилёва, а лишь герой «Реквиема»...  Результатом стали многочисленные неакадемические издания ученого. И - пренебрежение к его памяти.
4 сентября 2004 года Наталья Викторовна скончалась на 85-м году жизни, и урна с ее прахом была захоронена рядом с могилой ее мужа.
В августе 2005 года в Казани Льву Гумилёву был поставлен памятник. По инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1996 году в казахской столице Астане именем Гумилёва был назван один из ведущих вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Льва Гумилёва. В 2002 году в стенах университета был создан кабинет-музей Льва Гумилёва. Также имя Льва Гумилёва носит средняя школа № 5 Бежецка Тверской области, где прошло его детство. В Бежецке установлен памятник: «Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Лев Гумилёв». 
 О Льве Гумилёве был снят документальный фильм «Преодоление хаоса»  (ТВ «Культура», съёмка 1986 г.), в котором сам Л.Н. Гумилёв  говорит о себе: «При жизни меня преследовали за мои идеи, после смерти будут извращать мои  научные идеи». Ему неоднократно предлагали  поменять фамилию на Горенко (настоящая фамилия Ахматовой) или даже Ахматову, он не соглашался, т.к. очень дорожил памятью отца и говорил: «Однажды предавший, навеки останется предателем». Он говорил, что нет плохих или хороших людей или этносов в целом: все своеобразные и что нельзя нарушать  соборность – принцип правления царской императорской России и считал  её всегда Евразийским государством, а науку  этнологию  - теорией народоведения. Гумилёв признавался, что для него остался открытым вопрос, откуда приходят пассионарные толчки – вспышки энергии – от Бога (Циолковский), от какой-то другой высшей природной силы, но этносы, - говорил он, - рождаются, созревают и умирают. Если мы будем разрушать природу, экологию, то мы разрушим  и  Человека – часть природы, а в настоящее время Человек довёл состояние природы до необратимой катастрофы. Остальные подробности его «пассионарной теории» этногенеза мы знаем из его книги «Этногнез и биосфера земли»[1] и научных статей.




[1] Первое издание -  Институт научной информации. Люберцы, Москва, депонированная рукопись, 1978-79 гг.




Присутствующий на литературном заседании в клубе «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» Руководитель Представительства Россотрудничества  в РУ, Советник Посольства России в Уз, д. ист.н., проф. Виктор Николаевич Шулика отметил актуальное политическое значение научных идей Л.Н. Гумилёва в XXI в., повлиявших на  создание Евразийского таможенного  Союза  и его позитивную роль в геополитической стратегии в современном мире.



Драматическая актриса Елена Бурова представила на суд слушателей насыщенный доклад о жизни и творчестве сына поэта Арсения Тарковского (1907-1989) –  Андрея Тарковского (1932-1986),  известного режиссёра гениальных фильмов – «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия» и других художественных кинолент. Андрей Тарковский  совершил революционный переворот в советском кинематографе  в сторону свободного  самовыражения художника, многослойной образности и  невиданной  поэтики эстетического кино, которого нам так не хватает сегодня. Последний год жизни он продолжал работать, даже зная свой смертельный диагноз: рак лёгких. Безвременно скончался в Париже 29 декабря 1986 г.
Героев тематического вечера, на мой взгляд, объединил трагический стоицизм детей великих поэтов в жерновах советской власти. Дети великих поэтов на генетическом уровне по-своему восприняли  жизнь своих великих предков и донесли,  уже на новом витке времени и самосознания, необъяснимую тайну Поэзии  не как литературы, а как способа жить и умирать,  сегодня рождающую  неожиданный отзвук в  сердцах молодых людей нового поколения ХXI в.: «Я не один, но мы ещё в грядущем…» (Арсений Тарковский).

Гуарик Багдасарова